Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста
методическая разработка по развитию речи по теме

Петрова Ольга Хасанбиевна

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигается достаточной точности. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

 Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с такой же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕСТЬ ЗАБАВЫ,  В КОТОРЫХ СОВМЕЩАЮТСЯ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ С КОРОТКИМИ РИТМИЧЕСКИМИ СТИШКАМИ. МАЛЫШЕЙ ПОДОБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ОБЫЧНО УВЛЕКАЮТ.  НО НЕ ВСЕ ЗНАЮТ,  ЧТО ТАКИЕ ИГРЫ ПОЛЕЗНЫ.

Логопеды и педагоги знают: чем лучше развита мелкая моторика, тем легче и эффективнее развивается его речь.  Оказывается, в коре головного мозга речевой и двигательный центры находятся рядом и активно влияют друг на друга. Хотите помочь крохе заговорить? Играйте с ним в пальчики!

СКУЧНО  НЕ  БУДЕТ!

Такие игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, когда станет скучно. Вместо уговоров и воспитательных мер мягко постучите по плечу  или спинке малыша и спросите:

Тук – тук, тук – тук – тук,

Что за странный перестук?

Это пальчики стучат

Поиграть они хотят

С Сашенькой

(назовите имя ребенка).

Это не просто развлечение, но и полезная зарядка.

Вы можете спокойно заниматься домашними делами и просто читать стишки, а малыш будет выполнять упражнения сам. Дети любят, когда им дают задания, а потом хвалят за успехи.

Самый главный совет не переусердствуйте. Пусть количество игр определяет сам малыш, а вот за качество отвечает уже взрослый.

ВСЕ  ПО  ПОРЯДКУ.

Правило № 1.  Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.


Игра для иллюстрации

  1. Цап – царап. Ребенок кладет свою ладонь поверх вашей. Мама размерено читает стишок, а малыш слушает и внимательно следит за ее движениями. В нужный момент на слове «цап - царап» - кроха отдергивает руку, чтобы его пальчик не попался.

По ладошке, по дорожке

Ходит маленькая кошка,

В маленькие лапки

Спрятала царапки.

Если вдруг захочет

Коготки поточит.

Цап – Царап!

Затем в игру вступает другая рука. Когда ребенок хорошо освоит последовательность и правила движений вы можете поменяться с ним ролями.

Варианты:

  1. Малыш ловит не пальчик вашей руки, а всю кисть.
  2. Можно просто проводить рукой по мизинчику, потом по безымянному пальцу и т.д. и сгибать их к ладошке, а потом разгибать.
  3. Пальчики одной руки «царапают» ладонь другой.
  4. Пальчики обеих рук сразу малыш ставит на ваши ладони.

Правило № 2.  Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

Игра для иллюстрации

  1. Прыг - скок. На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот.

Второй вариант: поднимайте и опускайте пальцы по очереди.

Наши пальцы на ладошке

Пусть попрыгают немножко:

Прыг, прыг, прыг.

Наши пальцы на ладошке

Пусть потопают немножко:

Топ, топ, топ.

Пальчики малыша могут прыгать все вместе или вразнобой.

  1. Цветок. Поднимите руки, сжатые кулачки приставьте друг к другу. Затем распрямите пальцы, ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки, а десять пальчиков – лепестков стараются развести в стороны как можно дальше, и даже слегка прогнуть.

Правило № 3.  В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Обратите внимание на активность безымянного пальца и мизинца (чем старше ребенок, тем больше они «ленятся»).

Игра для иллюстрации

  1. Встречи - проводы. Открытые ладони обеих рук поворачивайте  к малышу. Он делает тоже. Ладони прижимаются друг к другу. Затем расходятся. Далее соединяем кончики пальцев друг друга. Разъединяем и машем ими.

Зоина ладошка (имя своего крохи) –

Мамина ладошка,

Здравствуйте ладошки

И до свидания!

Зоин пальчик –

Мамин пальчик

Здрасьти, пальчики!

Правило № 4.  Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

Игра для иллюстрации

Тяните пальчик на себя или вытягивайте из ладони по одному.

Зоина ладошка (имя своего крохи) –

Мамина ладошка,

Здравствуйте ладошки

И до свидания!

Зоин пальчик –

Мамин пальчик

Здрасьти, пальчики!

Внимание! В книгах по развитию мелкой моторики много упражнений на сжатие. А игр, которые позволяют расслабить ручки, почти нет. То есть нагрузка падает на одни и те же мышцы. В результате может повысится мышечный тонус пальцев.

  1. Отдохнем.

Наши пальчики проснулись

Потянулись, потянулись…

И встряхнулись…

По ладошке побежали, побежали

Поскакали, поскакали

И устали. Сели отдыхать.

Выполняем движения соответственно тексту. В конце потрясти пальцами и положить руки на стол или колени.

Правило № 5.  Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательности.



Предварительный просмотр:

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка, как один из методов развития речи.

Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года.

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев

В. А. Сухомлинский

Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:

потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;

осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.

Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать "мохнатые" шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму.

В 4-5 месяцев для массажа используем крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить.

В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение "Причёсывание": руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.

В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4 минут.

В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: "Ладушки", "Сорока - белобока", "Коза рогатая".

В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.

Упражнение "Утёнок"

Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.

Ты, утёнок, не пищи,

Лучше маму поищи.

Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

Упражнение "Киска"

Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.

Киска, кисонька, кисуля! -

Позвала котенка ... (имя ребёнка)

Не спеши домой, постой! -

И погладила рукой.

В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать "каракули".

Основные этапы развития моторных навыков руки

8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) - точный "пинцетный захват".

8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.

10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.

10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).

11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать "каракули".

12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.

13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.

14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.

15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.

17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.

17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.

18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.

20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.

21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.

22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.



Предварительный просмотр:

Проводите пальчиковую           гимнастику дома!

Все люди разные: у кого-то очень хорошая память и он любит учить стихи, кто-то прекрасно рисует. Но не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кто-то просто любит смотреть на дождь и бегущие по небу облака. А когда мы говорим о воспитании и обучении ребенка, не стоит забывать о его психических, физиологических и речевых возможностях. И ребенок, как и взрослый что-то любит делать, а что-то нет.

Раскрытие природы маленького человека требует совместных усилий педагогов, медиков, а главное, самых близких ему людей – родителей.

Поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают как о развлекательном моменте в воспитании.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движения рук построено в занимательно – игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли «Сорока, сорока кашку варила, деток кормила…»? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками.

Пальчиковые игры должны выполняться ребенком  без затруднения и приносить ему только радость.

           Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова,         Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребёнка распознавать пальцы - прогностический признак будущих признаков с чтением и письмом. Да, это именно так.

           Предлагаемый кандидатом педагогических наук М.А. Поваляевой тест на распознавание пальцев можно провести со своим ребёнком дома. Он поможет оценить функционирование тёмно-затылочных отделов коры головного мозга.

          Сядьте за стол напротив ребёнка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. Какой результат?

В норме: трехлетние дети определяют большой палец; пятилетние – большой и мизинец; шестилетние - большой и мизинец, указательный.

Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:

  1. перебирание пальцами, крутить бруски и карандаш;
  2. застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;
  3. плести косички из жестких ниток;
  4. рисовать и штриховать карандашами.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей уверенность в себе, адекватную самооценку и нормализуют отношения со взрослыми. А также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики ребят.

Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации  мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению.

«Кот Мурлыка»

Вот кот Мурлыка бродит.

(Мягкими кистями дети выполняют движение «кошечка»)

Мышка, мышка берегись,

Смотри коту не попадись.

(Грозят указательным пальцем одной руки, затем другой)

Ам! (Одновременно двумя руками резко сжимают кулачки).

Эта игра доставит детям удовольствие. Еще один немаловажный момент. Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите музыку, которая нравится ребенку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц – это снимет психическое напряжение, успокоит. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В.М. Бехтеревым. Он писал: «Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном». Слушая музыку, сделайте ребенку массаж рук. Это очень приятная для него процедура.

Если дома каждый день родители будут заниматься по 7 – 10 минут массажем рук ребенка, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.

Стимуляция речевых зон коры головного мозга положительно скажется на исправлении несложных речевых искажений. Будет совершенствоваться память.

Литература:

«Музыкальный руководитель» 1 · 2006-02-10

          «Пальчиковые игры» О.И. Крупенчук  С-Пб 2005 «Литера»



Предварительный просмотр:

         

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют за взрослыми движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы  игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр

Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно дети соотносят  слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Игра "Два козленка"

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

И с моста в водичку - плюх!

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

Роняем руки на колени.

Игра "Часы "

Перебираем пальчиками "бежим" от коленок до макушки. 

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

Мышь скатилась кувырком.

Один хлопок над головой.

Руки "скатываются" на пол.

Два хлопка.

Три хлопка.

Руки "скатываются" на пол.

«Кулачок»

Как сожму я кулачок

Да поставлю на бочок,

Разожму ладошку,

Положу на ножку.

 

Сжимаем руку в кулак.

Ставим кулак большим пальцем вверх.

Распрямлять кисть.

Рука кладется на колено ладонью вниз.

 



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Массаж ладоней 

(стимулирует интеллектуальное развитие):

  1. поглаживание раскрытой ладошки от запястья к пальцам;
  2.  круговое растирание ладошки большим пальцем;
  3. продольное растирание каждого пальчика от основания к кончику;
  4. отдельное растирание подушечек пальцев в том же направлении (важно);
  5. круговое растирание тыльной стороны ладони;
  6. вращение каждого прямого пальчика вокруг основания;
  7. приложить свою ладонь к детской (зеркально), упереться большим пальцем в детский, так чтобы он торчал перпендикулярно краю ладони, оставшиеся четыре прямых пальца обхватить согнутыми пополам пальцами другой руки и сгибать прямые детские пальцы у их основания, распрямляя ладонь до упора, а также вращать их вокруг основания. То же самое для всех пяти пальцев ноги во время массажа ног.


Памятка для родителей

Массаж рук 

  1.  мелкие круговые растирания вдоль внешней стороны вытянутой руки от запястья к плечу кончиками пальцев;
  2. лежащий на спине ребенок обхватывает большие пальцы взрослого. Взрослый разводит руки ребенка в стороны и скрещивает их на груди (несколько раз);
  3. взрослый вытягивает руки ребенка над его головой и круговым движением через верх прижимает их к бокам ребенка, в процессе движения постепенно сгибая руку в локте. В конечном положении локти ребенка прижаты к бокам, а кисти рук приближены к плечам;
  4. "бокс": поочередное вытягивание рук вверх над столом;
  5. встряхнуть несколько раз до половины разведенные в стороны расслабленные руки;
  6. развести руки в стороны и проделать несколько движений, имитирующих движение крыльев птицы ("полетели-полетели");

Памятка для родителей

Массаж стоп 

(ребенок лежит на спине):

  1. продольное растирание тыльной поверхности стопы большим пальцем в направлении от пальцев к голеностопному суставу;
  2. круговое растирание тыльной поверхности стопы большим пальцем;
  3. продольное растирание боковых поверхностей стопы (от пальцев к пятке) большим пальцем;
  4. мелкие круговые растирания боковых поверхностей стопы в том же направлении;
  5. мысленно поделить нижнюю поверхность стопы на три зоны: зона под пальцами, зона в середине стопы и пяточка. Произвести круговые растирания большим пальцем в каждой зоне, начиная с зоны под пальцами;
  6. взять стопу ребенка двумя руками так, чтобы большие пальцы были на нижней поверхности, а остальные - на тыльной, и произвести поочередное,  безостановочное,  продольное растирание нижней поверхности от середины стопы к пальцам всей длинной больших пальцев взрослого;
  7. вытянуть одну ногу ребенка, слегка прижать в колене, а другой рукой упереться в нижнюю поверхность стопы, упругим не частым возвратно-поступательным надавливанием ладони на ближнюю к пальцам половину стопы образуя прямой угол между голенью и стопой. То же для другой ноги и для обеих ног вместе;
    аналогично предыдущему пункту, но вместо упора ладонью обхватить пальцами верхнюю часть стопы и осуществить вращение в голеностопном суставе в обоих направлениях.

Памятка для родителей

Массаж ног 

(в положении на спине):

  1. мелкие круговые растирания большим пальцем передней поверхности бедра от коленки к тазу;
  2. мелкие круговые растирания двумя большими пальцами передней поверхности голени от стопы к коленке (нога поддерживается на весу указательными пальцами);
  3. круговые растирания внешней стороны тазобедренного сустава;
    ноги вытянуть вместе, большим и указательным пальцем одной руки обхватить обе коленки, взявшись этими пальцами за коленки с боков чуть выше середины коленей (в самом глубоком месте - точке прикрепления мышц), другой рукой упереться в стопы. Сгибать обе ноги в коленях, притягивая их к животу, и разгибать (несколько раз);
  4. аналогично предыдущему пункты, но вместо сгибания в коленях поднимать вертикально вверх прямые ноги, сгибая их в тазобедренном суставе, и опускать обратно (несколько раз);
  5. вместо поднимания - вращение прямых поднятых ног вокруг тазобедренных суставов в обе стороны;
  6. вместо прямых ног - ноги согнуты в коленях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста".

Формированию речи детей раннего возраста посвящено много работ. В некоторых основное внимание уделено характеру голосовых и речевых реакций детей в онтогенезе; в других -  рассматриваются физиоло...

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.

Материал о необходимости пальчиковых игр, которые имеют большое значение для развития ребенка....

«Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего и младшего возраста»

Сегодня педагоги и логопеды говорят о важности пальчиковых игр, их развивающий эффект для крох общепризнан, а когда-то бабушки и мамы, ничего не зная о мелкой моторике, просто брали дет...

Влияние пальчиковых гимнастик на развитие речи детей раннего дошкольного возраста

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают па...

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего и младшего возраста»

laquo;Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего и младшего возраста»Сегодня педагоги и логопеды говорят о важности пальчиковых игр, их развивающий эффект для ...