Адаптация детей к детскому саду
методическая разработка (младшая группа) по теме
Папка-передвижка для родителей групп раннего возраста по адаптации детей к детскому саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya.doc | 114 КБ |
vash_rebyonok_postupaet_v_detskiy_sad..doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ
в детском саду.
Адаптация в переводе с латинского
языка – приспособление к определён
ным социальным условиям и подразуме
вает психическое здоровье личности
в этих социальных условиях. Процесс адаптации начинается с того момента, когда меняются параметры окружающего мира и человеку необходимо приспособиться к ним.
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается процессами адаптации, так как ребёнок поступает в новую социальную среду – детский коллектив, его окружают незнакомые дети и взрослые, новая обстановка и предметы. Эти новые условия требуют таких форм поведения, которых у ребёнка ещё нет, что ведёт к эмоциональному напряжению в период адаптации. Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения в период адаптации.
Различают несколько степеней адаптации – лёгкая, средняя и тяжёлая. Степень адаптации определяется соответственно нескольким критериям.
Первый критерий тяжести адаптации, наличие у детей отрицательных эмоциональных отношений к игре, в общении с детьми и взрослыми. Причём, чем больше ребёнок испытывает такие отрицательные эмоции (страх, обида, неприязнь, гнев), тем труднее происходит адаптация ребёнка в детском саду.
Отрицательное эмоциональное состояние приводит к различным отклонениям в поведении ребёнка, ведёт к эмоциональному стрессу и неврозам у детей.
В лёгком случае отрицательные эмоции проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде.
Негативные эмоции
могут быть вызваны,
как серьёзными, так и
незначительными
причинами (забыл дома
игрушку). Эмоции быстро
вспыхивают и так же
быстро угасают, что
не ведёт к отрицательному эмоциональному отношению в общении, в целом к детскому саду.
Средняя степень адаптации характеризуется устойчивым эмоциональным отношением к общению. обида, недовольство, неприязнь – основные эмоциональные состояния такого ребёнка. Такие дети сдержаны, избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако сами пристально следят за событиями в группе, они неудовлетворенны своим положением в группе, не хотят идти в детский сад.
При тяжёлой адаптации у ребёнка появляются многочисленные страхи.
Нормальное эмоциональное развитие подразумевает:
- Состояние здоровья и высокий уровень развития ребёнка. Здоровый ребёнок легче переносит адаптацию.
- Возраст ребёнка. Труднее адаптируются дети в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет. После 1,5 лет адаптация ребёнка в детском саду протекает легче.
- Неблагоприятные социальные факторы. Они выражаются в том, что родители не обеспечили ребёнку правильного режима, соответствующего возрасту, не привили необходимых навыков самообслуживания.
- Уровень тренированности адаптацион ных возможностей ребёнка. Даже если ребёнок не поступает в дошкольное учреждение, его всё равно необходимо ставить в такие условия, когда ребёнку надо менять сложившиеся формы поведения (приучать общаться со сверстниками, незнакомыми людьми). Чем больше адаптационный опыт ребёнка, тем меньше будет трудностей при поступлении его в детский сад.
Какие же мероприятия надо осуществлять, чтобы не допустить тяжёлой адаптации? Облегчить адаптацию возможно при комплексном подходе к этому вопросу:
- Заранее готовить ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение – экскурсия в детский сад, знакомство с группой, обстановкой, режимом дня.
- Работа по просвещению родителей – знакомство с поведенческими реакциями ребёнка в период адаптации, создание психологического комфорта дома, соблюдение режима дня. Советуем спланировать отпуск на время адаптации ребёнка, больше с ним гулять, проявлять терпение и любовь к ребёнку. Во время адаптации, не применять ни каких видов наказания.
- Учёт в педагогической работе интересов и склонностей детей помогает существенно облегчить адаптация.
- Наблюдение за физическим состоянием (снижение физических нагрузок, увеличение времени на отдых).
- Создание положительного климата в группе детского сада. Понять не всегда проявляемые внешне переживания детей можно только при наличии доверительного контакта с ними. Не нужно ругать ребёнка перед всеми детьми, стыдить за проявление слабости, беспомощности и подчеркивать необходимость помощи. Воспитатели в непринуждённой беседе с ребёнком уточняют, что вызывает у него положительные эмоции, а что мешает ему нормально себя чувствовать, чем он недоволен, обеспокоен или обижен. Составить объективную картину взаимоотношения детей. Их позицию в группе удаётся посредством опроса, анкет. Тогда будет видно, кто из детей пользуется наибольшим влиянием, «предпочитаемые», кто будет просто принятым, а кто изолированным. При хорошем психологическом климате, в группе нет отверженных.
- Воспитатели наблюдают за поведением и основными проявлениями эмоций у вновь прибывших детей. Появление неадекватных поведенческих реакций и отрицательных эмоций говорит о трудной адаптации ребёнка в детском коллективе.
В заключение нужно сказать о коррекционных занятиях с отдельными трудно адаптирующимися детьми. Коррекционная работа развивается в двух направлениях – игровая коррекция поведения и коррекция с использованием изобразительного творчества.
Предварительный просмотр:
ВАШ РЕБЁНОК ПОСТУПАЕТ
В ДЕТСКИЙ САД.
Оформляя ребёнка в ясли, детский
сад, родители часто переживают:
«Как его встретят? Будет ли ему
хорошо в яслях? Как его будут
кормить, поить, укладывать спать?»
Волнение это объяснимо: родители
впервые оставляют ребёнка
с незнакомыми людьми.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, рассматривают окружающее, начинают играть. Другие – наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся расстаться с мамой.
Чем же объяснить разное поведение детей? Причины могут быть различные: отсутствие режима в семье; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. Главной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общение с взрослыми и детьми. Чем более узок был круг общения до поступления в детский сад, тем труднее ребёнку.
Привязанность только к близким, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с чужими определяют характер поведения.
Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление скрыться от всех. Дети, у которых имеется положительный опыт общения с взрослыми и сверстниками, составляют благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду быстрее.
В процессе общения ребёнок познаёт окружаю щее, узнаёт, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми.
Родители должны стремиться помочь ребёнку быстрее и раньше преодолеть страх перед незнако мыми взрослыми. Для этого надо привлекать внима ние ребёнка к действиям взрослых и детей, вызы вать у него положительное отношение к их дейст виям, побуждать обращаться к постороннему взрос
лому: «Отнеси книжку», «Покажи
дяде машинку». Очень любят
малыши подражательные действия:
«Поклюём зёрнышки, как
птички», «Полетаем,
как воробушки» и т. д.
Совместные действия и
движения с ребёнком
помогают установлению
контакта с взрослыми.
На основе опыта общения с взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. И здесь родители должны показать ему пример общения, научить, как обратиться к другому ребёнку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его. Можно вовлекать ребёнка в совместную со сверстниками игру во дворе, на площадке, в квартире.
Научить ребёнка вступать в общение с взрослыми и детьми – важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.
В первые дни посещения недопустимо высказывать сожаление о том, что ребёнка приходится отдавать в детский сад.
Необходимо всем своим настроением подчеркнуть, что ему бояться нечего, никто его не обидит. В часы присутствия в группе мама должна направить всё внимание ребёнка на окружающие предметы, игрушки, взрослых.
Важное значение в период привыкания ребёнка к условиям детского сада имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это надо обращать в семье постоянное внимание. К концу первого года жизни у ребёнка необходимо сформировать умение садиться на стул, пить из чашки.
С 1 года 2 месяцев – умение пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, есть разнообразные блюда, хорошо пережёвывать пищу, после еды задвигать свой стул, участвовать в раздевании, умывании. К 2 годам ребёнок должен знать своё место за столом, в спальне.
Возраст от 2 до 4 лет считается наилучшим для усвоения навыков культурного поведения. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы навыки общения, культуры поведения быстрее и легче привыкают к детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....
Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...
Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».
Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".
Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....
"Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для адаптации"
Консультация для родителей...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Консультация для родителей детского сада.Адаптация детей к детскому саду.
Консултация для родитейлей....