Главные вкладки

    Адаптация детей к детскому саду
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Рыжакова Юлия Валентиновна

    Папка-передвижка для родителей групп раннего возраста по адаптации детей к детскому саду

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adaptaciya.doc114 КБ
    Microsoft Office document icon vash_rebyonok_postupaet_v_detskiy_sad..doc124 КБ

    Предварительный просмотр:

    АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ

    в детском саду.

            Адаптация в переводе с латинского

    языка – приспособление к определён

    ным социальным условиям и подразуме

    вает психическое здоровье личности

    в этих социальных условиях. Процесс адаптации начинается с того момента, когда меняются параметры окружающего мира и человеку необходимо приспособиться к ним.

            Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается процессами адаптации, так как ребёнок поступает в новую социальную среду – детский коллектив, его окружают незнакомые дети и взрослые, новая обстановка и предметы. Эти новые условия требуют таких форм поведения, которых у ребёнка ещё нет, что ведёт к эмоциональному напряжению в период адаптации. Дети по-разному переносят  трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения в период адаптации.

            Различают несколько степеней адаптации – лёгкая, средняя и тяжёлая. Степень адаптации определяется соответственно нескольким критериям.

             Первый критерий тяжести адаптации, наличие у детей отрицательных эмоциональных отношений к игре, в общении с детьми и взрослыми. Причём, чем больше ребёнок испытывает такие отрицательные эмоции (страх, обида, неприязнь, гнев), тем труднее происходит адаптация ребёнка в детском саду.

            Отрицательное эмоциональное состояние приводит к различным отклонениям в поведении ребёнка, ведёт к эмоциональному стрессу и неврозам у детей.

            В лёгком случае отрицательные эмоции проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде.

    Негативные эмоции

     могут быть вызваны,

    как серьёзными, так и

    незначительными

    причинами (забыл дома

    игрушку). Эмоции быстро

    вспыхивают и так же

    быстро угасают, что

    не ведёт к отрицательному эмоциональному отношению в общении, в целом к детскому саду.

             Средняя степень адаптации характеризуется устойчивым эмоциональным отношением к общению. обида, недовольство, неприязнь – основные эмоциональные состояния такого ребёнка. Такие дети сдержаны, избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако сами пристально следят за событиями в группе, они неудовлетворенны своим положением в группе, не хотят идти в детский сад.

            При тяжёлой адаптации у ребёнка появляются многочисленные страхи.

            Нормальное эмоциональное развитие подразумевает:

    1. Состояние здоровья и высокий уровень развития ребёнка. Здоровый ребёнок легче переносит адаптацию.
    2. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются дети в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет. После 1,5 лет адаптация ребёнка в детском саду протекает легче.
    3. Неблагоприятные социальные факторы. Они выражаются в том, что родители не обеспечили ребёнку правильного режима, соответствующего возрасту, не привили необходимых                    навыков самообслуживания.
    4. Уровень тренированности адаптацион                        ных возможностей ребёнка. Даже если                ребёнок не поступает в дошкольное              учреждение, его всё равно необходимо                 ставить в такие условия, когда ребёнку                     надо менять сложившиеся формы                  поведения (приучать общаться со                сверстниками, незнакомыми людьми).                      Чем больше адаптационный опыт ребёнка, тем меньше будет трудностей при поступлении его в детский сад.

    Какие же мероприятия надо осуществлять, чтобы не допустить тяжёлой адаптации? Облегчить адаптацию возможно при комплексном подходе к этому вопросу:

    1. Заранее готовить ребёнка к поступлению  в  дошкольное учреждение – экскурсия в детский сад, знакомство с группой, обстановкой, режимом дня.
    2. Работа по просвещению родителей – знакомство с поведенческими реакциями ребёнка в период адаптации, создание психологического комфорта дома, соблюдение режима дня. Советуем спланировать отпуск на  время адаптации ребёнка, больше с ним гулять, проявлять терпение и любовь к ребёнку. Во время адаптации, не применять ни каких видов наказания.
    3. Учёт в педагогической работе интересов и склонностей детей помогает существенно облегчить адаптация.
    4. Наблюдение за физическим состоянием (снижение физических нагрузок, увеличение времени на отдых).
    5. Создание положительного климата в группе детского сада. Понять не всегда проявляемые внешне переживания детей можно только при наличии доверительного контакта с ними. Не нужно ругать ребёнка перед всеми детьми, стыдить за проявление слабости, беспомощности и подчеркивать необходимость помощи. Воспитатели в непринуждённой беседе с ребёнком уточняют, что вызывает у него положительные эмоции, а что мешает ему нормально себя чувствовать, чем он недоволен, обеспокоен или обижен. Составить объективную картину взаимоотношения детей. Их позицию в группе удаётся посредством опроса, анкет. Тогда будет видно, кто из детей пользуется наибольшим влиянием, «предпочитаемые», кто будет просто принятым, а кто изолированным. При хорошем психологическом климате, в группе нет отверженных.
    6. Воспитатели наблюдают за поведением и основными проявлениями эмоций у вновь прибывших детей. Появление неадекватных поведенческих реакций и отрицательных эмоций говорит о трудной адаптации ребёнка в детском коллективе.

    В заключение нужно сказать о коррекционных занятиях с отдельными трудно адаптирующимися детьми. Коррекционная работа развивается в двух направлениях – игровая коррекция поведения и коррекция с использованием изобразительного творчества.



    Предварительный просмотр:

    ВАШ РЕБЁНОК ПОСТУПАЕТ

    В ДЕТСКИЙ САД.

            Оформляя ребёнка в ясли, детский

    сад, родители часто переживают:

    «Как его встретят? Будет ли ему

    хорошо в яслях? Как его будут

    кормить, поить, укладывать спать?»

    Волнение это объяснимо: родители

    впервые оставляют ребёнка

    с незнакомыми людьми.

            Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

            Одни дети приходят в группу уверенно, рассматривают окружающее, начинают играть. Другие – наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся расстаться с мамой.

            Чем же объяснить разное поведение детей? Причины могут быть различные: отсутствие режима в семье; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. Главной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общение с взрослыми и детьми. Чем более узок был круг общения до поступления в детский сад, тем труднее ребёнку.

    Привязанность только к близким, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с чужими определяют характер поведения.

            Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление скрыться от всех. Дети, у которых имеется положительный опыт общения с взрослыми и сверстниками, составляют благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду быстрее.

            В процессе общения ребёнок познаёт окружаю щее, узнаёт, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми.

            Родители должны стремиться помочь ребёнку быстрее и раньше преодолеть страх перед незнако мыми взрослыми. Для этого надо привлекать внима ние ребёнка к действиям взрослых и детей, вызы вать у него положительное отношение к их дейст виям, побуждать обращаться к постороннему взрос

                    лому: «Отнеси книжку», «Покажи  

                     дяде машинку». Очень любят  

                     малыши подражательные действия:    

                              «Поклюём зёрнышки, как  

                              птички», «Полетаем,

                              как воробушки» и т. д.  

     Совместные действия и      

      движения с ребёнком

        помогают установлению

                              контакта с взрослыми.

            

    На основе опыта общения с взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. И здесь родители должны показать ему пример общения, научить, как обратиться к другому ребёнку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его. Можно вовлекать ребёнка в совместную со сверстниками игру во дворе, на площадке, в квартире. 

            Научить ребёнка вступать в общение с взрослыми и детьми – важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

            

    В первые дни посещения недопустимо высказывать сожаление о том, что ребёнка приходится отдавать в детский сад.

    Необходимо всем своим настроением подчеркнуть, что ему бояться нечего, никто его не обидит. В часы присутствия в группе мама должна направить всё внимание ребёнка на окружающие предметы, игрушки, взрослых.

    Важное значение в период привыкания ребёнка к условиям детского сада имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это надо обращать в семье постоянное внимание. К концу первого года жизни у ребёнка необходимо сформировать умение садиться на  стул, пить из чашки.

    С 1 года 2 месяцев – умение пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, есть разнообразные блюда, хорошо пережёвывать пищу, после еды задвигать свой стул, участвовать в раздевании, умывании. К 2 годам ребёнок должен знать своё место за столом, в спальне.

    Возраст от 2 до 4 лет считается наилучшим для усвоения навыков культурного поведения.  Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы навыки общения, культуры поведения быстрее и легче привыкают к детскому саду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по адаптации детей к детскому саду "Здравствуй детский сад"

    Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определя­ются основные задачи, решаемые проектом:-преодоление стрессовых состояний у детей р...

    Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

    Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

    Я иду в детский сад. Проект по адаптации детей к детскому саду

    Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....

    Проектная деятельность по адаптации детей в детском саду «Первый раз в детский сад»

    Информационная характеристика: Проект по адаптации детей в детском саду «Первый раз в детский сад» -краткосрочный, педагогический, практико-ориентированый. Участники проекта:Дети, воспитател...

    Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

    Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

    Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

    Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

    Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....