консультация психолога "Эмоционально – волевая готовность к школе".
статья по теме

Валеева Альбина Рамельевна

Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.                                                              Эмоциональная готовность заключается в радости ожидания обучения в школе. Эмоциональные свойства: сочувствие, сопереживания и др.

    Волевая готовность – это способность соподчинять свои мотивы, управлять свои поведением.

Предполагает умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём.

Положительное отношение к целям деятельности, принятие их. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.

   Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен управлять своим поведением, умственной деятельностью.

   К шести годам происходит оформление основных компонентов волевого действия недостаточны развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов.

Исходя из этого, взрослый должен:

а) ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял  её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении;

б) приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

г) воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх – головоломках и т.д.

   У ребёнка должна быть сформирована организованность. Умение организовывать рабочее место, своевременно начинать работу. Уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы. У детей рано или с запозданием пришедших в школу могут наблюдаться кризисные фазы (см. схему).

 

Фазы кризиса 6 – 7 летнего возраста у первоклассников, рано пришедших в школу.

 

 

 

 

Докритическая фаза

Ребёнок очень удовлетворён игрой.

Субъективно ребёнок может стремиться к школе (как результат подготовки), но объективные предпосылки ещё не сформированы.

 

 

Критическая фаза

Ребёнок приходит в первый класс с несформированными предпосылками перехода от игровой деятельности к учебной. Получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в учебной деятельности, и по – прежнему тянется к игре.

Ребёнок испытывает неудовлетворённость своим общим поведением, положением, переживает эмоционально – личностный дискомфорт.

В поведении появляется негативная симптоматика, направленная на учителей и родителей.

 

 

Послекритическая фаза

Ребёнок вынужден наравне с учебной заниматься игрой.

В этих условиях восстанавливается эмоционально – личностный комфорт, сглаживается негативная симптоматика.

Но отставание, начавшееся в 1 классе, может накапливаться, обуславливая неуспеваемость ребёнка в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_psihologa.docx1 байт

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения на развитие интеллектуальной и волевой готовности к школе»

Использование данных упражнений помогут педагогам и родителям в подготовке детей к обучению в школе. Упражнения направлены на развитие мышления, памяти, внимания, умения действовать согласно инструкци...

Диагностика волевой готовности к школе

диагностика дошкольника...

«Эмоционально-волевая готовность к школе»

Уже с раннего возраста мамы учат детей читать, считать, решать и писать, но этого, явно, мало.При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника....

Итоговое занятие по развитию эмоционально-волевой готовности к школе посредством игровой деятельности

Тема: «Возвращение Вовки из тридевятого царства»Цель: поддерживать мотивационную готовность дошкольников к обучению в школе.Задачи. ОО Познавательное развитие: показать важность и значимос...

Эмоционально-волевая готовность к школе.

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовр...