Воспитание здорового ребенка
статья по теме

Шишкова Татьяна Николаевна

Воспитание здорового поколения – одна из приоритетных задач общества и государства

Анализ состояния здоровья детей на современном этапе

Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная забота каждого цивилизованного общества. Статья 51 «Охраны здоровья обучающихся, воспитанников» Закона РФ «Об образовании» содержит широкий набор направлений и обязанностей, необходимых для успешной организации работы по сохранению, укреплению, коррекции здоровья детей в детском саду и семье. Эта статья закона касается и создания необходимых условий в дошкольном образовательном учреждении для осуществления оздоровительной работы, соблюдения режима занятий, установления определенной учебной нагрузки на ребенка, организации питания и труда.

Отметим позитивные направления в работе дошкольных образовательных учреждений, которые способствуют улучшению состояния здоровья детей, положительно влияют на комфортность их пребывания в детском саду.

1. Создание и развитие вариативной сети дошкольных образовательных учреждений с учетом интересов и потребностей детей и родителей.

2. Улучшение медико-социальных условий, совершенствование развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.

С каждым годом увеличивается количество детских садов, имеющих все виды благоустройства: физкультурные залы, бассейны, физиотерапевтические кабинеты. Совершенствуется содержание дошкольного образования.

В условиях вариативности образования расширился круг программ, предполагающих создание в группах детских садов атмосферы эмоционального комфорта, условий для радостной и содержательной жизни ребенка в коллективе сверстников, а также ряд программ по теме здоровья. Следует отметить, что программы по основам безопасности жизнедеятельности детей правильно понимаются дошкольными работниками как главное направление приобщении ребенка к здоровому образу жизни. Все эти программы обеспечивают формирование у ребенка навыков разумного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях.

3. Кадровое обеспечение дошкольных образовательных учреждений в последние годы оценивается положительно. В детских садах работает много высококвалифицированных специалистов, заинтересованных в улучшении здоровья своих воспитанников.

В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе. Низкий исходный уровень здоровья в этом возрасте самым неблагоприятным образом сказывается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения способности к освоению школьной программы. Между тем известно, что здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте. Детство – ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении. Здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает создание условий для повышения качества  образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В современных основополагающих документах сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях. Необходимость постановки этой проблемы определяется уровнем задач, поставленных сегодня перед нашим образованием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – ведущее направление педагогической деятельности, в основе которой лежит принцип единства образовательной и оздоровительной работы с детьми. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком!

          Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Освоение культуры здорового образа жизни строится на основе преемственного взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, что решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. А также выработать единые педагогические требования к дошкольнику.

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, которые, казалось бы, призваны в помощь человеку, освобождающих от бытовых проблем, в эпоху необратимого процесса идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала детского сада и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей-дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

 Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем, семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового ребенка в ДОУ

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека....

Воспитание здорового ребенка

Здравствуйте, меня зовут Жукова Галина Геннадьевна. Я работаю по программе для групп кратковременного пребывания в детском саду "Дошкольная группа" под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Кор...

Воспитание здорового ребенка – главная задача семьи и дошкольного учреждения.

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пу...

Воспитание здорового ребенка

в этой  статье  описание  организации  работы  педагогмического  коллектива  по  укреплению  здоровья  воспитанников....

Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"

Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"...

«Воспитание здорового ребенка в семье»

Не все дети одинаковы и не все прошли достаточную подготовку в раннем возрасте. Физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятел...

Презентация на тему: "Воспитание здорового ребенка (семейная физкультура). Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей."

Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее вре...