Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника
материал (младшая группа) на тему

Это материал о использовании  фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии. Дети осваивают родной язык, подражая речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители, ставя задачу развития речи ребенка. Назову наиболее типичные:

  1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).
  2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
  3. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
  4. Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного  освоения грамоты, построения связного рассказа).
  5. Отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
  6. Плохая дикция.

   Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, рассказов, пословиц, поговорок и т.д. Читайте малышу с раннего возраста, при этом следите за чёткостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Позвольте ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек.

   Колыбельные, потешки, прибаутки, пословицы и загадки обогащают словарь  и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например: коза, козонька; кот, котик, коток, котя, котенька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска фольклорных произведений делает освоение речи наиболее успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают  фонематический слух.

   …уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось сказки сказывать. Перешли они к жившим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не скуёшь меча, не вырежешь ложки.

   Русские народные сказки свободны в художественной выдумке, но тесно связаны с реальной жизнью – воссоздают мир забот и интересов народной Руси, имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам. Это относится к сказкам всех видов – бытовым, волшебным, героическим, и в первую очередь к так называемым сказкам о животных.

   А как выразительна и многоцветна речь сказочников! В сказке «Колобок» лиса говорит: «Сядь-ка на мой язычок да пропой  в последний  разок!» «в последний разок!» - это означает ещё раз, но это именно «в последний»: колобку больше не петь. Сказочник играет словом, его певучая речь пленяет. Ребёнку, по каким- то причинам, лишенному в детстве возможности слушать русские народные сказки, трудно будет почувствовать красоту родного языка; нелегко ему будет подобрать точные слова и правильно строить  предложения. Ведь сочетания слов  в сказках так продуманы, что только остаётся вздохнуть: «ни в сказке сказать, ни пером описать». Более того, чувства, испытанные слушателем сказки, закладывают в его душе незримую крепость. Сильные впечатления уже в детские годы производят в человеке внутренние перемены. И, когда он становится взрослым, знание чудесных сказок по-своему отзываются в его поступках.

   Педагогам в школе приходится встречаться с такой проблемой, когда ребенок не чувствует ритма стихотворения и поэтому никак не может его запомнить. Может быть, в детстве ему просто не хватило правильно исполненной «Курочки Рябы»? Ведь её звучание это мир родного языка. Разбитая на строки в соответствии с ритмом и интонацией, сказка эта представляет самое настоящее стихотворение, местами даже рифмованное. Дети, как правило, и запоминают этот ритмический рисунок, иногда не понимая отдельных слов. Первые четыре строчки – зачин, спокойный, повествовательный. Дальше – завязка, когда говорится «Да не простое, а золотое». Союзы «да», «а» подготавливают значительность того, что мы сейчас услышим. Потом идут забавные, потешные приговорки: «Бил – бил – не разбил. Била – била – не разбила» и, наконец смена ритма, длинное, трехсложное слово «раз – би – лось». В нём очевидно слышится беда, и следующие строчки – это сплошное всхлипыванье и хлюпанье носом: «Плачет дед, плачет баба…» Но хотя золотое яичко разбито и утеряно безвозвратно (разумная курочка не обещает его вновь снести), сама интонация слов курочки рябы неторопливая, ласковая, как будто по головке гладит обоих – несёт утешение. Двух – трёхлетнему малышу ясно: сказка кончилась хорошо.

   А чего стоит замечательное перечисление в сказке «Репка», похожее на считалочку или скороговорку. В самих суффиксах «чк», «к» звучит что-то весёлое, озорное, плясовое, которое завершается протяжным, широким, с подчёркнутыми ударениями: «тя-а-а-а-нут – поя-а-а-нут», передающим усиление всей этой многочисленной компании.

   Мелодии русского фольклора – это и Гоголь, и Некрасов, и Островский, и Лесков, и Блок, и Платонов, и Бажов, и, конечно, Пушкин – не только в своих сказках, но и в прозе и стихах они подчинены тому же дыханию, тому же музыкальному ритму.

   



Предварительный просмотр:

   Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии. Дети осваивают родной язык, подражая речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители, ставя задачу развития речи ребенка. Назову наиболее типичные:

  1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).
  2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
  3. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
  4. Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного  освоения грамоты, построения связного рассказа).
  5. Отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
  6. Плохая дикция.

   Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, рассказов, пословиц, поговорок и т.д. Читайте малышу с раннего возраста, при этом следите за чёткостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Позвольте ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек.

   Колыбельные, потешки, прибаутки, пословицы и загадки обогащают словарь  и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например: коза, козонька; кот, котик, коток, котя, котенька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска фольклорных произведений делает освоение речи наиболее успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают  фонематический слух.

   …уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось сказки сказывать. Перешли они к жившим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не скуёшь меча, не вырежешь ложки.

   Русские народные сказки свободны в художественной выдумке, но тесно связаны с реальной жизнью – воссоздают мир забот и интересов народной Руси, имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам. Это относится к сказкам всех видов – бытовым, волшебным, героическим, и в первую очередь к так называемым сказкам о животных.

   А как выразительна и многоцветна речь сказочников! В сказке «Колобок» лиса говорит: «Сядь-ка на мой язычок да пропой  в последний  разок!» «в последний разок!» - это означает ещё раз, но это именно «в последний»: колобку больше не петь. Сказочник играет словом, его певучая речь пленяет. Ребёнку, по каким- то причинам, лишенному в детстве возможности слушать русские народные сказки, трудно будет почувствовать красоту родного языка; нелегко ему будет подобрать точные слова и правильно строить  предложения. Ведь сочетания слов  в сказках так продуманы, что только остаётся вздохнуть: «ни в сказке сказать, ни пером описать». Более того, чувства, испытанные слушателем сказки, закладывают в его душе незримую крепость. Сильные впечатления уже в детские годы производят в человеке внутренние перемены. И, когда он становится взрослым, знание чудесных сказок по-своему отзываются в его поступках.

   Педагогам в школе приходится встречаться с такой проблемой, когда ребенок не чувствует ритма стихотворения и поэтому никак не может его запомнить. Может быть, в детстве ему просто не хватило правильно исполненной «Курочки Рябы»? Ведь её звучание это мир родного языка. Разбитая на строки в соответствии с ритмом и интонацией, сказка эта представляет самое настоящее стихотворение, местами даже рифмованное. Дети, как правило, и запоминают этот ритмический рисунок, иногда не понимая отдельных слов. Первые четыре строчки – зачин, спокойный, повествовательный. Дальше – завязка, когда говорится «Да не простое, а золотое». Союзы «да», «а» подготавливают значительность того, что мы сейчас услышим. Потом идут забавные, потешные приговорки: «Бил – бил – не разбил. Била – била – не разбила» и, наконец смена ритма, длинное, трехсложное слово «раз – би – лось». В нём очевидно слышится беда, и следующие строчки – это сплошное всхлипыванье и хлюпанье носом: «Плачет дед, плачет баба…» Но хотя золотое яичко разбито и утеряно безвозвратно (разумная курочка не обещает его вновь снести), сама интонация слов курочки рябы неторопливая, ласковая, как будто по головке гладит обоих – несёт утешение. Двух – трёхлетнему малышу ясно: сказка кончилась хорошо.

   А чего стоит замечательное перечисление в сказке «Репка», похожее на считалочку или скороговорку. В самих суффиксах «чк», «к» звучит что-то весёлое, озорное, плясовое, которое завершается протяжным, широким, с подчёркнутыми ударениями: «тя-а-а-а-нут – поя-а-а-нут», передающим усиление всей этой многочисленной компании.

   Мелодии русского фольклора – это и Гоголь, и Некрасов, и Островский, и Лесков, и Блок, и Платонов, и Бажов, и, конечно, Пушкин – не только в своих сказках, но и в прозе и стихах они подчинены тому же дыханию, тому же музыкальному ритму.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Значение фольклора в развитии речи младших дошкольников"

Консультация предназначена для родителей младшей группы, которая знакомит с разновидностями фольклорных произведений....

Использование малых форм фольклора в развитии речи младших дошкольников.

Статья о формах взаимодействия с млладшими дошкольниками. Использованиепотешек, прибауток, народных игр накопленных веками....

Родительское собрание "Влияние малых форм фольклора на развитие речи младших дошкольников".

   Малые жанры фольклора – это небольшие по объему  фольклорные произведения . Знакомя детей с разными фольклорными жанрами ,мы обогащаем  речи детей с живописью ,образность...

Наглядно-дидактическое пособие с использованием фланелеграфа для развития речи младших дошкольников «Расскажу вам без труда - это осень, вот весна, это лето и зима»

Данное пособие способствует формированию у детей элементарных представлений о времени года, сезонных изменениях, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи.  Его можно использовать в непосред...

Презентация «Влияние фольклора на развитие речи младших дошкольников».

О роли фольклора и его влиянии на развитие речи младших дошкольников....