Родителям о ФГТ
методическая разработка по теме

Мясникова Светлана Евлампиевна

Родителям о ФГТ

Уважаемые родители!

   Федеральные государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне предъявляет требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  В настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных  общеобразовательных  программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»). 

 

    На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). С основными положениями документа можно ознакомиться по ссылке:

 

http://do.isiorao.ru/conference/Project_FGT/

 

   ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

 

   Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются  в следующем:

 

 1) если  раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

 

 2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

 

 3) решать поставленные цели и задачи предлагается

 

 - максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения  образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

 

 - в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

 

    Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

 

    В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

 

   Основная образовательная программа  дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ  как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и  приоритетные направления его деятельности.

 

   Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:

 

 - формирование их общей культуры, 

 

 - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

 

 - формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

 

 - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

 

 - коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

 

   В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:

 

 1) обязательной части;          

 

 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

 

   Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

   Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

 

 1) пояснительная записка;

 

 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

 

 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

 

 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

 

 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

 

 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

 

    Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

 

 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей  (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

 

 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

 

    Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65%  до  80%   всего времени   пребывания   детей   в   группах  с  12-ти  часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).

 

    Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

 

              Коротко: ФГТ по дошкольному образованию

 

   Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей.

 

   «Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:   

 

 Направления развития (4)  

 

Образовательные области (10):

 

 1. Физическое развитие     

 

(физическая культура, здоровье)

 

 2. Познавательно-речевое развитие         

 

(познание, коммуникация, чтение художественной литературы)

 

 3. Художественно-эстетическое развитие           

 

(музыка, художественное творчество)

 

 4. Социально-личностное развитие         

 

(социализация, труд, безопасность)

 

    Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности:

 

-двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»);

 

-игровая («Социализация»)-ведущий  вид  деятельности!

 

-трудовая («Труд»);

 

-восприятие художественной литературы  («Чтение художественной литературы»);

 

-коммуникативная («Коммуникация»);

 

-познавательно-исследовательская  и продуктивная конструктивная («Познание»);

 

-музыкально-художественная («Музыка»);

 

-продуктивная (Художественное творчество»).

 

   ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного  процесса:              

 

1) "Совместная деятельность взрослого и детей";2) "Самостоятельная деятельность детей"                                                         

 

ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или  «социальный» портрет ребенка  7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

 

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

 

 Вступает в силу 2 декабря 2011 г.

 

/pressa/prikaz_ministerstva_obrazovanija_i_nauki_rossijsko.doc

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_fgt.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о ФГТ

Уважаемые родители!

   Федеральные государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне предъявляет требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  В настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных  общеобразовательных  программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).  

    На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). С основными положениями документа можно ознакомиться по ссылке:

http://do.isiorao.ru/conference/Project_FGT/

   ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

   Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются  в следующем:

 1) если  раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

 2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

 3) решать поставленные цели и задачи предлагается

 - максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения  образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

 - в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

    Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

    В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

   Основная образовательная программа  дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ  как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и  приоритетные направления его деятельности.

   Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:

 - формирование их общей культуры,  

 - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

 - формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

 - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

 - коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

   В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:

 1) обязательной части;          

 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

   Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

 1) пояснительная записка;

 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

    Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей  (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

    Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65%  до  80%   всего времени   пребывания   детей   в   группах  с  12-ти  часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).

    Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

              Коротко: ФГТ по дошкольному образованию

   Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей.

   «Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:    

 Направления развития (4)  

Образовательные области (10):

 1. Физическое развитие      

(физическая культура, здоровье)

 2. Познавательно-речевое развитие          

(познание, коммуникация, чтение художественной литературы)

 3. Художественно-эстетическое развитие            

(музыка, художественное творчество)

 4. Социально-личностное развитие          

(социализация, труд, безопасность)

    Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности:

-двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»);

-игровая («Социализация»)-ведущий  вид  деятельности!

-трудовая («Труд»);

-восприятие художественной литературы  («Чтение художественной литературы»);

-коммуникативная («Коммуникация»);

-познавательно-исследовательская  и продуктивная конструктивная («Познание»);

-музыкально-художественная («Музыка»);

-продуктивная (Художественное творчество»).

   ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного  процесса:              

1) "Совместная деятельность взрослого и детей";2) "Самостоятельная деятельность детей"                                                          

ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или  «социальный» портрет ребенка  7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

 Вступает в силу 2 декабря 2011 г.

/pressa/prikaz_ministerstva_obrazovanija_i_nauki_rossijsko.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...