Консультация для родителей по теме "Общее недоразвитие речи у дошкольников"
материал на тему

Силина Алёна Александровна

Характеристика детей с ОНР. Особенности речи у дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchee_nedorazvitie_rechi_u_doshkolnikov.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

ОНР у дошкольников.

ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.  

У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

Детям с ОНР свойственны следующие особенности речи: звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

При этом характерным является ряд моментов:

1) Недифференцированное произношение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров, причем один может заменять одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.

2)3амена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции.

3)Нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по-разному.

Фонематическое недоразвитие у описываемой категории детей проявляется в основном в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки.

Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом.

Детям с ОНР свойственна нарушение слоговой структуры, проявляющееся в виде сокращения количества слогов, перестановке и замен слогов, сокращении при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качество, признаки, состояние предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с по мощью приставок и суффиксов.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

В речи встречаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов.

У детей имеются связные высказывания со специфическими ошибками: нарушена структур связного высказывания, типы связей между предложениями, страдает звуковое и смысловое оформление.

Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью:

нарушены внимание и память (недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности распределения; снижена вербальная память и продуктивность запоминания);

нарушены пальцевая и артикуляционная моторика (недостаточная координация пальцев рук, неточность и слабость движений подвижных органов артикуляции - языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти);

недостаточная сформированность словесно-логического мышления (дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков);

Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у дошкольников»

Игры с мячом известны с древних времён. Значение игр с мячом для развития речи....

Консультация для родителей «Обучение связанной монологической речи старших дошкольников»

Консультация для родителей «Обучение связанной монологической речи старших дошкольников» Каждый родитель будущего первоклассника задается вопросом: готов ли мой ребенок к школе? Легко ли ему будет у...

Н Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников" ...

Консультация для родителей "Формирование смысловой стороны речи у дошкольников"

Презентация для родителей, рассказывающая о приемах развития смысловой стороны речи у дошкольников.Формирование смысловой стороны речи-необходимое условие для подготовки ребенка к школе....