Домашняя игротека
материал по теме

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultacii_dlya_roditeley.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Домашняя игротека для детей и их родителей»

Инстуктор по физической культуре

О.В.Сёмина

ИГРА В СЕМЬЕ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Младший дошкольный  возраст

   Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.

   Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.

   В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. Например: двухлетний  ребенок лепит с мамой, с бабушкой пирожки; папе он  может подержать молоток, клещи; со старшей сестрой он может мыть пол т.п. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия,  взаимопонимания. Но для малыша труд является еще игрой.

   В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают  влияние игры на нравственное развитие ребенка. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением книг, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.

   Многие родители стремятся пополнять игровое хозяйство ребенка, показывают игровые действия с новой игрушкой, предлагают поиграть одному. Они не осознают, что ребенку важно даже небольшое их участие в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, что его игровые действия одобряют. Взрослый, вступая в игру с ребенком, берет на себя определенную роль и выполняет правила, предписанные ей, но одновременно он незаметно руководит игрой. В игровом общении недопустима назидательность, иначе игра теряет свою привлекательность, воспитательную ценность, а иногда и вовсе распадается. Родителям необходимо помнить, что совместные игры обогащают внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов семьи, эмоционально удовлетворяют взрослых и детей, дают возможность более глубоко понимать ребенка, целенаправленно осуществлять его развитие.

Старший дошкольный возраст

     Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. Продолжая нравственное воспитание, можно использовать сюжетно-ролевую игру в «семью», воспитывая у детей качества, свойственные будущим родителям.

      Подготовка к семейной жизни молодых людей с дошкольного возраста – это воспитание чуткости, способности к сопереживанию, умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях. Именно сюжетно-ролевые игры в  «семью», «детский сад» и др., в которых дети берут на себя роли самых  близких, любимых ими людей – отца и матери, - воспитывают у детей эти качества.

                                                                                                                                                                                                                       Нередко связь «мать» - «отец» проявляется в игре отрицательно: появляются командные нотки «матери» при обращении к «мужу», стремление повелевать, подчинять его себе, т. е. то, что дети наблюдают во взаимоотношениях между родителями. Мальчики чаще всего не знают, в чем заключается роль «отца». Они «уходят» на «работу» и стремятся не вернуться в игру, отвлекаясь на другие игры .В играх в «семью» мальчики, как правило, малоинициативны, они лишь выполняют требования, указания «жены»

        Многие родители не понимают воспитательного значения игры, не руководят сюжетно-ролевыми играми  детей в семье. Отсутствие в семье педагогического руководства нравственным воспитанием в повседневной жизни детей, нежелание отвечать на детские вопросы о нравственном смысле внутрисемейных отношений отрицательно сказываются на этическом содержании сюжетно-ролевых игр детей и не способствуют их нравственному воспитанию.

      Культура общения, ответственность, взаимопомощь – этими качествами отличается дружный семейный коллектив. Семейные отношения значительно влияют на развитие личности ребенка.

      У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый человек с твердым характером. Он любит и уважает жену и как женщину, и как мать; благороден, предупредителен, чувствует ответственность за создание семьи, воспитание детей, проявляет разумную требовательность к ним.

      Велика в семье роль матери. От неё зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим. Именно мать служит дочери примером в умении любить, уважать мужа, быть ему другом, мудрым советчиком, уметь духовно его поддерживать.

         Семейный союз, где родители обладают такими нравственными качествами, порождает демократический тип семейных отношений. Взаимопомощь, совместное обсуждение семейных проблем, посильное участие в домашних делах вызывают у ребенка чувство радости, любовь к родителям, которые побуждают его к добрым поступкам.

         В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях. Именно в игре ребенок овладевает умениями налаживать с партнером игровые, а затем и реальные отношения. У него появляется возможность договориться, как и во что играть, как распределить роли, строить свои отношения на тех нравственных нормах, которые ребенок усвоил от окружающих его взрослых. Роль, исполняемая ребенком в игре, побуждает его вести себя так, как ведет себя в жизни настоящий летчик, шофер.

        Игры детей старшего возраста требуют целенаправленной, продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребенка. Если родители искренне интересуются играми сына или дочери, серьёзно, с уважением относятся к ним, то ребенок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делится с ними своими замыслами о том, во что ему хочется поиграть, прислушивается к советам старших.

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЖЕЛАЕТ ЗАНИМАТЬСЯ

«СЕРЬЁЗНЫМИ ДЕЛАМИ»

   Следует сразу оговориться: у детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьёзно и важно, а что бесполезно и бестолково.

   Если, на взгляд взрослых, ребенок не желает учиться – считать, запоминать буквы, сидя на диване под вашим бдительным присмотром, оставьте его в покое – это не дошкольник не желает заниматься серьёзными вещами, это вы предъявляете к нему неправомерные требования.

   Посмотрите, как он играет в песке, с куклами, машинками или солдатиками. Спросите. сколько у него кукол, куличиков… Называет число? Считает? Вы этого ихотели.

   Но вот если ребенок не играет, это уже проблема, которая должна вас серьёзно тревожить.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРОБЛЕМУ

   Не навязывайте ребенку свое представление о том. что и когда он должен делать.

   Если вы хотите непременно чему-либо научить его, посмотрите во что он играет, включитесь в его деятельность и в процессе игры вместе с ним «научитесь важному делу».

   Позволяйте ребенку вдоволь играть с другими детьми: сверстниками, более старшими и младшими. Совместная игра – хорошая школа. Если вы боитесь, что старшие научат дурному, вспомните, что еще никому никого не удавалось изолировать от негативных явлений жизни. Важно не то, чтобы ребенок никогда не увидел плохого от других, а то, чтобы он умел противостоять дурному. Это возможно, если вы научили малыша самоуважению.

   Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка своевременно появились соответствующие его возрасту игры. Дело не в количестве, а в их развивающем воздействии. Не надейтесь, что ваша задача будет выполнена в момент покупки. Играйте вместе.

   Хотите, чтобы ребенок много знал, - подбирайте правильно книги. Для дошкольника, пока он еще сам не научился читать, важен не столько текст, сколько иллюстрации, которые он может осмысливать, проговаривать. Речь идет, конечно, не о комиксах, а о хороших детских энциклопедиях.

   

                     Воспитание у детей заботливого отношения

к  окружающим

     Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим.

       Воспитание такой нравственной черты, как заботливость, социально обусловлено отношениями в обществе, которые  отражаются на внутрисемейных отношениях.

      Проявления заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад. Благотворное влияние  детского сада на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости отмечают и родители.

       Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы придти на помощь другим, то ребенок подражает их формам взаимоотношений.

      Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организацией всей жизни семьи.

      Нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитать в своих детях пренебрежительное отношение к людям, черствость, эгоизм. Но почему же в некоторых семья растут черствые, грубые и эгоистичные дети?  « Все дело в одной очень важной закономерности нравственного  воспитания,- пишет по этому поводу В.А.Сухомлинский. – Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».

     Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своем детстве, друзьях, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, их труду. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих. Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребенком усилий; порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребенок и старался, но у него не хватило умений.

      Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения.  Если мотивы ему понятны, он начинает руководствоваться ими, стремится поступить как взрослый. Родители воздействуют на чувства, сознание и волю дошкольника.

     Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. У детей развивается умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.

      Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание детей.  В семьях, где оно применяется трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. Большинство родителей знают, что бить детей нельзя, но иногда бьют. Одни применяют такие наказания по убеждению, другие же признают, что поступают плохо, но без этого обойтись не могут. Физически наказывают детей те родители, педагогическая культура которых низка, которые считают физические наказания единственным методом воспитания.  Родители, часто применяющие физические наказания, не знают, что, прежде всего ребенок должен осознать свою вину, переживать из-за нее. Если нет внутреннего переживания, сокрушения, то никакое наказание, тем более физическое, не поможет. Кроме того, страх порождает ложь, лицемерие, коварность, трусость, малодушие.  

       Таким образом, психические состояния, вызванные применением родителями поощрений и наказаний, могут стать чертой характера ребенка. Если подкрепить похвалой то состояние удовольствия, испытываемое ребенком после оказания им помощи родителям, то при повторении  этого психического состояния может сформироваться такая черта, как заботливость.                                

       Для ребенка, осознающего, что своим плохим поступком он огорчает родителей, достаточно душевного разговора, который окажет на него сильное воздействие. Например, мать сказала шестилетней Маше: «Через год ты пойдешь в школу. Ты теперь самостоятельный человек, поэтому я не буду тебя наказывать, если ты сделаешь что-то нехорошее, я буду только каждый раз огорчаться». Девочка поняла, что к ней относятся как к взрослому  человеку, и она должна ценить это, не причиняя боли родным, проявляя о них заботу.

      Помните, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходят в тех семьях, где существует уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.

Литература:

Физическая культура вашего малыша

     Дети очень подвижны. Неутомимы в своем желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые забывают  об этой радости, они менее подвижны и менее жизнерадостны и детям не позволяют шалить, резвиться («Веди себя хорошо!», «Не носись, как угорелый!» и т. д.), закладывая установку на малоподвижный образ жизни.

     Хорошо бы направить детскую энергию в полезное русло: познакомить ребенка с тем, что такое зарядка, санки, лыжи, бассейн, тренажеры, мячи и пр.

      Распространенная ошибка – стремление обеспечить ребенка всем «самым-самым», порой в комнате малыша его самого не видно из-за игрушек, развивающих комплектов и спортивных снарядов. Но ребенок учится через подражание и совместных со взрослым действиях! В играх копирует то, что увидел дома, по телевизору, на улице. Действует «как мама», «как папа». Копирует походку, жесты, привычки, проявление эмоций, интонацию, слова. Точность повторения удивительная! Дети не дают оценок, они наблюдают и повторяют. Они усердно учатся.  И если родители делают зарядку по утрам, внимательны к своему здоровью, то и для детей это станет нормой, содержанием каждого дня.

     Но дети перенимают не только хорошее, но и то, что взрослые назвали бы  «дурным». Нередко взрослые ведут себя так, словно воспитание – это запрещение детям того, что позволительно им самим, или требование от детей того, что самому делать лень.

     Иногда ребенок «упорно не замечает» требований родителей по соблюдению тех или иных семейных правил. Бывает и такое. Правило должно быть правилом для всех членов семьи, а не только для младших

     Обучение навыкам здорового образа жизни легче всего осуществляется через игру. Как лучше организовать игры дома, как в игровую форму облечь то или иное дело? Специалисты ДОУ к вашим услугам.

     Приглашаем вас, уважаемые родители, к обмену опытом, к сотрудничеству

ВОЗРАСТ  «ПОЧЕМУЧЕК»

   

      Ребенок начинает задавать вопросы еще до того, как научиться говорить. Нет, это вовсе не парадокс. Он находит шишку или камешек, приносит их вам. Это и есть вопрос. Просьба объяснить, что это такое.

       А затем уже на вас обрушивается лавина вопросов. Доказано, что ребенок в первые годы жизни осваивает информации больше, чем за всю остальную жизнь. Поэтому от его вопросов отмахиваться нельзя. Недополученные в дошкольном возрасте знания оборачиваются интеллектуальным отставанием.

       Многие родители совершают большую ошибку, разговаривая с ребенком на его детском языке, сюсюкая, думая, что так ему понятнее. Ответ на вопрос жаждущего знаний «почемучки» должен быть абсолютно серьезным. Можно и трехлетнему ребенку рассказать о ледниковом периоде или движении небесных светил. То, что ребенку интересно, он обязательно запомнит. И не нужно бояться перегрузить его информацией, потому что, если информация будет непосильной, малыш просто отключится.

      Ребенок впитывает информацию как губка. В возрасте «почемучки» он ничем другим не озабочен: ни гормональными перестройками, ни своим социальным статусом, ни взаимоотношениями с педагогом и т. п., ни многими желаниями и потребностями, которые возникают позже.

      Постарайтесь отвечать на все вопросы без раздражения и с максимальной точностью – так вы заложите фундамент правильного интеллектуального развития своего малыша

Повышение роли отца в семье

         

   Традиционно основной задачей мужчины считается обеспечение материального благополучия своей семьи. Однако сегодня для полноценного развития ребенка также необходимо непосредственное участие отца в его воспитании. Не все мужчины понимают насколько это важно. Многие из них порой не допускают мысли, что они будут вовлечены в ежедневную кропотливую работу по уходу за детьми. А ведь ответственному отцовству нужно учиться.

   Если ребенок был обделен любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно ее дарить и понимать.

   Потеряв доверие к отцу, ребенок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по настоящему заботиться о других.

   Так или иначе, отец, как и мать – первый человек, с которым ребенок встречается в жизни. Многие дети обделены вниманием отца, его любовью. И как же повезло тем, которые с первых дней жизни были окружены не просто любовью – обожанием отца. Они чувствуют себя более защищенными, более уверенными в себе.

   Поэтому не стоит воспринимать мужчину в семье лишь как источник дохода или мастера на все руки, т.к. его интеллектуальный вклад в воспитание ребенка очень важен. Дело не в том, что он знает больше чем мама, - он знает то, чего она не знает. Он приносит вести из своего, мужского, мира, с которым ребенок сталкивается, стоит переступить ему через порог, и, доверяя папе, он входит в него без страха.

   Для сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца или заменяющего его мужчины мальчик не может получить представления об ответственном отношении к родным людям главы семьи – защитника и опекуна.

   Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между мамой и папой как образец или даже сценарий для своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начнет искать себе супруга, сравнивая его с отцом.

Как выбрать игрушку

     Пространство игры и игрушки – самое сложное для родителей, потому что оно очень изменчиво, непостоянно. Игрушки нашего детства принципиально отличаются современных.

  Совет первый. Не берите детей с собой в магазины игрушки. Выбор игрушки – серьезное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребенка, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и  т.д. Капризы уставшего малыша не будут способствовать принятию правильного решения.

Совет второй. Обратитесь в детский сад за консультацией, где работают профессиональные педагоги, психологи и методисты. Они подскажут вам, какие особенности психического развития вашего ребенка необходимо учитывать. Узнайте, в какие игры и как играет ваш ребенок в своей  группе. Купив аналогичную игру, вы решите сразу две задачи: с большой вероятностью вы приобретете правильную, полезную для развития игрушку. Как ни странно, одинаковые игрушки в детском саду и дома делают для ребенка посещение дошкольного учреждения более привлекательным, особенно в раннем возрасте.

Совет третий. Главным отличием хорошего магазина игрушек является работа с покупателями консультанта, имеющего квалификацию педагога или детского психолога. Следует обратить внимание на ассортимент – отсутствие героев западных блокбастеров для детей, аляповатых электронных игрушек, орущих с китайским акцентом зверей или кукол, наконец очень ограниченный арсенал или даже полное отсутствие оружия – признаки правильного магазина детских игрушек.  А что же должно быть на полках? Конструкторы и строительные материалы, настольно-печатные игры, наборы для творчества, головоломки, спортивные игры и наборы, оборудование для ролевых игр (кухни, парикмахерские, мастерские, наборы доктора), дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, домино, мозаики, продукция для игр с песком и водой, персонажи для театрализованной деятельности и ширмы к ним, игровые домики, горки, машинки и дополняющие их гаражи, знаки, куклы и кукольное хозяйство (не обязательно формата Барби). Желательно, чтобы в ассортименте были представлены изделия народных промыслов. Еще одна отличительная особенность магазина развивающих игр – наличие методических описаний к играм. Не просто инструкций – они тоже нужны, чтобы правильно собрать игрушку или разобраться с правилами игры, а именно описания, что и как развивает у детей данная игра.

Совет четвертый. Запомните несколько критериев отбора игрушек для вашего ребенка:

Обязательные критерии

  1. Безопасность игрушки.
  1. Наличие сертификата РОСТЕСТа. Игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка.
  2. В игрушке не должно явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
  3. В игрушке или ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка.
  4. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
  1. Соответствие игрушки возрасту ребенка.
  2. Привлекательность, эстетичность игрушки для ребенка.
  3. Возможность использования игрушки для развития способностей ребенка (познавательное развитие, физическое совершенствование, художественно-эстетическое развитие и духовно-нравственное воспитание)

Дополнительные критерии

  1. Возможность использования игрушки в коллективной игре.
  2. Прочность и долговечность игрушки.
  3. Качество описания игрушки

Совет пятый, для прогрессивных современных родителей, у которых каждая минута на учете. Поищите в Интернете, а также в изданиях для родителей информацию о курсах и тренингах, посвященных вопросам развития ребенка в современной игровой среде. Будьте осторожны – ищите курсы организованные педагогами-профессионалами.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА

И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

    Трудно себе представить жизнь современной семьи без телевизора.

     Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»? Может это надуманная проблема? Попытаемся разобраться.

     Дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам ориентированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «Петровка, 38», «Дорожный патруль» и т.п.

     Возможно, мы услышим голоса оппонентов: «Ну и в чем проблема? Телевидение – это окно в мир! Пусть знакомятся с современной действительностью!». Отвечая на этот вопрос, зададимся целью понять, что видят дети через это окно. Было проанализировано 100 часов программ ведущих каналов российского телевидения. Каковы же результаты? В среднем на 1 час телетрансляции приходится четыре сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистичность сцен (окровавленные трупы, отрубленные головы, похищения людей и т. п.)

    Чем опасно такое телевидение для ребёнка?

   Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

    Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряженный звук сердцебиения с экрана и т.п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

       Выдающийся русский психиатр В.Бехтерев ещё в начале ХХ века отмечал: достаточно иногда неосторожно произнесённого при ребёнке слова о совершении убийства или другом каком-либо происшествии, чтобы он тревожно спал или даже подвергся ночному кошмару.

      В качестве подтверждения этих слов можно привести пример из современной жизни российских детей. После многочасовой трансляции по телевидению трагедии, которая случилась в школе Беслана, многие психологи в России отмечали массовое обращение родителей за врачебной помощью. У дошкольников и младших школьников был сформирован страх посещения образовательных учреждений и страх террористических актов. В течение нескольких дней вся страна была прикована к телевизионному экрану, но никто не позаботился оградить детей от этой страшной видеоинформации. Ни учителя в школах, ни воспитатели в детских садах, ни родители не были предупреждены о негативном влиянии такой информации на психику ребёнка.

      Во-вторых, нельзя забывать об эффективности и заразительности агрессивного поведения.

     Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

       Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением.

       По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношения с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать также.

      Возникает вопрос: многие дети смотрят телевизор, но не все из них агрессивны. Ребёнок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностям. Эти потребности во многом определяют семья и общение со сверстниками.

       Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, в качестве любимых передач отмечают те, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых телегероев выбирают наиболее агрессивных.

        В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.

       Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц. Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует  не благородные слова героя, а его конкретные действия.

        В-четвёртых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

       На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3% эфирного времени (сравним с рекламой – ей предоставляется 23%). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши».

       Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подается в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги,  они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуждения сказки, у ребёнка не развивается стремление самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.

       Этот, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

       И, наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.

      Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребёнком. Некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых.

       В чём же опасность рекламы? У ребёнка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т. д. Однако, постоянный просмотр рекламы формирует у ребенка психологическую зависимость. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.

       Отдельно рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультипликационных фильмов.     

        Классические российские мультипликационные фильмы, в которых задействованы выдающиеся артисты и художники, показывают в основном с 6 до 8 часов утра, когда основная масса детей ещё спит. А вот зарубежные мультфильмы транслируют днём, при этом их эфирное время увеличивается почти в два раза.

      Пример из практики. К психологу пришла мама, с ужасом констатируя, что её сын трёх лет стал кричать во сне: «Убивать, надо всех убивать! Бей, бей!». В семье, где царит любовь и взаимопонимание, ребёнок не мог услышать ничего подобного. По словам мамы, он повторяет во сне эти слова словно зомби.

       Подробно разбирая ситуацию в семье и особенности общения с малышом, психолог выяснил, что молодой папа очень любит зарубежные фильмы и с удовольствием смотрит их вместе с малолетним сыном. Папа уверяет, что мальчику тоже нравятся эти фильмы: Когда он их смотрит, то просто замирает, даже не обращает на нас внимания». Поэтому молодые родители покупают ребёнку целые сборники зарубежных мультфильмов, особо не анализируя их содержание, - «они очень красочные, в них много компьютерных эффектов».

          К сожалению, российский видеорынок заполнен зарубежными мультфильмами, за редким исключением не отличающимися высокой художественной ценностью и глубоким нравственным содержанием. Безусловно, есть очень хорошие фильмы, например диснеевские, но, видимо, их прокат дорог, и поэтому наши дети смотрят низкопробные ленты, изобилующие сценами агрессии и обмана. Не случайно любимыми героями современных дошкольников стали Человек-паук, Терминатор, черепашки-ниндзя, Бэтмен и другие – ведь эти монстры представлены как смелые романтические герои, которым хочется подражать.

        Телевидение во многом определяет и выбор игрушек. Самые популярные – те же черепашки-ниндзя, роботы и т. д. Такая тенденция опасна для детской психики. Игрушка,  по мнению психологов, имеет колоссальное значение для развития детей. Кукла (традиционная или герой мультфильма) выступает в качестве заместителя идеального друга ребёнка, она несёт в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней дошкольник приобретает моральный опыт. Поэтому так важно контролировать какими игрушками играет ребёнок, и не идти у него на поводу, покупая героев низкопробных зарубежных мультфильмов.

          Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников. Ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать понятия о добре и зле, справедливости и дружбе. Мы призываем обратить внимание на те подводные камни, которые вызывают тревогу у педагогов и психологов.

Некоторые рекомендации для родителей

  1. Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
  2. Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день)
  3. Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов ориентированных на взрослую аудиторию.
  4. Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.
  5. Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Совместное обсуждение позволит детям понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, болью предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.

После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций этих героев.

          Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.

 

Домашняя игротека для детей и их родителей

Игры по дороге в детский сад

       Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ еще больше хнычут… Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми. Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими формами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов, лучше показать  только один, например, красный, и несколько дней подряд (а может быть, и недель в зависимости от возраста и возможностей малыша) искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера.

     Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей вас обстановке.

Игры в ванной комнате

       В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много-мало», «полное-пустое», «половина», «на донышке». «через край».

        В тазик  с водой опустите несколько легких резиновых шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках.  Отойдя на расстояние 0,5 – 1 м, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не остается ни одного шарика.

Игры между делом

       Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к интересным событиям и явлениям. «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так…». С этими словами взрослый встряхивает газету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой, проводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки), а еще можно играть в «Звенелки», «Чавкалки», «Стучалки», «Скрипелки» и т.д.

       Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребенок смог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху приклейте или пришейте ленты (волосы). Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она приобрела как можно более романтичный вид.

       Самый простой способ смастерить куклу – это набить газетой бумажный пакет, перекрутить его посередине и стянуть резинкой

Игры на кухне.

       Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов.

      Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

       Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получиться мягкий комок. Лепите все, что захочется.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ

В СЕМЬЕ

        Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям.

       Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей,  их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре.

       Важна ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. Помочь в этом родителям – задача педагогов.

       В теплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске («мостик через речку»); перешагивание через корни, бревно; подлезание под сучья; прыжки с возвышения (пень, бревно); подъем в гору и спуск с горы; перепрыгивание препятствий с места и с разбега.

      С целью повышения выносливости рекомендуется проводить бег в медленном темпе: с дошкольниками старшей группы – до 1,5 минут, в подготовительной группе – до 2 минут. Бег с высоким подниманием бедра, на прямых ногах (не сгибая в коленях), приставным шагом боком и др.  

       Все перечисленные виды движений нужно проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения, повы-шает интерес детей и поддерживает их положительные эмоции

       В развитии у детей ценностного отношения к здоровью важную роль играют родители. Именно они формируют потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя игротека: логоритмические и пальчиковые игры

Материал для родителей и воспитателей...

"Домашняя игротека"

В этом конспекте предложены советы для родителей по использованию игровых заданий дома....

Домашняя игротека

Игры на кухне....

консультация для родителей " Домашняя игротека"

рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук....

Домашняя игротека

Данное пособие рекомендовано для заботливых родителей по развитию у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, устного связного высказывания, мелкой м...

Домашняя игротека по теме "Овощи"

Рекомендации для совместных игр родителей и детей дома по теме "Овощи". Данные рекомендации можно вывешивать в приемной в разделе "Логопед советует..."...

Домашняя игротека

Наглядная информация для родителей...