Цикл консультаций."Родителям на заметку. Лето."
занимательные факты по теме

Зеленова Галина Викторовна

Материал может использоваться в качестве консультаций, ширм и папок-передвижек. В данных рекомендациях находится информаци\ о том, чем занять ребенка в летний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety.roditelyam_na_zametku.leto_.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям на заметку. Лето.

Дети на дачном участке

Начинается лето, и это значит, что у вас появилась прекрасная возможность познакомить ребенка с новым неизвестным ему миром, отличным от изученного "вдоль и поперек" пространства квартиры и детской площадки. Для того чтобы осуществить это знакомство, постарайтесь провести летние месяцы на даче или в деревне. И, подводя итоги в начале осени, вы поймете, как изменился, повзрослел и окреп ваш "городской" малыш!

Что встречает малыша на даче? Естественные препятствия, которые необходимо преодолевать. Для многих детей тропинка от дома до калитки становится настоящим "тренажером", так как не имеет ничего общего с привычным гладким паркетом. Передвижения но неровной земле требуют совсем другой координации движений и чувства равновесия, а ступеньки и перила, пеньки и бревна в лесу успешно заменят собой гимнастические снаряды.

Вам не нужно придумывать развлечения специально - повседневная жизнь на природе и в загородном доме поставит перед ребенком массу интересных и полезных задач и головоломок. Главное - позволить ему самому справляться с возникающими трудностями. Однако, если малыш зовет вас, вы должны подойти, чтобы помочь ему преодолеть препятствие, но не сделать это за пего. Малышу достаточно почувствовать вашу поддержку, опереться на вашу руку - ему станет гораздо спокойнее, поскольку в вашей руке он уверен гораздо больше, чем в своей.

Меры безопасности

Нарисуйте на листе бумаги план участка и дома. Представьте все это в натуре. Отметьте на листе всевозможные опасные места, которые надо либо устранить, либо оградить.

Объект №1 – ДОМ

В нем безопасность обеспечивается по тому же принципу, что и в городской квартире. Все розетки необходимо закрыть заглушками. Все мебельные углы непременно украсьте специальными накладками, которые защитят от травм.

Специальными оградками оградите плиту, лестницу и другие опасные места.

На все двери установите специальные приспособления, которые не дадут им захлопываться, прищемляя нежные детские пальчики.

Место хранения дров должно быть недоступно ребенку! Иначе из самых благих побуждений (помочь папе с мамой) он может взять дровишко с самого низа поленницы.

Если вы будете топить печь, делайте это в отсутствии малыша, иначе ждите экспериментов от любопытного исследователя. Следите, чтобы дым не пошел в комнаты!

Если вы используете на даче газовые баллоны, держите их под замком!

Купите небольшой огнетушитель.

Помните о дверях в подвал, погреб, подпол! Вешайте на них записки, чтобы не забывать закрывать. Если в доме есть балкон, сделайте вход на него недоступным для ребенка. И как бы ни был безопасен ваш дачный поселок, не забывайте закрывать на ночь двери, иначе, проснувшись, ребенок может выйти на улицу без вас.

Объект №2 – УЧАСТОК

Все садовые инструменты должны храниться в сарае! Под замком! Не оставляйте их ни на секунду без присмотра!

На участке не должно быть приставных лестниц и стремянок.

Любые емкости с водой закрывайте тяжелыми щитами. Маленькому ребенку достаточно и тарелки с водой, чтобы утонуть. В связи с этим же не забывайте и о надувных бассейнах.

Забудьте о любых ядохимикатах.

Растения ядовитые (чистотел) или с шипами (шиповник, розы, крыжовник) необходимо огородить.

Газонокосилки и поливальные приборы так же убирайте под замок. Это вы только после двадцатого прочтения инструкции поняли, как они включаются, поверьте, у ребенка это получится с первого раза.

Лучше всего оборудовать на участке небольшую детскую площадку в месте, которое всегда будет находиться в поле вашего зрения. Об этом поговорим позже.

Калитка, ведущая на улицу, должна быть надежно заблокирована.

Если у вас обычный «сельский-народный» туалет, закрывайте вход в него на замок!!! Крючок или вертушка в данном случае не подойдут – сами понимаете, запретный плод сладок.

Тщательно проверьте дом и участок на предмет наличия осиных или пчелиных гнезд. Если вы сами не знаете, как их устранить – обратитесь к специалистам. Очень много пчел и ос летит на запах варенья, поэтому варите варенье во время дождя.

Огонь

Открытый огонь привлекает всех деток без исключения. Им очень хочется познать эту стихию, а взрослые боятся, что это знакомство состоится. Вам не удастся убедить малыша, что огонь – это не интересно. Даже если вы будете запрещать ребенку приближаться к нему, малыш все равно познакомится с огнем, но уже без вас.

Поэтому и вам, и ребенку будет спокойнее. Если вы научите его правилам безопасности и способам тушения огня. Договоритесь с малышом, что подходить к огню он будет только в вашем присутствии. Объясните, что главная опасность костра заключается не в ожогах (обжечься проще у плиты), а в том, что над открытым огнем очень легко потерять контроль, так как пламя может запросто перекинуться от костра на сухую траву и дачный домик. Можете показать в безопасной обстановке, как моментально вспыхивает и сгорает, например, лист бумаги. У всех людей, в том числе и маленьких, есть природный страх перед огнем. Но у людей, в отличие от животных, есть власть над ним. Обязательно держите рядом с костром ведро воды, а в доме – огнетушитель.

Страсть к лазанию

Почему-то все дети время от времени стремятся забраться куда-нибудь повыше. Лучший способ обеспечить себе спокойную (а малышу интересную) жизнь – обучить его технике безопасности. Не запрещайте ребенку лазать по деревьям, а учите его правильно это делать: ставить ноги на ветви как можно ближе к стволу и не забывать о том, что когда-нибудь придется спускаться… Если у вас есть возможность, попробуйте вместе подняться на крышу. Малыш станет больше вам доверять, узнав, что и взрослым совсем не чуждо желание взглянуть на мир с непривычной высоты и почувствовать небо над самой головой. Попросите ребенка позвать вас, когда он захочет залезть на дерево, мотивируя это тем, что вам тоже это интересно, - так вы спокойно можете подстраховать юного верхолаза.

Опасные растения

Обязательно позаботьтесь о том, чтобы на участке не было ядовитых растений, таких как морозник, безвременник, молочай, аконит, клещевик, борщевник, волчий ягодник, бобовник. Ядовитые вещества содержат олеандр, дурман, майский ландыш, глициния. Помните, что к «агрессивным» относятся растения, которые выделяют много пыльцы, ведь пыльца – один из самых распространенных аллергенов. В этом списке астры, хризантемы, кореопсисы, маргаритки, бархатцы, ноготки, а также ива, сирень, береза, клен. Даже у младших школьников эти растения могут вызвать серьезные отравления. Кстати, если даже на вашем дачном участке они не растут, полезно пройтись по дачам соседей (с их разрешения, конечно!) и показать ребенку, каких растений стоит опасаться.

Паразиты

Почти все дети любят пробовать природу на вкус: то яблочко зеленое пожевать, то листик, то травинку… Но мы-то, взрослые, знаем, что это опасно: на природе проще простого подцепить кишечных паразитов. Объясните ребенку, что в принципе в этом нет ничего плохого (если, конечно, растение не ядовито), но все, что ему захочется попробовать, нужно обязательно помыть. Следите за тем, чтобы ваш малыш как можно чаще мыл руки, пусть даже через несколько минут он снова испачкается.

Техника безопасности для малышей

Для детей, которые только научились ходить, нужно постараться максимально обезопасить дачный домик: так же, как и в городской квартире, закрыть розетки заглушками, на углы мебели прикрепить специальные накладки (или хотя бы замотать углы поролоном и закрепить скотчем) и загородить лестницы и подвал, чтобы малыш случайно не упал.

Топить печку и жечь костер нужно очень осторожно, следя за тем, чтобы дым не попал в комнату, где будет спать ребенок. Храните садовые инструменты в сарае за закрытой дверью, чтобы малыш случайно о них не поранился.

Любые емкости с водой закрывайте тяжелыми щитами. Маленькому ребенку достаточно и миски с водой, чтобы утонуть. В связи с этим же не забывайте и о надувных бассейнах: никогда не оставляйте малыша, играющего с водой, без присмотра.

Если вы привезли на дачу маленького ребенка, на все время его пребывания забудьте о ядовитых химикатах! Кроме того, следите, чтобы ваше чадо не смогло добраться до ядовитых (чистотел) или колючих (роза, шиповник) растений.

Средства для загара и от комаров.

Аптечку.

Про нее поговорим чуть подробнее. Чем нужно укомплектовать аптечку?

- градусник, ножнички, вату, бинты, лейкопластырь;

- раствор йода или перекись водорода 3%;

- жаропонижающие средства: Панадол, Эффералган (в свечках), Нурофен;

- капли от насморка (в соответствии с возрастом);

- глазные капли от коньюктивита (Альбуцид), пипетку;

- препараты от кашля;

- средства от аллергии (кларитин, финистил) и мази от аллергии (очень хороши при укусах насекомых);

-противодиарейные средства (Пробифор, Смекта);

- средства, восполняющие потерю жидкости при рвоте и поносе (Регидрон, Гастролит);

- средства от ушибов (Троксевазин), ожогов и ран («Спасатель»).

Но помните, что наличие аптечки не означает, что ребенка не надо показать врачу в случае необходимости! Аптечка – лишь возможность первой помощи, при первом же удобном случае – покажите ребенка врачу! В ваших силах сделать так, чтобы моменты летнего отдыха оставляли у ребенка светлую память о детстве. Чтобы, когда он вырастет, в воспоминаниях он мог воскрешать тот маленький, но полный приключений мир, который вы создали для него.

Что же взять с собой?

Насчет крупногабаритных предметов (кроватка, коляска) решайте сами – нужны ли они там?

Манеж очень даже желателен, если у вас маленький ребенок – всегда есть возможность на время изолировать его, если вам нужно отлучиться. Для грудничков можно устраивать в манеже воздушные ванны.

Обогреватель. Всем известно – Гидрометеоцентр врет!!! Поэтому, даже если лето обещают безумно жаркое и без осадков, все равно возьмите хотя бы маленький обогреватель, потому что если в нем вдруг возникнет необходимость, не будет времени, ехать за ним в город.

Фильтр для воды. Даже если вы берете воду из родника, для ребенка фильтруйте ее. Лишняя безопасность не помешает. Но и эту воду обязательно кипятите, прежде чем дать ребенку!

Термос – понадобится, чтобы хранить горячую воду для подмывания.

Одежды придется брать много. Это и одежда для жаркой погоды, и для прохладной, и для холодной. Не забудьте головные уборы на разную погоду.

Одноразовые подгузники. Влажные салфетки.

Не забудьте любимые игрушки! Только не берите мягкие – их тяжело мыть.

Принадлежности для купания и стирки: ванночка, шампунь, полотенце, таз, детский порошок и т.п.

Мальчики и девочки

Именно оказавшись на даче, многие девочки начинают шокировать родителей "мальчишескими" замашками. Между тем в умелом обращении с игрушечными ружьями нет ничего такого, что бы угрожало женственности, поскольку женственность - это не сумма внешних проявлений, а внутреннее принятие своего пола, радость от ощущения того, что "я - девочка и будущая женщина". Родителям не стоит заострять на этом внимание и каждое свое замечание начинать или заканчивать словами: "Ты же девочка!" Так вы рискуете "напугать" малышку, которая решит, что быть женщиной скучно и неинтересно.

Однако вы всегда можете научить мальчиков и девочек тому, что им стоит уметь и знать. Различия занятий мужчин и женщин на природе выражены сильнее, так как здесь есть много работы, которая требует приложения мужской силы. Конечно, обучение пройдет легче, если ничем не будет напоминать трудовую повинность, а останется интересным времяпрепровождением, в котором можно принять участие вместе с родителями, получать от этого удовольствие и осознать собственный вклад в общее дело.

Правила поведения

Обычно родители учат детей тому, что умеют сами. Постарайтесь вспомнить или разузнать у старшего поколения правила интересных игр, которые пока еще не "канули в Лету", но рискуют сделать это из-за отсутствия интереса к ним.

Обучая ребенка чему-то новому, создавайте безопасную и удобную обстановку. Так, на велосипеде проще научиться кататься на ровной площадке, а плавать - там, где в любой момент можно встать ногами на дно. После того как малыш упал в крапиву, его будет трудно снова усадить на велосипед, а непонятно откуда налетевшая волна может надолго отбить охоту к купанию.

На торопите малыша делать то, к чему он еще не готов, И, конечно, не стыдите его за то, что он чего-то боится. Страх - нормальное человеческое чувство, и волнение перед чем-то новым (велосипедом, большими качелями) может оказаться очень сильным. Дайте крохе время справиться со своими переживаниями, подождите, пока желание и интерес возьмут верх над природной осторожностью.

Не принуждайте малыша к самостоятельности. Ребенок сам почувствует, что пришла пора оторваться от вашей руки. В то же время он должен быть уверен, что, когда она ему понадобится, он сможет сразу же за нее ухватиться. Самостоятельно решая, когда его отпустить, вы рискуете лишить маленького поддержки, которая ему очень нужна. И тогда ребенок больше будет занят проверкой вашей надежности, чем исследованием и развитием собственных возможностей. Так что позвольте ему самому решать, воспользоваться ли вашей помощью или руководствоваться собственными возможностями.

К сожалению, приходится согласиться с тем, что процесс обучения неизбежно сопровождается травмами. Дети на даче предоставлены самим себе гораздо чаще, чем в городе, и они должны твердо знать, как действовать, если что-то случилось, Но даже на ваших глазах ребенок может упасть, порезаться или подвернуть ногу. Запаситесь спокойствием, знаниями и... аптечкой.

И самое главное - не мешайте малышу получать удовольствие. Теплая пора, когда можно выскакивать на улицу прямо из постели и босиком бегать по лужам под дождем, к сожалению, коротка. Удовольствие от единения с природой помогает малышу получать удовольствие и от природного в себе, от своего тела и всех тех радостей, которые дает нам наше земное существование.

Подходящие условия

Выбирая место для детской площадки нужно позаботиться о том, чтобы она хотя бы частично находилась в тени деревьев или кустарников - проводить целый день на открытом солнце не полезно ни детям, ни взрослым.

Детский уголок должен хорошо просматриваться из окна кухни или веранды - таким образом, ребенок все время будет находиться в поле зрения занятых взрослых. Кроме того, "детская территория" должна располагаться как можно дальше от грядок, поскольку в азарте игры малыши вряд ли вспомнят о трепетном отношении взрослых к овощам или цветнику, а непослушному мячику совершенно все равно, где прыгать.

Обустройство участка с учетом потребностей ребенка.

Сделайте несколько палаточек из ткани – дети будут в восторге.

Если есть возможность, приобретите детский домик из пластика или, если ваш муж мастер на все руки, пусть соорудит сам домик из дерева, с окошками, дверью, мебелью внутри. Спокойное лето вам гарантировано.

Если ребенок достаточно взрослый, домик можно соорудить и на дереве, только не высоко и подстелив под дерево коврики.

Надувной бассейн доставит много радости вашему ребенку, только не оставляйте его там без присмотра, даже если вам кажется, что он уже достаточно взрослый.

Всевозможные качели вы можете смастерить своими руками. Это и обычные качели качели-противовес, на которых качаются двое детей, и качели-лодочка. Но лучше всего качели все же купить. Производители учитывают все нормы обеспечения безопасности.

Соорудите песочницу. Ее можно так же купить, но очень просто сделать самим. Не забудьте о бортиках, на которых ребенок сможет сидеть, и о специальной крышке, которая защитит песок от дождя и кошек. Прежде чем засыпать в песочницу песок, застелите землю полиэтиленовой пленкой – это не позволит прорасти сорнякам.

Если вы купите батут, вы будете героем года!

Горки лучше всего покупать. Они не дороги и удобны, сделаны, как правило, из пластика, поэтому можно не опасаться, что ребенок обожжется от нагретой горки или посадит занозу.

Прибейте к ближайшему дереву или столбу ведро без дна – вот вам и баскетбольное кольцо!

Не забудьте посеять горох! Почему-то эти зеленые стручки дети любят больше всех остальных лакомств.

Обязательно выделите ребенку собственный кусочек земли, где он может посеять все, что ему захочется, наблюдать за ростом растений и ухаживать за ними.

Ну, вот дом и участок готовы. Пора переезжать.

Детский домик

Что, хоть иногда, необходимо каждому человеку? Уединение. Сделать на даче отдельную детскую комнату получается не всегда, да и кому приятно в солнечный летний день сидеть дома? Это значит, что ребенку необходимо оборудовать свой собственный дом на свежем воздухе. Проще всего установить покупной модуль, но гораздо и интереснее построить "жилище" своими руками. Такому сооружению не нужна взрослая основательность и простор. Для его создания достаточно взять деревянный каркас и прибить его к стенке настоящего дома или к забору. Каркас можно обшить досками и покрасить в яркий цвет или просто обтянуть старыми покрывалами. В качестве альтернативы подойдет и туристская палатка.

Назначение своему домику ребенок придумает сам - может быть, это будет рыцарский замок или дворец для принцессы, а может быть даже военный блиндаж или штаб для дачного главнокомандования. А как интересно сделать ребенку настоящий шалаш из веток и прутьев. В таком шалаше всегда уютная прохлада и очень легко дышится. Готовый шалаш тоже можно накрыть покрывалом, тогда получится настоящий индейский вигвам или эскимосское иглу. Если на даче растут высокие деревья с раскидистой кроной, то домик, оборудованный в кроне дерева, наверняка будет самым любимым местом и самым лучшим детским воспоминанием.

Ведь для любого ребенка свой собственный шалаш или домик настоящее сокровище и повод для обоснованной гордости.

Возле домика или шалаша можно оборудовать флагшток или поставить флюгер. Если укомплектовать это настоящим компасом, то ребенок очень скоро научится определять направление ветра или даже составить свою собственную розу ветров для отдельно взятого участка.

Можно сделать настоящую почту или телеграф, если от детского дома к окну взрослого протянуть на ролике длинную, сложенную вдвое веревку. Такая почта может доставлять как записки (замечательная ненавязчивая практика в письме и чтении) так и небольшие посылочки-передачки. Усовершенствовать игрушечное жилище можно бесконечно, например, стенку самодельного домика можно покрасить темной краской, превратив ее в доску для рисования или сделать навес с самодельными игровыми модулями.

Любая девочка наверняка оценит просторный деревянный дом для Барби или других игрушек, который можно сделать из нескольких досок, сколотив их в форме стеллажа прямо на стенке домика. Кусочки старых обоев или оберточной бумаги, обрезки тряпочек на занавески и детская дизайнерская фантазия - и готов самый лучший дом на свете. Для мальчика можно сделать многоярусный гараж или гоночную трассу, если приколотить те же самые доски под небольшим углом.

Для игры и для спорта

К необходимому дачному оборудованию можно также отнести самые разные спортивные снаряды. И чем младше ребенок, тем интереснее можно их обыграть для него. Низкая садовая лавочка или лежащее бревно могут стать замечательным конем, если к одному их концу прибить два чурбачка - "шею" и "голову".

Если вместо лошадиной головы прикрепить старое колесо от велосипеда, то бревно или лавка превратятся в гоночную машину с рулем или корабль со штурвалом, бороздящий океанские просторы.

Одно из достоинств самодельных спортивных снарядов - то, что их несложно делать, легко переделывать и не жалко утилизовать, когда ребенок вырастет и потеряет к ним интерес.

На самодельной детской площадке непременно нужно повесить баскетбольное кольцо. Попытки попасть в него мячом хорошо тренируют ловкость и глазомер. Если кольца нет - подойдет простое пластмассовое ведро без дна. Дети очень любят метательные упражнения, да и взрослым будет полезно посоревноваться с малышом в точности бросков. Играть можно как на призы, так и на наказания, например, проигравший может выполнить "повинность" по поливке бабушкиных грядок. Помимо баскетбольного кольца, на стенку дачного домика можно повесить и разные виды мишеней (типа дартса) или прибить крючки для метания колец.

Метательный уголок можно укомплектовать пустыми или наполненными песком пластиковыми бутылками. В комплекте с футбольным мячом это будет замечательный дачный боулинг, поиграть в который не откажутся даже взрослые.

Кстати, метать мяч в бутылки можно не только руками, но и ногами. Получится эксклюзивная игра "футбоулинг", аналогов которой в мире еще нет. Все эти простые приспособления хороши тем, что играть в них ребенок может и без партнеров - ставить рекорды и повышать мастерство он может совершенно самостоятельно.

Крылатые качели

Как и на любой детской площадке, в дачном уголке для малышей непременно должны быть качели. Качаясь на них, ребенок тренирует вестибулярный аппарат, учится координировать движения, становится ловким и цепким. Качели могут быть, как стационарными (прочно врытыми в землю), так и мобильными (простым сиденьем, подвешенным за веревки, которые при желании можно подцепить в любом месте). Качели для самых маленьких непременно должны иметь спинку и страховочный пояс между ножек, чтобы ребенок ненароком не выскользнул. Раскачивая малыша, хорошо декламировать детские стишки. Их ритмический узор хорошо ложится на ритм качельного полета, поэтому четко запоминается. Такое совместное раскачивание с декламацией укрепит и детскую, и взрослую память, ведь раскачивать качели с книжкой в руке не очень удобно, так что родителям наверняка придется читать стихи наизусть. Для детей постарше в качестве качелей вполне сгодится старая автомобильная шина или простая дощечка.

Неплохой альтернативой качелям может стать и веревочная тарзанка. Главное - внимательно проверить надежность креплений и заранее обучить ребенка простейшей технике безопасности.

Собственная песочница

Несмотря на обилие доступной для копания земли, каждому маленькому ребенку на даче непременно нужна песочница. И, конечно же, ее следует поддерживать в рабочем состоянии, своевременно увлажнять и очищать от мусора. Ведь песок - это не только самый лучший материал для строительства куличей и замков, но и великолепный тактильный стимулятор, и отличный способ релаксации. Существует даже оригинальный метод детской психотерапии - игры с песком.

Играть в песок дети готовы бесконечно, ведь в собственной песочнице при помощи формочек, веточек и воды ребенок может смоделировать и создать целый мир. А потом - сам его разрушить.

Если малышу все-таки наскучило играть одному, а у взрослых нет ни физических, ни душевных сил на "выпекание" промышленного количества куличиков, то можно интересно организовать для крохи песочные игры и наблюдать за ними издалека.

Для совсем маленького ребенка в песочнице можно зарыть "клад" - записки или "тайны" в герметичных коробочках от "киндер-сюрпризов". Пусть малыш самостоятельно ищет их, перекапывая песок. Он может делать это произвольно или по заранее нарисованной схеме поиска клада. В коробочки можно положить и детали пазла - тогда, раскопав все "сюрпризы", малыш сможет сложить картинку и получить главный приз. Такие азартные задания с логическим концом очень нравятся детям любого возраста.

Взрослые могут заранее нарисовать схему-чертеж, чтобы ребенок, воспользовавшись им, соорудил какое-нибудь строение или даже целые географические модели с озерами, реками, мостами и горами, используя подручные материалы. Такая работа развивает пространственное и логическое мышление.

Ручная лужа

Игры с водой полезны ребенку не меньше, чем песочные развлечения. Но даже если неподалеку от дачного домика есть настоящая река или озеро, малыш вряд ли обойдется без собственной дачной "лужицы" или бассейна. Если нет возможности купить или выкопать настоящий стационарный бассейн, то выручит его надувной вариант или обычная ванночка, а возможно и тазик, вкопанные в землю. В таком домашнем пруду можно не только купаться, но и устраивать там плавучие сады из живых цветочков, катать игрушки на самодельных пароходиках или устраивать гонки на парусниках, используя вместо ветра мощь своих легких.

Самых маленьких очень увлекает простая игра "тонет - не тонет". Для нее необходимы: любая лужа и произвольный набор предметов разной степени плавучести. Но прежде чем бросить предмет в воду, пусть малыш угадает, утонет он или поплывет. А потом проверит свою догадку. Для крохи бывает настоящим открытием, что металлическая ложка тонет, а железная коробочка преспокойно плывет и даже везет на себе груз.

Сейчас в продаже можно найти очень легкий плавучий пластилин, из которого хорошо лепить водоплавающие вещи или комбинировать его с относительно тяжелыми предметами, повышая их плавучие качества.

Ребенок очень быстро сам придумывает себе игры на воде, и взрослым достаточно просто следить за его безопасностью, ведь малыш по неосторожности может захлебнуться даже в десятисантиметровой луже.

Сам себе ботаник

Летний отдых на даче - это и замечательный повод познакомиться поближе с такой увлекательной наукой, как ботаника. При этом совершенно неважно, на что больше похож загородный участок- на газонное футбольное поле или на колхозный огород - ребенку просто необходимо выделить на нем место под собственную грядку.

Не стоит нагружать кроху агротехническими премудростями и ждать с этой грядки рекордных урожаев - процесс выращивания культур настолько долог, что редко всерьез может заинтересовать малыша. Не важны и сроки посадки. Гораздо интереснее время от времени просто наблюдать за ростом и развитием собственных растений и ставить с ними простейшие ботанические опыты.

Как известно, дачные растения бывают культурными и декоративными. Первые выращивают для пользы, вторые - для красоты. И те, и другие по праву занимают свои места на дачных участках и непременно должны занять свое место на детской грядке. Пожалуй, самый лучший цветок для этих целей - настурция, не только красивое, но и очень полезное растение, у которого съедобно все: и листья, и почки, и семена.

Пусть собственная декоративная грядка малыша будет необычной, ведь цветы или траву можно посадить в любой форме. Например, так, чтобы они напоминали человека или любимого медвежонка, ведь у той же настурции очень богатая цветочная палитра, с помощью которой можно воплотить любые творческие идеи.

Детские грядки не обязательно должны быть стационарными, гораздо интереснее сделать их переносными, в подходящих ящичках. Тогда их можно будет перемещать с места на место и следить, как меняется поведение растений в зависимости от количества солнечного света, качества полива или ухода. Ребенку можно долго рассказывать, какую пользу всему живому о пользе солнца, воды и свежего воздуха, но он осознает это гораздо быстрее, если увидит все своими глазами. Например, что будет, если поставить лоточек с ростками в темное место? Или затенить часть грядки? Или просто обернуть несколько листиков взрослого растения фольгой, темной бумагой? Уже через несколько дней лишенные солнечного света растения или листики станут бледными с желтизной и будут разительно отличаться от своих собратьев. Но если потом вернуть их на свет, то очень скоро они примут прежний зеленый и цветущий вид.

Растения, как и все живое, большей частью состоят из воды. Малышу (да и взрослым!) будет очень интересно понаблюдать, как растение "пьет". Для наглядности нужно будет просто поливать ростки водой, окрашенной пищевыми красителями или чернилами. И вскоре станет заметно, как окрасятся прожилки листков - вместе с водой растение впитает и краску. Такие опыты лучше производить со срезанными растениями, причем срезать их нужно под водой, чтобы убрать воздух.

Как оседлать велосипед?

До 2 лет: пока малыш еще недостаточно вырос и не может дотянуться до педалей, ему больше подойдет устойчивый грузовик с шестью колесами.

К 3 годам: сначала ребенок должен научиться ходить и бегать, и только потом ему можно предложить велосипед (лучше начать с трехколесного).

3/5 года: в этом возрасте малышу стоит попробовать покататься на велосипеде с маленькими колесами по бокам. 4 года: у некоторых четырехлетних детей получается ездить на велосипеде без дополнительной страховки. Другие достигают этого уровня к пяти-семи годам.

Поиграли? Теперь поработаем!

Не стоит думать, что дети на даче стремятся только играть и развлекаться. Малыши очень любят выполнять общественно полезные работы и ощущать свою востребованность в мире взрослых. Но потребности в детском труде уже давно не возникает, поэтому практически вся деятельность малыша сводится к игровой. Даже инструменты, которые предлагаются детям, по большей части представляют собой красивые, но не функциональные модели взрослых орудий труда. А дача - наиболее оптимальное место для приобщения ребенка к по-настоящему взрослой деятельности. Единственное, о чем не стоит забывать - то, что дети не любят монотонного и малозаметного, хоть и полезного труда. Любая помощь маленького человека должна быть видимой, и взрослые должны хорошо обыграть ее важность и значимость.

Прекрасно, если на даче есть своя мастерская или просто набор инструментов, ведь любой ребенок, независимо от пола, любит пилить, строгать, колотить и завинчивать. Поэтому можно поручить малышу изготовление табличек с названиями растений для грядок, как в настоящем ботаническом саду. Прибить гвоздиком картонку или фанерку к приготовленному колышку (естественно, с помощью взрослого) под силу даже двухлетнему карапузу. А задание надписать таблички может стать отдельным развивающим занятием. Причем, весьма творческим, поскольку рядом с названиями можно нарисовать будущий урожай. А чтобы надпись не смылась дождем, ее нужно сделать ярким маркером или с помощью утюга заламинировать табличку в целлофан. А готовые колышки с названиями малыш может вбить в мягкую землю совершенно самостоятельно. Взрослые просто должны заранее отметить место для будущей таблички.

Вбитыми в землю колышками можно и обозначить границы грядок, если обвязать их потом яркой веревочкой.

Если малышу понравится забивать колышки в землю, можно изготовить для этих целей множество деревянных "гвоздиков", дать ему в руки настоящий молоток и придумать веселые задания. Например, вбить колышки на расстоянии метра друг от друга или на расстоянии маминого или папиного шага. Можно вбивать гвоздики по нарисованному контуру и обвязать их потом длинной бечевкой, чтобы получился узнаваемый силуэт.

Такие занятия очень хорошо развивают и координацию и глазомер, поэтому полезны и мальчикам, и девочкам. Кстати, выдергивать вбитые колышки ничуть не менее увлекательно и полезно, чем их вбивать.

А вечером, после насыщенного интересными событиями дня, нет ничего приятнее, чем посидеть с родителями у собственного костра. Где же еще учиться разжигать костры и осваивать первые правила обращения с огнем, как не на даче, под разумным присмотром взрослых? Кроме того, подобные совместные посиделки объединяют семью, дают ребенку ощущение покоя и уверенности. А если взрослые при этом негромко споют для малыша свои любимые песни, дачный костер станет для него поистине незабываемым событием.

И напоследок еще один совет: не нужно забывать фотографировать все дачные события. И семейные вечера на даче, и огородные достижения малыша, и его поделки, и ботанические опыты, снятые на память, наверняка приятно будет посмотреть всей семьей долгими зимними вечерами.

Как развивать ребенка в деревне и на даче?

Условия жизни в деревне или на даче можно сделать чрезвычайно эффективными для развития талантов ваших детей в непринужденной игровой форме. Путем создания развивающей среды в доме вам, возможно, удастся, предотвратить многие будущие проблемы ребенка, социальной адаптацией детей.

1. “Идем покупать (или арендовать) землю”- предлагаете вы однажды своему малышу.

- Идем! - отвечает он. А как это делать? - спрашивает он.

Сначала вам с ребенком придется поискать подходящий клочок земли на территории своей дачи или рядом с ней. Нужен любой хорошо освещаемый участок, размером в 1 квадратный метр. Обрадованные, вы спешите к маме или бабушке, и проводите торжественную приемку-передачу, акт купли-продажи земли, на котором, принимающая сторона - вы с ребенком. Можете дать торжественную клятву сделать на земле ниву и вырастить урожай, можно просто под аплодисменты, а то и скрепив все это написанным тут же “актом” с подписями.

2. Перед следующей прогулкой серьезно объявите малышу:

- Сегодня мы пойдем спасать ниву. Хочешь бороться?

- Хочу! - радостно откликается он. - С кем будем бороться? ...

Подойдя к “ниве”, вместе с малышом очистите ее от “напавшей” на нее сорной травы. Если вы знаете название трав, начните вести счет свои победам - сделайте записи в тетради: “Наша победа N 1. Побороли врагов нивы, сорные травы: 1. Подорожник - 3 шт.. 2. Осока - 25 шт. . 3. Одуванчики - 5 шт. и т.д.”. Так ваш малыш узнает все названия и вид местных растений, научится бороться с сорняками. С победой возвращаетесь к маме, принимаете заслуженные поздравления. Ребенок, победивший раз, будет всю жизнь черпать силы из своей победы. Я называю этот прием “Игрой в маршала Жукова”.

Наутро малыш потянет вас за руку, мол, пойдем “бороться за ниву”..

3. На очередную прогулку возьмите с собой линейку или сантиметр, и простую тетрадь с фломастером. “Разметка нивы”. Забейте колышек в первый угол намечаемой “нивы”. Отмерьте и прочертите первую сторону длиной в 1 метр, затем вторую, перпендикулярную ей, третью и четвертую стороны пусть прочертит малыш. Забивать в землю колышки вам тоже будет с удовольствием помогать ребенок. Очертите ниву, проведя борозду по периметру, или протяните нитку. Нива готова. Придя домой радостно “отчитайтесь”, пусть вас похвалят.

4. На этой же или следующей прогулке объявите: “Теперь нужно разметить и создать поля”. Придя к ниве, разбейте с малышом все стороны отметинами на десять равных частей, примерно по 10 сантиметров. Соедините ваши отметины, проведя борозды, которые разобьют ниву на 100 отдельных полей. Начертите план нивы в тетради. Этим, вобщем-то, заканчивается “игра в землеустроителя” или “игра мелиоратора и землевладельца”. Все термины и слова малыш запоминает, в будущем они ему пригодятся.

План или схему ваших “полей” - расчерченный на клетки квадрат, покажите маме, пусть малыш сделает “доклад”: “Мама! Мы сделали поля!”

5. Гуляя, обсудите с ребенком важный вопрос: “чем будем завтра засевать поля?”. Конечно, главное - “хлебушком”, то есть зерновыми, в первую очередь. На следующий день, запаситесь набором по 10-20 семян следующих рекомендуемых нами культур: пшеница(главная культура), овес, ячмень, кукуруза, просо, подсолнечник, гречиха, рис, горох, фасоль. Объявите, что сегодня будете “играть в Мичурина”. Чтобы “посевная кампания” не затянулась, можно ограничиться пшеницей и двумя-тремя другими злаковыми, которые вы купите в магазине или на рынке, или взять взаймы “с отдачей после получения урожая” у соседей или местных жителей. Я вместе с дочкой, которой исполнилось 2,5 года, сразу засеял почти все 10 культур, но она к тому времени уже считала до ста, в частности, знала все дни календаря, который отмечала ежедневно. Другое дело, как это будет всходить и что вырастет.

В каждую клетку взрыхлив, посадите имеющиеся у вас семена растений. Я рекомендую обычно сажать по пять семян - по числу пальцев на руке - после посевной ваш двух-трехлетний ребенок точно будет считать почти как нынешние первоклассники. А если ваш ребенок - школьник, то у него появятся ухватки заправского агронома. Малыш будет немедленно повторять показанные вами операции - хвалите его, своего “маленького мичуринца”. Таким образом, у вас получится десять засеянных горизонтальных групп из 10 полей, размером по одному дециметру каждое.

Примечание. Количество полей можно, разумеется, уменьшить или увеличить, в зависимости от ваших желаний, но ребенку нужно показать арифметический десятеричный счет в действии, на практике. А нумерация полей вам пригодится в дальнейшем зимой, при освоении игры в шахматы, играх “на глобусе”... Научившийся создавать и засевать поля еще до школы, будет уметь делать это всю жизнь.

Можно использовать и другие культуры - но перечисленные злаки я рекомендую в первую очередь, потому, что игра позволяет получить исходные фактические данные и представления об основах экономического развития страны. Таков главный развивающий элемент игры.

“Идем поливать и пропалывать ниву”. Это, собственно, и есть “игра в фермера”. Каждую следующую прогулку начинайте с полива нивы, запасая воду в детской игрушечной лейке или в ведерке. Появившиеся на ниве сорняки удаляйте, и если есть желание, записывайте их названия и количества в тетрать - полевой дневник. Можно измерять и записывать рост проросших растений.

6. Когда через месяц-другой у вас начнут “созревать хлеба”, объявите “игру в уборку урожая”, и пересчитайте количество зерен или плодов, которые дало вам каждое растение по мере созревания. Теперь ваш малыш будет знать, сколько зерен дает каждый квадратный дециметр “нивы”. Записывайте все шаги и результаты вашей “земледеятельности” в самодельный “журнал полевых работ”.

Эта игра позволит словно под микроскопом увидеть всю экономику в целом и уже в раннем возрасте сформировать ее “опорный образ”. На всю жизнь у вашего ребенка не останется серьезных секретов в этой области. А ведь именно к этому долгие годы стремится научить школа и институты.

Посмотрим, например, сколько интересных развивающих выводов вы получите по результатам уборки урожая пшеницы - главной культуры, на которой держится экономика России.

Во первых, вы сможете с ребенком посчитать, сколько полей нужно засеять, чтобы хватило “хлебушка”, например, маме или папе на целый год. Малыш немедленно спросит, а сколько нужно “зернушек” для бабушки, для него самого и т.д. Более подробные детали расчетов каждый сможет придумать сам.

Так, долгими осенними вечерами вы, вспоминая “лето красное” и открывая ваш дневник или журнал, путем умножения или сложения, постепенно сосчитаете, каких размеров должна быть нива для того, чтобы прокормить все семьи вашей лестничной площадки, подъезда, дома, города ... Для этого достаточно знать или принять, что на изготовление одного грамма хлеба требуется примерно десять зерен пшеницы. Когда вы доберетесь до расчетов будущего урожая на всю страну, это уже будет игра в “Министра сельского хозяйства”. Ребенок, сосчитавший, сколько полей нужно засеять, чтобы прокормить семью, будет всегда знать, что нужно для того, чтобы прокормить страну.

Примечание. Например, по окончанию первого же “игрового земледельческого сезона”, зимой моя трехлетняя дочка всерьез делала расчеты и планировала засеять и вырастить урожай чтобы ... прокормить всю Москву. А когда в пять лет она вознамерилась прокормить всю Россию, я сказал, что сначала нужно попробовать все это проделать на компьютере. Используя замечательную стратегическую игру “Развитие цивилизации”, дочка принялась размечать поля, строить дороги, рудники и города, развивать науку и культуру и многое другое, чему учат в школе и в вузах. За последующие три года к возрасту восьми лет смогла научиться так развивать Россию, что в экономическом и военном соревновании одолела все цивилизации и первая освоила дальний космос - заселила планету созвездия Альфа Центавра уже к 1985 году. Эту игровую развивающую программу я рекомендую всем.

Ребенка будет интересовать вопрос: “А сколько полей(“дециметров”) нужно засеять, чтобы всем деткам хватило хлебушка?” - ни больше, ни меньше. Вы узнаете, какова может быть средняя урожайность, которая будет различаться, в зависимости от числа зерен посаженных вами с ребенком на ваших “полях” и многое другое. Если вы посадите в поле размером 1 дециметр одно зерно - у вас получится урожайность 2000 кг, или 20 центнеров с гектара. То есть, один дециметр пшеничного поля у вас даст около 10-30 граммов хлеба а может и более. Тут уж вы можете наметить будущие “мичуринские” эксперименты по изменению плотности посадки. При расчетах начните учитывать все затраты и потери, сорта и т.д. Примечание. Интересно, что для того, чтобы вырастить около 50 кг. бананов, нужно закопать в землю всего лишь ... одно зернышко этого однолетнего растения, и ждать урожая, без какого-либо ухода. Пролетая над банановыми республиками вы увидите бескрайние плантации этой гигантской травы увешанной гроздьями золотых плодов. Затраты труда на производство равного количества пшеницы и бананов даже с учетом транспортных расходов, различаются в сотни раз, увы, не в нашу пользу. Вы сами увидите, что цены на бананы монопольно завышены и у вас возникнет желание написать запрос в антимонопольный комитет.

Живя в деревне или на даче, во время первых же прогулок постарайтесь составить перечень деревьев и растений в округе. Ходите не просто “гулять”, а только “записывать природу”. Этим вы увеличите словарный запас ребенка, пробудите интерес к письму, к грамоте даже двухлетнего малыша. Записывайте названия растений крупными буквами, нумеруйте их. За один акт инвентаризации делайте не более 5 - 10 записей. Пусть малыш наблюдает, а потом он будет ваш список время от времени просматривать. Примерно так же развивал отец знаменитого Авиценну, делая описи налогов и имущества горожан. Каждый год ваш малыш будет потом составлять опись вашего сада - огорода. К пяти годам он сможет составить весь список самостоятельно. Перечень садовых и огородных культур ребенок может составить в виде рассказа.

Что нужно для развития детей?

Азбука. Если вы возьмете с собой на дачу “магнитную азбуку”, или азбуку на карточках, и будете доставать по одной букве в день, то через месяц ваш двухлетний малыш будет знать все буквы. Пройдет еще немного времени, и он начнет составлять простые слова из букв азбуки - этого универсального конструктора. Открытки с изображениями растений, цветов и плодов помогут вам превратить прогулки в новую увлекательную игру, которую можно назвать “путешествие Дарвина”. Взяв с собой несколько открыток, попробуйте сделать так, чтобы ваш малыш нашел на вашем участке или в окрестностях вашей дачи изображенное растение или цветок. Запишите это открытие в “Дневник прогулок” (другие названия: “Журнал путешествий” и др.). Ведение дневника. Если вы будете вести “Дневник прогулок”, то малыш в дальнейшем часто будет просматривать его. Как показали наши наблюдения, дети легко запоминают записанное в их присутствии, и потом в течение нескольких лет просматривая записи, вспоминают и переживают заново свои летние открытия. Установлено, что ранее ведение дневников - лучший способ саморазвития гениев.

Альбом для рисования, карандаши и краски.

Возьмите с собой на дачу как минимум два альбома для рисования. Даже если вы не умеете рисовать, идите “рисовать природу” или “собирать природу в альбом”, покажите малышу, как рисовать “с натуры”: остановитесь где-нибудь и нарисуйте что-нибудь, самое простое, например, одуванчик, гриб, дерево, пенек... Ваш пример запомнится ребенку на всю жизнь, а мастерства он сам постепенно достигнет, сложное сам нарисует в будущем. Играйте “в Репина” - когда рисуете людей, “в Шишкина” - когда рисуете деревья и речку, “в Айвазовского” - когда рисуете море или озеро.... Пусть ребенок заранее привыкает к именам великих русских художников - потом, холодной зимою, когда вы ему принесете репродукции картин, он, естественно, будет сам стремиться превзойти их в мастерстве. Главное - забудьте про обычные раскраски - нет более коварного средства убить талант художника в ребенке, чем разного рода раскраски. Для детей старшего возраста приобретите легкий мольберт или изготовьте нечто вроде него. Детям очень интересно рисовать с натуры. Помните, что древние говорили, что хорошо рисовать - значит хорошо мыслить.

Фотоаппарат

Одновременно с освоением рисования с натуры, можно рекомендовать фотоохоту с обычным фотоаппаратом. Сейчас появилось много новых типов цифровых фотоаппаратов, которые имеют память, вмещающую 60 и более кадров. Придя с “фотоохоты” ребенок сможет сразу же распечатать свою добычу на принтере в формате обычного листа - А4. Можно рекомендовать принтер “Epson Stylos Pfoto” и другие, дешевле в два - три раза, которые позволят к концу лета подготовить прекрасный цветной альбом от любительских до почти профессионального качества. Кстати, если вы проживаете в дачном поселке, то сможете “открыть” вместе со своим ребенком “фотоателье”, которое, возможно, окупило бы ваши затраты на приобретение компьютера и принтера, так как стоимость изготовления фотоизображений большого формата весьма прибыльное дело. Если даже ваше “ателье” будет условным, ваш ребенок приобретет бесценные качества предпринимательства.

Книги.

Воспитывайте у детей интерес к книгам, хотя это нелегко. Иное дело телевизор - к нему нельзя приучать, это точно. Иначе развитие вашего ребенка полностью уйдет из-под вашего контроля - вы просто потеряете, подарите своего ребенка “чужим дядям” на телевидении, с планами сформировать для себя полностью манипулируемый электорат или управляемый рынок.

Электрическая пишущая машинка (ЭПМ).

Если вы достанете напрокат на лето такую машинку, и возьмете с собой побольше бумаги, то даже двухлетний малыш сможет научиться за лето чтению и печатанию на ней - буква за буквой, но главное - научиться творчеству, чего не дают пока ни в детских садах, ни в школах. Для ребенка ЭПМ - очень удобный и эффективный универсальный конструктор для составления слов из букв. Те родители, кто не имеет возможности использовать ЭПМ, может имитировать процесс печатания с помощью азбуки на карточках или магнитах, где-нибудь на видном месте, чтобы взрослые могли похвалить малыша за его произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация родителей на тему "Лето"

В статье собранны рекомндации для комфортного проведения лета с детьми....

Стихи о лете. Родителям на заметку.

Стихи о лете для средней группы детского садаПрекрасная пора для веселья и отдыха! Конечно, лето! Стихи о лете, каникулах, купании в реке, о ромашковых лугах и цветочных венках вы прочтете в эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЁНКА ЛЕТОМ

   Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольше...

Консультация родителям. Подвижные игры летом на даче.

Консультация для родителей. Организация детей на свежем воздухе на даче....

Консультации " Родителям на заметку"

Консультации для родителей детей с ОВЗ....

Родителям на заметку «Безопасное лето»

Рекомендации по вопросам безопасности жизнедеятельности в летний период во время пребывания на природе...