"Готовим ребенка к детскому саду. Почему? Зачем? Как?"
статья (младшая группа) на тему

Гарибова Надежда Пантелеевна

Статья предназначена для родителей. В содержании представлен опыт автора по адаптации детей к условиям общественного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovim_rebenka_k_detskomu_sadu.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Готовим ребенка к детскому саду.

Почему? Зачем?  Как?

Написала и задумалась. Может быть, первые два вопроса неуместны в силу своей очевидности? В связи с этим вспомнился маленький эпизод из жизни.

В декабре принимала участие в передаче «За скобками», где речь шла о происходящих на тот момент переменах в дошкольном образовании. Маленькая телевизионная студия была заполнена родителями, педагогами, представителями руководящих структур городского образования. Одной из участниц была мама с ребенком 2-3 лет. Мальчик, как и положено ребенку, отказывался сидеть спокойно, сползал с маминых колен, активно чего-то хотел, все это время не выпуская изо рта соски. Мама мальчика пришла на передачу, чтобы выразить свое неудовольствие по поводу изменений порядка очередности предоставления мест в детских садах, в результате которых ребенок теперь не так скоро получит место в детском саду, хотя уже должен был получить. По всему было видно, что маму нисколько не смущает тот факт, что вот это милое, бегущее сразу во все стороны дитя с соской во рту, завтра могло оказаться в стенах детского сада  среди двух десятков себе подобных во главе с одним педагогом, призванным к тому же обеспечить целенаправленный и продуктивный педагогический процесс.

Прошу прощения у мамы мальчика, она достойна уважения уже потому, что проявила активную жизненную позицию и не поленилась отправиться на передачу с малышом. Это ни в коей мере не осуждение с моей стороны – это яркий пример, иллюстрирующий позицию многих современных родителей: главное пристроить, а там всему научится. Пользоваться горшком, пить из чашки, расстегивать пуговицы, понимать слово «нельзя» и реагировать на десятки обязательных «надо». Ребенок на самом деле всему этому может научиться уже находясь в детском саду, в практике нашей работы часть так и происходит, но слишком большую цену платят за это сами дети. Поэтому давайте все же начнем с вопроса «Почему нужно готовить ребенка к детскому саду?».

ПОЧЕМУ? Детский сад – это первый в жизни ребенка общественный социальный институт, в который он приходит для того, чтобы, взаимодействуя с другими детьми и с первым в жизни социальным взрослым  (педагогом),  научиться жить среди людей. На мой взгляд, это основная цель, которую должны преследовать родители, отдавая ребенка в детский сад, поскольку обеспечить познавательное развитие вполне по силам самим родителям через организацию разнообразных игр или через индивидуальные занятия со специалистами (педагог, логопед, психолог, и пр.).

В психологии умение жить среди людей обозначается понятием «социальный интеллект» и включает в себя способность формировать адекватное отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать свое поведение и поведение других людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации человека на протяжение всей его жизни. Формирование социального интеллекта начинается в семье, где у ребенка возникают первоначальные представления о мире и появляются первые средства взаимодействия с ним. Этих средств недостаточно для включения человека в широкую, многообразную, сложную социальную действительность. Нужен другой опыт, опыт общения с большим количеством людей в реальных жизненных ситуациях, поскольку научиться жить среди людей  можно только включаясь в активное взаимодействие с ними. Детский сад такую возможность предоставляет в полной мере, не оставляя ребенку права выбора: хочет он или нет, его приводят в детский сад и оставляют там на долгие – долгие часы. В течение этих долгих часов ребенок должен сидеть с другими детьми за одним столом, мыть руки над общей раковиной, играть общими игрушками, вместе со всеми одеваться и раздеваться, бесконечное количество раз соприкасаясь с другими детьми физически и эмоционально и получая таким образом первый в жизни опыт социального общения. Опыт не всегда положительный, что вполне естественно и даже необходимо для формирования разноплановых социальных навыков. Следует отметить встречу в детском саду ребенка с первым чужим значимым взрослым – воспитателем. Эта встреча во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения. Исследования показывают, что в течение дня воспитатель не замечает около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт, в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности. В этой ситуации, чем более самостоятельным будет ваш ребенок (эмоционально, интеллектуально и физически), тем легче ему будет привыкнуть к новой жизни вне дома, без мамы и папы в окружении большого количества чужих людей. И тем легче будут формироваться у него социальные навыки, обеспечивающие успешность всей его последующей жизни. Следовательно,  готовить ребенка к детскому саду нужно.

ЗАЧЕМ?

Привыкание ребенка к условиям общественного воспитания в психолого-педагогической литературе обозначается понятием «адаптация».  Часто можно встретить выражение «адаптационный стресс» и формулировка эта  нисколько не грешит против истины, поскольку стрессовое состояние адаптирующегося ребенка – это нормальная реакция на изменения, происходящие в отношениях между ним и окружающей его действительностью. Изменения эти интенсивны и эмоционально насыщенны, ребенок не может справиться с ними самостоятельно в силу возрастной незрелости психики и отсутствия жизненного опыта. Так вот, готовить ребенка к детскому саду нужно затем, чтобы по возможности этот стресс смягчить или облегчить его течение, это уж как вам больше нравится.

Первое, о чем мечтают сотрудники детского сада, принимая «новенького», это чтобы к проживанию сложного  адаптационного периода были готовы сами родители. Чтобы они владели элементарными знаниями о происходящем или хотя бы прислушивались к мнению специалистов дошкольного учреждения. Если это происходит, то вокруг ребенка образуется своеобразная «группа поддержки», состоящая из хорошо знакомых и любимых им взрослых, с одной стороны и  незнакомых «тетенек», которых ему еще предстоит полюбить, с другой. Эти взрослые, доверительно общаясь между собой, будут вместе пытаться предусмотреть нарастание трудностей и ежедневно облегчать страдания ребенка по утрате привычного образа жизни.

Бывает, что родители сразу воспринимают дошкольное учреждение как место, где можно оставить ребенка, освобождаясь наконец-то для делания своих важных и нужных дел. Они и слышать ничего не хотят об особенностях организации адаптационного периода, негодуют и раздражаются на педагогов по любому поводу, а часто и в отсутствие его. Ребенок в этой ситуации чувствует себя сиротой, одиноким и беспомощным «засланцем» в стане врага, потому что пока еще он всецело доверяет родителям, а не нам.

Это два крайних варианта родительской позиции по отношению к ребенку и дошкольному учреждению в период адаптации. Есть еще много промежуточных. Например,  есть рациональные родители,  которые пытаются убедить ребенка в том, что детский сад – это хорошо, но сами по каким – либо причинам не любят его или боятся. Отсутствие искренности сводит на «нет» усилия убеждающих, ребенок угадывает тревогу в глубине маминых глаз и присваивает ее себе, удесятеряя свои адаптационные печали. Так что подготовку ребенка к детскому саду лучше всего начать с себя.  «Начни с себя», - говаривал классик, правда, по другому поводу. И все же это тот случай, когда воспользоваться советом стоит.

Одной из важнейших составляющих готовности ребенка к дошкольному учреждению являются сформированные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. На мой взгляд, здесь все предельно понятно и зримо настолько, что даже двух – трех летние дети к концу адаптационного периода легко «вычисляют» маленьких и начинают их опекать, хотя эти дети приблизительно одного с ними возраста и «маленькими»  в глазах сверстников их делает малый арсенал умений и навыков, которым они владеют.

Не надо забывать, что весь долгий день в детском саду дети находятся под неусыпным оком педагога, активно руководящего процессом.

- Умница, Аленушка! Сама съела кашу. А тебя, Ванечка, покормить?

- Наша Аленушка уже оделась! Ай да умница! Помоги Ванечке застегнуть пуговицы.

Чувствуете разницу в содержательной стороне комментариев педагога? Уловите ее, пожалуйста, потому что на основе этих комментариев начинает формироваться одна из важнейших составляющих в структуре личности – самооценка. Причем, разная. В одном случае это «я – умница, у меня все получается», в другом – «бедный я бедный, кто бы мне помог». И не надо спешить обвинять педагога  в отсутствии профессионализма и умения увидеть достоинства каждого ребенка. Он их видит и отмечает. Но в его обязанности входит также адекватно реагировать на происходящее в среде детей, поощрять и поддерживать социально приемлемые формы поведения и высказывать неодобрение отрицательным, что он и делает. Умеешь – молодец! Не умеешь – давай учиться. Благодаря этому  ребенок и научается, но как бы вдогонку, вслед за теми, кто уже многое умеет и гордиться этими умениями. Значит, чем больше будет уметь и понимать ваш  ребенка к моменту поступления в дошкольное учреждение, тем чаще он будет получать одобрительную оценку своих действий со стороны взрослого и чувствовать себя хорошим, умным, красивым, любимым, принимаемым этой строгой, но доброй тетей – воспитательницей. Так формируется уверенность в себе и своих силах. Очень скоро и дети начнут воспринимать такого малыша как умного, хорошего и красивого. В старшем возрасте это отношение определит социальный статус ребенка в группе сверстников. А начинается все сейчас.

Если до прихода в детский сад  ваше дитя только и умело, что «прыгать с дивана на кровать с печенькой в руке да смотреть телевизор» (выражение одной из бабушек трудно адаптирующегося ребенка), будьте готовы к тому, что в детском саду ему будет неуютно, безотносительно  к тому, в руки каких педагогов он попадет. Ни печеньки, ни дивана, ни телевизора нет. Нужно все время заниматься чем-то непривычным, малопонятным  и нелюбимым. Вам бы понравилось?

Следующее ценное приобретение, которое ваш ребенок должен принести с собой в свой первый в жизни общественный социальный институт – это сформированные зачатки познавательных интересов. Речь идет о том, чтобы к трем годам малыш уже знал, что вместе со взрослым можно лепить и рисовать, играть и читать книжку и чтобы все это ему было интересно.

Обсуждая вопросы готовности ребенка к школе, иногда приходится слышать от родителей: «Мы ничего ему не читаем, потому что он не любит. Вообще не любит книги. Никакие». Всякий раз, когда родители произносят эти слова, мне кажется, что сейчас они должны начать тихо плакать, столько драматизма заключено в этом признании лично для меня. Человек прожил на Земле 5 – 6 лет и не судьба ему была встретить взрослого, который помог бы ему полюбить чудный мир образов и событий, заключенный в слове, к  тому же иллюстрированный яркими картинками. Как бы далеко ни шагнул прогресс, слово остается основным средством передачи знаний, а книга, будь то бумажный вариант или электронный, их основным источником. Значит, в школе овладевать всем многообразием  знаний ребенку придется, преодолевая нежелание (со временем неизбежно переходящее в отвращение) к самому процессу чтения. Пробовали что-нибудь делать, преодолевая отвращение? Помните свои ощущения? Если помните, то не должно возникать вопроса «Почему он не хочет учиться?». Да. Возможно, я сгущаю краски. Возможно, ребенок полюбит книжку потом, уже в школе. Возможно. Но это все надежды категории под называнием «авось». В детский сад пойдет беспомощным младенцем, авось, там безболезненно всему научится. В школу пойдет без любви к книжке, авось, там полюбит. В магазин тоже можно пойти без денег в надежде найти их по дороге, но, согласитесь, шанс ничтожен.

 «Разве это не обязанность детского сада?» - спросите вы. Формирование познавательных интересов – одна из центральных задач в работе дошкольного учреждения, но последовательность работы здесь такова: вы закладываете зерна,  мы их взращиваем.

Вернемся к адаптации. Аленушка плачет в обнимку с принесенной из дома книжкой. В перерыве между слезами педагог говорит: «Давай, Аленушка, почитаем твою книжку»  и Аленушка соглашается, потому что она любит,  чтобы ей читали. И пока педагог читает, она не только отвлекается от печали, в сто пятый раз слушая знакомую сказку про репку, но и начинает понимать, что вот эта малознакомая тетя может, как мама, читать книжку, а значит, не такая уж она и плохая. И так во всем. Если малыш буквально с  пеленок приучен к игре, общению с взрослым, чтению и рисованию, в период адаптации педагогу  легче отвлечь его от слез, заинтересовать, включить в общение с другими детьми. В старшем возрасте дети, умеющие занять себя и других интересным делом, знающие больше сверстников, пользуются у них авторитетом и являются лидерами в группе. А начинается все сейчас.

Комментарии педагога в данном случае тоже достаточно легко предположить. «Посмотрите, какое красивое солнышко нарисовала Аленушка! Давай, Ванечка, научимся с тобой рисовать такое же» и пр. Цель комментариев: научить ребенка адекватно воспринимать оценку взрослым результатов своей деятельности и, если оценка отрицательная, прилагать усилия к достижению лучших результатов. Чувствуете? Здесь мы уже готовимся к школе.

Ну, и совсем трудно в адаптационный период приходится в детском саду детям, в сознании которых не дифференцировались понятия «можно» и «нельзя», «хочу» и «надо». Внешняя ситуация, действующая как побудительный механизм, у этих детей не уравновешивается внутренними механизмами произвольной регуляции и ребенок «не вписывается» ни в режимные моменты, ни в совместные с другими детьми игры, ни в продуктивное взаимодействие с взрослым. Механизмы произвольной регуляции будут интенсивно формироваться на протяжение всего дошкольного детства, но начинается эта работа в семье, задолго до прихода ребенка в детский сад. Вы закладывает зерна, мы их взращиваем.

КАК.

Готовить ребенка к детскому саду нужно так, чтобы он по возможности об этом даже не догадывался. Чтобы он просто жил с мамой и папой, бабушками и дедушками, сестренками и братишками жизнью, наполненной интересными и разнообразными событиями. Читал книжки, кормил куклу Таню воображаемой кашей, разглядывал на даче червячков и букашек, помогал папе ремонтировать машину, вместе с бабушкой пек пирожки и все это время получал вразумительные ответы на свои бесконечные «как?» и «почему?». Чтобы отношения с близкими  взрослыми были лишены формализма и фальши и не ставили своей целью лихорадочное удовлетворение всех потребностей ребенка.  К трем годам он уже многое может научиться делать сам. Сам! Из этого короткого слова впоследствии, опять же с нашей помощью, сформируются самооценка и самосознание, саморегуляция и самоутверждение и много еще чего, включенного в понятие «личность» и  обеспечивающего высокий уровень социального интеллекта.

Конечно, незадолго до непосредственного «выхода в люди» что-то надо элементарно продумать и предусмотреть. Обсудить с ребенком его одежду, оценить насколько она будет удобной. Несколько дней поносить дома сандалии, красивое платье и непривычные шорты. Эти «репетиции» нужны затем, чтобы в стрессовый  период, когда все вокруг ново и незнакомо, хотя бы свой образ воспринимался ребенком как знакомый  и привычный.

Можно сходить на работу к маме или папе и поговорить о том, как это здорово, что и у Ванечки теперь есть своя работа, куда он будет ходить каждый день как мама и папа. Желательно критично пересмотреть режим жизни семьи и заранее скорректировать его в сторону интересов ребенка. По этому поводу позволю себе рассказать еще один небольшой эпизод из жизни (что поделать, жизнь изобилует эпизодами и мне стоит большого труда сдерживать желание  рассказывать их вновь и вновь).

Иду на работу к 9 часам. В вестибюле детского сада застаю отчаянно ревущего ребенка и взъерошенного  папу, пытающегося что-то предпринять.

- О чем плачем? - вмешиваюсь в драму я, улыбкой пытаясь сгладить остроту момента.

-  Не хочет идти в ваш долбаный детский сад, - с непосредственностью всех своих двадцать с лишним лет отвечает папа. Заинтересованная причинами папиной экспрессии, тут же включаюсь в проблему. В  течение следующих пяти минут выясняется, что папа и сын так поздно идут в детский сад, потому что «вот этот не хотел вставать». «Вот этот» не хотел вставать, потому что вчера поздно легли. Вчера поздно легли потому что.. Ну, и так дальше. Со всей ответственностью заявляю: если мое любимое дошкольное учреждение и заслуживает столь экспрессивной характеристики, то не в этот раз точно. В этот раз, куда бы вы ни вели этого несчастно ребенка, хоть в кафетерий есть пирожное, он все равно бы плакал и кричал «не пойду», потому что он элементарно не выспался. Как, впрочем, и папа.

В адаптационный период аналогичные ситуации складываются довольно часто, потому что режим жизни в семье не совпадает с режимом жизни дошкольного учреждения и ваша задача это совпадение обеспечить.

Вот, на мой взгляд, коротко главное, хотя это, конечно, не все. Все предусмотреть невозможно, но попытаться стоит. Можно почитать об адаптации в интернете и в книжках, можно обсудить какие то вопросы со специалистами дошкольного учреждения и такими же как вы, родителями.

 Не печальтесь, если трудности все же будут и временами может казаться, что вам не повезло ни с педагогами, ни с самим дошкольным учреждением. Все преходяще, все поправимо, все в ваших руках. Главное, чтобы вашему ребенку повезло с родителями.

А ведь ему с вами повезло?

Н.П.Гарибова

психолог детского сада «Садко»

mamik86@yandex.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Готовим ребенка к детскому саду"

Памятка содержит обзор темы и практические рекомендации для родителей по облегчению процесса адаптации ребенка к детскому саду....

Консультация для родителей "Готовим ребенка к детскому саду"

Консультация содержит рекомендации по подготовке ребенка к дошкольному учреждению, Рассматриваются этапы адаптации, зависимость течения адаптации от темперамента ребенка, советы родителям по особеннос...

Как отучить ребенка от соски или готовим ребенка к детскому саду

Как отучить ребенка от соски или готовим ребенка к детскому саду...

Готовим ребенка к детскому саду

Консультация для родителей...

Чек-лист "Готовим ребенка к детскому саду"

Уважаемые родители, благодарю этому Чек-лису подготовка вашего ребенка к детскому саду будет проходить легко и быстро. Распечатайте, выполняйте рекомендации и ставьте галочки в пустые клеточки. У вас ...

Видеоуроки "Готовим ребенка к детскому саду"

Уважаемые родители, чтобы не допустить ошибок при подготовке ребенка к детскому саду, посмотрите эти веселые видеоуроки.https://www.youtube.com/watch?v=NqUn7uh-rV4https://www.youtube.com/watch?v=WkJ9N...

Готовим ребенка к детскому саду

статья для родителей...