Принцип проведения коррекционной работа по развитию речи у детей с РДА.
статья по теме

Нардекова Светлана Анатольевна

Этапы работы по развитию речи с аутичными детьми ( опыт работы ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принцип проведения коррекционной работы по развитию речи у детей с РДА                          Коррекционные мероприятия проводятся на уровне всех реабилитационных блоков (психиатрами, психотерапевтами, логопедом, педагогами-дефектолагами, психологом, музыкальным терапевтом и др.).

С каждым ребенком занимаемся ежедневно индивидуально, а затем в небольших группах детей с относительно близким психическим и речевым развитием. При этом ведущее место отводим развитию речи и моторики, как основным средствам коммуникации.

Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкание к месту, под прикрытием фармакотерапии. Большое место отводим массажу кистей рук, кончиков пальцев рук и ног, предплечий, массажу лицевой мускулатуры, подъязычной, шейной области, стоп, со стимуляцией активных речевых точек. На фоне массажа движения пальцев становятся более четкими, дифференцированными, приближается к норме мышечный тонус кисти.

Далее обрабатывается наиважнейшая для аутистов реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами.Отрабатываем указательный жест. в процессе манипуляции с предметами, стремимся развить не только тактичное, но и мышечное, кинестетическое, зрительное, слуховое их восприятие.

Для отработки тактильных и эмоциональных контактов, развития осязания проводим ряд приемов типа поверхностных массажных пассов. Ребенка поглаживаем, прижимаем к себе, прикасаемся к его голове, телу, и, наоборот, учим ребенка осязать касаясь его руками головы, плеч, рук взрослого. все эти действия комментируем речью. После подобной подготовки у большинства детей восстанавливается ориентировка в себе и окружающем.

На следующем этапе проводим работу по воспитанию гиозиса и праксиса, необходимых в познании предметов, их форм, объема, окраски. Предметы обводим указательным пальцем ребенка, даем им словесную квалификацию. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов, начинает опознавать и называть предметы (кубик, шар и т.п.). закреплению образов предметов и памяти ребенка, для развития речи, способствуют занятия по рисованию, лепке.

Восстановление и развитие речи проводим последовательно. Вначале в манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом. На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок услышанное слово научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово. Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. Словарный запас расширяем постепенно.

Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка – его грамматику. Этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова опускаем.

Обучаем фразам с помощью изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим занятия состоящие из бесед на определенные темы,. пересказа. Большое внимание уделяем логоритмике.

Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.

Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для ребенка.

Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами.

Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме на групповых занятиях с логопедом закреплении полученных знаний в игре с педагогом, психотерапевтом, дома с родителями.

По мере проведения занятий по развитию речи, речь детей становится все более понятной и коммуникативной.

Изучение полученных результатов (положительная динамика наблюдалась в 2/3 наблюдаемых случаев) показало, что особая речевая терапия является одной из важнейших в коррекции аутистического поведения, эмоционального и психического недоразвития у больных с РДА. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...

Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

Коррекционная работа по развитию речи для детей от 1 до 2-х лет На летний период

Данный материал будет полезен воспитателям, родителям. Материал направлен на развитие познавательного интереса детей, развитие любознательности детей....

Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР.

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Такое направление как нейрокоррекция в игровой...

Использование нейроигр в системе коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР

Использование нейроигр в системе коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР...