Зачем исправлять речь?
материал по теме

 

 В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_ispravlyat_rech.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем исправлять речь?

 В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены в дошкольном возрасте.

 К сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и, тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом само пройдёт.

 О том, что надежда  само пройдёт  далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.

 А главное эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко.

 Особое внимание хочу обратить на то, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в письменной речи. У него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это очень непросто исправить!

 Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых.

 Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо "сюсюкание" взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.

 Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:

1-2 годика - усваиваются такие звуки: А, О, Э, П, Б, М

2-3 годика - звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й

3-5 годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ

5-6 лет - усваиваются звуки: Л, Р

 Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду!

 Вы видите, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое "возрастное косноязычие" уже перестаёт быть "возрастным". Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

 Уже у трёхлетнего малыша могут быть такие недостатки произношения, которые могут исправиться только с помощью логопеда!

 Необходимо знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалисту.

 Сюда относится, например, "хлюпающее" произношение некоторых звуков. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще, свистящих и шипящих) и многое другое.

 Вот причины появления нарушений речи:

  1. трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе!);
  2. дефекты в строении речевых органов: губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба;
  3. недостаточная подвижность губ и языка.

 Среди дефектов строения речевых (артикуляционных) органов наиболее часто встречаются:

 Во-первых, короткая подъязычная связка (уздечка). Язык при этом лишён необходимой подвижности, а главное, не может свободно подниматься вверх. Больше всего при этом страдают звуки: Р, Л, Ш, Ж.

 Во-вторых, неправильное строение челюстей и зубов (неправильный прикус).

 Во всех этих случаях нельзя ждать, пока "само пройдёт". Здесь требуется врачебно-логопедическая помощь!

 Очень важно для ребёнка различать звуки речи на слух (например, не путать: С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ и так далее). Это "фонематический слух" основа безошибочной письменной речи.

Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь малыша

 Поговорим о том, что очень полезно для малыша. Несколько простых рекомендаций помогут Вам улучшить его речь. Эти упражнения достаточно делать 5-10 минут в день, но ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых органов и растянется "уздечка":

  1. Облизывай верхнюю губку.
  2. Щёлкай язычком! Как лошадка цокает копытцами.
  3. Открой широко ротик и дотянись язычком до верхних зубок.

 См. в тетради "Артикуляционная гимнастика".

 Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков. Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук, находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков Вы одновременно развиваете и речь ребёнка!

 Будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки Вы покупаете малышу! Не пренебрегайте вопросами малыша, старайтесь объяснить ему то, что его интересует. Предложите и ему пересказать вам: о чём читали на занятиях в детском саду, на уроке в школе. Прочитав сказку, рассказ, посмотрев фильм, попросите пересказать. Это очень полезно для развития не только речи, но и памяти, внимания, сообразительности. И будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки вы покупаете малышу! От этого зависит не только то, насколько он будет образован, умён, но и насколько он будет действительно Человеком серьёзным и ответственным, добрым и порядочным.

 Логопеды обследовали ваших детей, поставили диагнозы и всех кто нуждается в логопедической помощи, зачислили на логопункт. Но в любом случае помните, что успех занятий с ребенком зависит не только от специалистов, но и от вас, родители. Обязательно занимайтесь со своим ребенком, обучайте его и выполняйте все рекомендации специалистов.

 Важно понимать, что обучение - это не только ежедневные занятия с ребенком определенное количество времени и не просто упражнения. Обучение - это стиль вашего общения с ребенком. Каждую минуточку, каждую секунду Ваш Малыш познает мир. И вы должны помнить: ваши слова и ваши действия отпечатываются в сознании ребенка как след на мокром песке.

                                                                                         Утверждаю

                                                                                             Заведующий МДОУ «Детский сад                    компенсирующего вида № 159» г. Саратова

__________________ Левченко С. В. 

                                                                                                   10.09.2011 г.

Консультация для родителей.

Тема: «Зачем исправлять речь?»

Провела  на родительском собрании

в старшей группе «Родничок»

учитель-логопед:

Шехова Ольга Николаевна.

г. Саратов 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исправляем произношение С-Ш

Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков С-Ш...

Почему необходимо исправлять дефекты звукопроизношения

Кратко о возможных последствиях неисправленных дефектах...

Тема: " Играем, обучаем, исправляем, развиваем речь" (Мастер-класс для педагогов ДОУ)

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения  речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы...

Консультация для родителей "Нарушения речи. Какие нарушения речи исправляет логопед"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7047487","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 120px; width: 120px;","width":"180"}}]]Какие нарушения речи и...

Исправляйте грамматические ошибки в речи детей

Консультация для родителей по формированию грамматически правильной речи у детей, на тему "трудности усвоения грамматики"....

Детские ошибки. Не обращать внимание или исправлять?

Порой, у родителей возникает вопрос: Как относиться к колоритным и вместительным, но  построенным грамматически неправильно детским словам? Одна из хорошо известных логопедам ошибка связана...

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика в стихах. Весело играем, речь исправляем"

Комплекс упражнений которые можно делать дома вместе со своим ребенком....