дифференциация сходных состояний в раннем и младшем дошкольном возрасте
материал по теме

Минеева Татьяна Николаевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Дифференциация сходных состояний

в раннем и младшем дошкольном возрасте»

        Дифференциальная диагностика является серьезной проблемой разграничения сходных состояний.

        Неговорящим, т. е. «безречевым» может быть ребенок с нарушением слуха, умственно отсталый, алалик, ребенок с органической задержкой психического развития, аутичный ребенок, т. е. при различной локализации нарушений может наблюдаться сходня симптоматика. В первую очередь нужно исключить патологию со стороны органов слуха, ребенка направляют на аудиограмму, затем на первый план выступает задача изучения интеллектуального развития ребенка. С этой целью проводят специальное обследование и ребенку предлагают решить ряд наглядно-практических задач.

        

Задания м.б. следующими:

 

  1. Совместная игра с ребенком.

Инструкция: лови или кати мяч, шарик.

Цель: выявить способность к эмоциональному контакту и ситуативно-деловому сотрудничеству.

  1. Собери пирамидку.

Предлагают пирамидку – до 2,5 лет из 3 колец,

                                             2,5 -3 года – 4 кольца;

                                                       5 лет – 8-10 колец.

 Цель: исследовать способность к адекватным предметным действиям и к ориентировке в величине.

До 2,5 лет ребенок может собирать пирамидку без учета величины, после 2,5 лет учитывается величина.

  1. Собери матрешку.

2- 2,5года – двух составная матрешка;

2,6 – 3года – трех составная матрешка.

 Цель: исследовать способность к ориентировке в величине и к соотнесению части и целого.

  1. Доска Сегена закрой окошечки (с 2 лет.)

Цель: исследовать ориентировку в форме.

       

  1. «Почтовый ящик или коробка форм» - (с 2,6 лет.)

 Цель: исследовать способность к ориентировке в форме и к пространственному оперированию предмета.

  1. Собери картинку.

с 2-2,6 лет дают картинку без фона. Если ребенок затрудняется сложить целое, то для опоры предлагают целостную картинку.

С 2,6 лет дают картинку с фоном

После 3 лет картинку делят на 3 части по вертикали,

В 4-5 лет на 4 части,

5-6 лет на 4 части по диагонали,

6-7 лет сложная конфигурация, типа пазла.

Цель: исследовать целостность восприятия.

  1. Найди пару – работа  с парными картинками:

2-2,6 лет предлагают 2-4 картинки;

2,6-3 года от 4 до 8 картинок.

Цель: исследование зрительного гнозиса, способность к установлению тождества между предметами.

  1. Цветные кубики – ребенку предлагают различные по сложности инструкции:

с 2 до 2,6 лет – дай такой же, найди одинаковые;

2,6 -3 года – назови какого цвета кубик.

Цель: исследовать ориентировку в цвете.

  1. Конструирование

2-2,6 года по подражанию, простые постройки (дом, мост, стол); из палочек по подражанию забор, молоточек, ворота;

2,6 -3 года по образцу- закрыться экраном, построить постройку и ребенок выполняет по образцу (башня), из палочек( треугольник, квадрат, домик).

Цель: исследовать конструктивный праксис, к анализу строения предмета, к синтезу элементов.

     10. Покатай тележку, машинку – веревочка не завязывается, а только продета, не завязана, ребенок должен догадаться, что нужно потянуть за оба конца одновременно. Повторно, вдевают веревочку, закрывшись экраном.

        

     Е. А. Стребелева разработала методику ранней диагностики умственно отсталых детей и предложила оценку в баллах:

- (4 балла – ребенок действует самостоятельно, достигает результата, владеет способами примеривания и зрительной ориентировки;

- 3 балла – ребенок использует большое количество проб и примериваний, нуждается в небольшой помощи взрослого, хорошо принимает помощь;

-2 балла – ребенок использует пробы и примеривания, но не находит правильного решения, помощь мало эффективна;

-1 балл – действует силой, допускает неадекватные действия, результата не достигает даже с помощью взрослого).

40-33 баллов – средняя норма;

33-24 балла – ЗПР;

24-14 баллов – легкая умственная отсталость;

14 баллов – тяжелая умственная отсталость.

        

     При анализе ориентируются на следующие критерии:

1.Как ребенок принимает и понимает инструкцию:

 а) словесную;

 б) жестовую.

Насколько адекватны его действия.

        

     Дети с нарушенным слухом не понимают словесную инструкцию, но хорошо понимают жестовую инструкцию.

     Дети с сохранным слухом и интеллектом понимают и выполняют инструкцию.

     Ребенок со сниженным интеллектом инструкцию слышит, выполняет простые указания, но при выполнении заданий улавливает лишь предлагаемую форму активности, т. е. он что-то делает, но не понимает инструкции, действия хаотичны.

2.Каким способом ребенок решает наглядную задачу:

а) действует силой, без учета признаков (до 1,6 лет);

б) использует практические пробы (завершенные действия, норма после 1,6 лет);

в) использует примеривания – 2 года;

г) действует по зрительному соотнесению – 3 года.

      До 5 лет  это основной способ проб и примеривания, после 5 лет все перечисленные задания должны выполняться путем зрительного соотнесения.          

3. Как ребенок принимает и использует помощь взрослого.

        

     Ребенок с сохранным интеллектом, активно использует пробы и примеривания, а в некоторых случаях зрительное соотнесение. Продуктивно использует помощь взрослого.           Дети с нарушением интеллекта действуют силой, используют пробы и примеривания, не достигают результата, даже с помощью взрослого.

4. Как ребенок общается, вступает ли в эмоциональный контакт и сотрудничество с взрослым. Какие средства общения использует.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

Обследование состояния развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель обследования - выявление уровня речевого развития каждого ребёнка на начало и конец учебного года....

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Кружок "Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку" 1 младшая

Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состо...