консультация для родителей
методическая разработка (младшая группа) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_roditelyam.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: "Восемь шагов по правовому лабиринту".

ДИСЦИПЛИНА: обществознание, 9 класс, основная школа.

ТИП УРОКА: Повторительно-обобщаюший урок по теме: "Права человека и ребенка".

ФОРМА УРОКА: игра-конкурс между группами классов.

ЦЕЛИ УРОКА:

  •  повышение уровня правовой культуры учащихся
  • формирование понятия - уважение к закону
  • формирование мотивов к активному изучению права. ЗАДАЧИ УРОКА:
  • закрепление основных прав человека, записанных в Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка
  • развитие умений отстаивать и использовать гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека в конкретных жизненных ситуациях
  • развитие способностей обозначать детские проблемы, решать их, нести ответственность за принятые решения.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: За неделю до проведения урока учащиеся получают домашнее задание. Учитель назначает спикеров групп. Спикеры, (т.е. учащиеся), сами формируют группы по 5 человек. Создаются 4 группы, пятая группа получает специфическое задание на уроке, они являются журналистами, готовят репортаж с урока в школьную газету. Каждая группа получает общее и специальное домашнее задание.


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Проблема прав человека издавна волновала людей. Сегодня права человека закреплены в международных и отечественных правовых документах. Эти права нужно знать каждому человеку. Ведь очень часто незнание прав ведет к отсутствию уверенности в себе. К сожалению, очень часто российские граждане попадают в ситуацию нарушения своих прав, иногда даже не подозревая об этом в силу правовой безграмотности. Трудно общаться с другими людьми, заботиться о чьих-то правах, когда не осознаешь своих собственных. Но если человек владеет достаточным объемом информации о своих правах, у него имеется немало способов отстоять их, защитить себя и других. Наш урок "Восемь шагов по правовому лабиринту" в форме игры-конкурса между группами класса позволит Вам использовать теоретические знания, применяя их к конкретным жизненным ситуациям. Игра включает 8 этапов:

  1. Представление названия команды.
  2. Разминка. (Проверка знания понятий по теме).
  3. "Ты - мне, я - тебе!" (Вопросы команд друг Другу).
  4. "Заморочки". (Задачи и вопросы из жизни).
  5. "Взрослые и дети". Презентация значка с обращением детей к взрослым.
  6. "Взрослые и дети". Допиши предложение.
  7. Литературная дуэль для спикеров команд. (Литературные вопросы, касающиеся закона и права.)
  8. Тест по предложенным вопросам (выполняется письменно).

Группа журналистов участвует в конкурсах № 1,6,8, а также в течение урока пишет

заметку в школьную газету с урока, двое учащихся  являются экспертами и помогают

учителю в оценивании знаний.


За выполнение заданий группы получают жетоны: красный - 1 балл, синий - 0,5 балла, зеленый - 0 баллов. Отмечается индивидуальная работа учащихся желтым жетоном. Учитель: В добрый путь! Желаю удачи! Первый шаг по лабиринту - презентация команды. Название команды должно соответствовать теме "Права человека". Высший -1   балл.   (Команды  представляют  свои  названия,  например,   "Свободный  выбор", "Профсоюз", "Гражданин", "Лига прав человека" и т.д. Примеры взяты из урока.) Второй шаг по лабиринту называется "Разминка". Он покажет ваши теоретические знания. Каждой команде предлагается 6 вопросов: 3 понятия назвать на основе данного определения, 3 понятия объяснить. За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда затрудняется с  ответом, у других есть право дать ответ. Право предоставляется первому, поднявшему руку. Эксперты, будьте внимательны! Вопросы команде № 1.

  1. Система общеобязательных правил поведения, закрепленных в законе, установленных государством и обеспеченных принудительной силой государства. (ПРАВО)
  2. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, документ, в котором определены принципы устройства государства, права и свободы граждан. (КОНСТИТУЦИЯ)
  3. Общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом, нравственно осуждаемое. (ПРЕСТУПЛЕНИЕ).

4.        Дайте определение понятиям: гражданин, республика, права человека.
Вопросы команде №2 .

  1. Государство, где существует верховенство закона, неотъемлемость прав и свобод граждан, принцип разделения властей. (ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО)
  1. Противоправное поведение гражданина. (ПРАВОНАРУШЕНИЕ)

  1. Законодательный орган власти в России. ( ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ)
  1. Дайте определение понятиям: правовая ответственность, несовершеннолетний, Родина.

Вопросы команде № 3.

  1. Применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, ответственность перед судом, законом. (ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)
  2. Государство, в котором высшие органы власти избираются на определенный срок. (РЕСПУБЛИКА).
  3. Международный документ о правах ребенка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. (КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА)

4.        Дайте определение понятиям: право, проступок, демократия.
Вопросы команде № 4.

  1. Организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории, организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей на этой территории. (ГОСУДАРСТВО)
  2. Главные защитники прав ребенка. (РОДИТЕЛИ)
  3. Свод законов РФ, регулирующий семейные отношения. (СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС)
  4. Дайте определение понятиям: преступление, гражданин, Конституция.

После выполнения  задания  каждая  команда получает  жетоны  в  соответствии  с условиями и показанными знаниями.

Учитель:

Третий шаг по лабиринту - вопросы друг другу. Вопросы по Конституции РФ, главы

1,2, а также по Конвенции о правах ребенка. Этот конкурс называется "Ты - мне, я -


тебе!". Команда №1 задает свой вопрос команде №2, и наоборот. Вопросы являются вашими домашними заготовками. Затем, команда№3 задает вопрос команде № 4, и наоборот. Оценивается оригинальность и правильность заданного вопроса (1 балл) и правильность ответа на поставленный вопрос(1 балл). Если команды затрудняются с ответом, могут помочь другие команды, заработав дополнительный балл. Учитель: "Заморочки".

В этом конкурсе, а это четвертый шаг по лабиринту, Вам предлагаются вопросы, связанные с жизнью. Примените теоретические знания к конкретным жизненным ситуациям. Каждой команде выдаются     задания. Время - 3 минуты. За   каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы команде №1.

  1. Почему законодательство не допускает приема на работу лиц моложе 15 лет, а при определенных условиях - 14 лет? ( Необходимость соблюдения права на образование,        ст.43.п.4        Конституции        РФ,        недееспособность несовершеннолетних).
  2. После школы Павел собирается поступить в институт, расположенный в другом городе. Эти намерения реализуемы лишь в том случае, если государством Павлу будут предоставлены следующие права ....(Право на свободу передвижения и выбор места жительства, на получение высшего образования на конкурсной основе.)
  3. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (С рождения.)

Вопросы команде №2.

1.        Молено ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает всё
наперекор родителям и не уважает их? ( Да, воспитание - равное право и

.  ■ ■

обязанность родителей)

1

  1. Нина влюбилась в иностранца и собирается выйти замуж и уехать с ним на его родину. Помогут влюбленным следующие права....(Право свободного выезда за пределы России, семейное право).
  2. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или административного разбирательства обязателен? (С 10 лет).

Вопросы команде №3.

  1. Нецензурная брань учащихся в школе - это издержки культуры или противоправное деяние? (Противоправное деяние).
  2. Григорий — страстный фотолюбитель и мечтает открыть своё собственное

фотоателье.   Помогут  Григорию  следующие  права        (Право   на  свободное

использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право частной собственности.)

3.        С какого возраста ребенок может самостоятельно обратиться за защитой своих
прав в суд? (С 14 лет).

Вопросы команде №4.

  1. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве 14-летним учащимся школы, не желающим писать контрольную работу? (Нет, это преступление, ст.20 УК РФ).
  2. Могут ли вас сделать рабом? Конечно же, нет, если вы имеете права        (Право

на свободу и личную неприкосновенность, принудительный труд запрещен.)

3. Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на   компьютере, подаренном ему на день рождения? (С разрешения родителей). Учитель: Жизнь каждого человека неразрывно связана с семьёй. Но не в каждой семье существуют отношения, взаимопонимания, доброты между детьми и взрослыми. Взрослые часто убеждены, что имеют права собственников по отношению к своему ребенку, забывая, что ребенок- это уникальная и самостоятельная личность. Чтобы показать значимость этой проблемы, вы должны были дома изготовить значок с обращением несовершеннолетних детей к взрослым. Надеюсь, что ваши обращения дойдут до адресата через наших журналистов, которые поместят свои материалы в школьную газету. Это и есть ваш пятый шаг по лабиринту. Оценивается оригинальность обращения и актуальность существующих проблем между детьми и взрослыми. (Например: Ах, взрослые, нам бы Ваши проблемы! С нами может и трудно, но зато не соскучишься! Конечно, я не Ломоносов, но кое-что знаю. Давайте дружить! и т.д.)

Высший балл -1.

Шестой шаг по лабиринту - продолжение темы: "Взрослые и дети". Допиши предложение - так называется следующий конкурс. Послушаем ваши домашние заготовки. Учащимся были предложены варианты:

  1. Дети - это будущее России, потому что ....
  2. Счастливый ребенок - это тот, кто....
  3. Я думаю, что всем нужно соблюдать законы, потому что ....
  4. Чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга, нужно ...
  5. Когда я стану взрослым, я никогда....

Учитель: Вы успешно миновали шесть трудных этапов, остались - два. И сейчас я объявляю конкурс спикеров четырех команд. Эрудированные спикеры, руководившие вашей работой, должны ответить на литературные вопросы,, касающиеся закона, права.

Конкурс называется "Литературная дуэль". За каждый правильный ответ -1  балл.

Побеждает - набравший наибольшее количество баллов. Время на обдумывание- 5

секунд.

Вопросы дуэлянтам:

  1. Назовите фамилию судьи в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". (Ляпкин-Тяпкин)
  2. Назовите автора высказывания: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (НА. Некрасов)
  3. Что означает выражение " Пуститься во все тяжкие?" (Сбиться с жизненного пути, вести праздный образ жизни)
  4. Назовите автора высказывания: "Человек - это звучит гордо". (А.М. Горький)
  5. Вспомни и назови хотя бы одно литературное произведение, содержание которых связано с судом и следствием. (Например, Ф. Достоевский "Преступление и наказание", Л.Н. Толстой "ВОСКРЕСЕНИЕ", В. Липатов "И это всё о нём" и др.)
  6. Назовите участников кулачного боя в произведении М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Допустимы ли кулачные бои с точки зрения современного права? (Купец Степан Калашников и опричник Кирибеевич; не допустимы - право на личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), право на жизнь как высшая ценность человека в современном мире.)

7.        Назовите автора строк и название стихотворения:

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков (Г. Державин "Властителям и судиям")

8. Из русских писателей XIX в. преследованию по обвинению в соучастии в убийстве подвергался: а) Н. Гоголь б) А. Островский  в) А. Сухово-Кобылин. Учитель:  Завершая движение по  правовому лабиринту,  вы выполняете  тестовое задание из 10 вопросов.

ТЕСТ

1.        Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

а) август 1991; б) декабрь 1993; в) июнь 1993?

2.        Среди законов высшей юридической силой обладает?

а) Гражданский кодекс; б) Уголовный Кодекс; в) Конституция

3.        Основные признаки правового государства:

а) сильная армия; б) верховенство права; в) развитая система прав и свобод граждан; г) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную; д) суровость наказания за преступления.

4.        Какая из перечисленных ниже норм является моральной?

а) право на создание семьи; б),право на сочувствие; в) право на неприкосновенность частной жизни.

5.        Президент РФ- это:

а) гарант Конституции РФ; б) глава законодательной власти; в) глава исполнительной власти; г) глава судебной власти.

  1. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд для защиты своих прав: а) с 10 лет; б) с 14 лет; в) с 16 лет.
  2. Родительские права в отношении ребенка по закону прекращаются в случае, если: а) ему исполнилось 16 лет; б) он поступил в институтов) ему исполнилось 18 лет; г) он вступил в брак в 17 лет.

8.        Гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности:


а) с 12 лет; б) за совершение некоторых преступлений с 14 лет; в) во всех случаях

 только с 16 лет.

9.        Несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет за:        
а)   убийство;   б)   нарушение   правил   уличного   движения;   в)   рыбную   ловлю   в                

запрещенных для лова местах; г) умышленное уничтожение и повреждение имущества,        

повлекшее за собой тяжкие последствия.

10.        В зарегистрированный брак можно вступать по достижении:
а) 15 лет; б) 18 лет; в) 21 год.

Ответы: 16; 2в; Зб,в,г; 46; 5а; 6б; 7в; 8б; 9а,г; 10б.        

Учитель: Ребята! Наш путь по правовому лабиринту сегодня завершен. Урок показал,

что   вы  обладаете   конкретными   правовыми   знаниями,   которые   позволяют  Вам

ориентироваться  в  сложных  современных  отношениях.  Остается  подвести итоги.

(Учитель определяет группу лидера, отмечает индивидуальную работу самых активных

и знающих учащихся, выставляет оценки. За тестовое задание может быть выставлена        

вторая оценка.)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.Н. Боголюбов. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 кл.М.2001.
  2. Конституция Российской Федерации. М. 1999.
  3. Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9 класс",М. Издательство Вита-"Пресс", 2000.
  4. Правовое образование:  организация внеурочной работы.  Выпуск 1,П. М.  ООО Издательский дом "Новый учебник", 2002.

 


Домашнее задание группе № 1.

  1. Представление названия команды. Название должно быть связано с темой "Права человека".
  2. Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
  3. Приготовить 2 вопроса команде- сопернику. Тема: "Права человека и ребенка".

4.        Закончите фразу: Дети - это будущее России, потому что        

Домашнее задание группе № 2.

  1. Представление названия команды. Название должно быть связано с темой "Права человека".
  2. Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
  3. Приготовить 2 вопроса команде сопернику. Тема: "Права человека и ребенка".

4.        Закончите фразу: Счастливый ребенок - это тот, кто....
Домашнее задание группе № 3.

  1. Представление названия команды. Название должно быть связано с темой "Права человека".
  2. Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
  3. Приготовить 2 вопроса команде сопернику. Тема: "Права человека и ребенка".

4.        Закончите фразу: Я думаю, что всем нужно соблюдать законы, потому что        

Домашнее задание группе №4.

  1. Представление названия команды. Название должно быть связано с темой "Права человека".
  2. Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
  3. Приготовить 2 вопроса команде сопернику. Тема "Права человека и ребенка".
  4. Закончите фразу: Чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга, нужно ...

Домашнее задание группе № 5 (группа журналистов).

  1. Представление названия команды. Название должно быть связано с темой: "Права человека".
  2. Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
  3. Приготовить в письменной форме 3 вопроса с ответами по теме "Права человека и ребенка".
  4. Закончите фразу: Когда я стану взрослым, я никогда        

Учащиеся к уроку повторяют понятия и основные права человека по Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка.

 ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.

1.        Эпиграф: Право - это искусство добра и справедливости. (Античный афоризм)

Право - это всё то, что истинно и справедливо. (В. Гюго)

  1. Выставка эксклюзивных значков, выполненных учащимися, с обращением от имени детей к взрослым.
  1. Портрет А.Д. Сахарова - великого гражданина России.
  2. Графическое изображение лабиринта.

Домашнее задание: подготовить стенгазету к родительскому собранию, на которой будет наклеен значок и обращение к взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...