Психологический клуб для родителей "Семья-Я" (Игры, в которые играют...)
методическая разработка по теме

Музыка Ольга Ивановна

Наверное, многие родители хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет, и не может быть. В наши дни у родителей и педагогов растет понимание того факта, что процесс воспитания зависит не только от родителей, на него немалое воздействие оказывают и сами дети – своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Как признает сегодня большинство специалистов по проблемам воспитания, деловое, игровое взаимодействие детей и родителей – важная составляющая семейного общения и семейного воспитания.

Давайте попробуем развивать у ребенка умения, которые пригодятся ему в реальном общении с людьми, помогут ему наиболее безболезненно пройти сложный, но необходимый путь к овладению средствами эффективного общения.

Несложные игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно легко  использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения ребенка.

      Условно игры можно разделить на группы:

  • «Я и мои эмоции»;
  • «Я и мой язык»;
  • «Я и моё тело»;
  • «Я и Я»;
  • «Я и другие»;
  • «Я и моя семья» и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_roditeley._psihologicheskiy_klub.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

 

Психологический клуб

для родителей «Семья – Я»

(Игры, в которые играют…)

                                                                                                Подготовил:

                                                                                                педагог-психолог

                                                                                                Музыка О.И.

г. Радужный.

Новые формы психокоррекционной,

профилактической и просветительской

работы с родителями.

        В последнее время у нас в стране все большую популярность приобретают разнообразные формы работы педагогов-психологов. Цели и задачи их тоже разнообразны. Хочу поделиться своим опытом работы с родителями дошкольников.

        Мне представлялась необходимой разработка таких форм прсихокоррекционной, профилактической и просветительской работы, с помощью которых могут преодолеваться внутриличностные конфликты, решаться многие проблемы родителей, изменяться их внутренние личностные установки.

        В процессе нашего общения с родителями (психолог – родитель) возникла идея создания психологического клуба для родителей. Встречи в клубе помогают родителям в самопознании (мотивы, установки). Каждый пришедший на заседание клуба имеет возможность высказываться, обсуждать, делиться собственным опытом воспитания  детей, а самое главное – приобретать новый ценный опыт для своей семьи. В процессе группового общения каждый участник вправе активно выступать или быть просто слушателем.

        После проведения уже нескольких таких встреч возросло количество индивидуальных консультаций и бесед родителей с психологом, где обсуждаются конкретные проблемы определенной семьи, после чего проводится психокоррекционная работа. Особо хочется отметить: такие беседы происходят не только с мамами, но и с папами, а в последующем и с семейными парами.

        В нашем психологическом семейном клубе «Семья Я» прошли встречи по теме:

  1. «Руководство для детей, у которых трудные родители»;
  2. Диспут «Типы современной семьи, стили воспитания ребенка»;
  3. «Эмоциональный мир ребенка младшего дошкольного возраста»;
  4. «Любить ребенка. Как?»;
  5. «Игры, в которые играют…»;
  6. «Коррекция детско-родительских отношений»;
  7. «Психологическое здоровье ребенка»;
  8. «Поиграй-ка!» (совместно с детьми).

Встречи могут проходить один раз в месяц или блоком – две встречи в месяц, перерыв, снова две встречи в месяц.

Основные цели наших мероприятий:

  1. Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей.
  2. Профилактика и просвещение родителей по вопросам особенностей возрастного развития детей.
  3. Коррекция детско-родительских отношений.
  4. Формирование положительных установок в сознании родителей.

Задачи:

  1. Реконструкция детско-родительских взаимоотношений.
  2. Оптимизация внутрисемейных отношений.
  3. Гармонизация межличностных отношений между всеми членами семьи.
  4. Коррекция неадекватных форм поведения и эмоциональных реакций родителей на особенности поведения своих детей.
  5. Развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и свмоутверждения.
  6. Профилактика соматических заболеваний у детей.
  7. Просвещение родителей в вопросах воспитания, обучения и особенностей дошкольников.
  8. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Родители положительно отзываются о проведенных встречах психологического клуба «Семья Я».

 автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

Семинар – практикум

«Игры, в которые играют…»

(работа с родителями).

По материалам журнала «Дошкольная педагогика».

Подготовил:

педагог-психолог

Музыка О.И.

г. Радужный.

Цель: расширять знания и навыки родителей в вопросах игрового общения      

           с детьми дошкольного возраста.

Задачи: 

- развитие коммуникативных навыков адекватного общения с окружающим

   миром;

- создание благоприятного психоэмоционального климата общения членов  

   клуба;

- формирование чувства доверия к участникам группы;

- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих  

  самоактуализации и самоутверждению;

- оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений.

План:

Введение.

  1. Упражнение «Я и мои эмоции».
  2. Игра «Настроение».
  3. Игра «Испорченный телефон».
  4. Игра «Угадай-ка».
  5. Упражнение «Знакомство с друзьями».
  6. Игра «Запомни звуки».
  7. Игра «Аукцион».
  8. Игра «Спичечный узор».
  9. Игра «Апельсин».
  10. Игра «Скажи другому участнику комплимент».
  11. Медитативная сказка о позитивных детско-родительских отношениях «Золотой Шар».
  12. Лист отзывов.
  13. Прощание.

 

 

С о д е р ж а н и е

Введение

Наверное, многие родители хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет, и не может быть. В наши дни у родителей и педагогов растет понимание тог факта. Что процесс воспитания зависит не только от родителей, на него немалое воздействие оказывают и сами дети – своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Как признает сегодня большинство специалистов по проблемам воспитания, деловое, игровое взаимодействие детей и родителей – важная составляющая семейного общения и семейного воспитания.

Давайте попробуем развивать у ребенка умения, которые пригодятся ему в реальном общении с людьми, помогут ему наиболее безболезненно пройти сложный, но необходимый путь к овладению средствами эффективного общения.

Несложные игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно легко  использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения ребенка.

        Условно игры можно разделить на группы:

  1. «Я и мои эмоции»;
  2. «Я и мой язык»;
  3. «Я и моё тело»;
  4. «Я и Я»;
  5. «Я и другие»;
  6. «Я и моя семья» и др.

 

1. Ведущий: «Предлагаю вам поиграть и почувствовать, как в жизни нам помогают наши эмоции».

Упражнение «Я и мои эмоции».

Выкладываются карточки, изображающие эмоциональное состояние человека. Ребенку предлагается выполнить несколько простых упражнений для развития мимических мышц лица.

Игра направлена на изучение и осознание ребенком мимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений, на тренировку выразительной мимики.

2. Ведущий: «Конечно же, наши эмоциональные проявления влияют на наше настроение, но порой очень сложно не только показать их мимикой и жестами, но и выразить словами. Давайте поиграем в игру «Настроение».

Игра «Настроение».

В игре участвуют двое или более детей. Они садятся в круг. Взрослый бросает мяч одному из детей, называя при этом какое-либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч, называя противоположное настроение.

        Например:

Веселый – грустный;

Добрый – злой;

Теплый – холодный;

Ясный – мрачный;

Медленный – быстрый;

Молчаливый – общительный;

Тихий – шумный.

 

3.Ведущий: «Радостное настроение создает нам и теплое общение с людьми, это можно увидеть в любимой игре нашего детского сада».

«Испорченный телефон».

4.Ведущий: «Мимикой и пантомимикой мы можем показать не только наши чувства, но и различные предметы, явления и ситуации»

Игра «Угадай-ка».

Игу начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какой-либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т.д.). Названия изображаемых предметов можно написать на отдельных карточках и доставать карточки из «чудо-мешочка».

        Это упражнение помогает ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений», научиться их производить и понимать.

        

5.Ведущий: «Нам порой бывает очень трудно вступать в контакты с новыми людьми. Преодолеть эту трудность поможет коммуникативное упражнение

«Знакомство с друзьями»

        Выполняя это упражнение, дети научатся устанавливать доверительные отношения с другими людьми, создавать атмосферу сотрудничества.

        Каждый участник называет своё имя и говорит, что он больше всего любит.

        

6.Ведущий: «Когда эмоциональной сферой детей трудно управлять и наши дети выходят из-под контроля, организовать их нам помогут увлекательные игры, например:

Игра «Запомни звуки».

Эта игра научит детей концентрировать внимание, разовьёт слуховую память.

Нужно приготовить коробку с различными шумовыми предметами, звучание которых знакомо детям. Звуки можно «зарисовать», угадывать или просто повторить то, что звучало.

Ига «Аукцион».

        Ведущий предлагает участникам игры называть предметы, имеющие один общий признак, например: круглый стол, круглая тарелка и т.д. Когда темп называния предметов замедляется, ведущий считает: «Круглый – раз! Круглый – два! Круглый – три!»

        Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игра создает здоровый эмоциональный подъем в группе.

        

7.Ведущий: Не только детям, но  взрослым для развития их познавательной сферы полезна игра

Игра «Спичечный узор».

        Возьмите спички (3,4,5), бросьте их на стол, запомните образовавшийся узор и вместе с ребенком постарайтесь выложить такой же узор по памяти, прикрыв образец листом бумаги.

Игра развивает произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления, помогает взаимодействию между взрослым и ребенком.

Игра «Апельсин».

        Играющие делятся на две команды и соревнуются: кто быстрее закончит передачу апельсина от первого игрока команды  до последнего игрока.

Условие. Играющие дети выстраиваются так: ребенок, взрослый, ребенок и т.д., а передают и получают апельсин, зажав его под подбородком.

В игре развивается эмпатия, взаимопомощь, возникает положительный эмоциональный настрой.

8.Ведущий: «Принято получать подарки, но подарок может быть не только материальным. Всем приятно слышать ласковые и другие слова от близких людей».

Игра «Скажи другому участнику комплимент».

        Игра объединяет участников. Комплименты можно говорить о характере человека, внешности и.т.д  

9.Ведущий: «В заключение нашей встречи хочется

прочитать вам сказку, но не простую, а волшебную. Я надеюсь, что всё волшебное и теплое вы унесете с собой домой, и это чувство навсегда останется в вашем сердце

Медитативная сказка о позитивных

Детско-родительских отношениях

«Золотой шар»

(Используется музыкальное сопровождение).

Давным-давно в одной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них были прекрасный дом и верные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них с Королем будет ребенок.

        Через некоторое время Королева родила сына. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.

        Шло время. Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир, увидеть, какие люди живут в другой стране, узнать другой уклад жизни. И Принц  сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о решении сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И, конечно, благословили его в путь. На прощание Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар:

        - Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам.

        Принц поблагодарил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной куртки, поближе к своему сердцу.

        И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара.

        Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчёлы – они собирали мёд. Пели птицы – они радовались, что через их поле идет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый Дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге ведущей к Дворцу.

        Когда Принц вошёл во дворец, он был поражен его красотой. Все здесь показалось ему красивым. Как будто кто-то строил  этот Дворец специально для него. Золотой Шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом Дворце он найдет что-то важное для себя. Он пошел во Дворец своей легкой и уверенной походкой.

        

Ведущий: «Сейчас мы с вами тоже находимся в Прекрасном Дворце. Представьте, что вы идете по нему (вместе с Принцем) и находите для себя (или для него) то, что хотите…. Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, останется с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться…. А сейчас вы делаете глубокий вдох…. И выход.

        Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И, потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

        12. Лист отзывов.

        

Ведущий: «Пожалуйста, оставьте свои замечания, пожелания, высказывания. Ваше мнение мне очень поможет в дальнейшем для построения и организации следующей нашей встречи клуба «Семья Я».

        13. Прощание.

        

Ведущий: «Желаю вам любви и понимания в вашем доме, чтобы у вас было время не только воспитывать ваших детей, но и просто играть, немножко шалить с ними, или просто вместе разобраться с правилами новой игры, или сделать подарок для бабушки.

        

«Всего вам доброго! До новых встреч!»

                                                                                                                       

                                                                                                                                                                   

 

Веселый – грустный;

Добрый – злой;

Теплый – холодный;

Ясный – мрачный;

Медленный – быстрый;

Молчаливый- общительный

   

 Тихий – шумный.

 автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

Перспективный тематический план

работы психологического клуба для родителей «Семья Я».

Г. Радужный.

Перспективный тематический план

работы психологического клуба для родителей «Семья Я»

Тема

Форма проведения

Группа общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет

1.


2.


3.


4.

Адаптация ребенка к детскому саду или «Скоро, скоро в детский сад!»

Проблемы адаптации ребенка к детскому саду


Мы учимся играть. Игротека.


Кризис ребенка трех лет. Как быть?

Трехлетний ребенок – личность?

Лекция для родителей (на родительском собрании в мае месяце).

Тренинг с родителями и педагогами.


Практическое занятие для родителей с элементами тренинга.

Семинар-практикум.

Диспут.

 Группа общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет

1.

2.

3.

4.

Эмоциональный мир ребенка дошкольного возраста.

Любить ребенка, Как? Ребенок – это чудо.

Игры, в которые играют. Семейная игротека.

Руководство для детей, у которых трудные родители.

Занятие с элементами тренинга

Семинар-практикум.

Занятие с элементами тренинга.

Круглый стол.

 Группа общеразвивающей направленности от  5 до 6 лет

1.

2.

3.



4.

5.

Типы современной семьи, стили воспитания.

Коррекция детско-родительских отношений.

Воспитание детей с особенностями в поведении (гиперактивные и тревожные дети).


Воспитание мальчиков и девочек. Как оно должно быть?

Каким вы хотите видеть своего ребенка?

Диспут с практическими приемами.

Практикум с элементами тренинга.

Занятие с элементами тренинга, просмотр фрагментов фильма «Дети с эмоциональными проблемами». («Катарсис»).

Круглый стол.

Тренинг.


 Группа общеразвивающей направленности от  6 до 7 лет

1.



2.


3.

4.

5.


6.


7.

Мой ребенок – будущий первоклассник, или. Как подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность родителей.

Интеллектуальное и личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста через игры нового поколения.

Ребенок семи лет. Он уже взрослый?

Я люблю свою семью

Развитие игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений.

Ребенок – будущий школьник. Наши ожидания по отношению к ребенку – будущему школьнику.

Знаете ли вы своего ребенка?

Деловая игра.



Семинар – практикум.


Диспут.

Круглый стол.

Консультация – практикум.


Дискуссия.


Лекция – семинар.

Педагог-психолог:                                           Музыка О.И.

 автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

 Заседание

психологического клуба для родителей

«Семья Я»

Беседа на тему: «Любить ребенка, Как?»

По материалам журнала «Дошкольная педагогика».

 

педагог-психолог

Музыка О.И.

г. Радужный.

        Цель: Показать значимость гармоничного личностного развития дошкольников через общение со взрослыми.

        Обсуждаемые направления:

  1. Психические особенности детей 4-5 лет;
  2. Общение в семье.

        Ход встречи.

  1. Приветствие. Участники говорят несколько слов о себе.
  2. Сообщение о психологических особенностях дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками.

        Источник переживаний ребенка теперь находится во взаимоотношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра.

        Структуру игры составляют:

  1. Роли, которые на себя берут дети (продавец, врач и др.);
  2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют себя в роли взрослых и отношения между ними;
  3. Игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещаются игровыми (стул – поезд);
  4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируются ход игры.

Влияние игры на психическое и личностное развитие.

  1. Начинает формироваться правильность психических процессов. Прежде всего развиваются произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстниками вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных условий и целенаправленности.
  2. Развитие мышления: осуществляется переход мысли в действие в плане представлений. Действия с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.
  3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «применять» на себя различные роли, их образы и действия.
  4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая таким образом навыки общения и способы волевой регуляции поведения.
  5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет – знак – его наименование).
  6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность  открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции – исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.
  7. В игре развиваются продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

        Ребенок умеет воспринимать форму, цвет, величину, вес, температуру, свойства поверхности; выделяет соотношение звуков по высоте, ритмический рисунок музыки. Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

        Малыш учится внимательно слушать чтение литературы, рассматривать картинки, самостоятельно мыслить, рассуждать, высказываться; у него формируется целенаправленное сосредоточение и запоминание.

        Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, структурировать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

        В дошкольном возрасте формируются действия воображения: замысел, образ воображаемого предмета, образ действия с ним; развивается словотворчество.

        3. Проведение теста «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?» /составлен Н.И. Дереклеевой).

        4. Упражнение «Портрет моего ребенка». Обсуждение, составление группового портрета.

        Цель: Помочь родителям увидеть положительные стороны ребенка. Родители самостоятельно «рисуют» психологический портрет своего ребенка. Далее происходит анализ полученных данных и создание коллективного портрета.

        В две колонки родители выписывают положительные и отрицательные качества своих детей.

        5. Обсуждение памятки для взрослых.

Психолог: «Уважаемые взрослые, если Вы хотите, чтобы Ваши дети как можно раньше научились следовать Вашим указаниям, управлять своим поведением, пытайтесь вводить в повседневную жизнь ребенка не очень сложные правила. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуациях, придаст ему уверенность, избавит Вас от чтения бесконечных нотаций. Но для того чтобы эти правила оказались более эффективны, Вам следует учитывать некоторые условия:

  1. Правило должно быть конкретным.
  2. Одно и то же правило лучше повторять несколько раз.
  3. Правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано.
  4. Повторяя рабочее правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ или указание, а как доброжелательный совет.
  5. Правила должны быть сформулированы в позитивной форме (лучше сказать: «Говори тихо», а не «Не кричи!»).
  6. Обосновывайте для ребенка, почему надо следовать тем, а не иным правилам.
  7. Если ребенок испытывает правило на «прочность», провоцируя вас на окрик или шлепок, оставайтесь спокойными и твердыми в выполнении правил.
  8. Взрослые должны сами неукоснительно выполнять правила, введенные ими. Это послужит хорошим примером, моделью для ребенка.

        6. Ответ родителей на проблемный вопрос «Как любить ребенка?»

        7. Безусловное принятие ответа на проблемный вопрос.

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник, а просто за то, что он есть.

        Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не им самим в целом.

        Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

        Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие.

        8. Игры для детей.

«Поймай зайчика»

        Цель: Снятие эмоционального напряжения, излишней двигательной активности.

        Взрослый показывает ребенку солнечный зайчик на стене, обращает внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает.

Солнечные зайчики –

Прыг, прыг, скок.

Прыгают, как мячики:

Прыг, прыг, скок.

Иногда зайка устает, прячется в норку и засыпает.

«Волшебное зеркало»

        Цель: Отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка, развитие воображения, ориентировки в пространстве и на своем теле, умения повторять движение взрослого.

Ну-ка, зеркальце, смотри,

Всем нам верно повтори.

Встану я перед тобой,

Повторяйте все за мной.

Взрослый показывает движения, ребенок должен его повторить.

«Покажи нос»

        Цель: Развитие представлений и воображения ребенка.

Взрослый, называя части тела, показывает их на себе (кладет на них руки). Дети повторяют за ним движения, показывая на себе название части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторять неверные движения.

«Ласковые лапки»

        Цель: Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственности восприятия, гармонизация отношений между взрослым и ребенком.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывает на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по его руке будет ходить «зверек» и касаться его своими ласковыми лапками. Ребенку надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке, и отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

        Вариант игры: зверек может прикасаться к щеке, ладоням, колену ребенка.

«Разговор с руками»

        Цель: Научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему обвести свою руку на лисе бумаги. Затем предложите ему оживить ладошки: нарисовать им глазки, ротик, носик и раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: Кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Что не любите? Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно сказать, что руки хорошие, они много умеют делать (перечислите, что именно), но они иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно заключением договора между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

        Если ребенок согласиться на эти условия, то через заранее обговоренных промежуток времени необходимо снова проиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и хозяина.

        9. Прощание. Лист отзывов.

Психолог: «Уважаемые родители! Большая просьба: оставьте Ваши замечания, предложения и отзывы о нашей сегодняшней встрече, заполните опросник. Большое спасибо за участие во встрече! До новой встречи!»

Опросник родителей, выявляющий их мнение о работе дошкольного учреждения о сотрудничестве ДОУ и семей.

(составила Е.П. Арнаутова).

        Цель: Изучить мнение родителей о степени открытости детского сада для семьи и доступности информации о жизни детей в группе, а также о ценности для родителей общения с педагогами для обогащения своих воспитательных умений.

        Предлагаемый вариант тестирования включает тестовый опросник из 10 суждений.

        Уважаемые родители! Ознакомьтесь, пожалуйста, с приведенными ниже суждениями. Если затрудняетесь с выбором, поставьте рядом с соответствующим номером вопросительный знак. Анонимность ответов полностью гарантируется.

  1. Меня полностью удовлетворяет уровень и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в данном дошкольном учреждении.
  2. Я уверен(а) в хорошем отношении воспитателей к детям и к моему ребенку в частности.
  3. Воспитатели постоянно приглашают нас в группу для знакомства с различными режимными процессами, поэтому при желании, я имею возможность без лишних согласований присутствовать в группе на занятиях, во время игр, сна, еды и других режимных процессов.
  4. Считаю стиль общения воспитателей группы с родителями и со мной в частности достаточно деликатным и гибким.
  5. Меня особенно привлекает в воспитателях их компетентность не только в вопросах общественного воспитания детей, но и семейного, возможность получить конкретный совет или рекомендацию, почитать ту или иную статью, книгу о семейном воспитании ребенка.
  6. При необходимости и желании я получаю от воспитателей полную информацию о повседневной жизни моего ребенка в детском саду, о его успехах и затруднениях.
  7. Посещая собрания, консультации, я узнал(а) о разных не известных мне ранее способах педагогического воздействия на сына (дочь), которые позволяют общаться с ребенком дома, избегая наказаний.
  8. Благодаря педагогическому контакту с воспитателями я стал(а) лучше разбираться в мотивах детского поведения в психологии дошкольного возраста, чаще анализировать причины своих педагогических удач и просчетов.
  9. Воспитатели так строят общение с нами на встречах, что каждый раз оказываешься в роли активного участника, а не зрителя.
  10. Благодаря помощи педагогов мне удалось осознать и изменить некоторые установки и стереотипы в отношениях с ребенком.

Спасибо Вам!

Обработка анкет:

        Суждения № 1 – 6 – касаются мнений об открытости детского сада, о стиле общения педагога с детьми и родителями.

         Суждения № 7 – 10 – касаются точек зрения о ценности сотрудничества педагога и родителей для повышения уверенности последних в воспитании ребенка.

        В количественной обработке данного тестового опроса используется балловая система. Оцениваются баллами только ответы, обведенные кружком.

Опросник

 родителей, выявляющий их мнение о работе дошкольного учреждения о сотрудничестве ДОУ и семей.

(составила Е.П. Арнаутова).

        Уважаемые родители! Ознакомьтесь, пожалуйста, с приведенными ниже суждениями. Если затрудняетесь с выбором, поставьте рядом с соответствующим номером вопросительный знак. Анонимность ответов полностью гарантируется.

  1. Меня полностью удовлетворяет уровень и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в данном дошкольном учреждении.
  2. Я уверен(а) в хорошем отношении воспитателей к детям и к моему ребенку в частности.
  3. Воспитатели постоянно приглашают нас в группу для знакомства с различными режимными процессами, поэтому при желании, я имею возможность без лишних согласований присутствовать в группе на занятиях, во время игр, сна, еды и других режимных процессов.
  4. Считаю стиль общения воспитателей группы с родителями и со мной в частности достаточно деликатным и гибким.
  5. Меня особенно привлекает в воспитателях их компетентность не только в вопросах общественного воспитания детей, но и семейного, возможность получить конкретный совет или рекомендацию, почитать ту или иную статью, книгу о семейном воспитании ребенка.
  6. При необходимости и желании я получаю от воспитателей полную информацию о повседневной жизни моего ребенка в детском саду, о его успехах и затруднениях.
  7. Посещая собрания, консультации, я узнал(а) о разных не известных мне ранее способах педагогического воздействия на сына (дочь), которые позволяют общаться с ребенком дома, избегая наказаний.
  8. Благодаря педагогическому контакту с воспитателями я стал(а) лучше разбираться в мотивах детского поведения в психологии дошкольного возраста, чаще анализировать причины своих педагогических удач и просчетов.
  9. Воспитатели так строят общение с нами на встречах, что каждый раз оказываешься в роли активного участника, а не зрителя.
  10. Благодаря помощи педагогов мне удалось осознать и изменить некоторые установки и стереотипы в отношениях с ребенком.

Спасибо Вам!

ТЕСТ

«На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?»

(составлен Н.И. Дереклеевой).

        Если Вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если не согласны – 0 баллов.

  1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастает и становится взрослым.
  2. Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а фантазирует.
  3. Современные школьные программы чересчур сложные.
  4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
  5. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо его похвалить и за усилие.
  6. Наивная непосредственность – это достоинство детского возраста, а не недостаток.
  7. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампочка – ночник.
  8. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
  9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые немного важнее его недостатков.
  10. Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы педагоги относились к нему благожелательно.
  11. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины прирожденные воспитатели.
  12. В детстве всем необходимы занятия спортом.
  13. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться детям.
  14. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.
  15. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры ограждать его от них.

Спасибо Вам!

Результаты теста:

15 баллов.

Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована Вашим настроением, а не поведением ребенка.

Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что он вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8 – 14 баллов.

Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.

Мать: Ребенку необходимо больше Вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов.

Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.

Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический клуб для родителей "Компетентные родители"

Основная цель программы —   гармонизация детско-родительских отношений в семье и  профилактика семейного неблагополучия. Программа рассчитана на 8 занятий. Общее чи...

Программа психологического клуба для родителей детей группы раннего развития «Счастливый малыш»

   Программа психологического клуба предусматривает занятия педагога – психолога с родителями, имеющими детей раннего возраста и формирование положительных детско – родительских...

Выступление на психологическом клубе «Диалог» на тему «Комплексная сказкотерапия».

Знакомство участников клуба с методом Комплексной сказкотерапии, повышение профессиональной (психологической) компетентности педагогов-психологов....

"Из опыта работы о психологических клубах как эффективной форме психокоррекционного воздействия на дошкольников в условиях инклюзивного образования"

В данной статье идет речь о том, как оптимизировать инклюзивную среду в детском общеобразовательном учреждении. Представленный инновационный опыт работы педагога-психолога базируется на интегра...

Психологический клуб "Вместе" Тема: «Общаться с ребенком. Как?»

Цель: Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек», помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье св...

Положение о психологическом клубе педагогов

Данное положение регламентирует деятельность психологического клуба педагогов....


 

Комментарии

Музыка Ольга Ивановна

Часто родители обращаются за помощью к педагогу-психологу только в кризисных ситуациях, В целях предупреждения кризисных ситуаций и разрешения уже назревших проблем педагогу-психологу детского сада необходимо организовать взаимодействие с родителями, используя все многообразие форм и методов работы. Взаимодействие педагога-психолога с родителями – это взаимопроникновение, обмен мыслями, чувствами, идеями; обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и семье, повышение психологической грамотности родителей. В рамках взаимодействия педагог-психолог использует разнообразный спектр методов и приемов. В нашем детском саду я использую игровые. Мы с родителями играем вместе с детьми.