«Упражнения на развитие интеллектуальной и волевой готовности к школе»
методическая разработка на тему

 Ирина Владимировна Дмитриева

Использование данных упражнений помогут педагогам и родителям в подготовке детей к обучению в школе. Упражнения направлены на развитие мышления, памяти, внимания, умения действовать согласно инструкции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Упражнения на развитие интеллектуальной и волевой готовности к школе».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 
Какие ассоциации вызывает у вас слово первоклассник? Давайте назовём по одной ассоциации. Например, у меня слово первоклассник – это первый звонок. А у вас?

     Вы многое сейчас вспомнили, всё это действительно напоминает нам о школе. 
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка, да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. 
     Все дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного, для другого ещё сложно. Поэтому так важно родителям понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему будут учить в школе, а надо развивать его предпосылки к обучению.  Нужно помнить, что делать это нужно с помощью игры - ведущей деятельности дошкольника.

     В игре формируются предпосылки универсальных учебных действий, такие как функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.
Игра способствует  произвольному и волевому развитию ребенка.

  В последнее время, консультируя родителей по вопросу готовности детей к обучению школе, я заметила, что большинство родителей нацелены только на обучение ребёнка чтению, письму, счёту. И не уделяют особого внимания развитию таких значимых компонентов психологической готовности к школе как – интеллектуальной и эмоционально-волевой готовности.

Что включают в себя данные компоненты, вы можете увидеть на слайде.

Эмоционально-волевая готовность:

  • Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Интеллектуальная готовность:

  • Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;
  • Умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности
  • Умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
  • Умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;
  • Усвоение нового правила;
  • Перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное.

    Поэтому на родительских собраниях я знакомлю родителей с играми и упражнениями, которые помогут в развитии интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной готовности детей к обучению в школе. В ходе таких практических собраний родители учатся правильно преподносить инструкцию, начинают ориентироваться в играх и упражнениях, то есть самостоятельно могут определить, какая игра или упражнение поможет ребёнку в развитии той или иной функции. Такие практические собрания нашли положительный отклик среди родителей.

Сейчас мы с вами выполним некоторые игры и упражнения.

Разминка «Слово на ладошке»

«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки). Так как все дети у нас будущие школьники, давайте поищем слова в портфеле.

Установление связей

Ребенок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве.

  • - линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка)
  • - лампа стоит на столе, а стол… (под лампой)
  • - Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы)
  • - арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза)
  • - кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше)

«Группируем предметы»

Направлено на умение группировать предметы по определённому признаку.

Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

Я буду называть определённый признак, а вы должны подобрать группу подходящих предметов к этому признаку.

  • металлические предметы,
  • съедобные,
  • тяжелые,
  • мягкие,
  • белые,
  • круглые,
  • длинные,
  • деревянные,
  • маленькие,
  • прямоугольные,
  • которые можно повесить.

«Действия с фигурами»
Направлено на развитие произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.
«Нарисуйте в ряд 7 одинаковых кругов (квадратов или др.). Инструкция: «Будьте внимательными, закрасьте сверху вниз первый, третий и шестой круги». Можно усложнить задание, не закрасить, а заштриховать, назвать определённые цвет для штриховки, направление.

«Раскрась кубики» - на развитие логического мышления.

 Раскрасьте кубики так, чтобы синий был левее красного, а красный левее зелёного.

 Раскрасьте кубики так, чтобы красный был между  синим и зелёным, и синий был ниже красного.                                                                              

«Слушаем и рисуем»

Развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции.

Детям необходимо прослушать рассказ и нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.

«В воскресенье слепил Дед Мороз трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один снеговик получился большой, другой -  поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. Первому в руки дал метлу, второму – почтовую сумку, а третьему не чего не дал».

«Самый главный человек»

Сейчас, заглянув в коробочку вы увидите портрет самого главного человека в мире.

(Ребенок заглядывает в коробку, видит там собственное отображение в зеркале и делает вывод, что самый главный человек на земле – это он).

Такие игры способствуют развитию у детей предпосылок универсальных учебных действий, а также развитию эмоционально-волевой сферы необходимой для успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация психолога "Эмоционально – волевая готовность к школе".

Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.           ...

Диагностика волевой готовности к школе

диагностика дошкольника...

«Эмоционально-волевая готовность к школе»

Уже с раннего возраста мамы учат детей читать, считать, решать и писать, но этого, явно, мало.При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника....

Итоговое занятие по развитию эмоционально-волевой готовности к школе посредством игровой деятельности

Тема: «Возвращение Вовки из тридевятого царства»Цель: поддерживать мотивационную готовность дошкольников к обучению в школе.Задачи. ОО Познавательное развитие: показать важность и значимос...

«Сборник игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школьному обучению»

laquo;Сборник игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школьному обучению»...

Буклет для родителей и педагогов "Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе"

Буклет для родителей и педагогов "Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе"...