Игра дошкольников в условиях семейного воспитания
методическая разработка по теме

Холина Наталья Владимировна

 При правильном руководстве  со стороны родителей и педагогов детского сада способны формироваться игровые навыки у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument4.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

                      Консультация для родителей:

«Игра дошкольников в  условиях семейного воспитания».

    Дома у детей больше времени для игр, чем в детском саду. Причём в семейной обстановке общение взрослых с ребёнком осуществляется в обстановке общение взрослых с ребёнком на фоне доверительных отношений. Даже маленький дошкольник может принимать участие в домашнем труде, который в этом возрасте ещё является фактически игрой.

   При правильном руководстве  со стороны родителей и педагогов детского сада способны формироваться игровые навыки у детей во время прогулок, семейных праздников, обыденных домашних дел. Например, во время стирки мать может предложить трёхлетнему сыну или дочке кукольное корыто, мелкие предметы, показать, как надо стирать, поощрить его действия, подбодрить, похвалить за старания, а вечером за семейным ужином рассказать, как хорошо трудился Саша (Оля). Можно попросить ребёнка помыть в этом же корытце куклу, мелкие игрушки. Старшему дошкольнику такая работа уже хорошо знакома,  и он способен выполнять её самостоятельно.

   Взрослые должны понимать, что ребёнку важно с самых ранних лет не только овладевать трудовыми навыками, но и быть причастным к делам и заботам взрослых.

   Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, устраиваемых в повседневной жизни.

   В семье ребёнок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. Живя в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «Семью». В свою очередь, отражающие быт семьи, взаимоотношения между её членами могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, внимания, нежности, чуткости, отзывчивости ко всем окружающим.

   Большинство взрослых понимают игру широко, не придавая особого значения её воспитательной роли: «В первую очередь игра знакомит ребёнка с окружающим миром, а потом воспитывает разные навыки», «По-моему, игра важна для развития», «Для сына игра – что для меня работа», «Играя, они привыкают к труду».

   Родители старших дошкольников отдают предпочтение играм, способствующим формированию познавательной сферы ребёнка, подготовки его к школе. И покупают главным образом «умные» игрушки: настольно-печатные, электрифицированные, механические.

   На долю младших дошкольников выпадает лишь одна треть игрушек, развивающих логическое мышление, фантазию, творчество.

   Стремясь с ранних лет готовить ребёнка к школе, родители вместо игр занимают его беспорядочным чтением книг, обучением письму, счёту, чтению. Некоторые молодые неуверенные в себе мамы и папы, боясь, что игра подорвёт их авторитет, помешает воспитывать сына или дочь в строгости, игнорируют игру как воспитательное средство. Они прибегают в основном к назиданию, морализации, забывают о великой силе игрушки, юмора. Один ребёнок, несмотря на то, что ему внушают, наказывают его, растёт непослушным.

   Родители воспитывают детей в процессе повседневного общения. Это осуществляется естественно, каждодневно, но вместе с тем и стихийно. Они уделяют много времени физическому развитию детей, особенно маленьких. Однако  решаться должны и другие воспитательные задачи. В бытовой деятельности взрослым понятна необходимость помочь ребёнку (одеться, раздеться, накормить, уложить). Цели и задачи игры для людей, не знакомых с педагогикой, не лежат на поверхности. Они скрыты за действиями ребёнка с игрушками, а потому и не осознаются как педагогически ценные.

   Большинство отцов и матерей убеждены: если игра – самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в неё вмешиваться. Ребёнок должен самостоятельно играть сам. Главным средством развития игры многие считают приобретение игрушек. Приведём примеры типичных высказываний родителей: «В руководстве игрой дочь не нуждается. Она сама нас вовлекает в игру. Мы у неё в подчинении», «Руководить игрой? Ребёнок должен играть сам!», «Обычно мы не вмешиваемся в игры, дети играют самостоятельно».

   Взрослые не всегда осознают, что для ребёнка любого возраста важно даже самое малое участие в игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Социологи отмечают: общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, наблюдая за ростом и развитием ребёнка, глубже понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию.

   Интересны в этом плане впечатления родителей, периодически играющих с детьми: «Игра с сыном даёт мне ощущение радости, семейного счастья», «Играя с сыном, открываю в нём новые удивительные черты характера, которые в повседневной суете не заметишь», «Испытывать радость от общения с детьми. Игры способствуют росту духовного родства между нами», «Узнаю себя в играх дочери. Знаю на какую тему поиграть с ней в другой раз». Как известно, игрушка является одним из условий развития игры дошкольника.

   В детском саду большое значение придаётся подбору игрушек по возрастному принципу. В семье этого не придерживаются. Родители не понимая значения игры, покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну, стоимость. В доме всегда есть игрушки, подаренные друзьями, родственниками родителей. Как правило взрослые не задумываются о педагогической целесообразности, главное – доставить ребёнку радость, сиюминутное удовольствие.

   В результате у девочек скапливается много кукол, не всегда обеспеченных домашней кукольной утварью, у мальчиков – всевозможные  игрушечный транспорт и оружие. Такие наборы при отсутствии руководства со стороны родителей ведут к однообразным сюжетам, бедным по своему содержанию играм: у девочек – в основном в «Семью», «Детский сад», у мальчиков – в «Воинов», «Шофёров».

   Игры мальчиков дома практически бессюжетны. Весьма непопулярны среди них игры с куклами и с мягкими игрушками, отображающими людей и животных. В результате в детском саду они пытаются уклониться от сюжетно-ролевых игр, например в «Семью».

   Покупая игрушки для «девочек» и для «мальчиков» родители тем самым формируют игровые интересы детей. Получая то, что предлагают, ребёнок активно подражает действиям отца или матери, их труду, привычкам поведения, отношению к окружающим. Психологами установлено: в младшем дошкольном возрасте мальчики по предложению воспитателя играют с девочками, но постепенно интересы расходятся, и к семи годам лишь незначительная часть мальчиков включается в игры с девочками, например в «Семью». Причём ребёнок выбирая роль папы, не знает, что ему нужно делать и потому старается уклониться от сюжетно-ролевой игры, предпочитая бегать, кричать, размахивать игрушкой. Такие игры отрицательно влияют на неокрепшую нервную систему ребёнка, и ведут к одностороннему развитию ребёнка. Предметом особого разговора педагога должны быть игры с использованием строительных наборов. Пап и мам не привлекает этот вид игрушек своим не броским оформлением, а их педагогической ценности они не понимают. И в результате лишают детей конструкторных наборов и строительных наборов, способствующих развитию мышления, фантазии, творчества.

   Весьма типично для семейного воспитания изобилие игрушек не отвечает духовным запросам.

   Дети, особенно младшего и среднего возраста, часто ломают игрушки из любопытства, с целью узнать «что там внутри». Но можно наблюдать и пренебрежительное отношение дошкольников к игрушкам. Не замечая взрослых, они отвечают: «А у меня лучше есть», «Мне мама ещё купит». Половина родителей и не пытаются отремонтировать игрушки, которые поломались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игра дошкольника в условиях семейного воспитания»

Этот материал поможет родителям найти интересные занятия для своих детей дома...

Консультация для родителей. «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в условиях семейного воспитания с помощью разных информационных источников»

Даны родителям рекомендации по использованию разных информационных источников (художественной литературы, музыкальных произведений, периодических изданий, интернет - ресурсов) по формированию основ зд...

Консультация для родителей «Игра дошкольника в условиях семейного воспитания»

Большинство взрослых понимают игру широко, не придавая осо­бого значения ее воспитательной роли....

«Формирование основ ЗОЖ у дошкольников в условиях семейного воспитания через информационные источники»

«Формирование основ ЗОЖ у дошкольниковв условиях семейного воспитаниячерез  информационные источники»...

Игра дошкольника в условиях семейного воспитания.

Этот материа будет полезен воспитателям детских садов при работе с родителями....

Статья "Игра дошкольников в условиях семейного воспитания"

Статья "Игра дошкольников в условиях семейного воспитания"...

Консультация для родителей.«Игра дошкольников в условиях семейного воспитания»

Дома у детей значительно больше времени для игр, чем в детском  саду. Причем в семейной обстановке общение взрослых с ребенком осуществляется на фоне доверительных, теплых отношений. Неумени...