Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
статья по теме

Ступаченко Вера Григорьевна

 Проведение логопедических занятий связано с использованием   здоровьесберегающих технологий. В статье перечислены применяемые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

        Хорошая речь ребенка - это не только показатель его психического развития, но и необходимый компонент для успешного социального развития личности. Основными разделами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи являются: развитие связной речи, развитие лексико-грамматической стороны речи; развитие фонетической стороны речи (звукопроизношение и фонематический слух).

        Проведение логопедических занятий связано с использованием   медико-гигиенические технологий (при проведении занятий обеспечение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиН) и здоровьесберегающих образовательных технологий (организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя- логопеда на занятии, воздействием, которое он оказывает за это время на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса).

        Дети, имеющие нарушения речи в своём большинстве имеют также различные сопутствующие заболевания, чаще всего со стороны ЦНС.

        В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

         Коррекционное развитие проводится по основным направлениям: формирование кинестетической основы артикуляторных движений и развитие мимической мускулатуры; развитие правильного речевого и физиологического дыхания, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие общей моторики и координация движений, развитие интеллектуальных функций; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и  социально развитой личности.

           И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

              Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке».

       Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий.  Основные задачи физминутки – это: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

         В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

             Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. О.И.Орлова предлагает методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка  исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс   в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Кинезиологические упражнения  дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

         Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

          На заключительной стадии занятия подводятся итоги. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой и успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получиться. В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получиться еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с вами. Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым!

        

        

Наименование здоровьесберега-

ющих технологий

Цели применения современных образовательных технологий

Автор, пособие

Применение

Еженедель-

ный график проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Физминутки и динамические паузы

Развитие общей моторики, снятие напряжения, развитие межполушарного взаимодействия

«Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», И.Е Аверина., 2005

«Физкультминутки», С.А.Левина,

С.И. Тукачёва,2004

«Азбука  физкультминуток для дошкольников», В.И.Ковалько, 2010

Фронтальные и подгрупповые занятия

ежедневно

Дыхательная гимнастика

Формирование правильного физиологического и речевого дыхания

«Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания», С.Н. Зинатулин, 2007

«Логопедические развивалки» (сборник игр и упражнений),2010

Индивидуальные занятия. Вечерние занятия  воспитателя по заданию логопеда

Вт., Чт.

2. Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика

Развитие артикуляционной моторики

«Артикуляционная  гимнастика», Е.А.Пожиленко,2006

«Уроки логопеда» Е.М. Косинова, 2004

«Тря- ля-ля (артикуляционная гимнастика»  В.Н.Костыгина,2004

Индивидуальные занятия. Вечерние занятия  воспитателя по заданию логопеда

Ежедневно

Пн, ср., чт.

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики пальцев рук традиционно, в игровой форме, с помощью работы пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструирования и т.д.

«Играем пальчиками – развиваем речь» В.В.Цвынтарный,

2005

«Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», А.Е. Белая,

В.И. Мирясова,2006

Индивидуальные занятия. Вечерние занятия  воспитателя по заданию логопеда

Пн, ср, пт.

Коммуникатив-ные игры

Закрепление знаний полученных на фронтальных и индивидуальных занятиях в игровой форме.

«Логопедические развивалки» (сборник игр и упражнений),2010

Игры, проводимые воспитателем или учителем –логопедом, часть подгруппового логопедического занятия

Вт, пт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ

В статье рассказывается, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на логопедических занятиях в ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

как использовать здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!     Здоровьесберегающие технолог...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

В рекомендациях рассматриваются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста

Материал об испольтзовании физкультминуток в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ.

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей с нарушением звукопроизношения и способствуют оздоровлению всего организма ребе...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ.

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей с нарушением звукопроизношения и способствуют оздоровлению всего организма ребе...