Главные вкладки

    Статья на тему:
    "Воспитание любви к Родине средствами музыки"

    Микрюкова Ольга Николаевна

    Данный материал может быть использован как консультация для родителей и воспитателей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lyubov_k_rodine.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание  любви  к Родине  средствами  музыки.

    (консультация для родителей и воспитателей)

    Музыкальный руководитель Д/У «21»

    Микрюкова  Ольга  Николаевна

    Почему мы любим все

    Родину Россию?

    Потому что нет нигде

    Родины красивей.

            Потому что нет нигде

            Лучше наших пашен,

            Лучше наших синих рек

            И полянок наших.

    Мы о родине своей

    Распеваем песни,

    Потому что нет нигде

    Родины чудесней!

            Большие возможности для воспитания у детей любви к Родине предоставляет знакомство их с музыкальными произведениями.  Русская народная песня, например, воспитывает  у ребенка любовь к народному творчеству, уважение к народу.  Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

            Народное музыкальное творчество мы используем в разных видах деятельности детей на занятиях и вне их. Отобрали музыкальные произведения для слушания и пения: народные песни «Во поле береза стояла»,  «Комарочек»,  «Прялица»,  «Из-под дуба», «Я с комариком плясала»,  «Коровушка»,  «Ой, вставала я ранешенько». Распевками служат считалки, потешки, приговорки: «Ай-качи-качи»,  «Чики-чики-чикалочки»,  «Лиса по лесу ходила»,  «Две тетери»,  «Заяц»,  «Яблоко»,  «Гуси-гуси».  Подобрали музыкальные игры на мелодии народных песен  «Как на тоненький ледок»,  «Пойду ль я, выйду ль я»,   «Горелки»,  «Как у наших у ворот»,  «Из-под дуба»,  «По улице мостовой».    Народную музыку применяем и при драматизации литературных произведений.  Так в  инсценировке сказки «Гиси-лебеди» звучали мелодии  «Скок-скок-скок, молодой дросдок»,  «Как пошли наши подружки».

            Используются народные мелодии и при обучении детей игре на музыкальных инструментах. В репертуар включены:  «Свети месяц»,  «Ах, вы, сени»,  «Калинка»,  «Во поле береза стояла».  Особый колорит звучанию оркестра придают ложки, гармоники,  коробочки, колокольчики.  Ребята знакомятся с историей создания русских народных инструментов, знают, откуда они появились, из чего сделаны. Умеют  на слух определять звучание инструментов, правильно извлекать звук (колокольчики, ложки, коробочки, рубель).

            Разучивая песни, мы обращаем внимание на  характерную для народного языка напевность, на смысловые ударения, на то, что мелодия усиливает выразительность и значимость слов.

            Русские народные песни обогащают речь детей, знакомят с образностью языка  («Со добра коня упал»,  «умывалася  белешенько»,  «красные девушки»,  «словно яблочко румян»).

            Ребята учатся различать русские народные мелодии по характеру звучания. Исполняя колыбельную, подчеркивается  медленный, спокойный характер мелодии.  Жизнерадостность, бодрость, четкий, яркий ритм передается  в произведениях  «Пойду ль я, выйду ль я»,  «Калинка»,  «Ах ты, береза»,  «Из-под дуба».

            Понять особенности русской песни помогает драматизация их, при которой дети  сочетают передачу образа с игрой, пением, ритмическими танцевальными движениями.

            Любимые детьми шуточные   песни - игры  «Патока с имбирем»,  «Я по лугу ходила»,  «Как у наших у ворот». Ко многим шуточным играм ведется большая подготовительная работа, чтобы заинтересовать детей.   (Например, готовясь к игре  «Как на тоненький ледок»,  дети рассматривают кушак для Вани, макет саней, упряжку для коня.)

            Проводятся развлечения, беседы, посвященные народной музыке, где дети слушают музыкальные произведения, исполняемые на народных инструментах.

            Использование  музыкальных произведений, раскрывающих природу родного края, общественно-политические события, способствует углублению патриотических чувств дошкольников.

            Детям близка тематика музыкальных произведений современных композиторов.  В этих произведениях запечатлены конкретные образы действительности, на основе которых и составляется представление о Родине, родном крае, городе.  Детям полюбились   песни  Г. Струве  «Моя Россия»,   Н. Филиппенко  «Уральский хоровод»,   муз.  В. Елинека  на слова  Е. Карасевой   «Песня о Родине». В исполнении взрослых  запомнились песни  Ю. Тугаринова  «Отчизна»,  Ю. Чичкова  «Родная песенка». В гр./з. слушали   песню Гудвина из м/ф  «Волшебник Изумрудного города»  «Сторона моя»  муз. И. Космачева. Эти произведения пробуждают у дошкольников чувство гордости своей страной и своим народом, его делами и подвигами.  Песня  «Будем в Армии служить»  звучит в детском исполнении торжественно.  Ребята  поют о  могуществе нашей армии, защите  ею дела мира, счастливого будущего детей.

            Русская классическая музыка, произведения  П. И. Чайковского,  Н.  Римского – Корсакова,  М. И. Глинки  обогащают впечатления дошкольников, приобщают их к духовной культуре родного народа.

            В дошкольном детстве детей знакомим  с «Песней жаворонка»  П. Чайковского. Устно передается  им картина весенней природы: «Раннее весеннее утро, лазурное небо, яркое солнце, поля кругом, над ними тонкий прозрачный  пар. В лучах золотого солнца просыпается лес, а между  небом и землей в сияющей голубизне – маленькая серая птичка – жаворонок.  Она радостной песней встречает весну».

            После такого вступления дети слушают пьесу, а затем определяют характер музыкального звучания.  Говорим: «Жаворонок поет красиво, звонко, нежно. Летает легко и быстро».  Стараемся, как бы сблизить непосредственные наблюдения детей с впечатлениями об услышанном в музыке.

            Чтобы дети глубже поняли содержание народных песен о природе, знакомим их с картинами  «Березовая роща»  А. Куинджи,   «Золотая осень»  И.  Левитана,  «Березы» С. В.  Герасимова.

            По мере того, как дети обогащаются музыкальными впечатлениями, у них развивается умение замечать особенности произведений.

            В результате  проведенной работы ребята  внимательно слушают музыку, умеют находить связь между содержанием музыкальных произведений и действительностью, усваивают программу.

            Музыка занимает значительное место в жизни детей. Работая со старшими дошкольниками, мы стараемся научить каждого слушать  музыку, понимать ее настроение, характер.  Музыкальные произведения, которые звучат на занятиях, не оставляют детей равнодушными, способствуют формированию у них чувства любви к народу, Родине.

    Отчизна    Муз. Ю. Тугаринова  Сл.  Х. Мухамедьярова 

    Широка, раздольна

    Ты, моя страна!

    Как цветок,  прекрасна,

    Велика, сильна!

    Над моей страною

    Солнце теплый свет,

    Ярко звезды светят

    И числа им нет!

    Я тебя, Отчизна,

    Не отдам врагу!

    Без тебя, родная,

    Жить я не могу!

    Песня о родине Муз. В. Елинека Сл.  Е. Карасевой

    Нет нигде привольней                 Нет нигде красивей

    Родины моей.                                Родины моей.

    Ласково сияет                                Белая березка

    Солнышко над ней.                        Шепчет мне о ней.

    Нет нигде чудесней

    Родины моей.

    Песенку простую

    Мы поем о ней.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание у дошкольников любви к Родине средствами художественной литературы и изобразительного искусства.

    - Приобщение детей к русской культуре и искусству через знакомство с произведениями  поэтов и художников....

    Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

    Воспитание любви к Родине средствами музыки.

    Музыка занимает значительное место в жизни детей. Музыкальные произведения не оставляют детей равнодушными, способствуют формированию у них чувства любви к народу, к Родине.      ...

    Проектная деятельность на тему "Воспитание любви к родине средствами литературно - художественных произведений".

    Проблема нравственно - патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особеннос...

    Консультация для родителей и воспитателей " Воспитание любви к Родине средствами музыки.

    Почему мы любим все Родину Россию?Потому что нет нигде Родины красивей.Потому что нет нигдеЛучше наших пашен,Лучше наших синих рекИ полянок наших.Мы о родине своейРаспеваем песни,Потому что нет нигдеР...

    Статья «Использование русской народной сказки и фольклора, как средства воспитания любви к Родине»

    Универсальным  механизмом включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации,  являются педагогические технологии, при работе со сказкой. Этим обусловлена актуал...