«Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего и младшего возраста»
консультация (младшая группа)

Шатрова Мария Владимировна

Сегодня педагоги и логопеды говорят о важности пальчиковых игр, их развивающий эффект для крох общепризнан, а когда-то бабушки и мамы, ничего не зная о мелкой моторике, просто брали детскую ладошку и пальчики, и приговаривали «Сорока - белобока…».

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Пальчиковые игры это различные движения пальцев и кисти рук, которые сопровождаются каким-либо текстом (обычно в стихах). Они имеют сюжет и движения ребенком делаются не произвольно, а в соответствии с текстом.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В пальчиковые игры можно играть с детьми в дороге, дома, развлекая ребенка, развивая его и одновременно обеспечивая кроху так необходимым ему тактильным контактом с родителями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего и младшего возраста»

Сегодня педагоги и логопеды говорят о важности пальчиковых игр, их развивающий эффект для крох общепризнан, а когда-то бабушки и мамы, ничего не зная о мелкой моторике, просто брали детскую ладошку и пальчики, и приговаривали «Сорока - белобока…».

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Пальчиковые игры это различные движения пальцев и кисти рук, которые сопровождаются каким-либо текстом (обычно в стихах). Они имеют сюжет и движения ребенком делаются не произвольно, а в соответствии с текстом.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В пальчиковые игры можно играть с детьми в дороге, дома, развлекая ребенка, развивая его и одновременно обеспечивая кроху так необходимым ему тактильным контактом с родителями.

Достичь устойчивых результатов помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:

• Индивидуальные беседы.

• Консультации для родителей, на которых можно объяснить, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

• Рекомендации родителям в виде памяток, в которых прописано давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Пальчиковые игры делятся на группы

1. Игры-манипуляции.

Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был, «Мы делили апельсин»«Этот пальчик хочет спать»«Этот пальчик – дедушка».

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно)«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. «Замок» - пальцы соединяют в замок и разъединяют.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

"Колечко" - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. и т. д.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру)«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

6. Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

Как работать с упражнением-игрой?

Порядок работы над любой игрой одинаков:

Взрослый показывает младшему участнику игры упражнение. Сначала 1–2 раза дети повторяют действия пальцев (ладошек, рук).

• Один раз все проигрывается медленно, с повтором сложных элементов, но без слов.

• К движениям добавляются слова. Важно не перегружать детей до 3 лет заданиями, поэтому рекомендуется не давать больше 1–2 пальчиковых игр в день.

Пальчиковые игры полезно проводить в процессе занятий рисованием или другими статичными упражнениями.

Возраст ребенка определяет сложность движений и сюжета

Малыш от 1 года до 3лет (ранний возраст) может разгибать и сгибать пальчики в кулачки под маминым руководством, подставлять ладошку и махать кистью в соответствии с самыми простыми потешками. Но и такие, самые простые игры обеспечивают ему массаж чувствительных ладошек и пальцев, он лучше узнает части тела, ускоряется его речевое развитие.

Классические примеры пальчиковых упражнений для детей раннего и младшего возраста. Игры на развитие мышечного скелета рук.

---Апельсин

---Мы купили в магазине

---Мальчик с пальчик

---Мы капусту рубим

---Цветок

---Арбуз

---Шарик

---Петушок

---Игрушки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

Консультация "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка....

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Влияние пальчиковых гимнастик на развитие речи детей раннего дошкольного возраста

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают па...

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего и младшего возраста»

laquo;Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего и младшего возраста»Сегодня педагоги и логопеды говорят о важности пальчиковых игр, их развивающий эффект для ...