Родительское собрание тема: «Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка»
методическая разработка (младшая группа)

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Родительское собрание

тема: «Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка»

(младшая группа № 2 «Солнышко»)

Ильина Елена Павловна

воспитатель

г. Советский

Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 3 — 4 лет; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: музыкальный зал

Добрый вечер, уважаемые родители!

«Ребенку исполнилось три года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Давно уже кануло в прошлое представление о дошкольном возрасте как о «пустом» времени, когда дитя только растет и забавляется. Советские и зарубежные ученые пришли к единодушному выводу: именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития ребенка».

Психологи XX в. доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Поэтому не случайно тема нашей встречи звучит так: «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка».

Посмотрите на жизнь

Вы глазами детей,

Сколько радостей,

Сколько открытий.

Шаг за шагом

С ребенком смелей

Вы по этой планете идите.

Расскажите о звездах,

О синих морях,

Вместе пойте, творите, мечтайте.

Как прекрасная фея,

В чистых, юных сердцах

Огоньки доброты зажигайте.

                                                       Т. Шикалова

По мнению доктора психологических наук Л. Венгера, «руководить умственным развитием ребенка — это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и показывать способы их решения».

— Можно ли учить трехлетнего ребенка? Захочет ли он учиться и будет ли усваивать то, что мы хотим?

К 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло.

Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителям надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.

Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии. Задача взрослых — не научить ребенка чему-то необычайному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно, умело руководя обычными для трехлетки видами деятельности, подчеркивая в них те моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования умственных способностей.

В образовательной программе младших групп основным является сенсорное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 2 до 4 лет — наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Правильное восприятие формы, величины, цвета и других свойств и качеств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин в школе, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

 (Звучит таинственная музыка, перед родителями появляется «ящик ощущений».)

Перед нами возникла проблемная ситуация — узнать на ощупь, что находится в ящике ощущений.

(Воспитатель предлагает трем родителям определить на ощупь содержимое ящика. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предположения. В ящик можно положить фрукт маниолу или памело, чтобы невозможно было сразу определить объект.)

Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлен, возбужден, напуган или встречается с неизвестным объектом.

Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения так или иначе воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, то оно нередко оказывается поверхностным и неполноценным.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проводит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, и в итоге узнать, что же находится в этом ящике.

Но для начала проведем небольшую разминку.

Разминка

(Родители делятся на микрогруппы. Каждая микрогруппа родителей получает лист с заданием (приложение 3). Задание: коллективно найти ответ на вопрос «Какова форма познания у детей 3—5 лет?». В течение 2—3 минут члены группы проводят коллективное изучение предложенной информации и дают ответ на заданный вопрос. Для пояснения используется схема.)

Каждый родитель знает своего ребенка, видит, как он играет, рисует, строит из кубиков. Но не все родители представляют себе, что должен знать и уметь ребенок на пороге дошкольного детства, в 3 года. Чаще всего родители оценивают развитие своего ребенка по сравнению с детьми родственников, приятелей, соседей: «Машин Алеша уже все буквы помнит, стихи читает наизусть, а мой возится и возится с кубиками... Не знаю уж, что мне с ним и делать».

Как правило, родители отмечают только бросающиеся в глаза знания и умения ребенка и не обращают внимание на наиболее важные вещи, которые характеризуют действительный уровень его развития.

Все дети разные, и развиваются они по-разному. Но вместе с тем существует некоторый минимум достижений в развитии, соответствующий возрастной норме ребенка трех лет.

• Умение играть, использовать игрушки, строить элементарную цепочку игровых действий.

Что значит уметь играть? Играет ли малыш, когда он тянет за веревочку игрушечную машину? А когда кладет куклу в кроватку и накрывает ее лоскутом? Может быть, да, а может быть, и нет.

Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, в кукле — девочку, в лоскуте — одеяло. Не играет, если, выполняя эти действия, просто повторяет то, что показали взрослые, или то, что видел у других детей.

Цепочка игровых действий имеется там, где ребенок не просто повторяет в игре одно и то же действие, а выполняет два или больше действий, по смыслу следующих друг за другом (например, раздевает куклу, потом укладывает в постель и накрывает одеялом).

• Умение строить простейшие предметы из двух деталей строительного материала (диванчик, стул).

Не просто прикладывает друг к другу два кирпичика, как показали воспитатель или мама, а узнает в том, что получилось, например, настоящий диван, на который можно сажать куклу, мишку.

• Умение рисовать.

Хорошо, если ребенок начал рисовать, если из-под его карандаша выходит изображение, хотя бы отдаленно напоминающее мячик, машину, елку, а главное, узнаваемое для него самого. Но если этого нет, тоже не стоит беспокоиться. Многие дети в 3 года еще удовлетворяются неразборчивыми каракулями.

Данные умения без труда могут выявить родители в ходе повседневных наблюдений за ребенком. Но для того чтобы выяснить, как ребенок воспринимает цвет, форму, величину предметов, нужна специальная проверка, которую мы, педагоги, проводим по методике Л. Венгера.

(Воспитатель раздает родителям материалы методики обследования и предлагает ознакомиться с ней дома. Далее знакомит присутствующих с обобщенными результатами обследования детей группы. С результатами обследования конкретных детей воспитатель знакомит родителей по желанию в индивидуальном порядке после родительского собрания.)

Может быть, вы удивлены, что психологи вовсе не уделили внимания таким общеизвестным симптомам продвижения ребенка в умственном развитии, как запоминание сказок, стихов, букв? Это сделано вполне сознательно. И не потому, что считают, что не нужно читать ребенку, рассматривать с ним картинки, побуждать его к повторению услышанного. Это вполне полезные виды занятий с детьми, о которых мы вспомним позднее. Но придавать слишком большое значение словесной «учености» в 3 года не стоит. За ней стоит не восприятие и мышление, а механическая память и уровень овладения речью, который отнюдь не совпадает с уровнем умственного развития.

 (Открывается схема, на которой изображены все пять органов чувств (глаз — зрение, ухо — слух, язык — вкус, нос — обоняние, рука - осязание).)

Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием приемами сенсорного развития детей младшего возраста: зрения цвет, форма, величина); осязания (вес, фактура, температура); обоняния (запахи); слуха (звуки); вкуса.

Мы познакомим вас с некоторыми развивающими заданиями. Используя их в семейной практике, вы сможете сами придумать новые.

Просим не забывать: советы и рекомендации нельзя принимать как готовые рецепты, каждый ребенок своеобразен, не похож на других, к нему нужно уметь найти подход; в зависимости от интересов и склонностей ребенка, его индивидуальных особенностей следует отбирать те или другие задания; ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему неинтересно.

А сейчас мы предлагаем вам выполнить несколько творческих заданий.

Выполнение заданий в мини-группах

Задание 1. Мысленно обследуйте объект (птицу, снег, елку) с помощью различных анализаторов и получите более полное представление о нем. Расскажите, какие анализаторы вы задействовали в процессе обследования и какие представления получили.

Задание 2. «Передай по кругу» (совместное творчество). Придумайте и запишите действия, которые можно совершать с этим материалом для выявления его свойств.

(Каждой группе родителей раздается по одному листку, на котором написано: вода, песок, глина, камни, пуговицы или бумага. Родители пишут, какие действия можно совершать с этим материалом для выявления его свойств, и передают лист другой группе, асами дописывают свои варианты на листе, который им передала другая группа родителей. Упражнение выполняется до тех пор, пока все листы не пройдут полный круг. В дальнейшем из полученных материалов создается папка-передвижка на тему «Родительский опыт».)

«Самая лучшая игрушка для ребенка та, которую можно заставить постоянно меняться: для маленьких детей самая лучшая игрушка — кучка песка» (К. Ушинский).

Действительно, песок, вода, глина, бумага, крупные пуговицы — любимые материалы для игр и занятий детей младшего возраста. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, потому что герои и объекты наших первых игр — обыкновенные кастрюли, крышки, банки, ложки, тарелки, крупные пуговицы, прочая домашняя утварь и природный материал. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу ориентирования ребенка в окружающем мире.

— Уважаемые родители, теперь вам известны все свойства неизвестного объекта. Как вы думаете, что это?

(Родители предлагают варианты ответов. Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает: «Это маниола - гибрид мандарина и апельсина».)

Сегодня вы получили представление об этом фрукте, а формирование у вас понятия о нем будет зависеть от вашего познавательного интереса.

(Воспитатель угощает родителей фруктами — на тарелочках заранее приготовлены дольки и бумажные салфетки.)

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что умственное развитие — очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Итог

Решение текущих вопросов. Принятие решения родительского собрания. Памятка «Все дети разные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к ...

Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»

Я хочу  поделиться своим опытом работы с детьми и познакомить  родителей сенсорными  дидактическими  играми, в которые мы играем вдетском саду и в которые мы советуем играть дома....

Семинар для родителей на тему: «Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка»

Семинар для родителей на тему:«Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка»...

Тема: «Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка».

laquo; Ребенку исполнилось три года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умны...