Главные вкладки

    Консультация для родителей "Быстро или осмысленно?"
    статья по теме

    Малько Лариса Викторовна

    В материале показаны проблемы скорости чтения у детей-дошкольников и первоклассников, и пути подхода к решению этой проблемы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya_dlya_roditeley_3.docx14.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    « Быстро или осознанно?»

        Многие родители обеспокоены тем, что их ребёнок не хочет читать или читает очень медленно, либо читает быстро, но не понимает смысла прочитанного.

           В последние десятилетия школы (и учителя) буквально соревновались в достижениях  по скорости чтения, причём «нормативы» росли из года в год. Читать со скоростью 60-80-100 слов в минуту требовали уже от первоклассников, что не соответствует ни возрастным возможностям, ни но особенностям формирования навыка чтения и восприятия информации. Главной же бедой стало так называемое «механическое чтение», когда всё внимание ребёнка сосредоточено на технике чтения и нет времени на осознание прочитанного. Такой вот механический процесс узнавания букв, произношение слов без понимания и осознания прочитанного. Это бессмысленная и тяжёлая работа, которая вызывает сильное утомление и напряжение.

            Требование читать быстрее и быстрее – ещё и постоянный стресс, что  тоже отрицательно влияет на состояние ребёнка. Существует немало случаев, когда из-за такой гонки детей доводили до тяжелейших неврозов.

    Желание читать (как, впрочем, и любая деятельность ребёнка) в значительной степени зависит от того, насколько труден процесс чтения. О каком желании можно говорить, если читать так тяжело, и главное – нет результата, недовольны и учитель, и родители. Это не только недовольство, но часто и наказания, лишения, насмешки, упрёки, унижения. Ожидать удовольствия от чтения и радости от прочитанной книги при этом не приходится.

              Итак, «не хочет» или «не может»? Ответ прост – не может. Понимание того, что винить ребёнка в нежелании читать не стоит, - лишь первый шаг в решении проблемы. Важно понять, почему это так, и  только тогда искать пути решения. Внимательно понаблюдайте, как читает ребёнок, понимает ли прочитанное, если читает медленно. Если да – следующий шаг: умеет ли он выделять главное и пересказывать своими словами. Если нет – стоит проконсультироваться у логопеда и понять, нет ли проблем в развитии речи. Достаточный ли запас слов, умеет ли ребёнок грамматически правильно строить предложение, логически выстраивать последовательность событий.? Если всё в порядке, понаблюдайте за организацией деятельности: как быстро ребёнок включается в работу, умеет ли удерживать внимание в течение 10-15 мин или через  1,5-2 мин. отвлекается. Способность ребёнка концентрировать внимание и удерживать его – необходимое условие эффективного чтения. Чтение на начальных этапах включает в сбя узнавание и различение букв, перевод графического образа буквы в звук, обьединение их в слова, узнавание слов, понимание значения слов, Объединение слов в предложение… Как только нарушается внимание, «распадается» цепочка действий, а значит, затрудняется процесс чтения и восприятия информации.

     Ещё одной причиной очень медленного чтения может быть несформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, что затрудняет процесс восприятия, дифференцирования и запоминания букв. В этом случае ребёнок при чтении переставляет буквы, путает близкие по конфигурации, «перескакивает» со строки на строку. «угадывает» слова. В этом случае необходима работа по формированию зрительного восприятия.

                    Дети, которых заставляли читать быстро на начальных этапах формирования навыка чтения, торопятся, даже если их учат читать не спеша небольшие тексты (примерно в четверть страницы)), выделять в тексте главное, пересказывать. Не забывайте хвалить за старание, не фиксируй те внимание на неудачах. Не заставляйте работать долго. Полчаса ежедневной работы через некоторое время обязательно дадут результат. Увеличение скорости чтения – естественный процесс совершенствования и более быстрого выполнения каждого действия.

                     В новых Стандартах образования для начальной школы нет нормативов скорости чтения. Каждый ребёнок может читать в свойственном ему темпе, важно, чтобы чтение было осмысленным, чтобы ученик воспринимал и понимал прочитанное. Впрочем, и существовавший ранее норматив 60-80 слов/мин. был ориентировочным. К нему должны прийти учащиеся к окончанию начальной школы.

                     Далеко не все педагоги готовы сразу отказаться от своих требований и «нормативов», но родители имеют право спокойно, корректно, доброжелательно настаивать на соответствии требований стандарта.

          Использованы материалы из журнала «Здоровье школьника» №11/2012      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

    Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

    Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

    Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

    Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

    Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

    Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

    Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....