Информационные стенды для родителей "На беседу к логопеду"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Рекомендации для родителей по закреплению изученной лексической темы: игры на активизацию словаря, развитие лексико-грамматических категорий, совершенствование связной речи. Игры и упражнения для развития фонематического восприятия детей 5-7 лет с ОНР (по методике Т.А. Ткаченко)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby_yagody.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon nasekomye.doc64.5 КБ
Microsoft Office document icon pticy.doc55 КБ
Microsoft Office document icon professii.doc57.5 КБ
Файл kartoteka_po_tkachenko.docx40.91 КБ
Файл pamyatka.docx59.56 КБ

Предварительный просмотр:

                          Любящим родителям на заметку…

Мы  изучили лексическую тему: Лесные ягоды. Грибы.

  1.   Предложите ребёнку поиграть в игру с мячом: вы бросаете мяч и  называете при этом гриб; победит тот, кто назовёт гриб последним (подосиновик, подберёзовик, маслёнок, волнушка, груздь). Так же можно поиграть, называя ягоды (малина, черника, брусника, морошка, клюква).

  1.   Попробуйте с ребёнком разделить названия грибов и ягод на слоги:

ры – жик, ли – сич – ка, мас – лё – нок, вол – нуш – ка, сы – ро – еж – ка.

  1.   Помогите ребёнку составить рассказы – описания об одном из грибов по плану.                             РАССКАЗ О ГРИБЕ

        - Как называется этот гриб?

        - Под каким деревом растёт?

        - Какого цвета шляпка, ножка?

        - Что можно из него приготовить?

  1.  Побеседуйте с ребёнком, какие заготовки можно сделать из лесных ягод и    грибов. Поиграйте в игру «Весёлый повар».

                  Варенье из земляники  -  земляничное.

                  Варенье из малины – малиновое.

                  Варенье из черники – черничное.

                  Морс из клюквы – клюквенный.

  1.  Поиграйте с ребёнком в игру «Два и пять». 

Вы бросаете мяч и произносите словосочетание:

   «Два мухомора». Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Пять мухоморов».

                  Два рыжика. – Пять рыжиков.

                  Две сыроежки. – Пять сыроежек.



Предварительный просмотр:

                            Любящим родителям на заметку…

Мы  изучили лексическую тему:            Насекомые.

  1. Вспомните вместе с ребёнком всё, что ему известно о насекомых. Побеседуйте о том, что насекомые могут быть полезными (пчела, муравей, божья коровка) и вредными (комар, муха, бабочка – белянка).

  1. Предложите ребёнку разделить названия известных ему насекомых на слоги:

          ба – боч – ка,    му – ра – вей,   ко – мар,  

          му – ха,  гу – се – ни – ца.

  1. Попробуйте вместе с ребёнком составить

                              рассказы о насекомых по плану:

- Кто это?

- Какого он (она)  размера?

- Какие части тела у него (неё) есть?

- Чем питается?

- Приносит пользу или вред?

  1. Если ребёнок легко справляется с этим заданием, можно предложить ему придумать загадки – описания о насекомых по образцу.

  1. Это маленькое насекомое. У него круглое тело, маленькая головка с большими глазами и  короткими усиками. Крылья – красного цвета с чёрными точками. Насекомое хорошо летает. Оно приносит пользу, потому что уничтожает тлю. Кто это? (БОЖЬЯ КОРОВКА)

  1. Поиграйте в игру «Подскажи словечко»:

Два пера, и три былинки,

И листочек, и травинку

В муравейник принесли

Работяги …     (МУРАВЬИ).

Звон весь день в ушах стоит.

Надо мною кто звенит?

Прилетел он со двора.

Длинный нос у ….     (КОМАРА).



Предварительный просмотр:

                 Любящим родителям на заметку…

Мы  изучили лексическую тему:    Перелётные птицы

  1. Напомните ребёнку, что одной из примет осени является отлёт перелётных птиц в тёплые края. Знает ли он, почему улетают птицы? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замёрзнут водоёмы).

  1. Предложите ребёнку вспомнить названия перелётных птиц: грачи, скворцы, ласточки, журавли, гуси, утки, лебеди.

  1. Помогите ребёнку разделить названия этих птиц на слоги: прохлопать, протопать слово по слогам.

Помним правило:

 Сколько в слове гласных – столько и слогов.

  1. Поиграйте с ребёнком в игру «У кого кто?» Вы бросаете мяч и называете взрослую птицу; ребёнок бросает мяч вам и говорит как называются её птенцы. Например:

                                    У скворца – … скворчата.

                                    У журавля - … журавлята.

                                    У аиста – … аистята.

                                    У грача - … грачата.

                                    У утки - … утята.

  1. Предложите ребёнку отгадать загадки, а если появится желание – выучить их и потом загадать друзьям.

Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех.                                      

Выгибает гордо шею.                                  Клином выстроились птицы,

Назови её скорее.  (Лебедь)                        Им на месте не сидится.

                                                                                Закурлыкали вдали

                                                                                Чудо – птицы …. (журавли).



Предварительный просмотр:

Любящим родителям на заметку…

                                                    Тема недели: Профессии.

  1. Помогите ребёнку составить рассказ о профессии папы или мамы: рассказать, кем и где папа или мама работает, в чём заключается эта работа.
  2. Предложите ребёнку вспомнить названия профессий работников детского сада, магазина, ателье, почты, профессии строителей. Поиграйте  в игру «Кто что делает?». Вы бросаете мяч и называете профессию, ребёнок ловит мяч, называет трудовое действие. Например:

Врач – лечит людей.

Учитель – учит детей в школе.

Швея – шьёт одежду.

Продавец – продаёт игрушки, посуду, продукты.

Почтальон – разносит газеты, журналы, письма.

Маляр - красит окна, двери, стены.

  1. Предложите ребёнку разделить названия профессий на слоги и прохлопать их ритмический рисунок: врач, по – вар, ма – ляр,

     плот – ник, шту – ка – тур, ка – пи – тан, во – ди – тель.

  1. Поиграйте в игру «Кто чем управляет?». Это позволит потренировать его в употреблении существительных в форме творительного падежа.

Шофёр управляет … - машиной.

Лётчик управляет … - самолётом.

Капитан управляет … - пароходом.

Машинист управляет … - поездом.

  1. Выучите с ребёнком скороговорку. Проведите соревнование.

Ткёт ткач ткани

На платок Тане.



Предварительный просмотр:

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия (Т.А. Ткаченко)

Упражнение № 9

      Взрослый показывает, а затем просит ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А – плачет ребёнок                                       О – удивилась мама

А – показывает горло врачу                        О – стонет бабушка

А – поёт певица                                            О – поёт певица

А – качаем малыша                                      О – потягивается папа

А – девочка укололась иголкой                  О – кричит охотник в лесу

                                                У – гудит пароход

                                                У – звучит дудочка

                                                У – плачет мальчик

Упражнение № 12

        Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

          Мак – бак - так                            Моток – каток - поток

          Ток – тук - так                             Батон – бутон - бетон

          Бык – бак - бок                            Будка – дудка - утка

          Дам – дом – дым                         Нитка – ватка - ветка

          Ком – дом – гном                        Клетка – плётка – плёнка

                                                                Тыква – будка - буква

Упражнение № 10

     

 Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребёнку сказать:

МЯУ – громко (кот рядом и просит есть), тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котёнок), низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:  И-ГО-ГО, МУ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.д.

Упражнение № 13

       

        Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

   Канава – канава – какао – канава              Билет – балет – балет - балет

   Ком – ком – кот – ком                                Дудка – будка – будка - будка

   Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок         Буфет – букет – буфет - буфет              

   Будка – буква – будка - будка                   Винт – винт – бинт – винт

   Минута – монета – минута – минута

Упражнение № 11

       Взрослый даёт ребёнку 2 кружка – красный и зелёный - и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный.

БАМАН        ВАВАН         АЛЬБОМ         АЛЬПОМ       ВИТАМИН

ПАМАН        ДАВАН        АЙБОМ           АЛЬМОМ       МИТАНИН

БАНАН         БАВАН         АНЬБОМ         АЛЬНОМ       ФИТАВИН

БАНАМ        ВАНАН        АВЬБОМ          АБЛЁМ          ВИТАЛИМ

Упражнение № 14

        Из каждых четырёх названий слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

   

   Мак – бак – так – банан                   пятка – ватка – лимон - кадка

   Сом – ком – индюк – дом                ветка – диван – клетка - сетка

   Лимон – вагон – кот – бутон           каток – дом – моток - поток

   Мак – бак – веник – рак

   Совок – гном – венок – каток

Упражнение № 15

        Взрослый, не торопясь, внятно произносит 3 слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов похоже 4-е:

Мак – дом – ветка  (слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

Совок – вагон – гном  (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

Калитка – дом – каток (улитка, гном, платок, лист, ком)

Упражнение № 19

          Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

                та – та – ТА                     па – па – ПА              ка – ка – КА            

                та - ТА – та                      па – ПА – па              ка – КА – ка              

                ТА – та – та                     ПА – па – па              КА – ка – ка

                     фа – фа – фа                          на – на - на

                     ва – ва – ва                            ба – ба - ба

                     ма – ма – ма                          га – га - га

Упражнение №16

          Взрослый читает стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребёнок должен выбрать одно слово из трёх предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные … (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь – от меня сбежала … (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь: «Мой дорогой! Не открывай меня …»  (плечом, коленом, ногой)

Две лисички, две сестрички отыскали где-то …(спичку, щётку, ножик)

Опустела мостовая, и уехали … (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке: «До чего люблю я …» (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пёс, у него в чернилах …(лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то мама, папа и …(детишки, ребята, малыши)

Катя Лену просит дать краски, карандаш …(ручку, тетрадь, книгу)

От грязнули даже стол поздним вечером … (сбежал, ушёл, ускакал)

Упражнение № 18

   Я тебе задам задачу всё расставить по местам:

   Что скатали мы зимой?

   Что построили с тобой?

   На крючок в реке попал?

   Может всё, хоть ростом мал?         (ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ).

 

  Вот печать на простыне –

  Зеленеет на окне ….

  Волейбольная висит….

  Канарейка в ней сидит - ….              (СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА)

 

   Что стащил игривый кот?

   Детям мамочка плетёт?

   С гор спускается, течёт?

   Что за скользкий, ровный лёд?       (КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

Упражнение № 17

             Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке … (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке … (мяч)

Как-то вечером две мышки унесли у Пети … (книжки)

Не полезет Влад на ель, у него в руке … (портфель)

«Я трудиться не привык!» - отвечает … (грузовик)

Мы собирали васильки, на головах у нас … (венки)

Пёс козе принёс букет, сытный будет ей … (обед)

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи … (туч)

То назад, то вперёд, может плыть … (пароход)

Упражнение № 23

            Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала 2 слога:

              Па – ба                            та - да

              По – бо                           ка - га

              Пу – бу                           фа – ва                 То же с гласными О,У, Ы

                                                      са – за

                                                      ша – жа

           па – ба – па                     та – да – та                  ва – фа - ва

           по – бо – по                     да – та – да                 фа – ва - фа

           пу – бу – пу                     ка – га – ка                 са – за - са

           пы – бы – пы                   га – ка - га

Упражнение № 20

          Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

          та – то – ту                        ну – ны – на                     бо – ба - бы

          ты – та – то                       но – на – ну                      бу – бо - ба

          му – мы – ма                    да – ды – до                      па – пу - по

          мо – ма – мы                    ду – ды – да                      ку – ко - ка

          ва – ву – во

Упражнение № 23

          Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися  по мягкости/твёрдости:

           па – пя            по – пё                 пу- пю               пы - пи

           ма – мя            мо – мё                му – мю             мы - ми

           ва – вя             во – вё                 ву – вю              вы - ви

           та – тя              то – тё                ту – тю                ты - ти

           ба – бя             бо – бё                 бу – бю              бы - би

           да – дя             до – дё                 ду – дю              ды - ди

           фа – фя            фо – фё               фу – фю              фы - фи

Упражнение № 21

      Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками:

       та – ка – па                       па – ка - та

       ка – на – па                       га – ба - да

       фа – ха – ка                      ка – фа - ха

       ба – да – га                       ва – ма - на

       ма – на - ва

                                        То же с гласными О, У, Ы

Упражнение № 25

      Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

                 пта – пто – пту – пты                        тма – тмо – тму - тмы

                 кта – кто – кту – кты                         кна – кно – кну - кны

                 фта – фто – фту – фты                       пна – пно – пну - пны

                 тпа – тпо – тпу – тпы                        фка – фко – фку – фкы                        

Упражнение № 24

      Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

                    па – тпа                              на - пна

                    та – пта                               ка - фка

                    фа – тфа                              ка - тка

                    та – фта                               ка - пка

                    ма – кма                              та - кта

                    на – фна                              на - кна

Упражнение 28

       Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

Звуковой ряд:

А – К – Т – Р – С – П – И – О – У – Ы – А – Ж – Ш – С – Ц – В – О - Э

Упражнение № 26

        Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении:

                       пта – тпа          кта – тка              фта - тфа

                       пка – кпа         кфа – кфа             хта - тха

                       фпа – пфа        гда – гда               вба - бва

Упражнение № 29

           

        Назвать первый звук в словах.

Уха, утка, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, уксус, укус, уплыл, урожай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

Вспомнить 5 предметов, начинающихся со звука У.

Вспомнить 5 действий, названия которых начинаются со звука У.

Упражнение № 27

       Выделение в звуковом потоке гласного звука (А,О,У, И,Ы,Э) – хлопнуть в ладоши, присесть, поднять зрительный стимвол.

Взрослый медленно, чётко, с паузами произносит звуковой ряд:

А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

Упражнение 30

       Назвать первый звук в словах.

Аня, аист, август, автомат, Алла, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алёша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.

Назвать 5-8 слов с первым звуком А.

Упражнение № 31

         Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка, изба, имя, ирис.

Назвать 5-6 слов с первым звуком И.

Упражнение 34

        Назвать первый и последний звуки в словах.

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.

Упражнение № 32

           

        Назвать первый звук в словах (А,О,И,У).

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

Упражнение № 35

      Назвать звуки в сочетаниях.

                     АУ                        УАИ

                     УА                        АИУ

                     АИ                        АУИ

                     ИА                        ИУА

                     ИУ                        УИА

                     УИ                        ИАУ

Пример. АУИ: 1-й звук – А, 2-й звук – У, 3-й звук – И.

Упражнение № 33

        Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носы, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

Упражнение № 36

     Назвать первый звук в словах (выделит его голосом, «нажать» на него).

Малина, мама, мыть, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, муха, моток, мотыга, маска, маки, море, музыка, мыло.

    Определить, есть в слове звук М или нет.

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза.

    Определить, где слышится звук М – в начале, в середине или в конце.

Монета, маска, дом, шлём, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

    Определить, в каком слове из двух слышится звук М.

Калина – малина, море – горе, мох – пух, мухи – сухо, раки – маки,

монета – ракета, мука – рука, магазин – бензин, зайка – майка,

мыло – шило.

Упражнение № 37

      Определить первый звук в словах.

Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

     Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы – полосы, ворона – корона, вышка – пышка, вагон – загон, вата – хата, волк – полк, корова – корона, волны – полный, сова – сама.

     Выделить голосом, «нажать» на звук В.

Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вафли, слева, справа, забава.

Упражнение № 39

      «Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, флакон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, форточка, флаг, фыркать.

     Определить, есть в слове звук Ф или нет.

Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

     Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

Кошка – кофта, фантик – бантик, фонтан – тахта, фрукты – продукты,

враг – флаг, косточка – форточка, косой – фасоль, пары – фары, нота – фото.

Упражнение № 38

       Определить первый звук в словах. Выделить звук голосом, «нажать» на него.

Надя, Наташа, ноги, найдём, новый, ноль, нота, норка, номер, ныть, наши, нож, ножницы, Настя,  налить. Налететь, надеяться.

      Определить, есть в слове звук Н или нет.

Нота, лето, корова, дрова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны. Лампа, шалуны, диваны, розы, канава, фонтаны, конфета, шапка.

      Определить, в каком из двух слов есть звук Н.

Наша – Саша, корона – корова, струна – трава, конфеты – приветы, норка – корка, найдём – пойдём, наши – уши, шалуны – шумы слова – слоны, зелёный – золотой, канава – забава, заноза – угроза.

Упражнение № 41

      Подобрать в рифму названия овощей со звуком К.

                    Поздним летом в огороде собирается народ.

                    Зрел всё лето урожай. Что собрали – отгадай!

Где весною было пусто, летом выросла … (капуста)

Собираем м в лукошко очень крупную … (картошку)

От дождя земля намокла, вылезай, толстушка … (свёкла)

Из земли за чуб плутовку тянем, сочную … (морковку)

Надо поклониться низко, чтобы вытащить … (редиску)

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)

Просит дедушка Андрюшку: «Собери ещё …» (петрушку)

Вот зелёный толстячок, крупный, гладкий … (кабачок)

Он красавец-великан, тёмно-синий … (баклажан)

Упражнение № 40

      Выделить в слове звук  К, «нажать» на него.

Домик, танк, тюбик, ролик, огонёк, бантик, платок, замок, колобок, индюк, лук, бублик, гамак, паук, совок, венок, зонтик, ток, валик, синяк, напильник, утёнок, валенок, хомяк, парк, веник, маяк, рак, канава, камень, косы, кофе, колено, комната, клюв, куры, капуста, кобра, камин, банка, буква, тыква, блокнот, бутылка, ватка, утка, шутка, букварь, секрет, знакомый, комар, капкан, капля, комок, кулёк, кустик, кулак, кофейник, мельник, человек, щенок, кран.

      Определить, есть в слове звук К или нет.

Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран, гамак.

Упражнение № 43

       Выделить в словах звук Т, «нажать» на него.

Винт, куст, зонт, лист, бант, порт, мост, салат, привет, букет, пакет, халат, хвост, автомат, томат, буфет, билет, кот, кит, лифт, полёт, пилот, канат, самолёт, март, бегемот, салют, тыква, томат, Толя, Таня, туман, табуретка, топот, тополь, такси, труженик, туфли, тапки, утка, батон, охота, куртка, нитка, паста, плита, ворота, минута, монета, клетка.

      Определить, в каком слове из двух есть звук Т.

Тыква – буква, батон – диван, ворота – ворона, плита – слова,

томат – гамак, халат – халва, билеты – бананы, бритва – брови,

ноты – ночи, шутка – шапка, ракета – рубашка, забот а – заноза, густой – кривой, злой – твой, нитка – миска.

                           

                            АТ – АТ – АТ – у Толи самокат.

                            УТ – УТ – УТ – дети побегут

                            ТО – ТО – ТО – новое пальто.

                            ТЫ – ТЫ – ТЫ – в комнате коты.

                            ОТ – ОТ – ОТ – это бегемот.

                            ТА – ТА – ТА – новая плита.

                            ТУ – ТУ – ТУ – конфету дам коту.

Упражнение № 42

        Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К».

Рама – рамка                    пена -                               монета -

Яма –                                панама -                           солома -

Репа –                               лопата -                            нора -

Вата –                               картина -                          репа -

Лапа -                               корзина -                          липа -

   Чётко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

                       

                        АК – АК – АК – вот какой гамак.

                        ОК – ОК – ОК – вот какой каток.

                        УК – УК – УК – вот такой индюк.

                        КА – КА – КА – у Кати мука.

                        КО – КО – КО – в школе нелегко.

                        КУ – КУ – КУ – я куплю муку.

Упражнение № 44

       Выделить в словах звук П, «нажать» на него.

Сироп, тулуп, укроп, грипп, храп, сноп, стоп, Филипп, пальма, пальто, попугай, пыль, палка, пони, паста, паук, почка, поле, парк, помада, победа, покупка, пароход, парикмахер, трап, телескоп, суп, кнопка, кепка, тропа, копать, липкий, крепкий, лампа, шапка, купальник, лопата.

      Определить, в каком из двух слов есть звук П.

Панама – канава, суп – сук, шапка – шутка, кнопка – нотка, кошка – кепка, кивать – копать, урожай – попугай, ласты – паста, жук – паук,

дочка – почка, кони – пони, жалко – палка, крот – укроп, ракета – победа, корыто – лопата.

Упражнение № 45

          Определить последний звук в слове (К, Т, П, Р).

Утёнок, валенок, котёнок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолёт, бегемот, брат, куст, канат, укроп, сироп, телескоп, суп, подкоп, храп, грипп, трап, сноп, комар, помидор, актёр, повар, шар, танк, торт, брат, свист, грохот, шрам.

Упражнение № 48

      Определить первый звук в словах.

Оля, острый, отдых, орден, обувь, отпуск, осы, окунь, овцы, окна, озеро, обруч, ослик, окрик, озимь, очень, около, овощи.

Выбрать из рассказа слова со звуком О.

Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.

Выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука О.

Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут жёлтые листья. В окнах рано зажигают свет.

Упражнение № 46

         Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.

АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АМ, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, УШ, АЛ, ОЛ.

Упражнение № 49

     Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).

Бак, рак, сок, суп, пар, газ нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

Упражнение № 47

      «Нажать» в слове на звук Х, выделить его.

Халат, хобот, хлеб, хата, худеть, горох, страх, хвост, холодильник, хозяйка, пастух, петух, запах, шорох, смех, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод, художник, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, тахта.

     Выбрать из рассказа слова со звуком Х.

Школьники ходили в поход. В походе они видели хаты, охотников с ружьями, маленького хомяка. Вечером ребята развели костёр и сварили уху.

    Выбрать слова со звуком Х.

               канат – халат – парад            сор – хор - вор

               голод – холод – молод          муха – мука - рука

               год – ход – пот                       хата – вата – мята

Упражнение № 50

     Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

Сады – садики, зонты – зонтики, кусты – кустики, мосты – мостики,

носы – носики, банты – бантики, ходы – ходики, плоты – плотики,

усы – усики, рыбы – рыбки, горы – горки, липы – липки, лапы – лапки, норы – норки.

Упражнение № 51

     Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова.

Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.

                         Я в походе БЫЛ, в барабан я БИЛ.

                         Я верёвки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.

               Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.

Вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.

Упражнение № 53

      Определить первый звук в словах.

Собака, солнце, сыр, самолёт, санки, скамейка, сухари, скала, свечка, спорт, сапоги, салат, сын, сом, сучок, супница, свёкла, сон.

     В каких словах после С слышится А? О? У? Ы?  Выделить в словах звук  С, «нажать»  на него.

Садик, самокат, самолёт, сокол, судно, сало, скамейка, сабля, лиса, коса, оса, листок, свисток, куст, колесо, песок, носок, сынок, лес, автобус, овёс, крыса, глобус, солдат, лесник, сосны, пылесос, судья.

Самостоятельно назвать 5 слов со звуком С.

Упражнение № 52

     Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, И, Ы).

Бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, пил, пир, гриб, кит, дым, сын, бык, пыль, выть, ныть, пух, ком.

Упражнение № 54

      Назвать все звуки по порядку.

Бак, зал, вар, шар, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, так, тук, хор, шут, шар.



Предварительный просмотр:

Телесно - ориентированные упражнения  направлены на осознание способов контроля своего тела. Дают возможность почувствовать его, обучают расслаблению, применяются для снятия усталости, повышения энергии и защитных функций организма.

«Школа телеведущих»

Цель:  снятие речевого зажима (в результате освоения орфоэпии дошкольники  уберут  речевой  зажим).

За – за – за, За – за – за, здесь привязана коза.

Зы – зы - зы,  Зы – зы - зы, мало травки у козы.

Зу – зу – зу,  Зу – зу – зу, отвязали мы козу.

За – за – за, За – за – за, залезает в сад коза.

Зу – зу – зу,  Зу – зу – зу, привязали мы козу.

За – за – за, За – за – за, здесь привязана коза.

Игра «Колокол»

Цель:  Снятие мышечных  зажимов.

Ход игры. Все участники вместе с ведущим встают в круг, взявшись за руки. Делая вдох, все вместе резко выбрасывают руки вверх, затем на вы­дохе, также резко наклоняясь, опускают руки вниз, произнося:«Бум-м-м!» (изображая колокол).

Шалтай-Балтай

Цель игры:  Снятие мышечных зажимов.

Ход игры. Дети вместе с ведущим поворачивают туловище вправо-влево,

Руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. Наслова «свалился во

«сне» резко наклонить корпус тела вниз. При этом ведущий читает стихи:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Мышечная релаксация по контрасту с напряжением
Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса;

«Штанга»

Представим, что мы поднимаем тяжёлую штангу. Наклонитесь, возьмите её.  Медленно поднимаем руки. Они напряжены … Тяжело! Устали руки, бросили штангу. Руки расслабились, не напряжены, отдыхают.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

Штангу выше поднимаем,

Крепко держим и бросаем.

«Наши ноги загорают»

Ноги поднимаем, держим … держим. Ноги стали твёрдые, как каменные. Теперь опустим ноги. Как хорошо, приятно стало, ноги отдыхают.  Повторим упражнение.

Мы прекрасно загораем,

Выше ноги поднимаем!

Держим … Держим … Напрягаем …

Загорели … Опускаем …

«Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи;

         Поверните голову влево. Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся в исходное положение. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Мышцы шеи опять напряглись, стали как каменные. Посмотрите прямо. Легко дышится!

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо …

А потом опять вперёд –

Тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена и расслаблена …

Упражнения на осознание языка собственного тела

Этюд «Из семечка в дерево»

Цель игры: Осознание языка собственного тела.

Ход игры. Дети в кругу. Исходное положение – сидя на корточках, го­

Лову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе,

Что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, по степенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать

Вам расти, считая до пяти».Усложняя упражнение, ведущий может увели­

чивать продолжительность «роста» до10 - 12«стадий». После выполнения этой  игры полезно сразу же перейти к игре «Потянулись-сломались».

«Потянулись - сломались»

Цель игры: Осознание языка собственного тела.

Ход игры: Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх,

Пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше...

Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на

полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломалась талия, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно ... Прислушайтесь к себе... Осталось ли где напряжение? Сбросили его …

Использование динамических игр и пауз

Динамическая пауза «Попугай»

        

Игра «Будь внимательным»

Упражнение «Сильные волны»

Цель: развитие произвольности

Встаньте в кружок, возьмитесь за руки. Я приседаю, за мной следующий, за ним другой и т. д., пока все не присядем. Потом я встаю, и по очереди встаёт каждый. Затем снова приседаем. Видите, как красиво бегут волны.

Бегут по морю волны,
Одна за другой.

Вверх – вниз,

Вверх – вниз.

Игра «Зайчик»

Цель:  развитие координации движений, умения взаимодействовать с другими детьми,  управлять своим телом и  движениями.

Дети вместе с воспитателем держат за края небольшую скатерть, на которой лежит игрушечный зайчик, и выполняют движения по тексту:

Зайчик, зайчик крепко спит,

И шуметь нам не велит.

Зайка глазки открывает.

За морковкой убегает.

Он бежит от волка прочь,

Мы хотим ему помочь.

Успокойся, зайчик-зайка,

Ляг в кровать и засыпай-ка.

Зайчик-зайчик крепко спит

И шуметь нам не велит... Тсссссссссс...

 

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=ef2c9809f0261fd8982a8ece227b8dde&n=33&h=190&w=294

Свободное звучание речи возможно лишь при отсутствии напряжения во всем теле (мышечных зажимов).

 

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.http://s01.yapfiles.ru/files/491653/1341067324_04.png

МБОУ «ОСОШ №2»

СП «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

п. Октябрьский - 2017

Нормализация

психо-эмоционального

 и моторного тонуса старших дошкольников посредством телесно-ориентированных игровых упражнений

Учитель – логопед:

Максимовская С.В.

Высшая кв. категория