Для Вас родители!
рабочая программа по теме

Шалина Евгения Васильевна

Подсказки для радителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ.

МУЗЫКА И ДЕТИ. Народные колыбельные.

Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту, это частица жизни ребенка. Малыш еще не знает языка, но слушая колыбельную, успокаивается, засыпает. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия - это «душа» музыки, первые мелодии колыбельной - это первые музыкальные впечатления ребенка. Названия колыбельных песен произошпо от слов «колыбель», «колебать», т.е. качать. Народные колыбельные песни существуют с древности. Они вбирают в себя музыкальный язык народа, им присущи спокойный темп, негромкое звучание, размеренный ритм повторяющихся мелодичных оборотов: «баю- баюшки», «люли-люлюшки».

Колыбельная песня отражала тревоги матери о ребенке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть. В них есть стремление повернуть к ребенку светчые стороны жизни, отсюда - пожелания счастья, здоровья, богатства, благополучия: «будешь в золоте ходить, Чисто серебро носить». Исследователи фольклора считают, что многие колыбельные песни близки к заговорам, заклинаниям. О связи песен с заговорами говорят пожелания сна, роста и т.д.

«Спи по ночам, Расти по часам. Подобно заговору        Ты спи, усни,

Угомон тебя возьми!»

Мать заговаривала ребенка ото всех скорбей, напастей, бед. Сои колыбельных как бы живой, он находится в доме, где есть малютка. Сон покровитель детей, он их очаровывает, убаюкивает.

Иногда колыбельные песни отражают исторические события, образ жизни птиц и животных: «Приди котик ночевать, Мою Машеньку качать».

Колыбельные песни несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функцию развития ребенка. Ребенок приобщается к прекрасному народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать образом, чувством, выраженным в искусстве.

Эти эстетические впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 6/95г.

Автор О.Радынова.



Предварительный просмотр:

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ

Без игры нет детства

Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным.

Но игра - это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоции, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра - это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить.

Но откуда берется в человеке это умение играть?

Игра зарождается, когда ребенок находится еще в грудном возрасте. Но значение этого возраста для развития игры обычно недооценивается взрослыми. Это очень трудный период и для малышей, и для родителей. Ребенок только начинает привыкать к новым для него условиям жизни, к окружающим его взрослым. Бодрствование его очень непродолжительно и связано с переодеванием, кормлением, массажем, купанием. Мать, обращаясь к ребенку, как бы начинает с ним игру — говорит, поет, двигает его ручками, ножками. В этом возрасте можно играть с малышом в так называемые «игры-переклички», меняя интонации голоса (ласковые, успокаивающие, веселые, серьезные). Взрослый произносит сначала различные звуки, затем слоги. То находится близко к ребенку, то отдаляется. Малыш слышит голос взрослого. замолкает, прислушивается, начинает отвечать.

В настоящей игре всегда присутствует одушевление предметов, одухотворение природы. Это приходит к ребенку от взрослых. Мудрая народная педагогика донесла до нас много потешек, стихов. Игры-шутки, игры-потешки были постоянными спутниками детства на Руси, и в других странах.

«Ладушки, ладушки, где были? У бабушки», - напевно произносит взрослый, при этом сначала он сам хлопает в ладоши, затем вместе с ребенком производит все действия названные в потешке.

Увидели с малышом солнышко, обратитесь к нему: «Солнышко, солнышко, выгляни на бревнышко!»

Активное приобщение к миру предметов, к природе, к миру людей создает базу для качественно новой игры, центром которой является воображаемая ситуация, действие в представляемом,, а не только в реальном плане. Ребенок, играя, начинает воспроизводить отдельные наиболее значимые и понятные ему события из настоящей .жизни, но он не копирует их, а многое делает «понарошку» «как будто».

Чтобы обогатить игру ребенка, необходимо постоянно расширять его кругозор, учить наблюдать за окружающим, привлекать его к посильному участию во всех домашних делах, читать и рассказывать ему сказки, рассказы, стихи, рассматривать вместе с ним картины, слушать музыку.

С возрастом увеличиваются возможности детей отражать в игре разные события: поезду на море, поход в лес, строительство дома, службу в армии и т.д. В игру привносятся фантастические и необычные элементы: таинственное подводное царство, поделки веселого Карлсона, летающие тарелки и др. игра становится продолжительнее, в ней воспроизводится больше жизненных эпизодов.

Постепенно речь занимает всю больше места в игре детей, отдельные эпизоды не проигрываются, а проговариваются. «Мы сейчас летим над высокими горами, осторожно! В скалу врежешься!» - говорит штурман летчику. Тот отвечает: «Ну я же из-за облаков и туч ничего не вижу!» Вся драматичность игровой ситуации выражена интонационно богатой речью, мимикой и жестами. Если дети этого делать не умеют, им трудно включиться в совместные со сверстниками игры. Выразительности поведения, эмоциональному общению дети учатся быстрее, если вы не монотонно, а ярко, образно читаете им сказки, стихи. Посещая театр, смотря



Предварительный просмотр:

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ.

Музыкальное воспитание детей в семье.

Все хорошее в жизни Происходит от удивления.

Сократ.

Роль семьи в эстетическом и музыкальном развитии ребенка очень велика. Семья способна развить эстетические чувства ребенка, интерес и любовь к красоте и богатству всего того, что его окружает. Необходимо приобщать ребенка к музыке, искусству, т.к. музыка окружает нас повсюду. В результате общения с музыкой ребенку передается ее настроение и чувства: радость, нежность, грусть, сожаление, решительность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развиваются восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Очень хорошая семейная традиция - семейные музицирования, пение хором или по одному. Дети очень любят песни из мультфильмов и детских передач на музыку В.Шаинского, Г.Гладкого, Р.Паулса и с удовольствием поют их дома. Приучайте детей к хорошей классической музыке П.Чайковского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича и др. Посещайте детские музыкальные театры, детскую филармонию, где проходят прекрасные и доступные беседы о музыке.

Можно создать сой домашний оркестр, сделать своими руками несложные музыкальные инструменты : деревянные ложки, из коробочек - марокасы, колокольчики и др. Совместный ансамбль из шумовых инструментов под ритмическую музыку создаст в семье хорошее радостное настроение. Дети будут благодарны вам за музыкальные впечатления. Хорошо если музыка войдет в ваш дом и тем самым приблизит ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила вашего ребенка способностями, о которых вы и не догадываетесь.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 6/95.



Предварительный просмотр:

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ.

Песни для детей В. Шайнского.

Ребенок- это личность; хорошая, глубокая, содержательная песня вызывает у детей добрые чувства. Дети только тогда верят взрослому, когда он разговаривает с ним на равных.

Замечательные песни В.Шаинского поет уже ни одно поколение детей, их смело можно назвать отечественной музыкальной классикой.

«Мой композиторский путь в детскую песню трудный и в то же время радостный. Трудный потому, что совсем нелегко написать песню, которую примут и похвалят дети. А радостный потому, что нет большего счастья для автора, чем слышать, как его песни поют дети» - так рассказывает о себе В. Я. Шаинский.

Самая любимая детьми песня «Улыбка» была написана с поэтом М.Пляцковским. Композитор писал эту песню глядя на картинку с Енотиком. А в мультфильме аленький Енотик пел голосом К.Румяиовой, а потом песню стали петь не только дети, но и взрослые.

В. Я. Шаинский написал много музыки и песен к мультфильмам, это один из самых интересных жанров, ведь музыка помогает «вдохнуть жизнь» в рисованных героев. Это песни «Антошка», «Чунга-Чанг», «Облака», «Песенка Чебурашки», «Ужасно интересно» и др. Композитору всегда удается создать точные музыкальные образы: то смешные, то забавные, то трогательные и наивные, то добродушные и застенчивые. Есть у В.Шаинского песни о дружбе - «Давай дружить», «Когда мои друзья со мной», «Все мы делим пополам». Есть и зимние новогодние песни: «Зимняя сказка», «Снежинки», «Зажигайся, елочка». Музыка к детским кинофильмам: «Завтрак на траве», «По секрету всему свету», «Пока быот часы».

Есть в песнях В.Шаинского то, что выделяет их среди множества других - это удивленно-восторженный взгляд на мир, разговор «по душам», доверительность и доброта. Слушайте и пойте песни этого композитора вместе с детьми, это поможет вам сблизиться с вашими детьми, овладеть их доверием и искренностью.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 11/96г.



Предварительный просмотр:

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ. Музыкальное воспитание. Почему дошкольникам нужна классическая музыка.

Музыка - это мощное средство воздействия на человеческие эмоции. Заноженный в том или ином произведении заряд художественных переживаний повергает человека в радостные или печальные мысли и настроения.

Классика бесценна тем, что несет слушателю идеи гуманизма, благородства, борьбы добра со злом и торжества справедливости. Волшебные мелодии, рожденные сто и двести лет назад, и сегодня вызывают чувство радостной встречи у современников.

Вот почему в жизни детей должна быть классическая музыка. Нужно постоянно расширять круг детских музыкальных познаний музыкой высокого уровня.

Как правило, музыкальные занятия в детском саду единственный «оазис», где дети слушают сочинения классиков, узнают информацию о них. Ведь дома чаще всего детей окружает музыка рдио и телевидения, магнитофонные записи. Такая музыка примитивна, поэтому быстро оседает в памяти детей. Классическая музыка воспитывает у детей эстетический вкус, помогает с интересом воспринимать окружающий мup.

Учите детей слышать окружающую природную среду: шум ветра, шелест листьев, постукивание веток друг о друга, шум дождя и т.д. Пусть дети пропоют вам как завывает ветер, шуршит листочек, щебечет птица. Все эти сравнения готовят детей к восприятию классической музыки.

Родители могут создать дома музыкальную фонотеку с музыкой композиторов- классиков: П.Чайковского («Детский альбом», «Времена года»), С.Прокофьева («Петя и Волк», «Музыка для детей»), М.Мусоргского («Детская», «Картинки с выставки») и др.

С классической музыкой родители могут ознакомить детей посещая театры оперы и балета со спектаклями: «Щелкунчик», «Фея кукол», «История Кая и Герды»- Мариинский театр; «Конек-Горбунок» - Малый оперный театр и др.

«Дело музыки, как искусств, - сохранять душу» - это слова нашего современника В.Распутина, очень хорошо говорят о необходимости хорошей классической музыки для детей и взрослых.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 5/94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...