Как могут помочь взрослые преодолеть кризис у ребенка.
план-конспект урока по теме

Блюмгарт Анна Петровна

Для родителей  в помощь по воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Многих родителей интересует вопрос, безусловно, дети очень разные и их способности тоже несколько отличаются. В первую очередь, эти отличия обусловлены стараниями самих родителей. Сколько времени мы им уделяли и , что именно постарались им привить? Но определенный список навыков и умений для этого возраста все, же существует.

Трехлетний ребенок должен уверенно координировать движения корпуса, рук и ног и хорошо держать равновесие. Он знает 8 основных цветов, безошибочно различая их, и основные формы: круг и квадрат, треугольник и овал, ромб. Имеет понятие правой и левой сторонах. Прекрасно справляется с игрой-вставкой по формам. Правильно собирает пирамидку и не очень мелкие пазлы, складывая их по предложенной картинке. С удовольствием собирает фигуры из конструктора и кубиков. Может не отвлекаться 5-10 минут , выполняя задание по предложенной модели.

В возрасте 3-4 лет в малыше просыпается «почемучка». Ему все интересно, он много говорит и задает тысячи вопросов. Простые и односложные ответы на его вопросы его уже не устраивают. Он становится любознательным и любопытным. Словарный запас малыша приближается к 300 словам.Он употребляет местоимения «я» и «ты». Строит предложения, употребляя глагол, имя существительное и прилагательное, правильно пользуясь предлогами «на», «под», «в», «за», ребенок уже владеет понятиями «одежда», «посуда», «фрукты» и «овощи». Он еще не применяет эти понятия в активной речи, но уже знает что свитер, рубашка, носки, шапка – это одежда. Яблоко и груша – это фрукты. Тарелка и ложка – это посуда. А капуста, картофель, морковь- это овощи.

Ребенок может заучить несколько песенок. С помощью взрослого может рассказать сказку. Знает времена года и их отличия. Знает основные части тела, и , сколько и каких частей тела есть у человека и животных. Ребенок в 3 года отличает диких и домашних животных и птиц, и знает, как называются  их дети, например, у коровы теленок, у курицы цыпленок, у медведицы медвежонок и т.д. При помощи наводящих вопросов может рассказать по памяти о содержании картинки. Вспомнить о том , что он делал в разное время суток. Четко произносить почти все звуки, кроме Ж Ш Ч Щ ЛР – эти звуки остаются для обучения на следующий год.

Удерживая в поле своего зрения от трех до четырех предметов, малыш может находить между ними 3-4 различия. Может находить 2 эдентичных предмета. Он уже может найти простую связь между явлениями и предметами ,объединяя их по простым признакам , например, собака живет в конуре, дерево высокое, оно растет в лесу, снег идет зимой , он белый и холодный. У ребенка получается определять лишний предмет на картинке, а также находить отличия между похожими вещами. Он уже знает что мяч падает вниз, а летит вверх, поезд может ехать медленно и быстро. Сравнивать по размерам 3-4 предмета: это дорога длиннее, а та короче, этот диван шире, а кресло уже, это дерево выше, а этот куст ниже. Может находить много предметов и один предмет, сравнивать каких предметов меньше , а каких предметов больше.Т.е, как мы видим список того, что должен уметь ребенок в 3 года, довольно велик , а задача родителей сделать так, чтобы ребенку был интересен познавательно- узнавательный процесс.

Что делать , если ребенок упрямится?

Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

Не пытайтесь в это время что- либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Как преодолеть кризисы?

Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:

нарушения режима дня.

обилие новых впечатлений.

плохое самочувствие во время болезни.

переутомление (физическое и психическое).

Преодолеть капризы можно, если:

все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.

будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».

научать ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.

будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.

Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет.

По тому, на кого направлен кризис ребенка 3 лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3 лет – это важный этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому ЕСЛИ ВЫ увидели , что очень резко изменился ваш ребенок , и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок непросто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет вас: действительно ли то, что вы запрещаете ему,  запрещено,а может быть- можно. Если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него, а лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг- что-то почему-то нельзя, что-то запрещено , в чем –то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему- ребенку трудно понять.

И он в отместку твердит вам нет. Не обижайтесь на это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому когда желание малыша намного превосходит реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка.

К примеру, ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите , будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать не слишком ли горячий суп и если можно покормить его. Ребенок, как большой садиться рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает вместе обед.

В 3 года самоуважению ребенка льстит если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь взрослые подарки, типа шариковых ручек для письма.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3 лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.

КАК НЕ НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА РЕБЕНКА 3 ЛЕТ.

Постоянно ругать  и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

Не говорить «да», когда необходимо твердое нет.

Не пытаться любыми путями сгладить кризис , помня, что в дальнейшем у ребенка  может повыситься чувство ответственности.

Не приучать малыша к легким победам, давая довод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в тоже время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем ,-это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка. Запомните , все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом . Большинство родителей пугаются кризиса только по тому, что им не с кем сравнивать своего малыша.

ЧТОБЫ КРИЗИС ПРОШЕЛ БЛАГОПОЛУЧНО,ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА!



Предварительный просмотр:

Тест “Уровень развития ребёнка 4 - 5 лет”

Проведение обследования

Выберите пункт, соответствующий хронологическому возрасту вашего ребенка. Причем, если малышу четыре года и пять месяцев, выбирается пункт, соответствующий четырем, а не четырем с половиной годам. На листе проставьте плюсы против тех вопросов, на которые вы можете дать положительные ответы, и минусы, если ответы отрицательные.

4 ГОДА

Общая осведомленность. Назвать свое имя, фамилию, пол; вопрос о половой принадлежности задавать в следующей форме: “Ты девочка или мальчик?”; (положительная оценка – все названо правильно).

Общая понятливость. Назвать несколько показываемых предметов и обобщающее слово (как это можно назвать одним словом?); положительная оценка – правильно названо обобщающее слово (обувь, одежда, посуда, транспорт).

Концентрация внимания. Назвать три цифры (послушай внимательно, сейчас я назову три цифры: 3, 8, 5 - повтори); положительная оценка – правильно названы все три числа.

Практическое математическое мышление. Сосчитать 4 предмета (посчитай, сколько перед тобой кубиков); положительная оценка – сосчитал правильно и без подсказок.

Индуктивное мышление. Знание простейших геометрических форм: круга и квадрата (какой формы мяч?, какой формы окно?); положительная оценка – из трех вопросов два правильных ответа.

Опыт восприятия. Сравнить длину линий (подготовьте комплект из трех линий или полос бумаги разной длины, трижды покажите ребенку по две из них. Вопрос: “Какая длиннее?”); положительная оценка – при двух правильных ответах.

5 ЛЕТ

Общая осведомленность. Какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер); положительная оценка – все названо правильно.

Общая понятливость. Понимание простейших причинно-следственных отношений (почему мама стирает одежду?); задается один вопрос; положительная оценка – при правильном ответе.

Концентрация внимания. Использование знаний об абстрактных геометрических формах (посмотри внимательно и назови, какие есть вокруг нас круглые и квадратные предметы); два правильно названных предмета – положительная оценка.

Практическое математическое мышление. Сосчитать несколько предметов с переходом через десяток (до 15); ( сосчитай, сколько здесь кубиков).

Индуктивное мышление. Назвать назначение предметов обихода (за- чем нужен стол, стул, ручка, кастрюля?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями); положительная оценка – правильно объясняется назначение двух предметов.

Опыт восприятия. Различение основных цветов (какого цвета карандаш?). Показывайте красный, синий, желтый; положительная оценка – при безошибочном ответе.

Интерпретация результатов

Если вы не поставили ни одного минуса, уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме.

Имеется два минуса и более – развитие малыша проходит своеобразно, несколько иначе, чем у большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация детского психолога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению ребенка.

Если минус только один – переходим к дополнительному обследованию.

Дополнительное обследование

Ребенок тестируется по пункту, который соответствует предыдущему возрастному периоду: если крохе меньше четырех лет, тогда – минус полгода; если малышу от четырех до двенадцати лет – минус один год. Порядок проведения такой же, как и в основном обследовании.

Если среди ответов нет ни одного минуса, уровень психического развития соответствует возрастной норме.

Имеется хотя бы один минус – рекомендуется консультация психолога.

Р.S. Не забывайте: если вашему крохе недавно исполнилось четыре года, а он пока не научился, скажем, считать до четырех, не паникуйте. Ведь для освоения этого навыка у малыша есть еще целый год! Что должен уметь Ваш малыш в 4-5 лет, как он развивается?

Период 4-5 лет называется дошкольным периодом. В это время ребенок исследует границы своих возможностей и осуществляет попытки стать независимым от родителей. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.

От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива

в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость .

Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.

Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии.

На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности.

Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни.

На этой стадии ребенок проходит первый этап социализации, так или иначе он сталкивается с общественными нормами, еще не умея им соответствовать. Ребенок по-прежнему активно “выдает” все, чему научился, радует и удивляет своими успехами. Возраст 4-5 лет ” – это возраст активной фантазии и ее словесного выражения. Родители таких детей обычно с гордостью рассказывают окружающим о том, чему их ребенок “уже научился”. Все это говорит о продуктивности этой стадии.



Предварительный просмотр:

Как могут помочь взрослые преодолеть кризис у ребенка?

Почему капризничают дети? В салон переполненного автобуса измученная мамочка втаскивает громко вопящего ребенка лет трех. Он кричит: «Хочу машинку!» Угрозы и уговоры мамы и пассажиров не действуют. Мальчик упорно не желает прекращать крик, мешая людям выходить из автобуса, цепляясь за их ноги, топает и продолжает свое: «Хочу машинку! Машинку хочу!» Какая-то девушка, не выдержав, дает ребенку деньги: «На, купишь себе машинку», но ребенок не успокаивается. От крика он уже начинает кашлять, захлебываться, но уступать не хочет. У ребенка истерика.

Я не знаю, чем кончилась эта история, вполне вероятно, малышу купили машинку, но теперь он утвердился в своей мысли, что стоит только погромче поорать и все будет так, как ему нужно.

Почему же ребенок капризничает, устраивает истерики: избалован; воспитан в рамках вседозволенности; ему не разрешили сделать то, что он делает обычно (в данном случае, купить машинку) и т. д. Причин очень много, давайте разберемся.

Вообще, детские капризы – это достаточно эффективное средство манипуляции родителями, проявление так называемой «диктатуры слабого». То есть маленький человечек слезами, криками и прочими подобными эмоциональными действиями может фактически выдавить все что угодно из своих родителей, которые тоже при виде подобного поведения дитяти начинают делать что угодно, лишь бы он замолчал, и теряют способность логически мыслить…Кто заходил со своим ребенком в детский магазин игрушек – меня поймет. Многие родители, боясь установления в доме такой диктатуры, изначально подавляют ребенка ( к примеру, не позволяют ему самому учиться делать выбор). Признаюсь, бывает трудно иногда удерживать равновесие в некоторых ситуациях.

Ни подавление, ни вседозволенность не помогут ребенку вырасти полноценной личностью, поэтому не стоит ни капризам потакать, ни игнорировать насущные потребности. Однако как отличить потребности от капризов? Здесь вначале стоит поговорить о том, по какой причине дети вообще привыкают капризничать.

Тяга к капризам у ребенка иногда формируется в буквальном смысле с рождения – в том случае, когда окружающие взрослые игнорируют любые «знаки» малыша, пока он не раскричится в голос. Тогда кто-то из взрослых заметит, что ребенку что-то нужно.Перед этим ребенок порой может сколько угодно «вякать» -мама не подойдет. Ребенок начинает квохтать и ворочаться – взрослые все равно не слышат. И только когда малыш расплачется – тогда подойдут и начнут суетиться… Таким образом, у малыша закрепляется своего рода условный рефлекс: если хочешь, чтобы твои родственники тебя услышали, узнали о твоих нуждах – надо орать громче. Со временем такие дети привыкают пропускать «промежуточные фазы» и сразу переходят на крик, не пытаясь высказать свою просьбу обычным тоном. И в чем-то они правы – мол, зачем время тратить, все равно их не услышат…Так у ребенка формируется потребность к неадекватному выражению своих эмоций, а в такой «упаковке» даже самая естественная просьба выглядит как каприз, родители не спешат ее выполнять, ребенок кричит еще громче…В общем, в результате получается дым коромыслом и никакого понимания. Ребенка считают нервным, дают ему успокоительные препараты, и никто не задумается, что всего-то надо просить его высказывать свои потребности обычным голосом (и слышать эти просьбы), а все выступления на повышенных тонах, наоборот, игнорировать. Конечно, проще было бы, если бы родители изначально прислушивались к просьбам малыша. Но если уж упустили это, ситуацию надо исправлять постепенно и в хорошем смысле слова настойчиво…

На этой почве может возникнуть у ребенка еще один «условный рефлекс»: если покричать погромче, даже самые нелепые желания будут выполнены! В таком случае ребенок кричит, чтобы заглушить нелепость своих требований. А родители делают все, только бы он замолчал…В таком случае ребенок и превращается в подспудного манипулятора.

А вообще желание капризничать, «пробовать голос» появляется в тот или иной период времени у любого ребенка – потому что дети экспериментируют с окружающим миром. В том числе и в общении с родителями. Ну-ка если я крикну, что будет? А дальше возможны три варианта. Родители накричат в ответ, а то и больно ударят- ребенок сделает один вывод: мол, в принципе дозволено общаться на повышенных тонах, а родители иногда дерутся без причины, поэтому лучше от них держаться подальше. Если папа и мама в ответ на повизгивания ребенка будут стремиться удовлетворить любую его просьбу – ребенок делает другой вывод: мол, стоит только покричать – и все тебе дадут, а родителями вполне может управлять голосом. И такого ребенка потом очень трудно будет заставить общаться нормальным тоном. А если родители игнорируют попытку манипулирования и предлагают ребенку (даже не очень большому) прежде подумать, зачем ему нужно то или это, если это нельзя, то почему нельзя- ребенку будет ясно, что не любое его желание может быть выполнено немедленно, а если хочешь чтобы тебя услышали – кричать совершенно не нужно. Что, как говорится, и требовалось.

Поэтому отличить насущную потребность от каприза можно в общем так: если ребенок в состоянии изложить свою просьбу без криков, если он может хотя бы в первом приближении объяснить, зачем это нужно или почему он этого не хочет – это не каприз. Если же он идет наперекор родителям только чтобы досадить им, воздействовать на них или просто выплеснуть свои эмоции – вот это уже хуже. Многие родители говорят, что в запущенных случаях дети бросаются на пол, стучат ногами и кричат так, что их не остановишь. Но если мама будет реагировать на это лишь недоуменным «Что это с тобой, ты не заболел», причем реагировать с самого первого момента, как только ребенок начал пробовать такой стиль поведения (а пробовать подобное, учтите, будет даже самый адаптированный в семье ребенок), тогда дитя быстренько поймет, что подобный способ отстаивать свои желания в доме совершенно не годится…

Разумеется, дети не так хорошо могут контролировать свои эмоции, как взрослые. И поэтому нередко детские капризы происходят, что называется, что называется, по естественным причинам: ребенок устал, не выспался, голоден или хочет в туалет. То есть опять же – родители, прежде чем демонстративно отворачиваться от ребенка, разберитесь, почему малыш так себя ведет? Кстати, его просьбы и прочее поведение могут быть в принципе не связаны с внешней причиной капризов.

А если вы что-то запрещаете ребенку – чтобы не было капризов и непослушания на этой почве, всегда объясняйте малышу, почему нельзя делать то или иное. Скажем, нельзя уходить из поля зрения родителей, потому что тебя может кто-то обидеть, пока мама с папой не видят. Нельзя трогать горячий утюг – потому что можно обжечься (в иных случаях когда исследовательский рефлекс у ребенка выражен очень сильно, можно позволить ему все же прикоснуться пальчиком к поверхности утюга, если уж он так упорствует: если мама присмотрит, ожог будет не сильным, зато малыш навсегда усвоит, что если мама говорит нельзя, значит, это на чем-то все же основано). Некоторым детям бывает достаточно одного слова: это опасно.

Почему не купили игрушку или конфету в магазине – об этом стоит поговорить еще задолго до похода в магазин. Малышу изначально стоит объяснить, что эти все лакомства никто не дает просто так, и что в покупку каждой вещи вложена работа. Возможно, при этом придется посвятить ребенка в тонкости вашей взрослой жизни. Но не стоит искусственно ограждать его от этих впечатлений,- если вы хотите, чтобы он вырос действительно личностью. Для детей, которые не отделены от жизни родителей и проблемы родителей понимают, фразы «нет денег» бывает тоже недостаточно.

Мы не скрываем от 6-ти летнего сына, что на что-то нам не хватило денег, что мы не можем сейчас сделать ту или иную покупку в том числе и для него. Думаю, что детство не должно быть розовым, чтобы не оказалась проблемной взрослая жизнь ребенка. И, наверное, все же мы  правы, потому что у нас меньше проблем, все-таки он понимает целесообразность той или иной покупки. Когда мы ходим в магазин, он видит какую-то пеструю детскую мелочь и спрашивает: «Мама, мы не сможем это купить?» Когда мы сможем – мы покупаем, а когда нет – значит,нет. Ребенок понимает и не требует.

Если же ребенок привык, что любые его желания должны выполняться, и не имеет в распоряжении никаких иных логических доводов, тогда, конечно, будет намного сложнее – прежде всего родителям. Они стараются оградить ребенка от тягот своей жизни, а в результате наживают себе новые проблемы…

А если ребенок кричит и требует все настойчивее сделать необходимую для него покупку, привлекая все больше внимания других посетителей магазина, то для родителей становится больно и стыдно за ребенка и он в очередной раз уступает и покупает игрушку. А что происходит потом с ребенком? Он и вправду убедился в том, что если покричать погромче, то можно и получить желаемое. А понятия «нет денег» (причем нет именно на данную игрушку или конфету) для этого ребенка не существует – он в принципе не знает,что это такое. Хотя, если опять же речь идет о воспитании личности, нужно не только самого ребенка научить говорить «нет» , но и воспринимать это «нет» от других, чтобы он с детства привык к тому, что не все его «хочу» в жизни должны удовлетворятся, иногда приходиться и от чего то отказываться.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть кризис 3-х лет?"

Практические советы для родителей по взаимодействию с ребенком, находящимся в состоянии кризиса трех лет...

Как помочь ребёнку преодолеть кризис трёх лет?

В возрасте трех лет ребенок пытается отделять свое «я» от родительского. Он начинает осознавать себя отдельной самостоятельной личностью со своими желаниями, которые нужно отстаивать. Детс...

Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому ...

Консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?"

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу ...