Статья "Игра как средство коррекции гиперактивного поведения ребенка"
статья по теме

Зеленова Галина Викторовна

В данной статье описаны симптомы поведения гиперактивных детей, способы коррекции посредством игр и рекомендации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Игра как средство коррекции гиперактивного поведения ребенка»

Составила: Зеленова Г.В.


Кто такой гиперактивный ребенок?

В основе гиперактивного синдрома ребёнка лежат микроорганические поражения головного мозга, которые возникают в результате кислородного голодания плода во время беременности, родовой травмы, некоторых перенесённых матерью заболеваний. Это часто происходит с крупными новорождёнными, а так же с детьми, родившимися при затяжных или стремительных родах. Такие малые мозговые дисфункции не всегда проявляются с первых дней жизни, но в принципе отчётливо заметны на первом году, а их последствия сказываются вплоть до 10-12 летнего возраста, но наиболее ярко в дошкольном детстве. По данным медиков, подобные отклонения проявляются у каждого 5- 6 - го ребёнка. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с гиперактивным ребенком, это его чрезмерная и какая-то "бестолковая" подвижность. Будучи младенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. Только что младенчика упаковали, положили в аккуратненько застеленную кроватку, накрыли одеяльцем. Вроде заснул. Не прошло и часа, как одеяльце смято и скомкано, пеленки валяются сбоку, а сам ребенок, голый и довольный, лежит либо поперек кровати, либо вообще ногами на подушке. Оставить такого младенца на пеленальном столе или на диване невозможно даже на минуту с самых первых дней и недель его жизни. Стоит только чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и с глухим стуком свалится на пол. Впрочем, как правило, все последствия ограничатся громким, но коротким воплем.

Не всегда, но достаточно часто у гиперактивных детей наблюдаются те или иные нарушения сна. Ребенок может всю ночь вопить, требуя укачивания, хотя вроде бы и пеленки сухие, и поел недавно, и температуры нет ... Может спокойно "гулять" с трех ночи до восьми утра, а потом спать до шести вечера. Может спать не больше двух часов кряду, изматывая мать бесконечными пробуждениями и короткими, но яростными периодами активности. Причем все описанные сложности могут наблюдаться в разное время у одного и того же младенца. Рационально объяснить их (режутся зубки, болит животик и т. д.) обычно не удается ничем.

Иногда наличие гиперактивного синдрома можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению к игрушкам и другим предметам (правда, сделать это может только специалист, который хорошо знает, как манипулируют предметами обычные дети такого возраста). Исследование предметов у гиперактивного младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую (или несколько сразу) только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Как правило, моторные навыки у гиперактивных детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гиперактивные дети раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т. д. В манеже такого ребенка обычно не удержать. Именно эти дети просовывают головки между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и быстро и сноровисто научаются снимать все, что на них надевают заботливые родители.

Жизнь такого ребенка сопровождается постоянным раздраженным криком мамы, бабушки, воспитателя, соседей и сторонних наблюдателей: «Ты куда? Слезь сейчас же! Опять вывозился?! Прекрати беситься! Отдай девочке игрушку! Не носись как угорелый! Вылезай из ямы! Обойди лужу! Осторожно, машина! Не трогай провода! Оставь в покое кошку!» и т. д.

Пребывая в постоянном движении, «шустрик» обязательно обо что-нибудь стукается, набивает синяки и шишки - и тут же о них забывает, поглощенный без остатка возможностью лично участвовать в быстротекущем процессе жизни. Он может выйти из помещения группы и даже с территории детского сада, забраться в неизвестно куда идущий троллейбус. Большинство несчастных случаев происходит именно с такими детьми. У многих из них снижен болевой порог и почти отсутствует, чувство самосохранения, и всюду лезут, все трогают, роняют, везде устраивают беспорядок. До самой школы им не удается, например, научиться ходить - только бегают, сидят они (позже) с огромным напряжением: вертятся, меняют позу, крутят что-то в руках. От статичной позы такие дети очень быстро устают, педагогу на занятии приходится тратить массу усилий, чтобы удержать их за столом хотя бы 20 минут. А когда все силы воспитателя уходят на удержание позы - вложить при этом что-нибудь в голову очень сложно.  

Невнимательность и отвлекаемость подобных, детей на занятиях просто поражают: они все теряют, не понимают или путают задание" никогда не доводят его выполнение до конца.

«Шустрики» всегда находится в центре внимания: с них глаз нельзя, спустить, иначе обязательно что-нибудь случится, И это, конечно, очень мешает, спокойному течению жизни в группе, вызывает закономерное раздражение у педагога, взвинчивает остальных детей, которые склонны «заражаться чужой гиперактивностью. И нередко такого ребенка наказывают а он моментально об этом забывает), постоянно на него кричат в итоге он и так невнимательный, начинает воспринимать только злобный крик, а спокойный голос просто не слышит, он проходит мимо его сознания), забывая, что ребенок совсем не виноват, что родился на свет со специфическими нарушениями деятельности нервной системы.

Психолог детского учреждения вместе с педагогами групп выделяет, гиперактивных дошкольников и внимательно следит за процессом их развития и обучения. В первые же, дни он вызывает на собеседование родителей и объясняет им причины и характер неадекватного поведения ребенка. Самое главное на этом этапе - донести до родителей простую мысль: необычность поведения их детей - не результат дурного характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а вполне вероятно. специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами, о которых взрослые не знают или не помнят.

Эту особенность ребенка надо обязательно учитывать в процессе воспитания. Учитывать, но не пробовать искоренить, как бы сильно она ни раздражала родителей: ведь никто же, не пытается перекрасить волосы ребенка в другой цвет, если он, допустим, родился брюнетом, а мама считает, что всем детям гораздо больше к лицу светлые волосики! Так же следует относиться и к физиологически обусловленным особенностям характера гиперактивного ребенка.

Надо выбрать единый для окружающих ребенка взрослых стиль поведения и воспитания, оптимальный именно для него. Эффективность такого подхода скоро станет видна и родителям, и воспитателям.

Именно родители в состоянии первыми заметить, когда больше возбуждается ребенок: кто-то более подвижен с утра, а кто-то, переутомившись, не может заснуть вечером. Они имеют возможность наблюдать, за сном ребенка, многие дети во сне крутятся, спят в неестественной позе (свесив голову с кровати или стоя на локтях и коленках), на что тоже важно обращать внимание. Родители могут организовать быт дошкольника таким образом, чтобы поменьше его раздражать, загрузить посильной для него деятельностью (естественно, под контролем взрослого или вместе с ним).

На плечи родителей ложится и тяжелая задача постепенного умственного развития ребенка: восприятия, памяти, а главное - внимания. Хотя «шустрика», казалось бы, все интересует и он задает массу, вопросов: «Что это? Куда? Где? Почему? Откуда?» - ответов на эти вопросы он, по существу, не ждёт, тут же отвлеченный пролетевшим самолетом или мелькнувшей под кустом кошкой. Новые впечатления, беспорядочно сменяя друг друга, ведут его по жизни, не откладываясь в мозгу, не выстраиваясь в систему. И задача взрослых, и, прежде всего родителей (так как объяснения педагога в группе он забывает  мгновенно),- упорядочить эти впечатления, научить ребенка осмысленно задавать вопросы «Почему?», «Что будет, если?», «Зачем?», обдумывать ответы на них. Иначе представления ребенка о мире, навсегда останутся поверхностными. А для того чтобы выполнить эту, нелегкую работу родителям надо своего ребёнка понимать и очень любить. Сперва, кажется, что научить его чему-либо чрезвычайно просто: он охотно и уверенно берется за любое дело, смело, без, колебаний приступает к нему, даже не дослушав до конца задание. В случае неудачи ребенок лишь слегка удивляется, но не придает ей значения, быстро забывает о ней и в результате все время повторяет одни и те же ошибки, однако, надо заметить, что дети редко по нескольку раз возвращаются к той же задаче, им свойственно хвататься за новое дело независимо от результатов предыдущего.

Родители должны помнить и понимать, что одних занятий в детском саду недостаточно для подготовки гиперактивного ребенка к школе.

Непоседливость, невнимательность, неумение сосредоточиться, неспособность просидеть несколько минут в одной позе определяют поведение такого ребенка и в детском саду. Необходимо приучать детей к усидчивости постепенно, чаще предлагать им занятия, требующие терпения, и такие же, игры. Полезны всевозможные раскраски, мозаики, аппликации, конструкторы, настольные игры для нескольких участников, так как в этом случае соревновательный мотив способствует поддержанию интереса к игре у азартного «шустрика».

Беда лишь в одном - приохотить гиперактивного ребенка к подобным играм непросто. Желательно участие в них взрослого: для переключения интереса, его поддержания, увлечения малыша собственным примером.

Целостное задание для такого ребенка распадается на отдельные конкретные действия, из которых он, видит от силы первые два. Это и определяет хаотичный, беспорядочный ход выполнения задания. К тому же взрослый чаще всего не выдерживает и начинает вмешиваться и ругать ребенка: «Ну что ты делаешь? Тебе же все объяснили! А ты опять с бухты-барахты! Ну, подумай!.. » Но ребенок уже отвлекся, заскучал, ему уже надоело!

Гиперактивные дети не способны к выполнению заданий, с отдалённым, результатом, например, посадить семечки и дождаться ростка или цветка или просто построить дом, где будут жить куклы и звери. им трудно удержать «образ цели», поэтому семечко-то они в землю воткнут и, может быть, даже польют, но потом точно забудут о своей посадке. А при строительстве дома цель может меняться несколько раз: «Это лучше башня будет ... Нет, это я так строю, просто ... А вот это будет ракета».

Не видя цели, дети не могут держать в памяти определенную последовательность: действий, поскольку она для них внутренне не определена, отсюда хаотичность, отвлечение на другие занятия, неумение работать по образцу. С гиперактивными детьми надо все делать вместе: обсудить цель, проговорить действия, ведущие к ней. Важно, чтобы ребенок как можно больше действовал, собственными руками: примерял, ощупывал, прикидывал, сравнивал, и только потом, после этих. пробных действий, делал вывод, а не просто обсуждал с взрослым задание. Наглядно - образное, а тем более вербально - логическое мышление таких детей еще не развито.  

Игра-дело серьезное!

В жизни ребенка игра занимает большую часть. Крупская писала - «Игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания». Игра - самая главная и самая радостная деятельность детей.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни.

Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные и т.д.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами... Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Играя, малыши отдыхают, учатся, развиваются, адаптируются, социализируются и т. Д. При помощи игры они входят в наш взрослый мир посредством моделирования его элементов.

Как же играет гиперактивный ребенок? Из-за сложностей с концентрацией внимания такой ребенок редко доводит начатую игру до конца. Он может перескакивать от одного действия к другому, ему сложно дождаться своей очереди при совместной групповой игре, ему трудно придерживаться всех правил, особенно, если игра достаточно сложная.

Важно играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры. Нужно предлагать ребенку на выбор роли, но при этом следить, чтобы ребенок в игре бывал как в активных, так и в пассивных позициях. Например, играя с малышом в школу, предложите ему поочередно бывать в роли ученика и в роли учителя. Предложите гиперативному ребенку один день в неделю побывать в роли папы или мамы. Такие игры научат непоседу планировать и нести ответственность, что с таким трудом дается ему в повседневной жизни.

Игры – драматизации.

Игры - драматизации играют большую роль в воспитании гиперактивных детей. Такому ребёнку трудно устоять на месте. Такова особенность его нервной системы. Но с того времени, как он начинает ходить, а особенно бегать, его двигательную активность следует направлять и организовывать. Организация двигательной активности - ключ к обузданию расторможенности.

Часто в своей работе я использую такие игровые приёмы:

  1. Предлагаю ребенку изобразить спящего утёнка, котёнка, петушка,  зайчика. Представить и изобразить, как они просыпаются и пьют воду или молоко. Передать интонацией и позой как зайчик плачет, радуется и возмущается (эмоции персонажа).
  2. Изобразить сказочного героя, например, Колобка, Красную шапочку, Серого волка, Лису, Буратино.

Чтобы избежать сложившихся стереотипных представлений о сказочных персонажах, например, о Волке, детям предлагается сравнить его с подобными персонажами из других сказок. Ведь все классические образы Волк, Лиса, Петушок, Зайка, Мишка в каждой сказке различны. Поэтому и надо учить детей находить такие изобразительные средства (жесты, мимика, интонация, тембр голоса), которой передавали сущность характера, настроения, состояния, поведения.

Игры - драматизации направляют и организовывают активность такого ребёнка, развивает его внимание, учат вести диалог в соответствии с литературным текстом. «К сожалению, - подмечал ещё Л. С. Выготский, чужой текст является тормозом для свободной речи и действий ребёнка, он сковывает и связывает его творческие проявления». В связи с этим детям предлагалась двигательная и словесная импровизация. Например, «изобразите, чем занимаются козлята дома, когда остаются одни», «уговорите лечь спать Мишутку» и т.д.

Выполнение различных творческих заданий способствовало более интенсивному развитию пластических движений, мимики, жестикуляции, воображения, творческого мышления, находчивости, самостоятельности. Обсуждения событий, происходящих в игре, поступков, характер действующих лиц вызывает у детей чувство сопереживания. Побуждают их пристальнее всматриваться в окружающий мир. Такие игры являются активным средством становления личности ребёнка, формированию у него необходимых нравственных критерий, норм и оценок.

Сюжетно-ролевые игры.

Гипердинамичный ребёнок нуждается в игре со сверстниками, но он невольно заводит на беготню и их. Тогда их всех переключают на быструю сюжетно - ролевую игру со смыслом. Например, пусть он поиграет в футбол, в хоккей (старший дошкольник), в «Самолеты летят», в «Светофор» (малыши). Эти игры требуют организованности и внимания, постановка цели, действия по плану для такого ребёнка буквально спасение - происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. Менее подвижные сюжетно - ролевые игры, такие как «Больница», «Магазин», «Семья», «Зоопарк» удерживает внимание гиперактивного ребёнка на лишь короткий срок. Приходится воспитателю менять роли таких детей в течение всей игры, для поддерживания интереса и внимания.

Например, игра «Больница». Здесь возможно несколько ролей: врач, осматривающий пациента; медсестра, делающая различные процедуры; пациенты с больными «детьми». Гиперактивный ребёнок сначала играет роль пациента, так как она более статична. Затем он становится медсестрой или медбратом, где он выполняет больше манипуляций. Здесь он более динамичен. А затем, если интерес ребёнка увядает, его можно сделать врачом.

Очень важен эмоциональный настрой, который задаёт воспитатель. В течение игры он подбадривает детей: «Молодец, Анечка! Ты была такой заботливой мамой!», « А ты, Настя, была просто замечательной медсестрой! Ничего не забыла. И температуру измерила, витамины всем пациенты раздала и уколы сделала совсем небольно!»

Во время игр бывает много моментов, требующих от воспитателя тонкой наблюдательности и находчивости, умения объединить детей для игровой задачи, отвлечь от подражания дурному. Например, в играх могут вспыхивать споры и даже ссоры между детьми. Причины их различны, причём с возрастом и развитием детей характер конфликтов меняется. Малыши чаще всего ссорятся из-за обладания игрушкой, причём гиперактивные дети долго не заостряют своё внимание на одной игрушке. Взяв её, они тут же её отбрасывают и берут новую, нередко отнимая игрушку у другого ребёнка. В более старшем возрасте могут возникнуть недоразумения из-за того, что в совместной игре дети не совсем понимают друг - друга.

Например, две девочки играют в детский сад. Одна уложила кукол спать, другая поднимает их, сажает в машину. Возникает ссора. Лучший выход из ссоры - изменить сюжет игры. Предлагается везти кукол на дачу, после того как они поспят. Девочки продолжают играть дальше.

Постепенно педагог приучает детей к тому, чтобы они самостоятельно заходили выход из конфликтной ситуации.

Зачастую у гиперактивного ребёнка возникает желание поиграть в одиночку: делать постройку, повозиться с любимой игрушкой. Такие игры нужно поощрять, хотя они очень кратковременны. Это приучает его к усидчивости. Иногда гиперактивного ребёнка приходится удерживать за начатым занятием:

«Саша, ты не достроил свою башню. Как ты думаешь, чего ей не хватает?» Необходимо учить ребёнка обыгрывать свои постройки. Такое удержание цели способствует развитию самоорганизации и самоконтроля, которая в будущем пригодится ему в школе.

Я работаю в разновозрастной группе. В такой группе происходит естественное втягивание в игру, старшие дети умеющие «хорошо играть», учат этому младших. А младшие, накапливая опыт, становятся «носителями» игры и традиций постепенно передают следующему поколению.

Дидактические игры.

Дидактическая игра - одно из наиболее доступных, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка средств (или один из наиболее соответствующих дошкольнику способов) познания окружающей действительности, присвоения сложного социального опыта, который лежит в основе развития социальной активности. Её оценивают как метод формирования основных элементов социальной активности детей: умственной, двигательной, трудовой, эстетической и коммуникативной. Сущность дидактической игры заключается в том, что для взрослых это средство развития детей, а для детей - игра.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

  1. игры по сенсорному воспитанию
  2. словесные игры
  3. игры по ознакомлению с природой
  4. по формированию математических представлений
  5. и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

  1. игры с дидактическими игрушками
  2. настольно-печатные игры
  3. словесные игры
  4. псевдосюжетные игры

При обучении маленьких детей, нужно учитывать, что юным дошкольникам тяжело долго удерживать внимание на заданной цели, в данном случае это излагаемый воспитателем учебный материал. Особенно тяжело на таких занятиях приходится детям с гиперподвижностью. Ведь просидеть на месте более 1 О минут для них настоящая пытка. Во время занятия они ни на минуту не перестают крутиться и вертеться, да надо ещё и педагога слушать. Тем самым вынуждая остальных отвлекаться и переключать своё внимание на посторонние вещи. Поэтому к гиперактивным детям нужен особый подход. Таким детям чаще всего приходится напоминать о правилах игры и о взаимоотношениях играющих. Вначале лучше воспитателю поиграть с такими детьми, а уж потом коллективно.

Чтобы поддержать интерес к игре у гиперативного ребёнка важно эмоциональное сопровождение всего действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в пр5.lМОМ и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает гиперактивным детям усвоить программный материал с меньшими затратами сил для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, идущими к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.

Вторая группа математических игр - (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник первый день после окончания недели, Вторник- второй. день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя" для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели понедельник и т.д.

Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие.

Гиперактивному ребёнку трудно удержать в памяти цель игры, а следовательно и интерес. Поэтому для лучшего усвоения материала и полной заинтересованности всех детей, можно использовать предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.

Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" - говорится детям, - "к нам прилетал Карлесон и принес в подарок игрушки. Карлесон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти." Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется - Т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

Для гиперактивного ребёнка дидактические игры важны в качестве регулятора эмоционального дисбаланса, психологического корректора и умственного двигателя.

Организуя игры с подвижными детьми следует избегать их постоянного поторапливания «Закончили все играть. Быстрее одеваться!». Недоделанная работа, нарушения игрового замысла могут огорчить ребёнка. А затем ребёнок привыкает к тому, что не доделывает начатое для гиперактивных детей это и так свойственно. Наоборот нужно от этого избавляться.

Чтобы сделать переход от одной деятельности к другой предлагается помочь другим детям. В затянувшееся «строительство» вовлекают новых «работников», которые «подвозят материалы на стройку»; «продавцы» из соседнего «магазина» помогают друзьям скорее обслужить «очередь» и т. д.

Вывод.

Раз игра основная деятельность детей, она не заканчивается в стенах детского сада, сопровождая их везде. В игровой деятельности формируются положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению. Развивается его познавательная способность. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Не маловажно, чтобы родители понимали значение игры в жизни ребёнка и уделяли этому факту достаточно внимания. Ведь чем больше времени уделяют родители своему ребёнку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружескую атмосферу. В нашем саду уделяют внимание организации совместного творческого труда, в котором принимают участие и родители. Например, конкурс «Сделай своими руками». Игрушки, сделанные руками родителей, дети приносят в сад. И с большим увлечением играют с ними. Оформили стенд «Игра - дело серьёзное». В материалах которого, рассказывается об организациях игр дома. О том, как направлять и развивать игровые интересы у детей. Недавно детям предложили написать рассказ «Как я играю дома». Естественно со слов детей писали родители. Получилось очень интересно и увлекательно.

Советы родителям.

  1. Первый и самый главный совет родителям гипердинамичных детей: не пытайтесь держать в себе все свои чувства. Никакого, даже самого олимпийского спокойствия на гипердинамичного ребенка не хватит. Единственное чего вы добьетесь, "педагогично" пытаясь годами сдерживать себя, - это то, что один вид собственного чада будет вызывать у вас внутреннюю дрожь или глубокое раздражение. Если вы в ярости, скажите или даже крикните об этом. Если в отчаянии - продемонстрируйте это ребенку в полной мере. Если ребенку случилось порадовать вас, порадуйтесь от души, не ограничивайтесь нейтральным: "Давно бы так ... " или почти оскорбительным: "Вот так и ведут себя нормальные дети ... "
  2. Тщательно отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. Поступки гипердинамичного ребенка почти всегда ужасны, раздражающи и неуместны. К чему-то вы сумеете притерпеться с годами (например, к тому, что он ест на бегу, забывает в садике свои вещи и засыпает, стоя на локтях и коленях). Что-то так и останется нестерпимым (например, то, что он всегда вбегает в комнату в грязных ботинках и, поминутно обещая: "Больше не буду", также поминутно нарушает свои клятвы).

Но личность ребенка - это не только особенности его нервной системы, обусловленные микроорганическими внутриутробными поражениями головного мозга. Иногда за ними трудно разглядеть все остальное, но нужно, необходимо, просто-таки жизненно важно для ребенка, которому и так достается гораздо больше окриков и нравоучений, чем обычным детям. Воспитатель в саду видит в нем несносного шалуна, учитель в начальной школе - постоянно отвлекающегося ученика, который к тому же еще и отвлекает других. Вы должны видеть личность. Вот его достоинства: незлобивость, отходчивость, общительность и контактность, щедрость и готовность поддержать любое начинание, легкость на подъем и неистощимый оптимизм - все это его и ваш актив.

Вы осуждаете неприемлемые поступки ребенка и наказываете его за них. Вы, не особенно сдерживая себя, говорите о том, какие чувства вызывает в вас то, что он вот уже в триста двадцать пятый раз ... Но раз за разом вы говорите ребенку (и помните сами) о том, что несносные поступки - это еще не личность, что существуют резервы и достоинства, на основе которых все сегодняшние проблемы, несомненно, будут преодолены.

Можно сказать:

  1. Я терпеть не могу, когда грязные ботинки стоят на тумбочке. У меня руки опускаются и не хочется делать ничего хорошего…

Но нельзя (по этому же поводу) сказать так

  1. Ты грязнуля и неряха, я терпеть тебя не могу. И ничего хорошего можешь от меня не ждать…
  1. Обязательно предоставьте ребенку как можно больше возможностей для реализации его физической, моторной активности.

В доме, где растет ребенок с гиперактивным синдромом, обязательно должен быть домашний стадион, хотя бы в виде перекладины в дверном проеме, на которой висят кольца, лесенка или канат. Пусть ребенок до изнеможения бегает во дворе, играя в футбол или хоккей, лазая на дворовых снарядах или катаясь с горки. Как только позволит возраст, обязательно отведите его в какую-нибудь спортивную секцию. Это может быть тот же футбол или волейбол, но может быть и студия народного танца или пантомимы. Главное, чтобы там было как можно больше движения и чтобы ребенку нравилось туда ходить.

Гипердинамичные дети редко сразу находят "своих)" секцию, они ведь вообще быстро ко всему остывают. Но здесь вы должны проявить настойчивость. Не одно, так другое. Не другое, так третье. Гипердинамичный ребенок, как в воздухе, нуждается в структурированной физической активности. Иначе он и в десять лет будет так же бестолково носиться по двору, как носился в пять. Любые, даже самые незначительные успехи ребенка в спорте (или искусстве пантомимы) должны поощряться. Ведь его так часто ругают…

  1. До определенного момента и определенной степени будьте органом планирования и органом для оценки последствий поступков, совершенных вашим ребенком.

Это то, в чем он сам трагически слаб. Предвидеть, что будет, оценить, что потом, спланировать, как сделать, чтобы все получилось, - все это гипердинамичному ребенку в буквальном смысле органически недоступно. По крайней мере, до поры до времени. И вот здесь ему приходят на помощь родители. Именно они становятся на.время как бы внутренним голосом ребенка, который ненавязчиво, в доступных ребенку выражениях, не развешивая ярлыков, предупреждает, советует, планирует, анализирует и оценивает результаты

  1. Это может быть опасным, так как…
  2. Возможно, Коля обиделся потому, что ты…
  3. Если ты сейчас поступишь именно таким образом, то в следующий раз…
  4. Вот этот путь разрешения ситуации оказался явно удачней предыдущих, так как привел к ... Вероятно, в сходных обстоятельствах всегда имеет смысл поступать именно так
  1. Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребенка, даже если по сути вы и согласны с ней. Вы, родители, его единственный оплот и защита. Вы знаете его лучше всех, и только вы видите в нем за проявлениями синдрома симпатичную, по-своему страдающую личность. Пока ребенок будет знать, что кто-то видит в нем не только безнадежного шалуна и "ребенка-катастрофу", кто-то надеется и верит в возможность позитивных перемен, до той поры у него самого сохраняется стимул к самообузданию и самовоспитанию.
  2. Гипердинамичный ребенок поверхностен не только в своих увлечениях, но в своей эмоциональности. Старайтесь побольше говорить ему о чувствах, которые испытываете вы сами и другие люди, проясняйте для него нравственную и этическую глубину ситуаций, которые происходят на его глазах, в телевизионных фильмах, в книгах. Сам ребенок может не заинтересоваться этим и даже не заметить возможности "заглубиться" в происходящее. Это вам тоже придется сделать за него. Потом он привыкнет, и у него проявится возможность пользоваться для анализа ситуации заложенными вами алгоритмами.
  3. Самая распространенная рекомендация для родителей гипердинамичных детей, имеющаяся практически во всех соответствующих справочниках и пособиях, - "Родители должны тщательно, неустанно и как можно раньше приучать ребенка к усидчивости и внимательности". Прекрасная рекомендация. Если кто-нибудь знает, как ее исполнить, - флаг ему в руки. Со своей стороны могу предложить одну старую, средневековую игру, которая прекрасно тренирует произвольное внимание (которого так не хватает гипердинамичному ребенку) и заодно тренирует беглость мышления (которая вообще никому никогда не вредила).

Что хотите, то берите,

Да и нет - не говорите,

Черного и белого - не называйте,

О красном - не вспоминайте!

Вы поедете на бал.

Вспомнили игру из своего детства? Прекрасно, приступайте. Только не забывайте чередоваться, не только вы должны "ловить" ребенка, но и он вас. В эту игру можно играть всей семьей, по дороге в школу, моя посуду и стирая белье.

Не вспомнили? Тогда объясняю. Один - спрашивает, остальные (их может быть много) - отвечают. Нельзя говорить: "да", "нет", "красное", "белое", "черное". Задача водящего - запутать играющих быстрыми вопросами и заставить их сказать одно из "запретных" слов. Тот, кто "проговорился", становится водящим.

Литература:

  1. Муратова Е.В., статья: «Гиперактивные Дети»
  2. Волкова Е. - Гаспарова, «Шустрики» или гиперактивные дети»
  3. Брязгунов И.П., Касаткина Е.В., «Непоседливый ребёнок»
  4. Гарбузов В.И., «Нервные дети»
  5. Виноградова Н.Ф., «Воспитателю о работе с семьёй»
  6. Бондаренко А.К., Матусик А.И., «Воспитание детей в игре»
  7. Давидчук А.Н. «Обучение и игра»
  8. Степанова О.А., «Игровая школа мышления»
  9. Белая К.Ю., Сотникова В.М., «Разноцветные игры»
  10. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества и развивающие игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Подвижная игра, как одно из средств коррекции гиперактивных и агрессивных детей"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ – САД) № 11 «ЖЕМЧУЖИНКА»           КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПОДВИЖ...

Статья "Индивидуальный подход, как средство коррекции гиперактивности детей 4 - 5 лет в ДОУ"

* Сущность понятия гиперактивность* Возрастные особенности детей 4 -5 лет* Основные проявления гиперактивного поведения детей 4 - 5 лет* Возможности индивдуального подхода в коррекцонной работе с деть...

Коррекция агрессивного поведения ребенка по средством игры

Что таоке агрессия? И как с ней бороться?...

Программа коррекции гиперактивного поведения детей

Родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке.С гиперактивным ребенком трудно наладитьь контакт уже п...

Педагогическая коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников с ЗПР

В настоящее время остро ощущается нехватка апробированных коррекционно-развивающих программ, облегчающих формирование произвольности психической активности дошкольников с ЗПР. В дошкольном возрасте ск...

Агрессивный ребенок. Игры и упражнения как средства коррекции агрессивного поведения у детей

Агрессивный ребенок. Игры и упражнения как средства коррекции агрессивного поведения у детей...

Коррекционная технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста и ее роль в коррекции гиперактивного поведения.

   Актуальность исследования проблемы гиперактивности в дошкольном возрасте обусловлена не только увеличением в настоящее время числа детей, которым свойственно проявление данного тип...