Партнерские формы работы с родителями
статья (старшая группа) по теме

Рассмотрим, как творческие идеи могут значительно изменить давно знакомые формы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partnerskie_formy_raboty_s_roditelyami.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Партнерские формы работы с родителями.

Образование сегодня движется по пути модернизации учебно-воспитательного процесса. Модернизация подразумевает возможность изменение подхода к работе с учетом изменения времени. Как это влияет на такую сферу деятельности как работа с родителями? Причина изменений тактики и стратегии работы педагогов кроется в том, что изменились и современные родители. Социальный статус семьи, родительские запросы сегодня существенно разнятся. Часто родители испытывают трудности во взаимодействии с ребенком и его воспитании. Современные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребенка, подготовки его к школе родители возлагают в большей степени на детский сад. Но, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Современные родители любят своего ребенка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образования, стремятся к познанию ребенка и общению с ним. Вместе с тем проявляется  неуверенность в реализации родительской функции. Наблюдаются неоправданно завышенные  требования современных родителей  к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и прочее), без учета реальных возможностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей. Всё это подталкивает к смене методов работы и переходу к партнерскому взаимодействию родителей и детского сада.

Партнерство (в буквальном переводе с английского) обозначает равноценное деление, паритетность участия.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано так: «Взаимодействие - 1.Взаимная связь двух явлений. 2.Взаимная поддержка.                                                                              

 Но в нашем случае не два участника процесса, а три, так как педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; и семья, в свою очередь,   воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка. Из этого следует, что и педагог, и родители должны объединить усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду, чтобы они выросли гармонично развитыми личностями.

Рассмотрим, как творческие идеи могут значительно изменить давно знакомые формы работы с родителями. Родительское собрание… Возможно сухое прочтение доклада педагогом, несколько общих вопросов родителей и всеобщее желание скорее завершить это скучное дело. «Круглые столы» и «Педагогические гостиные» внесли определенную новизну в эти мероприятия, но можно пойти дальше: предложить родителям самим быть организаторами и участниками этих. Неожиданную для педагогов активность проявили папы при проведении «Дискуссионного клуба отцов». Причем молодые папы не уступали не в желании и умении находить решения различных ситуаций более опытным (у кого двое и трое детей).

 Но некоторые вопросы родители предпочитают не обсуждать  в присутствии других. Они хотят  получить индивидуальную консультацию иногда даже анонимно. А ведь у многих  в группах стоят пустующие ящики «Почты доверия». Это говорит о том, что необходимо перестраивать существующую работу с письменными обращениями родителей. Для этого можно привлечь узких специалистов: педагога-психолога, логопеда, музыкального руководителя, старшей медицинской сестры и т.д., поместив в родительском уголке информацию о том, чью консультацию можно получить на этой неделе. Для педагога очень полезно устраивать «Почту родительских опасений, (пожеланий, предложений)». Но для стимулирования родителей, педагог должен проявить свою искреннюю заинтересованность, тогда и родители будут готовы решать проблемы своих детей с помощью детского сада и для полноценного пребывания в детском саду. Многие родители не только хотят о чем-то узнать, но и готовы поделиться с другими своими советами, рекомендациями по проведению детских праздников, организацией досуга малышей, рецептами любимых детских блюд. Для этого у нас есть «Копилка родительской мудрости».

При правильном подходе родители могут полноценно участвовать в образовательном процессе. Например, мы знакомим детей с определенным писателем, поэтом, художником, композитором. Можно привлечь родителей к организации различных выставок (книжных, художественных), музыкальных гостиных, тематических концертов, театрализованных представлений.

Очень интересно проходят открытые занятия с детьми для родителей. Можно в процессе занятия включить элементы беседы с родителями (ссылаясь на их компетентность в каких-то вопросах, или наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостям). Для этого у нас в саду проводится «День открытых дверей».

 Дети не только с удовольствием показывают свои достижения родителям, но и побуждают их принимать активное участие в жизни сада. К 23 февраля мы готовили фотовыставку о самых близких и дорогих защитниках Отечества «Мы гордимся Вами». Ребята с огромной любовью делали рамки для фотографий пап, дедушек и дядей в военной форме. Папы вспоминали свою службу и доставали свои дембельские альбомы.

Когда, для оформления газеты «Сами с усами» нам понадобились фотографии детей с животными, некоторые мамы признались, что таковых не оказалось в семейном фотоальбоме. И благодаря нашей инициативе несколько семей провели чудесные выходные вместе с детьми, посещая Старооскольский зоопарк. Радостные эмоции были не только у детей, но и у родителей. А педагоги подготовили консультации «Как ухаживать за домашними питомцами», «Воспитание добрых чувств».  

Ну  и как же не коснуться  такого важного момента, как праздники. Много радостных переживаний дарит совместная подготовка к этим важным мероприятиям. Ко «Дню моей семьи» были подготовлены сюжетные фотоальбомы. Причем тематику родители подбирали сами. Дети вместе с родителями составляли рассказы о семейных реликвиях, например, о билете в кинотеатр, где мама познакомилась с папой, о бабушкиных счастливых сережках, о прадедушкиной фронтовой медали.

Работая над привитием у ребенка потребности в здоровом образе жизни, сталкиваешься с тем, что без партнерского взаимодействия с семьей очень трудно добиться положительного результата.   Такие мероприятия как «Папа, мама, я — спортивная семья!», «День физкультурника», помогают детям увидеть наглядный результат здорового образа жизни.  

 Все эти события наглядно отражены в информационной газете новостей  нашего сада — «Журавленок», которая пользуется популярностью у родителей.

К сожалению, или к счастью, педагогика не имеет готовых рецептов:     для работы с семьёй не существует  идеальных примеров для подражания, поскольку родители, как и дети уникальны.  Данное замечание справедливо и для педагогов: современное воспитание имеет одну цель — самовоспитание, как условие технологии и результат реализации партнерского стиля всех субъектов воспитания детей.                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Выстраивание партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

«Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической группы с ФФНР»

laquo;Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической груп...