Как научить ребёнка одеваться
статья (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Умение одеваться быстро и легко, как ни какое другое умение или знание в младшем дошкольном возрасте дает ребёнку окрыляющее чувство уверенности в себе, помогает почувствовать себя немного взрослым и значит, совершенным. Нет, не надо бояться, что он станет слишком самостоятельным и отдалиться от вас, наоборот проникнется большим уважением и доверием, увидев, что ваша нежная забота о нем выражается и в понимании его проблем, в разумной помощи при их решении.
Поэтому, я предлагаю выбрать простые подходящие вещи для ребёнка и показать ему как можно без помощи взрослых можно справиться с ними. Если описанные вещи имеются, - найдите или создайте в каждой из них «точку отсчета», от которой будет исходить последовательность надевания конкретного предмета. Это может быть какая-то особенность готовой вещи, как например, шов или созданная вами метка, штамп, аппликация.
Покупая новую вещь, вы можете предложить ребёнку её разглядеть, обратив его внимание на особенности оформления: расцветку, рисунки, расположение молний, нашивок, какая ткань на ощупь, какая на звук и пр. Это знаки качества вещи и для вас при её покупке. Так что, ребёнок не только сможет запомнить свою вещь, что важно в условиях детского сада, полюбить её, что важно для самого процесса одевания, но и обнаружить те самые «точки отсчета» и даже подсказать их вам.
Ещё неабстрактное детское мышление требует особого внимания при рассматривании одежды, в детской голове пока отсутствует понятие «куртки» или «колготки» вообще, есть куртка красная с девочкой на груди зимняя, куртка голубая с аппликацией из шариков, запасная и т.д. Ребёнок понимает, что всё это куртки, но он не может представить себе некую абстрактную вещь этого класса. В этой покаещёвнеклассовости заключено волшебство детства, - все такое новое и такое особенное для него, а для вас удобный случай обратить его простое восхищение в непосредственную пользу для него же.
Пусть при одевании ребёнок работает обеими руками, собирая, натягивая на ногу и подтягивая колготки или брюки на живот. Проговаривайте каждое его движение, ваши слова алгоритм действий для ребёнка которому он будет следовать, если что-то внезапно забудет. Он ещё не умеет «слушать» вещи, их вид не может ему «рассказать» о последовательности одевания, а вот вы можете. Просите его повторять и спрашиваете: «А что делаем потом?». Когда ребёнок немного разберётся с последовательностью, но всё ещё не уверенный в собственных силах будет сбиваться, вы можете его подбодрить, в шутливой форме, например, предложив неправильную последовательность надевания вещей. Дети любят улыбаться, и как взрослые они хотят это делать особенно тогда, когда осознают собственную правоту, да и разве это правильно, чтоб одевание было тяжелой работой?
Утепленные брюки с грудкой на подтяжках, безусловно, являются приоритетной одеждой для низа в холодное время года. При их выборе, помимо всего прочего, обратите внимание на ширину штанин, ваш ребёнок не только должен легко помещаться в них, но и иметь достаточный запас для движения. Подтяжки на брюках должны иметь три конца, либо четыре перекрещенных, чтобы не сваливаться с плеч и удобную регулировку натяжения. Лучше всего приобрести минимум пару брюк: одни для носки на прогулки, другие для походов в гости, домой и прочее. Учитывайте то, что во время прогулки ребёнок меньше всего думает о чистоте, сухости и целостности его одежды и не требуйте от него иного, для прогулок с мамой за руку свое время и свои отдельные брюки.
Джинсы на зиму и любое другое время года я нахожу не лучшим вариантом для ребёнка до 3х летнего возраста, - ткань из которой они пошиты очень часто настолько жесткая, что практически ломается в месте сгибов, грубые швы на брючинах, кокетке, карманах также утяжеляют конструкцию, и любая, даже самая хорошенькая вышивка не добавляет им мягкости, не говоря уже об обилии пуговиц и клепок. Однако вы, можете не согласиться с моим мнением, а как следует поискать детские модели из довольно податливой ткани, без пуговиц, с эластичным поясом из трикотажа. Не покупайте только на то время пока ребёнок учится одеваться джинсовые комбинезоны с металлическими регулирующимися застежками, застегнуть которые довольно мудреное дело, вы ведь выбираете действительно удобную одежду для своего ребенка.
Сложная для одевания одежда обязательно появится у вашего ребёнка, но позже. Выбирая же одежду для ребёнка младшего дошкольного возраста, следует подумать и о его безопасности и комфорте. Попросите присесть и подпрыгнуть ребёнка в магазине в новой одежде, если это не возможно, - представьте, как делаете вы те же движения в чем-то подобном. Последний аргумент о красоте одежды поблекнет на фоне первой же разбитой коленки. Ваш малыш прекрасен в любой одежде, не забывайте ему напоминать об этом. Интересная одежда его только немного украшает, делает нарядным, только и всего, к тому же самостоятельный детский выбор в этом возрасте продиктован желанием подражать, а не самовыразиться, пока вы это делаете за него.
Обратите ваше внимание на брюки из вельвета, флиса, трикотажа и других достаточно мягких тканей. Постарайтесь подобрать модель с той величиной поясной резинки, которая бы не причиняла малышу неудобств, и не требовала бы дополнительных ухищрений – подтяжек, пуговиц. Если брюки одинаковые со всех сторон, нашейте или сделайте, пусть даже незаметную отметку на их передней части, руководствуясь которой, ребёнок мог бы легко надевать их. Напоминание о том, что брюки имеют сзади карманы, может не сработать, - одеваясь, ребёнок их не видит, и то, что «спереди ни чего нет» тоже не является достаточной для него информацией. Мышление в этом возрасте очень конкретное, так, что отыскивая пространство где все отсутствует, ребёнок будет держать в голове образ того самого рисунка или карманов и возвращаться к ним на деле. Дети сосредоточены на мелочах, им трудно увидеть, и тем более оценить целое.
Для девочек очень удачным вариантом является юбочка или платье, они женственны без каких-либо излишеств и невероятно удобны, если обладают достаточной шириной и заканчиваются в районе колена. Материалы из которых они шьются могут быть тоже самыми разными, в том числе и теплыми. Под юбку можно одеть леггинсы, которые столь же хороши и в сочетании с туниками, или колготки, например, хлопчатобумажные. Да, они не прилегая к ногам слишком плотно, образуя складки, но они очень удобны для малышей, в отличие от колготок с содержанием эластана, которые при надевании создают ненужное сопротивление пока ещё не очень умелым детским ручкам. Так же хлопчатобумажные колготки всегда имеют один шов спереди и два шва сзади, что может послужить отличным ориентиром для ребёнка при их надевании и даже несколько простимулировать его научиться считать. Только помните о том, что ребёнку трудно ориентироваться на то, что при одевании будет не видным, и стройте своё объяснение примерно так: «Это сколько? Один или больше?», и дождавшись правильного ответа, продолжайте, если ребёнок ещё не освоил их надевание: «Нам столько надо? Это слишком много! Давай поищем правильное количество».
И девочки и мальчики ясельного возраста чаще всего гуляют в брюках, для утепления которых хлопчатобумажные колготки подойдут без ущерба красоте. Термобельё более дорогой вариант пододевки под верхнюю одежду, его обязательно использовать, если она мембранная, если нет, то для прогулок с высокой физической активностью можно использовать шерстяную одежду, которая сохраняет тепло и во влажном состоянии. Аллергия на шерстяную одежду чаще всего возникает от использования не достаточно качественного сырья для её изготовления, и она может не возникнуть вовсе если вы купите одежду из шерсти настоящего мериноса, альпаки, кашемира. Или будите использовать синтетику, которую тоже не следует судить по её дешёвым вариантам.
При надевании куртки с капюшоном, попросите ребёнка сначала посмотреть на правильную ли сторону она вывернута. Если все в порядке, попросите отыскать капюшон, надеть его, повернуться в одну сторону, найти рукав, просунуть в него руку, затем подтянуть одетой рукой край куртки у неодетой руки и просунуть в него вторую руку. Ребёнок, поняв, что от него для того чтобы надеть куртку только и требуется, что найти капюшон просто забудет, что когда-то мог надеть её не сам. В этом и есть вся хитрость одевания, не надо показывать ни каких фокусов, следует только рассмотреть как следует вещь.
Если у куртки нет капюшона, просите ребенка отыскать петельку и надеть её на пальчик одной из рук, (куртка при этом должна находится со стороны той самой руки, ближе к плечу) второй рукой вы просите ребенка попасть в ближайший от неё рукав, ну а первой руке ни чего не остается кроме того как отправиться в свой собственный. Первые пару раз движения ребёнка будут похожи на движения собачки гоняющейся за собственным хвостом, но если его подбодрить и немного помочь, в следующий раз он уже не растеряется, даже если получится не сразу.
На время когда ваш ребёнок только постигает азы самостоятельного одевания, подберите для него трикотажные плечевые изделия надевающиеся через голову с картинками спереди и с минимальным количеством застежек. Если это будут кнопки, проверьте при покупке как легко они застегиваются, если пуговицы, - выберете те, что по толще и покрупнее или перешейте, но только на те, что подойдут к петлям. «Разносите» петли. Очень хорошо, если они пробиты достаточно далеко от края, так, чтобы маленькая пухлая ручка могла легко держать ткань, которая для удобства должна быть не слишком тонкой.
Вообще, научиться застегивать пуговицы довольно легко, так, что когда малыш научится уверенно справляться с одной – двумя, вы сможете предложить ему полностью распашную одежду на крупных пуговицах, очаровательных моделей которой, сейчас достаточно много (учите одевать её по тому же принципу, что и куртки, для ориентира используйте фабричный ярлык или пришейте на это место петельку или другую метку).
Как застегивать пуговицы? Объясняете ребёнку, что одной рукой нужно найти пуговицу ближайшую от нижнего края застежки (начинайте застегивание снизу, чтобы эту, пусть и не сложную на наш взгляд работу не пришлось переделывать), другая рука должна нащупать соответствующую ей петельку на противоположной планке. Затем, рука на пуговице может просто нажать на ближайший к руке край, а вторая рука, держась за планку у петельки, должна помочь пуговичке «пронырнуть» через петельку одним краешком. Пусть ребёнок старается, чтобы пуговица показалась как можно больше, натягивая на неё петельку. Этот момент, безусловно, тоже можно обыграть, представив пуговицу рыбкой. Но если будет пришитая пуговица будет маленькой и скользкой как настоящая рыба, вспотевшие руки начинающего рыбака не смогут за неё как следует ухватиться, а это надо будет сделать теми пальчиками, что держали ткань у петли. Далее свое положение меняет и рука нажимавшая на пуговицу, она теперь берется за край планки и набрасывает петлю или невод на «рыбку» окончательно.
То, что получалось со штанами и колготками, с майками, водолазками и подобной плечевой одеждой, надевающейся через голову провернуть не получится, потому что картинки на них, обыкновенно располагают на передней стороне, а для одевания их нужно перевернуть. Объяснить бывает трудно, особенно самому маленькому ребёнку, но попробовать сделать это стоит.
Сделать это можно сыграв с особенностями конкретного мышления ребёнка в игру. Попросите ребёнка проверить: на правильную ли сторону вывернута его кофта? Если да, пусть он разложит её ровно (т.е. не сворачивая) перед собою так, чтобы картинка была спрятана. Первое время помогайте делать это, акцентируя внимание на том, как аккуратно и ровно вы раскладываете (во время любых объяснений вы должны помнить, что в младшем дошкольном возрасте, любые «не», «кроме», «без» тяжелы для восприятия). Проверьте вместе, действительно ли картинка спряталась от вас и показалась полу, дивану, ковру, стулу? Затем, пусть ребёнок возьмется за ближайший край кофты и проденет через неё голову, убедившись, что и в этот раз рисунок на своём месте, он может спокойно и смело продевать руки через находящиеся по сторонам туловища рукава.
Учить одеваться, это и учить контролировать то, как ребёнок выглядит в целом, а не только насколько правильно он одел конкретную вещь и соответствует ли она сезону и, например, здравому смыслу. Все это в последствии может перерасти в понимание ребёнком подходят ли ему одежда в целом, но это все потом, сейчас же повесьте недалеко от входной двери удобное для ребёнка зеркало, не обязательно отдельное, ведь всем членам семьи может пригодиться зеркало начинающееся буквально от пола. И вспоминая работу, проделанную при рассматривании одежды просто закрепите увиденное: «Где должны быть замки и картинки?». Если ребёнок одевается в детском саду, где не всегда есть возможность воспользоваться зеркалом вы можете предложить ребёнку просто осмотреть себя и попробовать «прочувствовать» всем телом вся ли одежда находится на своих местах, он уже достаточно большой для этого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребёнка одеваться?
Эта статья рекомендована для родителей, затрудняющихся в том, как необходимо научить ребёнка одеваться....
Консультация "Как научить ребёнка одеваться".
Конскльтация для родителей....
Как научить ребёнка одеваться?
Эта проблема начинает заботить родителей, когда ему уже около двух лет. Близится время детского сада и очень желательно, чтобы хоть с какими-то вещами кроха справлялся сам. Нередко папы и мамы впадают...
Как научить ребёнка одеваться
Возможно,кому-то пригодится......
Буклет "Как научить ребёнка одеваться самостоятельно"
Детский возраст 2-3 года самый благоприятный для того, чтобы научить его самостоятельно раздеваться и одеваться. Это очень сложный и тяжелый процесс как для ребёнка, так и для родителей.В помощь...
Как научить ребёнка одеваться.
Как научить ребёнка одеваться....
Как научить ребёнка одеваться
Как научить ребёнка одеваться? Эта проблема начинает заботить родителей, когда ребёнку уже около двух лет. Нередко папы и мамы впадают в две крайности: одни ожидают, что ребёнок быстро научится одеват...