Выступление на психологическом клубе «Диалог» на тему «Комплексная сказкотерапия».
консультация по теме

Кацевалова Наталья Александровна

Знакомство участников клуба с методом Комплексной сказкотерапии, повышение профессиональной (психологической) компетентности педагогов-психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx100.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение начальная школа-детский сад № 53

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 59 «Умка»

г. Подольска

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ «ДИАЛОГ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ТЕМУ: «КОМПЛЕКСНАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ»

(с использованием ИКТ)

Подготовили и провели:

Педагог-психолог МОУ № 53

Горбачева О.В.

Педагог-психолог МДОУ № 59 «Умка» Кацевалова Н.А.

г. Подольск, 2014 г.


Психологический клуб «Диалог».

Выступление на тему «Комплексная сказкотерапия».

Цель: познакомить участников с методом Комплексной сказкотерапии, повышение профессиональной (психологической) компетентности педагогов-психологов.

Задачи:

-  уточнить понятие «сказкотерапия»;

-  рассмотреть принципы, формы и задачи Комплексной сказкотерапии;

-  рассмотреть типологии, функции сказок и методы сказкотерапии;

-  поделиться опытом применения методов Комплексной  сказкотерапии в работе.

  1. Определение понятия «сказкотерапия».

Сказкотерапия – это:

- язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным, его душой (слайд 2).

- воспитательная система, формирующая и поддерживающая созидательную систему ценностей человека (слайд 3).

Базовые ценности жизни (слайд 4).

  • Сотрудничество
  • Истина
  • Любовь
  • Вера
  • Достоинство
  • Покой (семейный лад)
  • Энтузиазм
  • Доброта и многое другое.

- система развития эмоционального интеллекта (слайд 5).

- система представлений об уникальном узоре судьбы человека, складывающемся из индивидуального переплетения универсальных архетипов, архетипов мужских и женских, архетипических сюжетов, сюжетов отношений и «родового наследства» (слайд 6).

  1. Архетип – это (слайд 7):
  • «Изначальный образ», «божественный образец» (К.Г. Юнг)
  • «Постигаемый умом образец» (Платон)
  • «Запечатленный в уме природный образ» (схоласты)
  • «Базовый образец, создающий основу для человеческого познания» (Августин)

Архетип (слайд 8):

  • Обеспечивает в мире порядок вещей
  • Инструменты для упорядочивания хаоса
  • Сосредоточение колоссальной энергии

В сказкотерапии под АРХЕТИПОМ понимается некий общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования

  1. Принципы комплексной сказкотерапии (слайд 9).
  • Принцип жизненной силы;
  • Принцип кристалла;
  • Принцип моста;
  • Принцип самодисциплины.

  1. Формы комплексной сказкотерапии (слайд 10).
  • Диагностическая (проективная и архитипическая);
  • Воздействующая (сознательный и бессознательно-символический уровень);
  • Психопрофилактически-развивающая (от внутриутробного периода до глубокой зрелости).

  1. Задачи сказкотерапии (слайд 11, 13, 15):
  • Научиться тому, как учить (никто не хочет, чтобы его учили) (слайд 12) -   («Суфийская притча об огне» (приложение 1));
  • Использовать ресурс недостатков (видеть обратную сторону проблемы) (слайд 14) - (Притча «Два жадных брата» (приложение 2));
  • Пробуждение Веры (активизация ресурса личности) - (слайд 16) (История о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале) (приложение 3).

  1. Виды сказок (слайды 17-18).

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

5 cka3ok

К художественным сказкам  мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории (сказки, мифы,  притчи, истории). В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. И хотя художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат (слайд 19).

Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют начинающему сказкотерапевту не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок. Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего (приложение 4).

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение) (слайд 20).

Алгоритм психокоррекционной сказки:

  1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
  4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить её к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает “фигуру психотерапевта” - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. “Увиденное в правильном свете, всё является благом” - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.
  5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Если  ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Психотерапевтические сказки.  ... Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста (приложение 5) (слайд 21)..

        Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область Философии событий и взаимоотношений.

Медитативные сказки  создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения,  создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса (Антистрессовая аудио программа медитативных сказок «Дар») (слайд 22).

В системе  сказкотерапии выделяют три типа медитативных сказок:

1. Медитативные сказки,  направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас».  Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной  и кинестетической. Характер этих сказок – путешествие. Сама сказка похожа на «чукотскую песню»: «Что вижу, о том и пою».

2. Медитативные сказки, отражающие образы  «идеальных» взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и Учителем, учеником и учебными предметами, между мужчиной и женщиной.  Образы, транслируемые через сказку, могут стать впоследствии духовными ориентирами.

3. Медитативные сказки,  направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие Философии взаимоотношений и самореализации.

Дидактические сказки  создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания (приложение 6)  (слайд 23).

Алгоритм дидактической сказки-задания:

  • Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
  • Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
  • Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера – это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводят героя к успеху.

Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:

  1. обсуждение, анализ уже существующей сказки;
  2. рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения;

3) самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;

Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками:

4) инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);

5) арттерапевтическая работа по мотивам сказки и др.

7. Методы комплексной сказкотерапии (слайд 24).

В своей работе мы используем:

- Арт-терапевтические методы (слайд 25):

Рисование красками, акварелью, гуашью, акриловыми красками, пастелью, работа с различными материалами по лепке (глина, воск, пластилин), создание коллажей и др.

Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов:

1.  Проективное диагностическое рисование.

2.  Спонтанное рисование.

- Методика «Волшебные краски» (слайды 26-27);

Цель: улучшение взаимоотношений, гармонизация психоэмоционального состояния, способствовать самовыражению, повышению активности и самостоятельности у детей, развитие творческого воображения.

- Методика «Волшебная страна чувств» (слайд 28);

Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.

-  Сказочная куклотерапия: создание куклы-марионетки (слайд 29).

Создание куклы-марионетки - это тонкий процесс. Мы совершаем символическое действие по актуализации собственного ресурса. Создавая куклу, мы символически прорабатываем то, что закрывает от нас наш собственный ресурс, символически можем проработать внутреннее сопротивление к развитию, собственную инерционность, нетерпение. Процесс создания куклы требует большого внутреннего труда, и на бессознательно-символическом уровне формируется настройка, привычка трудиться таким образом. В сказках все положительные герои, прежде всего, труженики. А волшебство - это большой труд. Только в этом случае у других людей может сложиться впечатление, что все «происходит само», как будто по мановению волшебной палочки.

Изготовление кукол-марионеток:

1.  Развивает мелкую моторику руки.

2.  Развивает фантазию и образное мышление.

3.  Развивает умение малыми средствами выражать характер.

4. Развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг.

5.  Развивает способность к концентрации внимания.

6.  Укрепляет союз Ребенок — Специалист — Родитель.

- Инсценирование сказок (слайды 30-31),

«Проживание» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека.

- Сказочная имидж-терапия. «Рыцарский турнир» (слайд 32).

Цель: развитие коммуникативных навыков, признание полоролевых особенностей мальчиков и девочек как социальной нормы.

-  «Зажги звезду» (слайд 33).

Цель: сплочение коллектива, налаживание взаимоотношений со взрослыми и детьми. Проблема изгой в коллективе. Звезда зажигается тому ребенку, которого не любят, не принимают.

- Сказкотерапевтическая песочная терапия (слайды 34-35).

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения, соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

-  Работа с психологическими картами и играми.

1. Психологические карты «Мастер сказок» (слайд 36).

Направленность игры. Работа с универсальными Архетипами.

Цель игры: помогает в размышлениях о жизни, людях, о себе, помогает разобраться в себе, помогает найти ответы, значения текущих ситуаций и найти внутри себя силу.

2. Психологические карты «Сокровищница жизненных сил» (слайд 37).

Карты направлены на ежедневные размышления об основных жизненных ценностях.

Возраст: с 14 лет.

3. Психологические карты  «Тайны женской силы» (слайд 38).

Направлены помочь женщине лучше понять себя и ситуацию, в которой она оказалась, найти верный путь к гармонии и счастью.

4. Психологическая игра «Хранительницы сада» (слайд 39).

Цель игры: помочь женщине лучше понять себя, найти верный путь к гармонии и счастью.

5. Игра «Встречи  с внутренним ребенком» (слайд 40).

Направлена на глубинную работу Взрослого со своим Внутренним Ребенком. Налаживания тонкой и деликатной связи с ним, а также построение добрых отношений сотрудничества.

6.  Игра «Диалоги  с внутренним ребенком» (слайд 41).

Направлена на индивидуальную работу Взрослого со своим Внутренним Ребенком

Возраст: с 14 лет.

7. Игра «Остров детства» (слайд 42).

Задачи игры:

  • Формирование жизненных ценностей, основанных на идее созидания;
  • Эмоциональное развитие детей;
  • Недирективная коррекция эмоциональных проблем детей.

Возраст: 4-11 лет.

В своей работе можно использовать следующую литературу (слайды 43-49):

  • Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии).
  • Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия: сборник программ по сказкотерапии / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - Санкт-Петербург, 2000. - 254 с. - (Психологический тренинг).
  • Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2008. - 208 с. - (Технологии института сказкотерапии).
  • Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 317 с. - (Мастерская психологии и психотерапии).
  • Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.
  • Антистрессовая аудио программа медитативных сказок «Дар» СПБ: Институт сказкотерапии Санкт-Петербург, Речь, 2008. – 56 МВ.

Программа адресована детям, подросткам и взрослым. Возраст применения не ограничен! Показано применение программы в следующих ситуациях:

  • проблемы засыпания, бессонница;
  • постоянная подверженность действиям стрессовых факторов;
  • повышенная тревожность. Возбудимость, раздражительность;
  • период реабилитации после больших перегрузок и болезни;
  • синдром хронической усталости;
  • конфликтное поведение;
  • депрессия;
  • гиперактивность у детей и подростков;
  • достижение состояния релаксации.
  • Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2008. - 235 с. - (Технологии института сказкотерапии).
  • Практика сказкотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ / под ред. Н. А. Сакович. - Санкт-Петербург, 2007. - 219 с. - (Психологический тренинг).
  • Белинская Е.В.Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.
  • Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач. - СПб; М.: 2008. - 117 с. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия / Д. Соколов; худож. В. Щербаков. - Москва, 2001. - 303 с. - (Как стать психологом).
  • Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. М.: ЦГЛ, 2006, 144 с.
  • Прудиус Е.К. Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники. СПб.: Речь,2006. – 224 с.
  • Микляева А. В., Румянцева П. В. Нам не страшен серый волк. - М.: Сфера, 2008. -  202 с.
  • Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002. — 168 с.

Спасибо за внимание! (слайд 50).


Использованная литература.

  • Антистрессовая аудио программа медитативных сказок «Дар» СПБ: Институт сказкотерапии Санкт-Петербург, Речь, 2008. – 56 МВ.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии).
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2008. - 235 с. - (Технологии института сказкотерапии).
  • Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 116-120.
  • Ожерелье сказок. Авторские сказки психологов-сказкотерапевтов. – Славянск-на-кубани: ООО «Алеф», 2013. – 280 с.
  • Сенник Ортис Г.Г., Куличковская Е.В. Машины сказки. Программа развивающих занятий для детей от 2 до 10 лет. – 2006. -  88 с.


Приложение 1.

Суфийская притча об огне.

Когда-то давным-давно один человек, сосредоточенно и упорно размышляя над тайнами природы, раскрыл секрет добывания огня. Он решил поделиться с людьми своим открытием и стал путешествовать от общины к общине.

Он передал свой секрет многим группам людей. Некоторые воспользовались этим знанием. Другие, не дав себе времени подумать о пользе знания, сочли учителя опасным и прогнали его. В конце концов, люди какого-то племени, перед которыми он демонстрировал свое искусство, испугались и убили его, видя в нем исчадие ада.

Прошли века. В первой общине знание о добывании огня сохранилось только у особых жрецов. Только они пользовались властью, богатством и теплом, тогда как их соплеменники замерзали от холода.

Вторая община  забыла искусство добывания огня и стала поклоняться орудиям его добычи.

Третья община поклонялась образу учителя, который когда-то учил их предков добывать удивительный огонь.

В четвертой общине история открытия огня сохранилась только в легендах и преданиях. Одни верили в них, другие нет. Это не меняло дела.

Пятая община действительно использовала огонь по назначению. Это позволяло им находиться в тепле, готовить пищу и производить разнообразные полезные вещи.

И вот, спустя много-много лет, один мудрец с небольшой группой учеников путешествовал по землям этих племен. Ученики пришли в изумление при виде множества различных ритуалов, с которыми они здесь столкнулись. Они сказали учителю:

  • Но ведь все эти действия относятся всего лишь к добыванию огня и ни к чему больше! Наш долг открыть перед этими людьми правду!
  • Что ж, я согласен, - ответил учитель, - мы повторим наше путешествие с этой новой целью. А те, кто уцелеет к его концу, узнают, каковы реальные проблемы этих людей и как их разрешить.

Итак, мудрец и его ученики достигли первой общины. Им был оказан радушный прием. Жрецы пригласили путешественников на церемонию «сотворения огня». Мудрец обратился к ученикам:

  • Не желает ли кто-нибудь из вас открыть этим людям правду?

Первый ученик сказал:

  • Во имя истины я считаю себя обязанным поговорить с ними.
  • Если ты делаешь это на свой страх и риск, то начинай, - ответил учитель.

Ученик вышел вперед, встал перед вождем племени и жрецами и сказал:

  • Я могу совершить чудо, которое вы относите к особому проявлению божества. Если я это сделаю, вы признаете, что уже много веков находитесь в заблуждении?
  • Хватайте его! – закричали жрецы.

Ученика схватили и увели, больше его никто никогда не видел.

Мудрец с учениками тронулись в путь, и через некоторое время подошли к территории второй общины. Там поклонялись орудиям разведения огня. Еще один ученик вызвался образумить этих людей.

С позволения учителя он сказал:

  • Я хочу поговорить с вами как с разумными людьми. Вы поклоняетесь даже не самой вещи, а всего лишь средствам, с помощью которых она может быть произведена. Таким образом, вы лишены возможности использовать саму вещь. Я научу вас пользоваться огнем.

Вторая община состояла из людей более разумных, но и они сказали ученику:

  • Так как ты наш гость, мы почтили тебя гостеприимством. Но, как пришелец, незнакомый с нашей историей и обычаями, ты не можешь понять того, что мы делаем. Ты заблуждаешься, возможно, даже пытаешься лишить нас нашей религии или изменить ее. Потому мы больше не хотим тебя слушать!

Путешественники двинулись дальше. Достигнув земель третьей общины, они увидели перед каждым домом идола, изображающего человека – открывателя огня. Третий ученик обратился к руководителям общины так:

  • Этот идол изображает человека, олицетворяющего собой возможность, которую способен использовать, не так ли?
  • Может быть и так, - ответили ему, - но проникнуть в эту тайну дано лишь немногим.
  • Только тем немногим, кто поймет, а не тем, кто отказывается смотреть на определенные факты, - сказал третий ученик.
  • Все это ересь. К тому же, ее высказывает человек, который даже не говорит правильно на нашем языке, и не принадлежит к священникам, посвященным в нашу веру! – заворчали жрецы.

И этому ученику не удалось добиться успеха.

Группа продолжала свое путешествие, пока не прибыла на территорию четвертой общины. На этот раз перед собранием людей выступил четвертый ученик. Он заявил:

  • История о добывании огня правдива. Я знаю, как добывать огонь.

В толпе возникло замешательство и разноголосые мнения. Некоторые говорили:

  • Возможно, это правда, и если это так, то мы непременно хотим узнать, как добывать огонь.

Но когда мудрец и его ученики испытали говоривших, оказалось, что большинство стремилось использовать огонь для своей личной выгоды. Они не понимали, что огонь есть нечто необходимое для человеческого прогресса. Умы большинства людей этой общины были пропитаны извращенными легендами. И те, кто воображал себя способным представлять истину как таковую, оказались людьми неуравновешенными. Они были слишком торопливы, и не смогли бы получить огонь, даже если бы им показали, как это делается.

Были и такие люди в четвертой общине, которые заявляли:

  • Конечно, в легендах нет ничего правдивого. Этот человек просто хочет нас одурачить, чтобы занять среди нас высокое положение.

И еще одно мнение представила четвертая община:

  • Наши легенды должны оставаться такими, какие они есть. Ведь это наше наследие, объединяющее всех нас в единое целое. Если мы сейчас откажемся от них, а затем обнаружим, что новое толкование никуда не годно, что тогда станет с нашим обществом?

Надо сказать, что были еще и другие точки зрения в четвертой общине.

Итак, группа путешественников отправилась дальше и пришла, наконец, на территорию пятой общины, где разведение огня было чем-то обычным и общедоступным.

И сказал мудрец своим ученикам:

  • Вы должны научиться тому, как учить. Ибо человек не желает, чтобы его учили. Сперва вы должны научить людей тому, как учиться. А перед этим необходимо объяснить им, что существует нечто такое, чему следует учиться. Люди воображают, что они уже все знают, и хотят изучать то, чему, как они думают, необходимо научиться. А не то, что должно быть изучено прежде всего. И только когда вы поймете все это, мы сможем изобрести метод обучения. Знание без специальной способности к обучению -–это не то же самое, что знание и способность.  


Приложение 2.

Суфийская притча о жадных сыновьях.

Жил когда-то трудолюбивый и щедрый крестьянин, у которого были ленивые и жадные сыновья. Перед смертью он собрал своих сыновей и сказал им, что если они будут копать в таком-то и таком-то поле, то найдут зарытые там сокровища.

Как только крестьянин умер, его сыновья пришли в поле и стали усердно и внимательно перекапывать землю вдоль и поперек, но сокровищ так и не обнаружили.

Они решили, что отец, по своей щедрости, раздал все золото, и прекратили поиски. Тут их осенило: раз уж земля вскопана, на ней можно что-то посадить. Братья засеяли поле пшеницей и спустя несколько месяцев собрали богатый урожай.

Продав пшеницу, они целый год жили в достатке.

Однако после сбора первого урожая у них снова появилась мысль о большом богатстве, которое они могли проглядеть. Поэтому братья заново перекопали поле, но с тем же успехом.

Через несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать времена года, о чем прежде не имели никакого представления. Тут-то они поняли, почему отец применил такой метод воспитания. И стали они честными зажиточными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают достаточным богатством, и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.

Вот так же обстоят дела и с изучением науки о человеческой судьбе и смысле жизни. Учитель, сталкивающийся с нетерпеливостью, смятением и жадностью учеников, должен побудить их совершить действия, которые, как он знает, помогут им развиться. Но истинная функция и цель этих действий, самим ученикам часто неизвестны из-за незрелости.


Приложение 3.

История о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале.

        Падишах праздновал свой день рождения. Из самых далеких краев съехались на праздник знатные гости с подарками. А послам и числа не было. Каждый входил, отдавал свой подарок и садился на свободное место.

        В шатре играла музыка и падишах был в восторге от того, как разукрасили дворец. Он очень гордился талантами всех своих придворных. Акбар считал, что в целом мире нет такого умного советника как Бирбал.

        И вот явился духовный учитель падишаха. Акбар встретил его с почетом и богатыми подарками.

        Во дворце царила радость. Куда ни глянь, – все ликуют и восхваляют падишаха. Окинув зал взглядом, Бирбал усмехнулся. Падишах заметил это и, когда все разошлись, спросил:

  • Бирбал! Как ты думаешь, что важнее,  святой или вера?
  • Конечно, вера, владыка мира!
  • А я думаю, нет! Случается, что вера важнее, но если бы не было святых и духовных учителей, разве могла бы существовать вера?
  • Нет, падишах, вера важнее святого, - стоял на своем Бирбал.
  • Неверно ты говоришь, Бирбал, ведь люди почитают святых и довольны.
  •  Вера в святых, конечно, дает свои плоды. Мы совершаем жертвоприношения статуям святых, но не от статуй получаем воздаяние, а от святых. И за это поклоняемся их статуям.

Падишаху такие рассуждения пришлись не по вкусу, и он рассердился.

  • Это все слова! А ты можешь доказать, что вера важнее святого?
  • Могу.
  • Докажи сейчас же!
  • Владыка мира, это дело непростое, мне для этого нужно время.
  • Ладно, даю тебе месяц сроку, но помни: если за это время не докажешь своей правоты, – прощайся с головой.
  • Согласен, - ответил Бирбал.

Берясь за дело, Бирбал всегда все обдумывал и взвешивал заранее. Когда прошло пять дней, он увидел, что падишах озабочен важными делами и забыл об их споре. Тогда Бирбал незаметно взял туфлю падишаха, завернул ее в шаль и унес из дворца.

Выйдя из города, он в глухом месте закопал сверток. Сверху насыпал землю горкой и поставил три камня так, что получилось подобие могилы.

Потом он нанял муллу и приказал ему молиться на могиле и принимать подношения от верующих. Бирбал наказал мулле говорить, что это могила святого Верашаха, и всячески прославлять святую жизнь покойного. Мулла выдумывал и рассказывал разные небылицы про чудодейственную силу святого Верашаха. Мало-помалу, слухи о святом разошлись по всему городу. Народ валом повалил к могиле святого, – несли дары, молились, давали обеты и клятвы. Так, «Божьей милостью», пустыня ожила.

Вскоре весть о святом Верашахе дошла и до падишаха. Как водится, из мухи сделали слона. Придворные расписывали небывалые чудеса, которые будто бы и после смерти творит святой, а иные договорились и до такого: «Когда ваше величество были ребенком, отец ваш тоже почитал этого святого. И по милости Верашаха к нему пришла удача в его великих делах».

Падишах поверил им и дал себе слово навестить святую могилу, почтить память великого святого.

И вот однажды падишах вспомнил о своем решении, взял с собой нескольких любимцев из числа придворных и поехал к могиле святого.

А там все время толпились люди. Рядом раскинулся небольшой базар. падишаху это место понравилось. он и придворные отвесили низкие поклоны могиле святого. Бирбал стоял рядом, молчал и не кланялся.

  • Все низко кланяются могиле святого, а ты? Приличней было бы и тебе поклониться, - строго сказал падишах.
  • Я готов поклониться, только если вы признаете мою правоту и скажете, что вера важнее святого.

Падишах сердито сдвинул брови:

  • Я и сейчас повторю, что святой превыше веры. И при тебе даю обет: если я одержу важную победу над воинственным соседом, то велю покрыть могилу дорогим ковром, принести в дар сладости и здесь же угостить муллу и людей.

В это время примчался гонец, соскочил с коня, поклонился падишаху и доложил:

  • Ваше величество! Ваш сын приказал передать: «Воинственный сосед разбит на поле боя, и есть надежда, что скоро он станет вашим слугой».

Падишах был вне себя от радости. Желая посрамить Бирбала, он вскричал:

  • Так что, ты и теперь станешь твердить, что вера важнее святого?! Гляди, только я успел дать обет на его могиле, как тут же  пришла счастливая весть, желание мое исполнилось!
  • Владыка мира, если бы у вас не было веры, вы бы не дали обета святому. Вера – самое главное.
  • Оставь свои уловки, теперь они уже ни к чему. Раз ты не смог доказать своей правоты, то готовься к смерти, - сурово сказал падишах.
  • Ваше величество! Я только никак не пойму, в чем моя вина?!

Эти слова совсем разгневали падишаха. Он насупился и сказал еще суровее:

  • Так вот ты как! Это в тебе не гордыня, а сама смерть говорит! Позвать палача немедленно!

Бирбал увидел, что падишах в ярости, и быть беде. И тогда он повернулся лицом к могиле, сложил руки и почтительно сказал:

  • О Верашах! Если я останусь в живых сегодня, то принесу на твою могилу в дар сладости и построю прекрасный мавзолей!

Услышав этот обет, падишах усмехнулся:

  • Ну, что, Бирбал, образумился? Пришлось и тебе дать обет.
  • Конечно! Пришлось просить защиты святого, - поддакнул Бирбал.

Он позвал всех придворных, снял с бугра камни, раскидал землю и достал сверток. Удивленный падишах, во все глаза глядевший на Бирбала, спросил:

  • Что ты делаешь?
  • Владыка мира! Вот ваш святой Верашах. Ему-то вы и приносили обеты, - сказал Бирбал и развернул сверток.

Каково же было удивление падишаха, когда он узнал свою туфлю.

  • Ваше величество! А вот теперь скажите, что важнее – вера или святой? – спросил Бирбал и сам ответил: - Наша внутренняя вера – вот что главное. Если веры нет, то обещания и обеты бесполезны. Придется и вам признать, что главное – вера.

И пришлось падишаху согласиться с Бирбалом и сдаться перед его мудростью.

Слава о Верашахе разнеслась уже далеко, и на его могилу стеклось много денег. И Бирбал велел построить на этом месте мечеть.


Приложение 4.

Психокоррекционная сказка о грубом слове « Уходи» (С. Панфилова).

( возбудимость, раздражительность, повышенная тревожность, конфликтное поведение, агрессия, капризность).

Маша и Ойка построили дом из кубиков.

Прибежал  Мышонок и говорит:

- Какой красивый дом! Можно я буду в нем жить?

- Уходи отсюда, Мышонок! – сказала Ойка грубым голосом.

Заплакала Маша:

- Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.

- И ты тоже уходи, Машка! – сказала Ойка грубым голосом.

Маша обиделась и ушла.

Заглянуло в окно Солнце.

- Как тебе не стыдно, Ойка! – сказало Солнце. – Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить уходи?

Ойка подбежала к окну и закричала  Солнцу:

- И ты тоже уходи!

Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно. Пошла Ойка в лес. И в лесу тоже темно. Ходила-ходила Ойка в темноте, чуть в большую яму не упала.

Страшно стало Ойке.

- Куда же я иду? – заплакала Ойка. – Где мой дом? Я так попаду прямо к Серому Волку! Ой, больше никогда никому я не буду говорить уходи.

Услыхало Солнце ее слова и вышло на небо. Стало светло и тепло.

А тут как раз идет Маша.

Обрадовалась Ойка, говорит:

- Идем ко мне, Маша. Построим новый дом для Мышонка. Пускай он там живет.

Притча о Флэшке (Т. Гаврилова, О. Шатохина)
(о воспитании целомудрия, профилактика неразборчивости в связях)

Жила была одна красивая и неопытная Флэшка. Её золотой  корпус украшали разноцветные стразы и мелкая россыпь бисера.  Каждый компьютер хотел пообщаться с нею и обменяться информацией.  Ей было очень приятно, как реагируют на её красоту, память  и возможности. Предупреждали её старые, уже видавшие виды, Флэшки, что беспорядочное получение информации может привести к заражению страшными вирусами, и тогда никто не захочет общаться с ней. Но она их не слушала и принимала  все поступавшие предложения пообщаться.

Знакомилась она с  программами, электронной почтой, научилась сохранять информацию, но этого ей было мало.

Услышала ветреная Флэшка, что соседний компьютер может подключаться к сети интернета, а   у ноутбука встроен двухъядерный процессор и  соблазнилась она такими возможностями. Никому она не могла отказать в своём внимании и гордилась этим.

Однажды на её жизненном пути встретился современный новенький Ноутбук. Был он умный и очень скромный. Влюбилась наша  Флэшка, предложила своё общение, но память её была переполнена бесполезной информацией заражённой разными вирусами. Из-за этого Ноутбук вынужден был отказать ей в общении. В результате наша Флэшка осталась одна  и никому не нужна. Сожалеет она, что не слушала мудрые советы старых Флэшек, но жизнь нельзя прожить заново.

Приложение 5.

Психотерапевтическая сказка

(коррекция стресса: ссора, развод родителей)

Маленькая Зебра Ами беззаботно скакала в высокой сочной траве. Ей нравился бег, свист ветра в ушах, золотое сияние солнца и белоснежные облака. Ами заскочила домой. На кухне Мама-зебра готовила свой фирменный салат.

—  Как дела, моя Ами? — спросила Мама-зебра.

— Все хорошо, только я проголодалась! — ответила Ами, садясь за стол.

—  И это тоже очень хорошо! Мой салатик уже готов! Кушай, доченька! — Мама-зебра поставила полную тарелку перед малышкой Ами, и та с удовольствием стала есть.

Когда с салатом было покончено, Ами спросила:

—  Мама, а где папа?

— Его может сегодня не быть. Понимаешь, важные дела... — замялась Мама-зебра.

Зебра Ами немного расстроилась, но потом успокоилась и отправилась погулять.

Во время прогулки Зебра Ами нашла у самого краешка леса укромный утолок-полянку между полем и лесом. С одной стороны росло могучее дерево, которое отделяло полянку от поля, а от леса ее закрывали кусты, на которых росли сладкие ягоды. «Это волшебное тайное место будет моим», — подумала маленькая Зебра Ами.

Следующим утром Ами проснулась в своей кроватке. Ей было так приятно нежиться на теплой мягкой перине из зеленой травушки-муравушки, что она решила еще немного полежать. Вдруг из соседней комнаты она услышала голоса родителей. Родители говорили тихо — они не хотели будить Ами. Но Зебре Ами вдруг стало нехорошо — она почувствовала, что родители ругаются. Она подумала: «Может, они делят какую-то вещь, которая нужна им обоим?»

Неожиданно ее раздумья нарушил Папа-зебра, который, постучавшись, вошел в комнату.

—  Доброе утро, моя доченька! — весело сказал он, но Ами уловила грустные нотки в его голосе.

—  Привет, пап! — воскликнула она и радостно запрыгала вокруг Папы-зебры. — А я вчера ждала тебя весь день.

— Ну, извини. Вчера никак не мог вырваться, очень много работы — скачки, сама понимаешь. Но сегодня я целый день буду только с тобой! Поднимайся! Мы ждем тебя к завтраку.

После семейной трапезы Зебра Ами и Папа-зебра отправились на прогулку. Они взбегали на холм и, смеясь, неслись с него наперегонки сквозь высокую траву, которая приятно щекотала мордочку и полосатые бока. День прошел весело и быстро. А вечером Папа-зебра снова куда-то ушел.

За ужином Мама-зебра пыталась выглядеть беззаботной и радостной, но ее глаза все равно оставались грустными.

—  Мам, ты грустишь о папе, о том, что он не с нами? — спросила Ами.

— Доченька моя, — начала Мама-зебра, — мы с твоим папой решили жить отдельно. Однако я знаю, как сильно ты его любишь. И он тоже любит тебя. Поэтому Папа-зебра сможет приходить к тебе по выходным.

Зебра Ами, конечно, догадывалась, чувствовала, что от нее что-то скрывают. Но услышанное все равно сильно огорчило ее. Ами было жалко своих родителей. Ей казалось, что ее прежде такая счастливая жизнь разбивается на много мелких кусочков... Слезы застилали ей глаза, а в горле стоял горький ком. Душа ее разрывалась от горя, Ами выбежала из дома и, не разбирая дороги, пустилась вскачь. Мама-зебра попыталась ее догнать, но не смогла, и бегущий силуэт маленькой лошадки растаял в ночи.

Встревоженные родители Зебры Ами вместе отправились на розыски дочки.

—  Я думаю, что знаю, где она, — сказал Папа-зебра жене, — не отставай, нужно спешить.

Скоро родители Зебры Ами оказались у могучего дуба. Они услышали плач своей маленькой дочки, раздвинули широкие кусты и подошли к ней. Они снова оказались все вместе.

— Как вы меня нашли? — спросила Ами, вытирая глаза.

— Когда я был маленьким, я тоже любил этот укромный уголок. Я сразу подумал, что тебе уже знакомо это место, доченька моя! — сказал Папа-зебра.

—  Неужели вы с мамой больше никогда не будете вместе?! — воскликнула Зебра Ами.

— Понимаешь, наша жизнь как наша окраска. Есть светлые, веселые, счастливые минуты, часы, дни, годы. Но есть и время, когда приходится грустить, плакать, расстраиваться. Это время похоже на черные полосы у нас на боках. Но ты должна знать, что после черной полосы всегда идет белая. И беда уйдет! Мы с Мамой-зеброй не можем быть вместе и будем жить в разных местах, но мы можем быть с тобой. Мы любим тебя. И в горе, и в радости, независимо от того, какого цвета полоса нашей жизни, мы вместе. А сейчас нужно идти домой. — И три черно-белые лошадки мирно пошли рядом, покачивая полосатыми боками.

Вопросы для обсуждения и задания

  • Заметила ли Зебра Ами ссору родителей? Как она это поняла? Какие чувства испытала?
  • Почему Ами не стала спрашивать о ссоре у своего Папы-зебры?
  • Как ты думаешь, почему Ами убежала из дома?
  • Какое открытие сделала Зебра Ами о жизни?
  • Расскажи, чем выражается любовь родителей Ами?

Приложение 6.

Дидактическая сказка «Сказка о мягком знаке».

В одной удивительной стране жили, не тужили буквы. Всё у них было слажено, царила в государстве гармония. Но вот буквы решили, что «Ь» - бесполезная буква и только занимает место в алфавите. Отвернулись все буквы от него, но очень скоро поняли, что совершили большую ошибку…

Не на чем стало ездить, так как исчез АВТОМОБИЛЬ. Нечем стало рисовать – пропали АКВАРЕЛЬ и ГУАШЬ. Лето стало в три раза короче, потому что исчезли  ИЮНЬ и ИЮЛЬ. Пропала вся ОСЕНЬ: СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ. Не оказалось на земле зимы – ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ и ФЕВРАЛЬ улетучились. Короче стала весна: не наступал АПРЕЛЬ. Перепутался весь календарь. Люди перестали УЧИТЬСЯ, ЕСТЬ, ДУМАТЬ, ГОВОРИТЬ, ХОДИТЬ. Они страдали бессонницей, так как не могли СПАТЬ. Дети перестали БЕГАТЬ, ПРЫГАТЬ, ВЕСЕЛИТЬСЯ. Все прекратили РАБОТАТЬ и ИГРАТЬ на КОМПЬЮТЕРЕ. Перестала ТЕЧЬ вода, прекратил идти ДОЖДЬ.

Остановилась ЖИЗНЬ.

И поняли буквы, что каждая буква, даже «Ь», важны, и только всем вместе можно чего-то достичь. Они извинились и попросили «Ь» вернуться в АЛФАВИТ. «Ь» был мудр, он не держал обиды и помог всё вернуть к жизни.

Вот такая история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...

Психологический клуб "Вместе" Тема: «Общаться с ребенком. Как?»

Цель: Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек», помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье св...

Выступление на родительском клубе с докладом на тему: «Учимся играть правильно – развитие речи с помощью игры»

В докладе есть: характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет, рекомендации по развитию речи дошкольников 4 — 5 лет, игры на развитие речи детей 4 — 5 лет....

Выступление на родительском клубе. тема "Полезные игрушки"

Материал будет полезен родителям при выборе игрушек:-значение игрушек-характеристики игрушек-виды   игрушек...

Выступление на заседание родительского клуба «Дружная семья» тема: «Учите детей говорить правильно»

Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи...

Выступление в рамках «Клуба молодых родителей» на тему: "Как научить ребенка собирать пирамидку из колец?

Выступление в рамках «Клуба молодых родителей» на тему: "Как научить ребенка собирать пирамидку из колец?...