Главные вкладки

    Родительское собрание. Тема: «Умственное воспитание детейво второй младшей группе.Сенсорное воспитание».
    материал по теме

    Миронова Елена Владимировна

    Умственное развитие  и воспитание представляет собой количественные  и качественные  изменения, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rrr.docx23.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Южное  окружное  управление образования

    Департамента образования  города Москвы

    Государственное бюджетное  образовательное учреждение

    города Москвы

    детский сад общеразвивающего вида № 1687

     Родительское собрание

    Тема:

    « Умственное воспитание детей

    во второй младшей группе.

    Сенсорное воспитание».

    Разработала и провела

                                                                                          воспитатель  второй

                                                                                       квалификационной

                                                                        категории

                                                                                 Миронова Е.В.

                                                                             Согласовано:

                                                                                Заведующая ГБОУ детский сад №1687

                                                                                Писаренко Н.М.

    Москва 2011

     Уважаемые родители, на сегодняшней консультации для вас, хочется познакомить  всех с тем, что же такое умственное воспитание, какие методы и приемы используются для этого в нашем дошкольном учреждение, проследить связь умственного воспитания с воспитанием сенсорным, а также с ожидаемым результатом.

    Умственное развитие  и воспитание представляет собой количественные  и качественные  изменения, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

    Умственное развитие ребенка осуществляется и под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

    Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

    В нашем детском саду созданы все  условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.

    Происходит закрепления  умения  выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, проводятся работы по  обогащению чувственного опыта  детей и умения  фиксировать его в речи.  

    Первое, что хотелось бы выделить, это наш ребенок и окружающий его мир. Предметное окружение.

    Мы продолжаем  знакомить детей с предметами ближайшего кружения (игрушки, предметы домашнего обихода, транспорт), их назначением.

    Помогаем  определять цвет, размер, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; удаленность их от ребенка (далеко, близко, высоко). Рассказывать о свойствах материалов: структуре поверхности (гладкая, шероховатая, с узелками), прочности, твердости, мягкости.

    Рассказываем детям о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т.п.), другие предметы созданы природой (камень, шишки), учим  способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование (тонет - не тонет, рвется - не рвется), учим  группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (посуда - мебель; чайная, столовая, кухонная посуда).

    Немаловажным является  умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учим  различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

    Проводим беседы с детьми об  явлениях  общественной жизни:  

    Семья-  беседы  с детьми о членах семьи, подчеркнуть  их заботу друг о друге.

    Детский сад -  продолжаем  учить ориентироваться в помещении дошкольного учреждения,  напоминаем  имена и отчества некоторых работников детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.). Учим  здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. Вызываем  желание поддерживать порядок в группе, формируем бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам.

    Родная страна-  в рассказах используем  название города , в котором дети живут. Побуждение  детей к рассказыванию  о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке, на даче).

    Труд взрослых- продолжаем знакомить с трудом взрослых (медицинская сестра, повар, воспитатель), обращать внимание на трудовые действия и их результат. Учим  беречь то, что сделано людьми.

     Сюда же относится природное окружение и экологическое воспитание :

    Продолжаем  учить детей замечать состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идет дождь, дует ветер), знакомим  с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы и т.п.).

    Формируем элементарные представления о некоторых растениях данной местности. Учим называть детям комнатные растения, имеющие ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов). Учим различать и называть стебель, листья, цветок (травянистые растения); различать по внешнему виду и вкусу овощи и фрукты (с учетом местных условий).        

    Продолжаем знакомить с домашними животными и их детенышами, даем  первоначальные представления о диких животных (живут  в лесу),  учим называть отличительные особенности внешнего вида знакомым животных (лиса - рыжая, у нее длинный, пушистый хвост).

    Таким образом, результат проводимой работы ожидается следующий:

    К концу года дети могут

    · Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал)

    · Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.

    • Знать название своего города ; с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них и любят их.

    Развитие речи и развивающая речевая среда

    Необходимо предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т.п.), наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.

    Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных мокрых рукавах рубашки и т.п.); о проказах животных (кошки, собаки, вороны), об интересной прогулке.

    Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).

    Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу ("Скажите: "Проходите, пожалуйста", предложите: "Хотите посмотреть...", "Спросите: «понравились ли наши рисунки?").

    Формирование словаря

    На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, средств передвижения. Учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки можно сжать - они восстанавливают первоначальную форму), местоположение предмета (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул – табурет- скамеечка; шуба – дубленка – пальто). Учить понимать обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п. Называть части суток (утро, день, вечер, ночь). Помогать различать по внешнему ввиду домашних животных и их детенышей, овощи, фрукты.

    Звуковая культура речи

    Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы. Говорить спокойно, с естественными интонациями.

    Грамматический строй речи

    Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Учить употреблять в речи в форме единственного и множественного числа имена существительные, обозначающие животных и их детенышей (утка - утенок - утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

    Помогать детям переводить нераспространенные простые предложения (состоят только из подлежащего и сказуемого) в распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами ("Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра").

    Связная речь

    Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слышать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

    Формировать потребность делиться своими впечатлениями со .знакомыми взрослыми (что и где видел; что за аппликация на костюме, кто купил книжку, обновку).

    Напоминать детям о необходимости говорить "спасибо», здороваться, прощаться, желать спокойной ночи (в семье, группе), упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.

    Помогать доброжелательно общаться друг с другом.\побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.

    Ожидаемый результат:

    · По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

    • Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения с однородными членами.

    • С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

    Развитие элементарных математических представлений

    Количество. Учить детей составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет; различать много и один; находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один».

    Объяснять, как сравнить две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения предметов одной группы к другой; определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов. Учить понимать вопрос «Поровну ли?», «Чего больше?», «Чего меньше?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок» или «Кружков больше, а грибов меньше»

    Величина. Объяснять, как сравнить два предмета по размеру (длиннее-короче, выше- ниже, больше – меньше).

    При сравнении предметов по длине и высоте пользоваться приемами наложения друг на друга и приложения друг к другу.

    Геометрические фигуры. Учить узнавать и называть круг, квадрат, треугольник.

    Ориентировка в пространстве. Помогать детям определять пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), вниз (вверх).

    Ориентировка во времени. Формировать представление о частях суток: утро-вечер, день – ночь.

    Ожидаемый результат:

    · Дети могут находить  в окружающей обстановке много предметов и один-единственный предмет

    • Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; определять, каких предметов больше(меньше); сравнивать два предмета, разных по величине (длине, высоте), определять, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже).

    • Понимать слова: верхняя – нижняя, слева – налево, справа – направо.

     В заключении хотелось бы отметить, что все познание   ребенком нашего мира начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего  мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире - ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнает о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах,  звук, вес, температуру и др. Поэтому – находите время, действуйте, экспериментируйте вместе с ребенком, помогите ему накапливать знания играя, и  однажды он удивит вас своими познаниями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

    Родительское собрание на тему:«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании» План подготовки и проведения собрания1.     Посещение семьи.Цел...

    КОНПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Тема: «Безопасные дороги – детям!» (вторая младшая группа)

    Конспект родительского собрания по ПДД во второй младшей группеТема: «Безопасные дороги – детям! »Цель: актуализация проблемы безопасности детей на дорогах;Задачи: повысить интерес р...

    КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Тема: «Безопасные дороги – детям!» (вторая младшая группа)

    Тема: «Безопасные дороги – детям! »Цель: актуализация проблемы безопасности детей на дорогах;Задачи: повысить интерес родителей к вопросам безопасности детей на улицах города; помочь...