Главные вкладки

    Родительское собрание "Секреты психологического здоровья"
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Проведение беседы с родителями по формированию психологического здоровья дошкольников. Тренинг комфортного общения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx20.41 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                    Родительское собрание  на тему:

                                             « Секреты психологического здоровья».  

                                                                                                                                             

                                                            План проведения:

    Родители приходят в группу, которая украшена плакатами, транспорантами, шарами. Звучит классическая музыка, на партах лежат памятки для родителей. Все рассаживаются по местам, педагог- психолог начинает собрание.

                                                 Здравствуйте, уважаемые родители!

    Я начинаю нашу встречу этим обычным приветствием. Однако в нем, в обычном для каждого слове « здравствуйте» заложен  глубокий,  мудрый, позитивный смысл: быть благополучным, счастливым, а главное здоровым.

    Да! Действительно! Здоровье необходимо всем и всегда.  От него зависит наше настроение, успехи, достижения, победы.

    Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей и тема нашей встречи «Секреты психологического здоровья».

    Именно в нем, в психологическом здоровье заложен глубокий смысл успешной жизни вашего ребенка на всех ее этапах.

    Сам термин « Психологическое здоровье» неоднозначен. Он связывает две науки, две области практики медицинскую и психологическую.

    Давайте мы с вами,  сейчас определим те качества, которые присущи психически здоровому ребенку. Он какой? ( родителям предлагается  назвать эти качества. На партах лежат подсказки, предложенные психологом: дружелюбный, находчивый, веселый, смышленый, активный, самостоятельный, доброжелательный, уверенный, добрый, открытый, честный, любознательный, решительный, участливый, сопереживающий).

    Психически здоровый –  это прежде всего жизнерадостный, веселый, смышленый и общительный ребенок. И каждому из нас хочется, чтобы в будущем он вырос самостоятельным, активным, успешным, уверенным в себе человеком.

    А основы этих качеств формируются в раннем детстве. И мы, родители обязаны знать о том, как помочь своему малышу справиться с возникающими психологическими трудностями

    В большинстве своем родители не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть. « Толи возникнут, то ли нет»- думают многие. И за счет своей занятости или не внимания могут проглядеть, возможно , незначительные психические недостатки, которые в последствии могут привести к большим проблемам.

    По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время  число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10%  среди поступающих в школу. По наблюдениям педагогов начальной школы дети оказываются  все более  подготовлены  интеллектуально, и менее эмоционально устойчивы и спокойны.

    Болезненная ранимость, плаксивость, обидчивость, конфликтность и агрессия, низкий уровень самостоятельности и одновременно с тем высокая тревожность – это только часть проблем. С которыми  приходится сталкиваться педагогу начальной школы.

    Комплекс этих проблем возникает у детей не в связи с поступлением в 1 кл., а за долго до этого.

    Во  – первых   это проблема в семье. Ее можно назвать дисгармония семейных отношений.  Не полные семьи, плохие бытовые условия, конфликтные ситуации между родителями, невнимание к ребенку. Все это провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные детские страхи.

    Во- вторых     это издержки воспитания. Эдесь уместно выделить два противоположных фактора (и это безусловно факторы риска)

    1. « Ребенок – кумир семьи»

     Все разрешено, твои интересы – главные, ты – лучший.

    Что происходит впоследствии:

    Ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов. Не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни.

    2. « Как все»

    У родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Подобное положение отвечает нынешней реальности. Мама и папа целый день на работе. Вместе только вечером  или в выходные дни. Но и у родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство старших.

    Подобное отношения приводят к неуверенности в своих силах , низкой самооценке, подавленности или агрессии и др. неблагоприятным проявлениям.

    Педагог – психолог предлагает  анализ  теста. ( Предварительно родители отвечали на вопросы теста « Хорошие ли вы родители?». Цель теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи теста: выяснить. Насколько важна для родителей забота о детях.)

    А так же поиграть в игру « Узнай своего малыша» ( Предварительно детям задавался вопрос. Чем ты любишь заниматься с родителями в свободное время? Ответы записывались на отдельный бланк. Педагог  читает ответы, а родители узнают ответ своего малыша.)

                             Как сохранить психическое здоровье дошкольника  

    Прежде  всего родители должны знать границы психоэмоциональных  возможностей своего малыша и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной системы.

    Опасность развития неврозов часто заключается в том, что взрослые, пытаясь выработать у малыша сдержанность, умение затормозить свои желания применяют метод запретов. Но в силу возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он стремиться познать окружающий мир, проявить самостоятельность. Но эти активные действия наталкиваются на   жесткий запрет: « Нельзя», « Не делай», « Не ерзай» .

    Постоянный контроль и запреты создают перегрузку тормозного нервного процесса, который у ребенка очень слаб . Желание « действовать и говорить» наталкивается на  торможение процесса активности. Если такие перегрузки повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.

    Дошкольный возраст невропатологи называют колыбелью неврозов, периодом упрямства. Потому, что ребенок бурно протестует против многочисленных запретов . которые ставят взрослые на пути его познавательной и двигательной активности.

    А если это сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием запрет приобретает характер психотравмы. Возникает конфликт между ребенком и родителями. Отсюда возникает истеричность, плач, крики или замкнутость и агрессивность.

    Конечно, при необходимости, детей надо наказывать. Предварительно объяснив « за что». Можно временно лишить игрушек, сладостей и т.д. Если ребенок наказан например отцом, лучше, чтобы наказание отменил тоже он. Иначе в дальнейшем, дети перестают считаться с требованиями взрослых.

    Следствием потрясения или конфликта с окружающими может быть невроз навязчивых состояний.

    Навязчивыми бывают страхи, воспоминания, поступки, действия в виде дурных привычек (бесконечного шмыгания носом, постукивания рукой или ногой, кивания головой и т.д.)

    Ребенок может сильно испугаться  во время пожара или грозы. Ужас охватывает малыша при внезапном появлении лающей собаки. Чувство страха может появиться в зоопарке или в цирке, где демонстрируются крупные хищники.

    Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующей ситуации. Если ребенку предстоит встреча с не понятным, но впечатляющими  воздействиями ( посещение зоопарка), то малыша надо к этому подготовить и по необходимости ограничивать зрелищные и другие впечатления.

    Невроз детского страха возникает иногда в результате просмотра кинофильмов, телевизионных передач. Родителям необходимо контролировать, какие передачи смотрит ребенок. В какие игры он играет.

    Сказки, рассказы, стихотворения, песни должны быть понятными и доступными и не   устрашающими.

    Телевизор и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Во многих семьях телевизор включен целый день. Зачем? Просто так.  Для фона « чтобы не было скучно». А рядом играют дети и то – же просто так смотрят все подряд. Однако « что» и в каких количествах льется на ваших детей из современного « голубого экрана», никому объяснять не надо.

    Тяжелой психической травмой для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить происходящее, не в состоянии без потрясения перенести уход из семьи матери или отца.

    У таких детей часто наблюдается резко выраженное истощение нервной системы.

    У детей – невротиков отмечается неуверенность в своих силах. Ослабление воли, памяти, внимания, нарушения сна.

    Основной принцип профилактики неврозов у детей – это разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.

    Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать, лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами « пожалуйста», « будь добр» Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева. Наиболее уместен ровный, спокойный тон.

    Родителям полезно помнить простую истину: неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно лечить.

    А кто, как не вы, родители, лучше знаете своих детей. И не даром  говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми.

    Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него – это естественное состояние.  Играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет  творческие силы, развивает способности.

    Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят. Пусть это будут настольные игры, игры со строительным материалом, сюжетно- ролевые , музыкальные и театрализованные. Все они служат развитию всех познавательных процессов, находчивости, умению управлять собой и подчиняться правилам.

    Мой призыв на сегодняшнем собрании к вам « Играйте с детьми – это замечательно  оздоравливает  отношения!».

    Педагог – психолог  предлагает провести  с родителями тренинг комфортного общения.

                                                     Тренинг комфортного общения

    Сколько раз статистика пыталась подсчитать.  Какое количество времени родители уделяют ребенку каждый день?  Цифры не утешительны:  самое  большое – 3 ч. В день. И это не целенаправленное общение с ребенком. А только время, которое он проводит с родителями – завтрак.  Ужин, дорога в детский сад и обратно, укладывание спать и т.д.

    Как сделать общение с ребенком позитивным и конструктивным, чтобы даже полчаса приносили пользу и радость родителям и ребенку?

    Перед тренингом  психолог просит родителей ответить на вопросы ( в письменном виде)

                                                                        Вопросы:

    1. О чем Вы говорите с ребенком по дороге в детский сад?

    2. О чем Вы говорите с ребенком по дороге из детского сада?

    3. Знаете ли Вы какая из воспитательниц нравится вашему ребенку больше?

    4. Знаете ли Вы, с кем дружит ваш ребенок?

    5. Знаете ли Вы любимую сказку вашего ребенка?

    6. Во что любит играть Ваш ребенок?

    7. Чего боится Ваш ребенок?

    8. куда Вы в последний раз ходили вместе с ребенком?

    9. Что больше всего огорчает Вашего ребенка?.

    10. Что больше всего радует Вашего ребенка?

    Тренинг комфортного общения проходит в форме проигрывания и анализа ситуации, принятия решений.

    Ситуация  1. « Купите мне собаку,  пожалуйста». Один из родителей – ребенок. По очереди он подходит к каждому и просит купить собаку. Задача родителей – объяснить ребенку, почему они не могут этого сделать, и предложить ребенку альтернативу покупки собаки.

    Ситуация  2. « Это не я». Один из родителей – «ребенок», он совершил что-то недозволенное. Его в этом уличают. Задача ребенка – не сознаваться, задача родителей сделать так, чтобы ребенок сказал правду.

    Ситуация 3. « Меня обижает Сережа». Трое родителей – «дети»: одна « девочка» и два « мальчика». «Дети» по очереди подходят к родителям и жалуются: «Меня обижает Сережа. Что мне делать?» Родители по очереди выясняют, как их обижает Сережа, и дают советы, как с ним справиться.

    Ситуация 4.  « Я в сад не пойду».  Несколько родителей – «дети». «Дети» сидят на полу и хором говорят я «Я в сад не пойду!» Задача родителей – сказать или сделать нечто такое, после чего дети спокойно пойдут в детский сад.

    Проигрывая различные ситуации,  психолог помогает родителям посмотреть на мир глазами ребенка, найти с ним общий язык. Избежать конфликтов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние детско – родительских отношений на психологическое здоровье детей

    Сценарий родительского собрания в старшей группе с участием детей....

    Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

    В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

    Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

    Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

    Родительское собрание "Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи"

    Родительское собрание "Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи" Цели:сформировать у родителей понятие о здоровье как многоаспектной характеристике;показать роль стиля воспитания в сохранении...

    Родительское собрание "Психологическое здоровье ребенка"

    Как заниматься с ребенком в саду и дома, чтобы сохраниьть его психологическое здоровье...

    Родительское собрание "Психологическое здоровье ребенка"

    Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет собой динамическую совокупность психических свойств, обесп...

    Родительское собрание "Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи"

    Родительское собрание "Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи"...