"Овладение родным языком"
материал (старшая группа) по теме

Кузнецова Ирина Александровна

Моделирование в развитии речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_v_razvitii_rechi_detey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование в развитии речи детей.

  Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных      приобретений ребенка в дошкольном детстве

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется   развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.

Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым современным, по-моему, является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Значение русских народных сказок.

 Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий

в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко для этого используется метод моделирования.

Цели и задачи, которые  ставятся  в своей работе с детьми:

- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;

 - уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

 - развивать умение подбирать заместители по цвету,величине, форме, характеру персонажа сказки;

- развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;

- уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;

- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Работа со сказкой включает в себя 3 основных направления работы.

Знакомство со сказкой.

Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.

Это направление включает в себя следующие виды работы:

а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;

б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.

в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

3. развитие умственных способностей – задания на развитие мышления  и воображения:

1) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);

2) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.

3) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Существует 3 вида моделирования сказки:

  1. сериационный;
  2. двигательный;
  3. временно-пространственный.

В старшей группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, нужно начать с простого  – сериационного вида моделирования сказок. строим свою работу с повторения уже знакомых детям  сказок: «Репка» . Дети вспоминают и называют персонажей сказки «Репка», уточняют, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассматривают картинки из этой сказки,  обигрывают сказку, используя настольный театр. Сказка Когда вся предварительная работа была проделана, предложить детям условные заместители персонажей сказки – это: кружочки, полосочки, квадратики и др. «близкие вещи». Дети отмечают, чем они похожи и чем отличаются (цветом. Размером). К сказке «Репка» можно отобрать 6 персонажей – полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), репка была желтым кружком. Дети выкладывают сказку и рассказывают ее без трудаДети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда и интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказали, старались подражать голосам диких животных. Эта работа проводилась в сентябре.

Затем переходим к более сложному виду моделирования – двигательному. Вспомним с ребятами знакомые сказки: «Курочка – ряба» и «Заюшкина избушка». рассматриваем иллюстрации, обигрываем наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки.

Нужно уточнить сколько героев в данной сказке, во что одеты, какого цвета одежда, можно сделать рисунки к сказке

К сказке «Курочка – ряба» можно выбрать в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета и каждую фигурку соотнести с персонажем сказки.

К сказке «Заюшкина избушка» берем одинакового размера кружки, но разного цвета. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки.

Далее берем новую, не знакомую для детей сказку «Заяц – хваста». Дети, рассматривают иллюстрации пытаются определить, что это за книга (сказка или рассказ), о чем она. Дети высказывали свои предположения, затем  называем сказку: «Заяц – хваста». Для обыгрывания этой сказки отбираем игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрим  их, отметим особенности каждой. Сделаем и отберем разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесем их с героями сказки. Ребята, всмогу рассказать эту сказку без труда, используя двигательный вид моделирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овладения родным языком посредством театрализованной деятельности.

1.Формирование положительного отношения, мотивация изучения родного языка и обогащение словарного запаса посредством театрализованной деятельности;2.Создания развивающей среды, необходимой для творчес...

Овладение родным языком – стержень полноценного формирования личности ребёнка дошкольника

Овладение родным языком – стержень полноценного формирования личности ребёнка дошкольника...

Успешное овладение родным языком детьми старшего дошкольного возраста

·        Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способно...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком....

Речевые упражнения, способствующие успешному овладению родным языком

Данные упражнения помогут дошкольнику успешно овладеть родным языком...


 

Комментарии