Главные вкладки

    Статья по теме:
    Для родителей

    Стрижова Виолетта Юрьевна

    Предварительный просмотр:

    ИДЕМ В ШКОЛУ. В 6 ИЛИ 7 ЛЕТ?

    Как правильно принять решение и ответить на вопрос: в 6 или в 7? Ведь от успешного старта зависит вся школьная судьба ребенка.

    Важно понять, что не только элементарные навыки (чтение, письмо) и интеллектуальные способности определяют школьную зрелость. Должна учитываться и психологическая готовность, отношение к новой социальной роли школьника, принятие новых обязанностей и требований. На вопрос: "Хочешь ли ты идти в школу?" многие дети отвечают: "Хочу". А вы спросите: "Почему?" Если ребенок говорит: "Все идут и я пойду", "Я там буду играть с одноклассниками", "Мне купят портфель и пенал", то осознанной потребности в обучении у него еще нет, а желание сменить обстановку кажется заманчивым. Нужно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учебой. "Хочу научиться читать и писать", "Хочу вырасти умным" — это уже сознательная ступенька вверх ко "взрослости", к знаниям.

    Необходимо обратить внимание на волевую готовность малыша, то есть способность управлять своим вниманием и поведением. Может ли ваш 6-летний ребенок не идти на поводу у своего "хочу — не хочу", а выполнять ваши требования, просьбы, отвечать за постоянное поручение по дому? Способен ли он поставить цель, приложить определенные усилия в преодолении трудностей? Если да, то в школе он будет чувствовать себя хорошо.

    Если ребенок часто болеет (тем более, у него хронические заболевания), быстро устает, не спешите его отдавать в школу — пусть он окрепнет. Если ребенок рослый, крепкий и вполне здоровый, то уже в 6 лет он без труда выдержит школьные нагрузки.

    Обратите внимание на темперамент и индивидуальные особенности малыша. Легко возбудимым, эмоциональным, подвижным детям (чаще такими бывают мальчики) трудно сосредоточиться, выполнить задание, требующее аккуратности. Их интересует все вокруг, они познают мир через движение, поступки. Таким детям лучше идти в школу в 7 лет, потому что им нужно набегаться, наиграться. Если ребенок вялый, медлительный, неуверенный в себе, то лишний год дома ему пойдет на пользу.

    Есть дети неторопливые, усидчивые, любознательные (чаще девочки). Они уже в 6 лет подолгу рассматривают картинки, внимательно слушают взрослых, доводят начатое дело до конца. Таким детям в школе будет сопутствовать успех и благополучие.

    Удивительно, но ребенок в 7 лет очень отличается от себя, же самого 6-летнего. За год он не только растет, но и делает качественный скачок в развитии. Ребенок "взрослеет" прямо на глазах. И чем старше он становится, тем проще и естественнее будет переход к напряженной школьной жизни. Но, как говорится, главное не передержать дошкольника дома, чтобы не перегорело желание учиться.

    Если вы решили не отдавать ребенка в 6 лет в школу, то важно не упустить этот "золотой" возраст и использовать его не только для подготовки к школе. В этот период у малыша очень высокая творческая активность. С приходом в школу яркое свободное творчество уступает место заучиванию, овладению навыками. Поэтому именно сейчас можно начать обучение музыке, живописи, лепке, танцам. Полезно отдать ребенка в спортивную секцию, например, на плавание.

                                                                       

                                                                     Педагог – психолог«ЦРР д/с № 173»

                                                                     Стрижова Виолетта Юрьевна   



    Предварительный просмотр:

    ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ

    Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?
    В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.

    Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.


    Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

    Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите».

    В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

    Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ.

     Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

    Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев.

    Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

    Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, надеюсь, что, прочитав эту статью, вы поняли, что такое психологическая готовность к школе и сможете помочь вашему ребенку правильно подготовиться к началу школьного обучения.

                                                 

                                                         Педагог – психолог МДОУ «ЦРР д/с № 173»

                                                         Стрижова Виолетта Юрьевна   



    Предварительный просмотр:

    ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

    Готовность к школе

    Для успешного обучения в средней массовой школе к моменту поступления ребенок и его родители должны иметь определенную готовность. Это - готовность самого ребенка (физическая, личностная, интеллектуальная) и готовность его близких (родителей или бабушек-дедушек, которые возьмут на себя работу по адаптации ребенка к школе). Ниже будет представлен перечень того, что требуется от ребенка при поступлении в школу; как родители могут определить уровень готовности своего ребенка; как они могут развивать в нем недостающие качества за оставшиеся месяцы.



    Физическая готовность ребенка

    Ребенок должен быть старше 6,5 лет. Если он младше, но хорошо развит, то может поступить в школу по личной просьбе родителей и с согласия приемной комиссии школы.

    Уровень физического развития определяют врачи, он отражен в МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЕ РЕБЕНКА.

    Начало обучения в школе - стресс для ребенка: физический стресс (смена режима; непривычные нагрузки на организм - надо долго сидеть, быть сосредоточенным, выполнять новые действия и т.д.) и психический стресс (новая обстановка, новые люди, новая деятельность и т.д.). Для того, чтобы ребенок успешно справился с неизбежным стрессом и быстрее адаптировался к школьному обучению, родители должны подготовить его организм и психику летом (дать ребенку отдохнуть, закаливать его, насытить витаминами и т.д.).

    Необходимо продумать щадящий режим дня для первоклассника, чтобы он мог поспать или полежать днем, если захочет; чтобы ежедневно гулял (особенно по выходным); высыпался ночью и т.д. Желательно записать его в спортивную секцию.

    Необходимо оборудовать дома учебное место ребенка: нужной высоты стол, стул со спинкой, свет с левой стороны и т.д.

    Личностная готовность ребенка

    Умение ребенка произвольно общаться со взрослыми
    Произвольно - значит самостоятельно регулируя свое поведение в соответствии с требованиями учебной ситуации.

    Произвольность:

    Ребенок понимает условность учебной ситуации и разницу между школой и детским садом или пребыванием дома. Родители должны объяснить ребенку, что он будет учиться в школе 11 лет, с сентября по май (с каникулами), с понедельника по пятницу, по несколько уроков в день (с переменами), с обязательным выполнением домашних заданий. За выполнение заданий он будет получать отметки. В школе у него будет свое место за партой. В туалет он будет ходить на переменах или во время урока, спросив разрешение учителя. И т.д.

    Ребенок понимает и принимает свою позицию как ученика и позицию взрослого как учителя. Родители должны разъяснить ребенку необходимость называть учителя по имени и отчеству, отвечать на его вопросы, выполнять его требования.

    Умение общаться со сверстниками


           
    Учеба в школе предполагает взаимодействие и сотрудничество ребенка с другими детьми в ситуации общей учебной задачи. Готовность к общению с одноклассниками:

    ребенок сравнительно легко устанавливает деловые контакты со сверстниками и относится к ним как к партнерам по игре или совместной деятельности;

    ребенок не отличается особой конфликтностью;

    в совместной деятельности ребенок удерживает во внимании общую для всех участников цель деятельности.

    Если у ребенка не сформированы навыки общения со сверстниками, то родители должны помочь ему: приглашать других детей в гости, на совместные прогулки, детские праздники и т.п. Объяснять ребенку и показывать на своем примере как вести себя с другими детьми в ситуациях игры, совместной работы, учебы...

    Отношение к себе


               
    Для дошкольников характерна несколько завышенная самооценка ("Мой рисунок самый лучший в группе"), не стоит с этим бороться. Причиной неуспешности ребенка в школе может стать неустойчивая или заниженная самооценка (ребенок не уверен в своих силах, он боится выглядеть неуспешным, поэтому может отказываться от выполнения заданий и ответов на уроке). Основная причина низкой самооценки детей - дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, люби и внимания со стороны взрослых, прежде всего родителей. Родителям рекомендуется активно поддерживать, хвалить ребенка, показывать, что их любовь к нему не зависит от его учебных успехов. За успехи хвалить более интенсивно, чем ругать за неуспехи. Быть рядом с ним тогда, когда он не справляется с учебными проблемами и помогать ему. И т.д.

    Интеллектуальная готовность ребенка

    Как родители могут интеллектуально подготовить ребенка к школе (практические занятия проводятся, когда ребенок не устал и находится в хорошем настроении, 1-2 раза в день по 30 минут)

    Общая осведомленность

    Как тебя зовут, назови свою фамилию, сколько тебе лет?

    Какое сейчас время года, месяц? Когда у тебя день рождения?

    В каком городе ты живешь, назови свой адрес?

    Что ты можешь рассказать о своей семье - родителях, сестрах-братьях, бабушках-дедушках?

    Каких животных (героев сказок, транспорт, виды спорта,..) ты знаешь?

    Хочется ли тебе идти в школу?

    Умение ориентироваться во времени и пространстве

    Ребенок должен знать время суток: утро, день, вечер, ночь. (Что наступает после вечера? Как ты узнаешь, что наступила ночь? Назови части суток, начиная с дня...)

    Ребенок должен быть знаком с календарем (познакомьте его с отрывным календарем, он более наглядный). Должен знать, что из суток складывается неделя, из недели - месяц, а из месяцев год. (Назови дни недели. Назови месяца).

    Ребенок должен уметь соотносить положение своего тела с расположением окружающих предметов (Что спереди, сзади, сбоку, слева, права,..?) Упражнение: покажи, что ты стоишь за столом, слева от стола,.. ты стоишь за стулом справа от стола, ты сидишь на стуле сверху стола,..

    На местности (на улице, в районе) ребенок должен уметь выделять основные ориентиры, по которым можно дойти до школы, до метро, до магазина. Упражнение: пройдите с ребенком от дома до школы (библиотеки, магазина), внимательно рассмотрите дорогу, дома ребенок должен подробно рассказать об этом пути и схематично нарисовать его.

    Развитие памяти

    Из 10 названных слов (например: тетрадь, торт, портфель, сказка, собака, цветы, друзья, улица, игрушки, школа) ребенок должен называть 7-8. Если с первого раза не удается запомнить, взрослый может повторить весь список второй или третий раз.

    Рассмотрите репродукцию картины, попросите ребенка перечислить как можно больше деталей картины, которые он запомнил.

    Выучите красивое длинное стихотворение, которое понравилось ребенку. Научите его декламировать стихотворение "с чувством, с толком, с расстановкой".

    Разучите с ребенком танец, комплекс гимнастических упражнений, последовательность любых движений (например: сначала присесть и встать, потом хлопнуть в ладоши, потом закрыть глаза, потом лечь на живот...).

    Развитие внимания

    Умение настраиваться на восприятие указаний взрослого, не отвлекаться от выполнения задания, сосредотачиваться на задании для учебы в школе необходимы. Упражнение: на листе бумаги в случайном порядке написаны буквы алфавита, ребенку нужно найти и вычеркнуть, например, букву О:
    А О П Р Л Д О О Ж Ш Ь Т А О И Т М О В К О А О Н Р О С...
    То же самое можно сделать и с цифрами, например, вычеркнуть цифру 1:
    1 8 7 2 1 9 4 2 4 1 0 7 9 2 1 3 1 1 5 8 2 7 5 5 2 1 6 2 3 6 6 1 ...

    Развитие воображения

    Способность к воображению у ребенка можно проверить (и развить), выполняя упражнения типа "Художник", "Скульптор", "Сказочник",.. Например: художник начал рисовать картины, но у него кончились краски , заверши, пожалуйста, его работу.

    Развитие эмоций

    Ребенок должен уметь оценить самые простые человеческие эмоции и настроения людей. (Какое настроение, ты знаешь, бывает у людей и у животных?). Упражнение: назови, какое лицо здесь радостное, злое (сердитое), грустное, удивленное, испуганное,... В пустых кружочках нарисуй свое настроение, настроение своей мамы, папы, друга... Для этого можешь посмотреть в зеркало или на фотографию.

    Развитие мышления

    Умение обобщать существенные признаки. Взрослый задает ребенку несколько загадок и просит не просто их отгадать, а объяснить, что их объединяет: "У двух матерей по 5 сыновей" (пальцы); "Не сеют, не сажают, сами вырастают" (волосы); "Всегда во рту, а не проглотишь" (язык) - все эти загадки про человека.

    Умение делать умозаключения по аналогии. Взрослый предлагает три слова, два из них подходят друг другу, являются парой. Ребенок должен придумать слово, подходящее по смыслу к третьему:


    ГОЛУБЬ - ПТИЦА, ВАСИЛЕК - ..? (цветок)
    ОГУРЦЫ - ГРЯДКА, ШИШКИ - ..? (лес)
    САМОЛЕТ - ПИЛОТ, АВТОМШИНА - ..? (водитель, шофер)
    МУЗЫКА - СЛУХ, КАРТИНА - ..? (зрение)
    ДЕНЬ - НОЧЬ, БЕЛОЕ - ..? (черное)
    ЗАЯЦ - ЖИВОТНОЕ, ЩУКА - ..? (рыба) и т.д.

    Умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Взрослый берет открытку и разрезает ее на части, перемешивает их. Ребенок должен восстановить картинку, которую он прежде не видел.

    Умение выделять причинно-следственные и пространственно-временные логические связи. Ребенку предлагается 6 картинок одинакового размера, которые перемешаны. Ребенок должен разложить их по порядку перед собой на столе и составить по ним рассказ. Картинки можно легко нарисовать самим. Например: 1) человечек одевается на зимнюю прогулку; 2) человечек на улице катает снежный ком; 3) человечек кладет третий ком (голова снеговика) на основание; 4) человечек достает дома из шкафа морковку и ведро; 5) человечек пьет дома чай, в окно виден готовый снеговик; 6) на улице огромная лужа, в которой валяется морковка и ведро.

    Развитие восприятия

    Умение создавать наиболее полный образ предмета. Упражнение: взять предмет, изучить его, используя все органы чувств, и рассказать какой он на вид (цвет, форма), на слух, по запаху, по вкусу, на ощупь (текстура материала, вес, температура).

    Умение восстанавливать рисунок по образцу. Взрослый показывает ребенку половину картинки и просит дорисовать вторую половину.

    Развитие речи

    Умение произносить звуки. Если есть логопедические проблемы, необходимо их решить с логопедом до поступления в школу.

    Умение производить звуко-буквенный анализ слова.
    Упражнение №1:

     взрослый говорит ребенку слово, а он должен разбить его на части (слоги), хлопая в ладоши. Например, КРОКОДИЛ, ПОДУШКА, САМОВАР,...
    Упражнение №2:

     ребенок должен назвать первый и последний звуки в словах: БЕРЕТ, ВОЛНА, АТАМАН, УТКА...

    Родители должны иметь представление о количестве слов, которыми пользуется ребенок в речи и стараться увеличивать его словарный запас. Упражнение "Темы": вспомни все слова, которые относятся к теме "Зоопарк" ("Наш двор", "Зима", "Человек", "Все слова на букву К",...); чем больше слов ты придумаешь, тем лучше.

    Ребенок должен уметь изменять существительные по числу (овца одна, а много - ...; облако одно, а много - ...); прилагательные по роду и числу (сахар - белый, молоко -..., бумага -..., снежинки - ...); глаголы по временам (вчера - гулял, сегодня - ..., завтра - ..).

    Готовность родителей

    Поступление ребенка в школу - это психический стресс не только для него, но и для его родителей. Причины стресса: новые нагрузки на взрослых (быть с ребенком не после 18-19 часов вечера, а после 12-13 дня; необходимость растрачивать эмоции на поддержку ребенка в новой для него деятельности; освоение родителями новой роли "домашнего учителя" и помощника в выполнении домашних заданий и т.д.

     Рекомендуется самим родителям: осознать, что теперь им неизбежно придется уделять больше времени ребенку, заниматься с ним (что не требовалось в детском саду) и т.д.

    Возможно, что у самих родителей остались неприятные воспоминания, связанные со школой, и они могут начать переживать их заново (например, чувствовать себя "зависимым, испуганным ребенком" рядом с учительницей или, наоборот, по-детски сопротивляться всему, что говорит учительница). Необходимо осознать, что теперь вы приходите в школу не как ученик, а как состоявшийся взрослый человек. Постарайтесь создать партнерские отношения с учителями. Цель этих отношений - успешное пребывание в школе и обучение вашего ребенка.

    Вы, как "родители ученика", можете столкнуться с неожиданными трудностями, особенно в первые месяцы обучения ребенка. У некоторых детей меняется поведение (одни становятся агрессивными, другие, наоборот, пассивными), некоторым детям снятся страшные сны, некоторые каждое утро жалуются на боль в животе, у некоторых развиваются тики и т.д. Это проблемы свидетельствуют о сложностях адаптации к школе. Их разрешать лучше с помощью специалистов - учителей, психологов. Но основа разрешения проблем - это поддержка со стороны родителей: проявление их любви и веры в способности ребенка.



                                                                               Педагог – психолог МДОУ «ЦРР д/с № 173»

                                                              Стрижова Виолетта Юрьевна   



    Предварительный просмотр:

    Знания. Умения. Навыки.

    Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире - о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни, о том, "что такое хорошо и что такое плохо", то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.

    Образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний, а при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности.

    Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку в школе перейти к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, начнет отличать живое от неживого, растения от животных, созданное природой от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий - дело будущего.

    Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимся к собственно школьным, - грамотой, счетом, решением арифметических задач.

    Вообще говоря, начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Но известно: значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счетом в той ли иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.

    Что же касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что вы научили ребенка слышать звуки слова, если он осознает его слоговой состав, а само чтение является слитным или по слоговым. Так же обстоит дело со счетом - он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным, или даже вредным, если усвоен механически.

                                                               Педагог – психолог МДОУ «ЦРР д/с № 173»

                                                               Стрижова Виолетта Юрьевна   



    Предварительный просмотр:

    ЗАПРЕЩАТЬ ИЛИ РАЗРЕШАТЬ?

    Знакомство с правилами поведения оказывает на малыша благотворное влияние, он чувствует себя более уверенно в этом мире. Зная эти правила, ребенок может предвидеть, что произойдет и контролировать себя и то, что происходит вокруг. Если ребенку позволяется все, ему намного сложнее разобраться в закономерностях, управляющих нашей жизнью. Кроме того, если вы сквозь пальцы смотрите на любое, даже самое возмутительное поведение малыша, ему может показаться, что вам абсолютно все равно, чем и как он занимается.

    Но, вдохновившись пользой запретов, не перегните палку. В этом деле, как нигде, важен взвешенный, неимпульсивный подход.

    НЕ говорите детям “НЕ…”!

    Кстати, уж если вы что-то запрещаете маленьким детям, фразу надо строить позитивно, без отрицательной частицы НЕ.  Некоторые родители любят подробно объяснять малышу, что с ним произойдет, если он не будет слушаться. Например, мама говорит: “Если будешь кушать так много сладкого, у тебя в животе образуются газы, а зубы разъест кариес. Придется идти в больницу”. И малыш в ужасе думает, какие это газы будут у него в животе и кариес на зубах. Не давайте детям не нужную им информацию!

    Если ребенок уже постарше, предоставьте ему выбор: “Ты можешь съесть все конфеты, но у тебя заболит живот. Так что выбирай”. Запреты должны быть обоснованы. Тогда и маленький человек научится мыслить логически.

    Предложите ребёнку альтернативу

     Вместо запрета – лучше предложите крохе другую интересную работу.

    Часто кроха балуется потому, что ему скучно, он не знает, чем себя занять. Помогите ему, ведь ребенок – великий исследователь, и чтобы не сидеть без дела – способен на многое: и спицы в розетку засунуть, и сковородку на голову перевернуть…

    Будьте последовательны

    Нельзя сегодня разрешать то, что вы запрещали вчера. Если вчера вы разрешили вашему карапузу ободрать листочки у фикуса, а сегодня ругаете его за это, малыш будет в замешательстве. Кстати, если вы хотите, чтобы ваш ребенок выполнял установленные вами правила, постарайтесь сами им следовать.

    Так же важно, чтобы мама и папа не расходились во мнениях по поводу того, что можно делать, а чего нельзя. Бывает, что на этой почве у родителей возникают разногласия. Трудно, но очень необходимо никогда не обсуждать вопросы воспитания при ребенке.

    Не говорите “нет”, когда глаза говорят “да”

    Чтобы запреты имели свое воздействие на малышей, они должны звучать убедительно. Другими словами, нельзя говорить “нет”, когда у вас на лице написано “да” (даже если вас очень смешат мысли, появляющиеся в голове вашего крохи). Любое слово должно быть подкреплено соответствующей интонацией и жестами.

    Нет – ремню

    Применение силы воспринимается ребенком как злоупотребление властью, которую нужно обмануть всеми возможными способами. Ребенок, привыкший к одному методу воздействия – ремню, – практически не реагирует на спокойные просьбы и увещевания родителей. К тому же жестокие, властные родители – не лучший пример для подражания. Нельзя прибегать и к психологическому давлению. Не говорите своему нашалившему карапузу: “Я тебя больше не люблю”. Если вы действительно недовольны и расстроены поведением вашего малыша, скажите ему об этом честно, только без криков и рукоприкладства.

    Задумайтесь, какова ваша цель?

    Если родители хотят чему-то научить малыша, а не просто отмахнуться от него, то меняется их отношение к наказанию. Конечно, ударить или запереть ребенка темной комнате намного легче. Труднее выкроить время и поиграть с малышом.

    В будущем ребенок, который привык к силовым решениям конфликтов, станет неуправляемым. Проявится его агрессивность к окружающим, а проказничать из-подтишка станет для него обычным делом. Как результат – полное отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. Ведь ребенок с сильной волей не будет молчать. А если малыш застенчивый, со слабым характером, а родители сильные, волевые люди? Они могут подавить его стремление проявлять инициативу. Такой ребенок не будет кричать, спорить и делать на зло, он замкнется в себе, станет еще более робким и пугливым.

                                                                     С уважением, педагог-психолог

                                                                   Стрижова Виолетта Юрьевна



    Предварительный просмотр:

    ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

    Создание   благоприятных  условий в детском саду имеет важное  значение для воспитания здорового ребенка, однако, такие же условия должны быть созданы и в семье. Для того, чтобы условия воспитания и все режимные процессы были едиными в детском саду и в семье,  необходимо решать эти вопросы совместно.

    Многие родители в выходные и праздничные дни, когда дети остаются в семье, не укладывают их днем спать, а в вечерние часы дети, как правило, ложатся спать слишком поздно.

    Чаще всего подобные нарушения режима связанны с нерационально организованной деятельностью детей, предшествующей укладыванию. Нередко это время у ребят заполнено просмотром телепередач, не только предназначенных для них, но и для взрослых. Порой дети   вместо 30 минут, проводят у телевизоров 1,5-2 часа. Подобные развлечения являются немалой нагрузкой на сравнительно слабую еще костно-мышечную систему, зрение, нервную систему, перегружают ребенка впечатлениями, отчего он не может быстро уснуть. Результатом этого является утомление и переутомление детей, систематическое недосыпание, перевозбуждение нервной системы снижение двигательной активности.

    Все это не может  не сказываться отрицательно на состоянии детей, их умственном и физическом развитии, создает предпосылки для возникновения невротических реакций, снижения памяти.

    Родители недооценивают значение полноценного сна для правильного развития и здоровья ребенка, не уделяют серьезного внимания созданию должной обстановки для своевременного укладывания и спокойного сна ребенка, т, е. Этот процесс, как правило, происходит стихийно, нередко решающим здесь является желания ребенка, который не хочет ложиться в кровать.

    Часто нарушают родители и режим питания детей. Это проявляется не только в увеличении или сокращении интервалов между приемами пищи, но и в использовании родителями часто неправильных приемов, стимулирующих, по их мнению, аппетит (угрозы,  поощрения и т. д.). Нередко, отсутствию аппетита способствуют такие факторы, когда родители дают детям  между приемами пищи конфеты, сладости, фрукты.

    Итак, рациональный режим дня, который постоянно выполняется в детском саду, и дома имеет большое значение для правильного развития ребенка. Критериями оценки режима, его соответствия возрастным возможностям и потребностям детского организма будут - состояние здоровья и уровень умственного и физического развития ребенка, характер его поведения, общение со сверстниками, эмоциональное состояние.

                                                                     С уважением, педагог-психолог

                                                                   Стрижова Виолетта Юрьевна



    Предварительный просмотр:

    ИГРА ЛУЧШЕ ТЕЛЕВИЗОРА!

    “Хочу мультики, хочу рекламу про “Сникерс” и про “Киндер-сюрприз”, хочу кино - хочу смотреть телевизор!” Очень даже знакомая многим родителям ситуация. А ведь известно мнение специалистов о том, что маленькому ребенку можно наслаждаться “голубым экраном” не более 30 минут в день. Но попробуйте унять такого “телевизионного хочуху”. Результатом всех ваших попыток все равно будут рыдания и обиды малыша. Однако есть несколько палочек-выручалочек, то есть занимательных дел, которые помогут вам отвлечь ребенка от телевизора, при этом избежать “телестраданий” и интересно провести с малышом время.

    Веселая мозаика

    Помогите ребенку разрезать открытку, календарь или большую репродукцию на части, а затем предложите ему собрать новую картинку. Составление мозаики - очень интересное занятие.

    Крепость-читальня

    Выберите книгу, которая, по вашему мнению, может малышу понравиться. Используя в качестве каркасов стулья, постройте вместе с ребенком из полотенец или больших листов бумаги (которые можно еще и раскрасить) крепость. А затем заберитесь в нее и при свете фонарика или небольшой лампы почитайте малышу его любимую сказку или фантастическую историю.

    По морям и океанам

    Возьмите какую-нибудь карту и вместе с ребенком начните ее изучать. Покажите, например, малышу самые большие горы, океаны и моря, реки и озера, расскажите о том, какие животные живут в разных частях света. Используя свои новые знания, ребенок с вашей помощью может попробовать придумать историю, героями которой будут маленькие путешествующие зверушки и птички. А вечером, когда папа придет с работы, малыш с удовольствием расскажет ему эту увлекательную сказку.

    Фотоистория

    Попросите ребенка, чтобы он помог вам сложить в альбом фотографии. Расскажите малышу, как именно можно размещать в альбоме фотографии: в хронологическом порядке, по тематике и т.д. А когда работа по сортировке и размещению будет окончена, сделайте под фотографиями веселые подписи.

    Планы на завтра

    Перед сном уделите несколько минут тому, чтобы обсудить с ребенком планы на следующий день. Например, вы можете сказать: “Завтра утром, проснувшись, мы умоемся, оденемся, позавтракаем, а потом займемся…” И фантазируйте вместе с малышом – ведь при желании самое обычное дело можно превратить в потрясающе увлекательное занятие. Творите вместе!

                                                                     

                                                                    С уважением, педагог-психолог

                                                                    Стрижова Виолетта Юрьевна



    Предварительный просмотр:

    КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКИМ ЭГОИЗМОМ ?

    У детей младшего возраста бывает такой период, когда короткое «Я» не сходит с их языка: “Я бегаю быстрее всех”, “Я рисую лучше всех”,  “Я ничего не боюсь”. Это еще пока не зазнайство, не хвастовство, а потребность заявить о своих силах, о желании сделать и то, и другое, и третье.

    Взрослым трудно оставаться равнодушными к такой радости ребенка. Они ласкают его, хвалят, а иногда непомерно выделяют среди сверстников. Для них большое удовольствие рассказывать знакомым и родным, часто в присутствии ребенка, что он “очень умный или даже одаренный, талантливый, самый красивый, музыкальный” и т.д. При этом зачастую родители не замечают,  что таким образом сеют семена чрезмерного себялюбия.

    Черты эгоизма начинают проявляться у ребенка и тогда, когда родители удовлетворяют все его прихоти и капризы, стремясь создать для него счастливое детство. Когда ребенок маленький, эта тирания не тяготит родителей, а, скорее, приятно забавляет. Но ребенок растет. Забавные капризы становятся устойчивыми чертами характера. Растут требования, безобидные “хочу” превращаются в вымогательство. Дети привыкают думать только о себе и принимать родительские заботы как обязанность. Это уже обижает родителей. И они не могут понять, почему их дети стали черствыми, жадными, эгоистичными.

    С раннего возраста родители должны присматриваться к поведению своих детей, как дома, так и в детском коллективе.

     Если вы заметите, что у вашего ребенка эгоистические черты характера проявляются довольно часто, то задумайтесь над тем, предоставляете ли вы  возможность ребенку проявлять заботу о других? Не стоит рассчитывать на то, что ребенок сам все поймет, когда станет старше. Эгоизм - это черта характера, которая взращивается, лелеется и пестуется самими родителями, так что и “плоды” в виде ребенка-инфантила. приходится пожинать родителям, ну и всем тем, кто в дальнейшем будет встречаться на его жизненном пути.

    Кто такой ребенок-инфантил? Если очень коротко, то это взрослое Дитя, которое уже “устало” от жизни и ничего не хочет.

    Такой ребенок, как должное, принимает все знаки внимания и заботу близких о себе, но ему и в голову не придет проявить подобную заботу о других. В опыте такого ребенка никогда не было ситуаций, в которых ему приходилось бы самостоятельно принимать решения и действовать  за него всегда думали, решали и действовали родители. Поэтому инфантил испытывает острое чувство незащищенности и родительская опека ему нужна до старости. Для такого ребенка характерна пониженная критичность по отношению к себе, потому что с самого детства он привык к тому, что он самый-самый...

     Как это не парадоксально звучит, но  ребенок нуждается в собственном отрицательном опыте (конечно, если он не угрожает его жизни или здоровью). Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться самостоятельным. Не заставляйте ребенка делать то, что с вашей точки зрения кажется вам верным, нужным и необходимым для его благополучия. Предлагайте ему выбор (чем больше вариантов выбора, тем лучше). Пусть он сам принимает решение, что для него лучше.

    Приучайте ребенка с дошкольного возраста оказывать посильную помощь маме (папе, бабушке, тете и т.д.). Расспрашивая о том, что было нового в детском саду, интересуйтесь не только проблемами и успехами ребенка, но и его друзей: “Я рада была послушать о твоих успехах. А что нового у твоих друзей? У кого какие успехи или трудности?”

    Если ваш ребенок внимателен к заботам и нуждам своих родных и друзей, откликается на первый их зов,  значит, эгоизм его не затронул, и вы имеете шанс воспитать ребенка, который будет вашей надежной опорой в старости.

                                                                    С уважением, педагог-психолог

                                                                    Стрижова Виолетта Юрьевна.



    Предварительный просмотр:

    Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?

    Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже различны. Наиболее распространенный источник напряжения - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

    Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой - небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей - как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

    Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа - это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.

    А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) - то и является для него источником стихийной психотерапии.

                                                                  С уважением, педагог-психолог

                                                                            Стрижова Виолетта Юрьевна



    Предварительный просмотр:

    КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ

    Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.

    Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослым друзей и любимых. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но и их же вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стершиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

    Не заставляйте никогда ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребенку, которому в этом плане неповезло и родители не покупают ему игрушек.

    Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это.

    Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ИГРУШЕК

    Игрушки из реальной жизни.

    Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.

    Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

    Солдатики, ружья, мячи, надувные "груши", подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т. д.

    Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

    Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.

     Мы покупаем игрушки, прежде всего потому, что любим своих детей и знаем, как порадуются малыши.

     

    ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ  ТРЕХ ДО ШЕСТИ ЛЕТ

    1) мячи, пластинки, книги, кубики, оборудование для игр на воздухе;

    2) игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи и т.п.;

    3) плотницкий и садовый инструмент, включая тачку;

    4) крупные движущиеся игрушки (автомобили, вагоны);

    5) материалы для занятия искусством, поделками: цветная и белая бумага, мелки, карандаши, подрамники, смываемые краски, фломастеры, клей, скотч;

    6) простые настольные игры;

    7) игры для обучения счету: домино, фишки, часы;

    8) несложные головоломки;

    9) калейдоскоп;

    10) коньки, санки, лыжи;

    11) куклы-марионетки;

    12) бассейн для купания;

    13) несложные конструкторы;

    14) книжки для раскрашивания;

    15) игрушечные грузовики, автомобили, самолеты, поезда, бульдозеры, подъемники;

    16) надувные игрушки;

    17) игрушечные домики для кукол;

    18) математические игры;

    19) разнообразная мозаика;

    20) резиновый штамп с набором букв, чтобы ребенок мог составлять слова и делать оттиски;

    21) скакалки;

    22) веревочные лестницы, подвесные канаты, брусья.

    Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.

    Играйте со своими детьми!

                                                                 С уважением, педагог-психолог

                                                                           Стрижова Виолетта Юрьевна



    Предварительный просмотр:

    Кризис семи лет

    Кризис семи лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному.

     В качестве основной психологической характеристики выделяется "потеря непосредственности", которая, с одной стороны, характеризуется манерничаньем и кривлянием, т. е. неестественностью поведения, с другой — возникновением форм поведения, опосредствованных правилами и нормами, т. е. произвольностью.

     Кризис семи лет обусловлен обобщением переживаний ребенка, до того разрозненных и ситуативных. В частности, к семи годам ребенок может прогнозировать свой возможный успех или неуспех в зависимости от собственных возможностей. Известно, что дети шестого года жизни не дифференцируют Я-реальное и Я-идеальное (желаемое). К семи годам эти оценки начинают различаться, что способствует возникновению мотивации поступления в школу. Начинает формироваться внутренняя позиция школьника. В познавательной сфере возникает ориентация на систему норм и правил, заданных взрослым (до этого превалировала ориентация на воспроизведение наглядного образца).

    В период кризиса семи лет нередко наблюдается трудновоспитуемость ребенка, которая проявляется преимущественно в привычной обстановке, с близкими взрослыми. Она состоит в игнорировании привычных требований и правил и носит характер избегания (в отличие от подросткового кризиса, где нарушение носит характер провокации конфликта). Кроме того, отмечается общая для всех переходных возрастов эмоциональная неустойчивость.

     В последние годы понижение сроков начала школьного обучения привело к деформации условий протекания кризиса, что вызвало у некоторых детей растягивание во времени его острой фазы.

                                                   

                                                        Педагог – психолог МДОУ «ЦРР д/с № 173»

                                                           Стрижова Виолетта Юрьевна   



    Предварительный просмотр:

    КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

    КРИЗИС 1 ГОДА

    Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций (аффект – вид эмоционального состояния, сильное кратковременное бурно протекающее чувство (ярость, восторг, ужас и др.). Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Ребенок начинает самостоятельно ходить по дому, возрастает круг запрещенных и опасных для него предметов. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему или окружающим. При очередном слове “нельзя” некоторые дети кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. Большей свободы в действий в допустимых пределах, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

    КРИЗИС 3 ЛЕТ

    К трем годам появляется местоимение “я”. У ребенка появляется первичная самооценка – осознание не только своего “я”, но и того, что “я хороший”, “я очень хороший”, “я хороший и больше никакой”. Произнося “я сам”, ребенок стремится действовать в этом мире, изменять его.

    Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это кризис выделения своего “я”. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

    Самостоятельность и активность ребенка возрастают, это требует от близких своевременной перестройки. Если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления.

    Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

    Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

    Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

    Строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. “Да ну!” - самая распространенная реакция в таких случаях.

    Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

    У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может проявиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

    Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя и т.п.

    КРИЗИС 7 ЛЕТ

    Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

    Происходит переоценка ценностей. То, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой – менее важным.

    Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.



    Предварительный просмотр:

    О НАКАЗАНИИ.

    - Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому

    - Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и не решительны. Никакой “профилактики”, никаких наказаний “на всякий случай.

    За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одиночке за каждый.

    Нельзя наказывать за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было.

    Лучше не наказывать чем наказывать запоздало. Всякий проступок имеет свой срок давности. Если срок давности вышел, лучше оставить, простить. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.

    Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. О старых грехах ни слова. Не мешайте начать жизнь с начала.

    Без унижения. Что бы ни было, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы не справедливы, наказание подействует только в обратную сторону.

    Не наказывать трудом. Ни чтением, ни уборкой, ни мытьем посуды и т.п. Такие наказания способны привить отвращение к труду, а в больших дозах – и к жизни.

    Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой, они формируют негативизм, эгоизм и зависть.

    В отношениях к ребенку недопустимы резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию

    НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

    Когда болен, испытывает какие либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима, реакции непредсказуемы.

    Когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

    Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват он сам) – нужно переждать пока утихнет острая боль.

    Когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, прилагая при этом искренние старания, кода проявляет неспособность, неловкость, неопытность – во всех случаях, когда что либо не получается.

    Когда внутренние мотивы проступка нам непонятны.

    Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены, или раздражены по каким-то своим причинам. В этом случае гнев всегда лжет.

    Ругая, не переходить на личность. Определять только поступки, только конкретные действия. Не “ты плохой”, а “ты сделал плохо”. Не “ты жестокий”, а “ты поступил жестоко”.

    НАКАЗАНИЕ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ.

    Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?

    ТЕРПЕНИЕМ. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

    ОБЪЯСНЕНИЕМ. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.

    ОТВЛЕЧЕНИЕМ. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.

    НЕТОРОПЛИВОСТЬЮ. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится.

    НАГРАДАМИ. На худой конец, они более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать от вас похвалу.

                                 

                                                                    С уважением, педагог-психолог

                                                                  Стрижова Виолетта Юрьевна



    Предварительный просмотр:

    О талантах ребенка: как их распознать?

    Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врожденных способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.

    Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

    - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

    - любит конструировать модели, приборы;

    - сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

    - пытается чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

    - любит и умеет рисовать; "видит" чертежи и эскизы механизмов;

     

    Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

    - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

    - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

    - поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

    - сочиняет свои собственные мелодии;

    - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

     

    У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:

    - обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

    - умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;

    - любит когда ему читают научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

    - часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

    - с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

     -  не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

     

    Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:

    - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

    - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

    - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

    - с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

    - с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

    - пластичен и открыт всему новому;

    -любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

     

    У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

    - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

    - обладает хорошей памятью;

    - задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

    - любит  книги

    - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, и т. п.);

    - обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

     - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

     

    Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

    - он очень энергичен и все время хочет двигаться;

    - он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

    - он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

    - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

    - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

    - предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

    - кажется, что он никогда всерьез не устает;

    - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

     

    У вашего ребенка литературное дарование, если он:

    - рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;

    - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

    - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;

      - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

    И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

    - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

    - в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;

    - серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

    - в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

    - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

    - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

                                                                     

                                                                            Педагог – психолог«ЦРР д/с № 173»

                                                                         Стрижова Виолетта Юрьевна   



    Предварительный просмотр:

    ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?

    Когда дети  рассказывают выдуманную историю, они не лгут в том смысле, в каком мы понимаем ложь. Ребенок ярко представляет себе  все, что он говорит, не очень разбираясь, где кончается реальное, и начинается нереальное. Вам не следует ругать или стыдить ребенка за выдуманные истории, не следует, и беспокоиться самим, если он счастлив и общителен с другими детьми. Но, с другой стороны, если малыш целый день рассказывает истории о воображаемых друзьях и приключениях, но не в качестве игры, а так будто он верит в то, что говорит, возникают вопросы - счастлив ли он в настоящей жизни? Достаточно ли нежны и внимательны к ребенку родители?

    Ребенок более старшего возраста, который часто обманывает  - это совсем другая проблема. Прежде всего, возникает вопрос - почему он вынужден лгать?

    Каждый человек, и взрослый, и ребенок, иногда попадает в щекотливое положение, из которого проще и тактичнее выйти при помощи небольшой лжи. Это не должно вас пугать.

    Ребенок не рождается лжецом. Если он часто лжет, значит, что-то оказывает на него слишком серьезное давление. Если ему что-то не дается и поэтому он обманывает, то дело не в том, что  это его не беспокоит. Ложь говорит о том, что это его как раз очень беспокоит.  Может его что-то мучает, и это мешает ему сконцентрироваться на данном задании. Может быть, родители требуют от него невозможного. Ваша задача - найти причину беспокойства ребенка. Вам может помочь его воспитатель или психиатр, или специалист по детской психологии. Не делайте вид, что ребенку удалось вас провести. Вы можете мягко сказать ему: "Тебе незачем мне лгать. Скажи мне, что тебя беспокоит, и мы вместе подумаем, как поступить". Но вряд ли ребенок действительно скажет вам, в чем дело, потому, что, возможно, просто не знает этого сам. А если даже и знает, то не может сдаться сразу. Потребуется время и чуткость с вашей стороны. И очень важно помнить, что свой первый опыт взаимоотношений с окружающими, ребенок приобретает в семье. Все, что он наблюдает в родительском доме, воспринимается им как норма, как модель человеческих отношений, эталон для собственного поведения. Не забывайте об этом!

    МНЕ ГРУСТНО

    Мне грустно:

    Папе на меня нажаловалась мама...

    Конечно, я не слушался и вел себя упрямо.

    Но можно было шлепнуть и даже накричать,

    Сама же меня учила - не ябедничать.

                                                                    С уважением, педагог-психолог

                                                                  Стрижова Виолетта Юрьевна



    Предварительный просмотр:

    КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРЕСС,

    ЕСЛИ ОН НЕИЗБЕЖЕН ?

    Чаще всего неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому необходимо прежде всего перестать бояться самим.

    Далее, необходимо провести предварительную ознакомительную работу по поводу того, что ребенку предстоит, однако информация должна быть избирательна – нужно исключить все "страшилки" и не допускать общения с детьми, которые могут возбудить или напугать вашего ребенка. То же, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано информативно, без противоестественных интонаций типа "Я думал, что тебе понравится удалять аденоиды!", но с указанием на важные моменты поведения – что нужно открыть рот, что будут щипцы и т.д. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести его через стресс неожиданно.

    И еще один совет – еще до неприятного события начинайте выстраивать перспективные жизненные планы на время после того, как это событие окончится. Это позволит ребенку прочувствовать, что все неприятное кончено, и затем наступит светлая полоса жизни.

                                                             С уважением, педагог-психолог

                                                                   Стрижова Виолетта Юрьевна



    Предварительный просмотр:

    ПСИХИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ  

    Физическое и психическое здоровье ребенка закладывается  в дошкольном  возрасте. Склонность к подражанию, импульсивность, преобладание чувства над разумом, недостаточная способность к волевым усилиям, самоконтролю, отсутствие жизненного опыта, стремление к самостоятельности, к открытию нового - все это непременные спутники дошкольного детства.

    Нормальное развитие ребенка зависит от многих обстоятельств. Среди них особенно важны  индивидуальные психофизиологические особенности и способность ребенка к усвоению нового, условия его жизни, родительская требовательность, которая, как известно, может либо ускорять развитие детей, либо наоборот тормозить характер отношений взрослых с ребенком, общая семейная атмосфера, интересы взрослых членов семьи и др.  Поэтому  в воспитании детей необходимо уметь  выбрать правильный подход к каждому ребенку.

    Каждый ребенок  особенный  на свой лад, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты  с внешним миром, способностью проявлять эмоциональные реакции.

    Детям  этого возраста свойственны сила и глубина впечатлений, они наиболее податливы педагогическим влияниям. Все, что усвоено в этот период:  знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются основой для дальнейшего развития личности.

    Многие считают, что основы, заложенные до 5 лет - 90 % всего воспитательного процесса, а после, воспитание человека продолжается, но, в общем, вы начинаете "вкушать ягодки", а "цветы", за которыми вы ухаживали, были до  5 лет.

    Ребенок 4-5 лет характеризуется конкретностью детского мышления, недостаточной способностью к обобщениям, он импульсивен. Мотивом его поступка чаще всего являются желания. Он не владеет собой, потому, что у него не сформированы волевые процессы.

    Наша задача быть терпеливыми и справедливыми в оценке детских поступков. Спокойствие - лучший помощник в выборе способа воздействий на детей.

    Если взрослые веселы, уравновешенны, приветливы, то и дети спокойны, жизнерадостны.



    Предварительный просмотр:

    СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК …

    У детей сфера образного мышления очень сильна. Каждую сказку, рассказанную нами, они не просто слушают, они проживают вместе с ее героями. С помощью проигрывания, переосмысления сказочных сюжетов наши дети постигают законы мира, человеческих взаимоотношений, учатся жить в ладу с собой и окружающими.

    Слушая мудрые народные сказки, душа ребенка не престает трудиться, переживая их образы: страшные и прекрасные, добрые и жестокие, так, как это ей доступно. Поэтому одна и та же сказка разными детьми и в разном возрасте может восприниматься по-разному.

    Сказка – не пустое фантазерство. Она формирует у человека уверенность в себе, способность творчески мыслить, развивает свободное, не зажатое стереотипами мышление.

    Есть много чудесных литературных сказок, авторы которых сумели почувствовать психологию ребенка, мир его фантазий. Но есть книги, написанные скорее не для детей, а для их родителей. Это не совсем то, что нужно малышу. При выборе сказки, родителям важно иметь определенный критерий. Вопрос “каков он?” остается открытым, но главное, чтобы мы могли его ощущать интуитивно.

    Чем старше ребенок, тем длиннее и сложнее может быть сказка. Для двух-трехлетнего малыша лучше подобрать что-то коротенькое, с яркими и простыми образами. Например, всем известные “Курочка Ряба” или “Колобок”. Малыши любят слушать одну и ту же сказку как можно дольше. Если вы нашли сказку, которая “зацепила” вашего ребенка, рассказывайте ее столько, сколько ему это интересно. Длинные сказки можно делить на части и рассказывать продолжение на следующий день. Дети запомнят все, что вы рассказывали вчера, позавчера. Это развивает не только их творческие силы, но и память, внимание.

    Хорошо, если сказка найдет свое время в распорядке дня ребенка. Например, перед сном, ночным или дневным, или вечером, когда семья собирается вместе.

    Законы, по которым построена сказка, имеют терапевтическое воздействие на ребенка. Поэтичная речь, повторяющиеся обороты, припевы - все это очень важно для малыша. Дети быстро запоминают их, радуются каждому слову любимой сказки. Поэтому нужно стараться избегать упрощенных и укороченных текстов.

    Я советую родителям, если у них есть возможность, не читать, а именно рассказывать сказки детям. Можно сочетать чтение с рассказыванием. Сказка, рассказанная мамой, так отличается от прочитанной в книге, как домашняя еда от качественного полуфабриката. Однако лучше уж съесть полуфабрикат, чем вообще остаться голодным.

                                                                    С уважением, педагог-психолог

                                                                   Стрижова Виолетта Юрьевна



    Предварительный просмотр:

    СКОРЕЕ В ШКОЛУ

    Важно знать, что поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

    Первый класс — это, прежде всего письмо. А обучение письму — серьезный стресс для первоклассников, особенно для мальчиков. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохой моторикой руки, повышенным мышечным тонусом. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках — это смежные с письмом виды деятельности.

    Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей. Что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка. Действительно, в первом классе, скорее всего все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе.

    Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.
    Возрастной разрыв обычно преодолевается к концу начальной школы. Важно, какая цена за это будет заплачена: слезы, двойки, усталость?
    Иными словами, если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки — единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу.

    Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада.

    Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок — это не одно и то же.

                                             

                                                        Педагог – психолог МДОУ «ЦРР д/с № 173»

                                                         Стрижова Виолетта Юрьевна   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

    Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

    Консультация для родителей. "Подсказка для родителей по организации развивающего досуга для дошкольников во время летнего отдыха"

    Консультация для всех взрослых, кто хочет занимательно проводить время с детьми во время летнего отдыха в кругу  своей семьи и вместе с гостями.Благодаря разнообразным играм дети научатся более э...

    консультация для родителей Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»

    Важно воспитать и привить интерес к математике.Очень важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным явлением окружающего мира....

    Консультация для родителей: Тема : "Пою один, пою дома с мамой" ( для самых маленьких); Консультация для родителей:Тема: Покажите мне спектакль ( домашний театр)

    Здесь можно позникомилься с материалом, который будет полезен родителям. Знакомим родителей  с тем , как можно  с пользой  провести время со своим ребёнком....