Для родителей
консультация по теме

Рассказова Елена Геннадиевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Если ребенок не произносит  к 3 годам большинство

звуков (более 10 - 15).

Если ребенок к 4,5 годам не произносит звуки:

[С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].

Если ребенок к 5 годам не произносит звуки:

[Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’].

Если у Вашего ребенка ДЦП

(детский церебральный паралич) – в любом возрасте.

Если Ваш ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.

Если у Вашего ребенка расщелина губы - неба –

в любом возрасте.

Если у Вас нарушение звукопроизношения,

Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте.

Если у Ваших родственников случился инсульт

или произошла черепно-мозговая травма,

то необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как

только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ

Многие малыши не выговаривают половину звуков. Чтобы избежать этого, нужно каждый день делать упражнения для артикуляционного аппарата.

Есть даже специальная песенка (чтобы веселей заниматься). Она дает хорошую нагрузку губам, языку, щекам, гортани. Кроме того, когда малыш поет, в работу активно включаются легкие и диафрагма, формируется правильное дыхание.

А-а-а..! Пошире рот открой,

Не ленись и громче пой!

А-а-а..! Поем и я, и ты,

Упражнения просты: А-а-а..!

 «У-у-у..!» – сказала, ежась, Зина. –

Ну, зимой и холодина!

«У-у-у..!» Вторят волки ей в лесу,

Они воют громко: «У-у-у..!»

О-о-о..! Округли красиво губы,

Разомкни немного зубы:

О-о-о..! Язык поглубже убери,

Вздохни ещё раз и тяни: О-о-о..!

И-и-и..! Какой ты весельчак!

Ты смеешься звонко так:

И-и-и..! На широком язычке

Звук рассыпался в смешке: И-и-и..!

Э-э-э… Я тебе задам вопрос.

Ты смешно наморщишь нос

И ответишь мне: Э-э-э…

Я не знаю, что сказать,

Может лучше промолчать? Э-э-э…

Ы-ы-ы… Зеваешь ты, мой соня,

Сладко тянешься с просонья:

Ы-ы-ы… Поспать еще часок

Или может выпить сок? Ы-ы-ы…


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МЫ УЖЕ ЗНАЕМ

 ЗВУКИ и БУКВЫ

[А], [У], [И], [О]

Для того чтобы закрепить зрительный образ букв и помочь ребенку усвоить материал занятий ПОИГРАЙТЕ ДОМА С РЕБЕНКОМ следующим образом:

  • Придумывайте слова, которые начинаются с этих ЗВУКОВ, выберите картинки из лото, в   которых этот звук первый (астра, укроп, игрушки …).

  • Пусть ребенок послушает Ваши слова и отгадает, какой первый звук в них. Попробуйте поискать БУКВЫ в книгах, на вывесках магазинов, зачеркивать карандашом, фломастером буквы в старых газетах.

Для полного запоминания букв можно их лепить из пластилина, складывать из палочек, сгибать из мягкой проволочки, рисовать в воздухе.

  • Если дома есть магнитная или разрезная азбука, можно поиграть с буквами по-другому.

Взрослый скажет несколько звуков, например, «ИА», а ребенок пусть попытается выложить то, что услышал из букв.

Так мы закрепим знания детей о буквах, будем развивать фонематический слух ребенка, мелкую моторику рук, а также поможем ребенку научиться ориентироваться на листе бумаги, что необходимо для будущего чтения и письма.



Предварительный просмотр:

Наиболее благоприятный возраст для логопедической работы

        Научить правильной речи и преодолеть ее недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника.

        1. Высокая пластичность мозга, т. е. способность быстро и легко переключаться на новые замыкания и так же преодолевать последствия нарушений их. Этим объясняется и повышенная подражательность у детей речи взрослых и легко протекающая переделка звуков речи. В гибкости детского мозга заложены основы преодоления несовершенств речи ребенка путем педагогического воздействия (упражнения, повторения; однако при этом необходимо учитывать быструю утомляемость  маленьких детей).

        2.  Способность все превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.

        3.  Любовь детей  к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически многократно повторяют их. Они рано осознают фонетические нормы и стараются овладеть ими (А. Н. Гвоздев).

        Дети любят занятия над улучшением своей речи, особенно над чистотой произношения, проявляют большой интерес и  настойчивость, следят друг за другом, подсказывают друг другу звуки или требуемые положения языка, губ. Они охотно играют в звуки, подмечают различия между ними, заучивают слова, потешки, стишки. Овладев правильным произношением того или иного звука, дети радуются, гордятся победой, демонстрируют новый звук перед окружающими и ждут одобрения. Они перестают стесняться, становятся более общительными.



Предварительный просмотр:

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

  • Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

  Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!



Предварительный просмотр:

  • Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.

  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

  • Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

  • Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.

  • Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.



Предварительный просмотр:

Последовательность появления звуков у детей

Возраст

1-2

2-3

3-4

4-5

Звуки

А

О

Э

П

Б

М

И Ы У

Ф В

Т Д

Н

К Г

Х

Й

С З Ц

Ш Ж

Ч Щ

Л Р

ВОЗРАСТ

ЗВУКИ



Предварительный просмотр:

  • Верьте в силы ребенка!
  • Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»).
  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
  • Выучите с детьми стихи – запоминалки, они помогают детям запоминать буквы.
  • Называйте букву только как звук: [М], а не МЭ, не ЭМ.
  • При работе в тетради следите за правильной посадкой ребенка, за освещением, за положением на столе тетради и карандаша в руке.
  • Похвалите ребенка за хорошо выполненное задание, за правильно сказанные звуки, слова.
  • Тетрадь для логопедических занятий содержите в чистоте и порядке. Пишите задание на левой стороне тетради, на правой  ребенок выполняет задание.
  • В понедельник обязательно приносите тетрадь с выполненным заданием!


Предварительный просмотр:

           

Уже давно доказано, что ребёнок, мелкие мышцы рук которого недостаточно развиты, испытывает огромные трудности при овладении речью, причём не только звукопроизношением, но и лексико-грамматической, фонетической, смысловой стороной речи.  А в последствии и при обучении в школе.

          Конечно, существуют специальные упражнения для развития  мелкой моторики, но и обычные повседневные дела тоже помогут  вашему ребёнку.

         

         Хорошо, если он научится завязывать шнурки на ботинках,  застёгивать и расстёгивать пуговицы. Всё это делает пальчики  более ловкими.

           

Ребёнку наверняка понравится игра «тень на стене». Но сначала сами попробуйте сложить пальцы так, чтобы на стене появилась фигура, а потом предложите сделать это своему малышу.        

         

В качестве самых простых развивающих игр можно использовать цветные палочки. Из них детям можно предложить  выкладывать разнообразные фигурки и композиции. Постепенно условия игры следует усложнять. Допустим, сначала попросить ребёнка сложить фигурку, используя пальцы обеих рук, потом – пальцы только левой руки, затем – только правой, лишь указательный и средний пальцы одной руки и так далее.

             

Можно предложить своему ребёнку перелить воду из одного стакана в другой с помощью чайной ложки.

             

Можно посоревноваться, кто быстрее перенесёт стакан воды на расстояние 10 – 20 метров.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  • Понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком;
  • Легко воспроизводить знакомые стихи и песни;
  • Использовать сложные предложения,

рассказывать об увиденном несколькими фразами;

  • Знать 4 цвета;
  • Счет до трех (один – много);
  • Различать большой – маленький, длинный – короткий;
  • Знать имена родителей и близких;
  • Знать домашних животных, диких животных; предметы обихода;
  • Понимать действие по картинке;
  • Знать треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • Находить и называть части тела;
  • Рисовать дождик, траву, дорожку, дым, лестницу, флажок, солнышко, шарик, ягодки.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь

 выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию, аргументировать свое мнение.

Речевые навыки ребенка необходимо развивать,

а словарный запас расширять.

Приведенные ниже задания-игры помогут вам в этом.

ЧТО КРАСИВЕЕ?

Ребенку показывают, например, две куклы (картинки, фотографии...) и спрашивают: "Какая красивее? Почему?". Задание можно считать выполненным отлично, если ребенок назвал не менее 5 признаков, характеризующих предмет, изображение с эстетической стороны.

НАЗОВИ СЛОВА

Лучше играть всей семьей или с друзьями детей. Сидя кругом, выбирают букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, например, находящиеся в комнате или же изображенные на какой-либо картинке. Предположим, на картинке изображен лес, а игрокам надо назвать предметы на букву "д": дерево, дятел, дупло... Выигрывает тот, кто сказал последнее слово.

СЛОВО ЗА СЛОВО

Игра развивает воображение и речевую реакцию; заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Количество игроков несущественно.

Первый игрок называет два случайных слова — например, "книга" и "подоконник". Следующий участник говорит, предположим: "Книга лежала на подоконнике" — и называет слово "девочка". Следующий игрок связывает предложением второе и третье слова: "К подоконнику подошла девочка", и так далее. Играть можно до бесконечности. Проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение.

РАССКАЗ НАОБОРОТ

Игра для обогащения словарного запаса. Лучше играть в нее вдвоем. Ребенку читается короткая история, которую он должен рассказать наоборот. Например, исходный текст: "Был ясный солнечный день. Небо было чистое, голубое. Во дворе играли дети. По травке весело прыгали воробьи". Ребенок должен пересказать текст, например, так: "Был темный хмурый день. Небо было серое, обложенное тучами. Детей во дворе не было. Даже воробьи и те куда-то попрятались".

СДЕЛАЙ РАССКАЗ ИНТЕРЕСНЫМ

Игра для развития свободы устной речи, обогащения словарного запаса. Играть лучше вдвоем.

Обратитесь к ребенку. "Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ. В нем написано только самое главное. Но читать его скучно и неинтересно. Я буду задавать тебе вопросы и записывать ответы. Ты постарайся сделать рассказ более красочным. Потом мы вместе почитаем, что у нас получилось".


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ  ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ

Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже  очень трудно.

Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

Игровые приемы, которые помогут вам при этом:

- Заучивание стихотворения в лицах, драматизации. Этот прием помогает лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации и большей выразительности речи.

- Рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно …)



Предварительный просмотр:

 (использование любой возможности укрепить память)

Игры, которые помогут развить память и внимание

        

        ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

        «Что изменилось»

        Из группы предметов уберите один или переставьте на другое место.

        

        «Найди отличия»

        Можно использовать картинки, которые печатают детские журналы. Сравните двух игрушечных зайчиков, обращая внимание на цвет, размер, одежду и т. д. Находите различия в количестве, длине, ширине, форме.

        «Повторяй за мной»

        Вы показываете какие-либо действия, одновременно называя их. Неожиданно, комментируя очередное действие, например: «Руки на пояс», опустите руки вниз, стараясь подловить малыша. А если ему удастся подловить вас, это ему очень понравится!

        ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

        «Опиши по памяти»

        Дайте ребенку на время какой-либо предмет, а потом, убрав его, попросите описать его как можно точнее. Разрешается задавать наводящие вопросы.

        «Найди картинку»

        Покажите малышу картинку, а потом спрячьте ее в наборе из похожих картинок. Можно использовать изображение цветов, птиц, грибов и т. д.

        «Вспомни и скажи»

        Показав ребенку изображение из небольшой группы предметов, уберите его и задайте вопросы: «Что было нарисовано на картинке? Какие предметы лежали в центре, какие – по бокам? Какого цвета они были? Затем поменяйтесь ролями.

        ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

        «Что лишнее?»

        Проверенная временем игра. Здесь фантазия не знает предела. Лишним может быть предмет другой формы, цвета, размера, класса (животные, птицы, дикие и домашние, цветы и грибы, цифры и буквы).

        «Закончи предложение»

        В небе светит…

        Мальчик идет…

        Мы помогаем…

Девочка дружит…

Развить речь малыша помогут пересказы любимых сказок, заучивание стихов наизусть, составление рассказов по картинкам.

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

  • Вы можете играть во все игры по дороге из детского сада, в автобусе, в очереди в поликлинику. Старайтесь, чтобы кроха не относился к ним как к занятиям. Сначала расспросите, во что играл малыш в ваше отсутствие, чем занимался и уж потом потихоньку переходите к упражнениям для развития памяти, внимания.

  • Не скупитесь на похвалу, пусть ребенок и не сразу схватывает суть задания. Поверьте, всегда есть за что похвалить вашего малыша!

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        

        Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное   произношение. Это не совсем так.

        Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности, 
  • накопление словаря,
  • развитие физического и речевого слуха,
  • развитие грамматической стороны речи,
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • развитие связной речи и, наконец,
  • коррекция произношения.

        В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление),
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки),
  • профилактика нарушений письма и чтения.



Предварительный просмотр:

ШАГ ЗА ШАГОМ

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

            Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. С такими детьми требуется индивидуальная работа по ее развитию, потому что от своевременного формирования речи зависят нормальное речевое общение со сверстниками, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.

             Для того чтобы понять, имеются ли у вашего ребенка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее становления.

           Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом по овладению речью. До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребенок использует так называемое слово-предложение («би - би», «ням-ням»). Со второй половины второго года ребенок все чаще  говорит предложения, состоящие уже из 3-4 слов.

К концу второго года речь малыша становится основным средством общения, хотя еще и далека от совершенства. Словарь небольшой – от 100 до 300 слов, которые  в предложении еще грамматически не связаны между собой.

             В норме к  концу третьего года жизни ребенок должен уметь:

- произносить большинство звуков родного языка, кроме шипящих, [Р] и [Л] ;

- различать и называть игрушки, мебель, посуду, продукты, некоторые их свойства;

- группировать предметы по форме, цвету, величине;

- узнавать и различать по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты, различать и называть животных, части их тела.

Также в этом возрасте ребенок  умеет согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составляет фразы из трех - четырех слов. Кроме того, к 4 годам ребенок уже умеет сопоставлять увиденное им на прогулке с коротким (два – четыре предложения) речевым описанием показанной ему картинки.

             

Все вышеперечисленное поможет вам сориентироваться в том, насколько развита речь вашего ребенка.

Возможно, кому-то из родителей все, о чем говорилось выше, покажется слишком простым – ваш малыш уже знает и умеет значительно больше. А кого-то, быть может, огорчит – ваш ребенок пока отстает.



Предварительный просмотр:

Леворукость: мифы и реальность

        Еще полвека назад опытные учителя начальной школы зорко высматривали в рядах своих учеников тех, кто пытался писать левой рукой, и жестко пресекали подобные поползновения. А заботливые бабушки начинали волноваться еще раньше — с того момента, как малыш впервые протягивал ручонку к игрушке: не левша ли? Преимущественная активность левой руки на бытовом уровне рассматривалась как некоторая ущербность. Ну, и действительно: у всех правая, а у этого — левая. Непорядок! Обратной стороной представления об ущербности левшей являлось убеждение, что они могут обладать некоторыми выдающимися или мистическими способностями. Классический пример обнаруживается в русской литературе: знаменитый герой романа Лескова «Левша» подковывает блоху. Что здесь правда, а что миф? Действительно ли левши обладают выдающимися способностями? И нужно ли настаивать на том, чтобы малыши, предпочитающие левую руку, развивали правую?

        Проблемы левшества и леворукости (оказывается, это не одно и то же!) интересуют науку (психологию, нейропсихологию, физиологию) в течение уже почти ста лет. И непонятного здесь гораздо больше, чем понятного. Левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надежности человек наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части над правой и называется левшеством. Левшество может быть сенсорным, касающимся органов восприятия. А может быть моторным. Тогда оно касается преобладания левой ноги или руки. Причем возможны самые различные сочетания сенсорного и моторного левшества: у человека может доминировать правый глаз и правое ухо, но быть толчковой левая нога. Леворукость является частным случаем моторного левшества. Частным, но вырастающим в огромную проблему. Для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, — чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.

        Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка. Но оказалось, что проблему леворукости нельзя решить механическим способом. Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Так и медведя можно заставить кататься на велосипеде! Только это ему, медведю, с точки зрения его биологических функций и природного назначения ничего не прибавляет. А ребенку может сильно навредить. По мнению ученых, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его развитие и привести к неврозу. Объясняется это тем, что рука и ее развитие связаны с одним из больших полушарий мозга. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое полушарие — за работу левой руки. «Ответственность» полушарий распределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот. Возможности правой руки определяются левым полушарием. У подавляющего числа людей левое полушарие является доминирующим. Именно в нем находятся главные центры речи — зона Брока и зона Вернике. Развитие правой руки взаимосвязано с развитием речевых центров. Особенно чувствительна эта связь в раннем возрасте, в период становления речи. У части леворуких детей картина оказывается перевернутой: речевые центры у них перенесены в правое полушарие. (И оно, соответственно, будет доминирующим.) Согласно зеркальному принципу, доминантное правое полушарие будет стимулировать доминантное развитие левой руки. В результате левая рука оказывается ведущей. Если препятствовать ее использованию в этом качестве, это может самым неблагоприятным образом отразиться на развитии речи и на общем развитии ребенка.

ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕВШИ

Александр Македонский

Гай Юлий Цезарь

Леонардо да Винчи

Жанна д,Арк

Наполеон

Владимир Даль

Иван Павлов

Чарлз Спенсер Чаплин

Брюс Уиллис

Пол Маккартни

Джордж Буш (старший)

Билл Клинтон

Ситуация с передачей функций доминирования правому полушарию рождает массу вопросов. Перенос центров речи в правое полушарие вовсе не означает, что полушария автоматически меняются своими функциями. Правое полушарие отвечает за целостное восприятие, за образное и пространственное мышление. Эти функции за ним сохраняются. Но оно еще и нагружается «ответственностью» за речь. Может, это действительно ценное сочетание, благоприятствующее развитию способностей у детей. Однако это только предположение, не имеющее под собой научного обоснования. И пока нет серьезных оснований считать, что любой леворукий ребенок — потенциальный гений. Кроме того, не у всех леворуких детей правое полушарие является речевым, а только у 25—50% от общего числа левшей. Помимо генетической, существует еще и компенсаторная леворукость, возникающая в результате патологии беременности или родовой травмы, когда (вот он — принцип биологической надежности!) ответственность за развитие руки вынуждено брать на себя «чужое» полушарие. В этом случае у ребенка могут возникнуть сложности при обучении самым различным моторным навыкам. Главным образом, при обучении письму. И здесь очень важно, чтобы он учился писать именно левой рукой: становление навыка будет менее болезненным и более быстрым. Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям — для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.

Источники:

В.В. Иванов. «Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем»;

«Педагогический энциклопедический словарь» под ред. Б.М. Бим-Бада.



Предварительный просмотр:

Почему не каждому дается грамота? 

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией? Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Стойкое нарушение чтения психоневрологи называют дислексией, письма – дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Дислексия

Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают буквы, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Выделяют несколько видов дислексий.

  • Фонематическая. Здесь нарушение чтения связано с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется  в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, с-ш, ж-ш и т.д.), или нарушение процесса чтения связано с недоразвитием функции фонематического  анализа, что проявляется в побуквенном чтении, искажении звуко-слоговой структуры слова: пропуски согласных при стечении (марка – «мара»), во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла – «пасала»),  в перестановках звуков ( утка – «тука»), в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).
  • Семантическая.  Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Например, после прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова.
  • Аграмматическая.  Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. При этой форме наблюдаются: изменения падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях»), неправильное согласование в роде, числе, падеже существительного и прилагательного («сказка интересное»)
  • Мнестическая. Проявляется в трудностях усвоения всех букв. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если воспроизводят, то нарушают порядок их следования.
  • Оптическая. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв: (Л-Д, З-В, Т-Г, Ь-Р, Н-П-И). Данная форма связана с нерасчлененностью зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений.

Дисграфия

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания.

Чтобы понять механизм развития дислексии, начну издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного - двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание. Если у ребенка встречаются такие ошибки, то это акустическая дисграфия.

Артикуляционно-акустическая дисграфия. В ее основе лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание.

Оптическая дисграфия.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Неслучайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма, о которых и идет речь в данной статье. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма детей. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак).

Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”.

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи и может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Встречаются ошибки: (козлята – «козленки», «много деревов», около него - «около ним», «дети бежит»).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В ее основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слов – на слоги, звуки. Частыми ошибками будут: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат»), пропуски гласных (собака – «сбака»), перестановки букв (тропа – «прота»), пропуски, перестановки, добавления слогов. Нарушение деления предложения на слова проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов с другими словами ( в доме – «вдоме»), раздельное написание приставки и корня слова (наступила – «на ступила»).

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и, какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко - буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы. Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

По материалам сайта: http://adalin.mospsy.ru 



Предварительный просмотр:

Игры с пальчиками на кухне

        Большую часть времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а малыш крутится около нее. Посмотрев его глазами на свое кухонное хозяйство, мама может обнаружить много предметов, способных занять ребенка больше чем на пару минут. Ребенок не только поиграет, но и потренирует свои маленькие пальчики (и будет под вашим присмотром).

«Помогаю маме». Поставьте перед ребенком блюдце, на котором перемешаны горох, рис и гречка, и попросите ребенка помочь вам их перебрать.

«Волшебные макароны». Из сырых макарон разных форм и размеров (а также из вермишели, спичек) можно выкладывать на столе причудливые узоры, попутно изучая формы получившихся предметов.

толстой нитки малыш охотно смастерит для вас браслет, бусы. Не забудьте их примерить!

«Маленький пекарь». Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «заводить» пироги, но готовым тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка – можно слепить какие –нибудь фигурки, как из пластилина, и запечь. Вы ели когда–нибудь паровоз, или грузовик, или буквы ?

«Конструктор». Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару упаковок губок для мытья посуды (они бывают разных цветов и размеров) – и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни и дома с помощью оригинального, легкого и экономичного конструктора.

«Умелые ножницы». Дайте малышу в руки ножницы небольшого размера – и он сможет настричь вам в салат зелень, вырезать из пакетов из-под сока, коробок из-под конфет понравившиеся ему картинки (какие-то из этих картинок пригодятся, чтобы наклеить их в логопедическую тетрадь !).

«Закладка». Помните, как в детстве мы с вами делали из фантиков закладки для книжек? Начните мастерить с малышом такую закладку – и он с удовольствием включится в этот процесс. Самостоятельно  сделать закладку ребенок пока не сможет, но подготавливать для нее материал (разглаживать  фантики, а затем сворачивать  их в узкие полоски) ему по силам.

«Сколько спичек в коробке?». Если в спичечном коробке осталось немного спичек (в пределах десяти), предложите ребенку пересчитать их, вынимая из коробка по одной (заодно он закрепит счет до десяти).  



Предварительный просмотр:

Игры со словами на кухне

        Если ваш маленький озорник не знает, чем бы ему еще заняться, а вы разрываетесь между желанием побыть с ним и необходимостью готовить ужин, предложите ему поиграть в игры на кухне.

Игры на обогащение словарного запаса

«Давай искать на кухне слова». Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из борща? (свекла, капуста…) Из винегрета? Из холодильника? Плиты? Кухонного шкафа?

«Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова (например, называйте  только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз…).

«Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек  положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный…), а затем он называет, что это было (лимон).  

«Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).

«Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите  ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка…  

Игры на развитие грамматического строя

«Приготовим  сок». Из яблок сок…(яблочный), из моркови…(морковный) и т. п. Справились? А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина)…

«Упрямые слова». Расскажите малышу, что на кухне есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти слова.

«Из двух – одно». Поучите малыша составлять из двух слов одно( кофе мелет- кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает- соковыжималка…).

«Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку…Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике, лежит под шкафом, около стула?



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку запомнить буквы?

        

Иногда, начиная обучать ребенка грамоте, мы сталкиваемся с такой проблемой: ребенок не может запомнить название буквы, путает ее с другими, при письме может написать ее неверно.

        Существуют специальные упражнения, помогающие уменьшить и предотвратить появление ошибок этого типа.

  1. Найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаково обычным шрифтом.
  2. Найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами,  среди других букв.
  3. Предложите ребенку посчитать, сколько букв А (О, З, И, Е……) находятся в маленьком отрывке из газеты.
  4. Подумай и скажи, на что похожа буква (О – на колесо, Г – на кочергу….)
  5. Демонстрируйте буквы в разном положении.
  6. Придумывайте слова, начинающиеся с изучаемой буквы

          ( на И- Игорь, иволга, иней…)

  1. Отыскать спрятавшиеся буквы в квадрате, в других геометрических фигурах.
  2. Узнать буквы, наложенные друг на друга.
  3. Рассказать,  из каких элементов состоит знакомая буква  

(Ш – из 4-х палочек…)

  1.  Предложить ребенку с закрытыми глазами ощупать,  угадать и назвать объемную букву, сделанную из пластмассы, картона или дерева.
  2. Определить букву, написанную на спине или  на руке малыша.
  3.  Сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась

(буква или карточка, на которой эта буква написана, разрезана на несколько частей).

  1. Выбрать правильный вариант буквы из двух букв, один из которых написан  зеркально.
  2. Рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.
  3. Узнать и дописать знакомую букву, которая написана пунктиром; обвести  букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

16.Изготовить знакомую ребенку букву из пластилина, проволоки или бумаги;  

    выложить букву из различных материалов (мозаики, семечек, пуговиц,…).

  1. «Превратить» ее в другую, графически сходную букву (букву С – в букву О, букву Н – в букву П..)
  2.    Написать знакомую букву пальчиком в воздухе, на снегу, палочкой на мокром     песке.

       



Предварительный просмотр:

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Развитие речи и готовность к овладению грамотой:

  1. развитие фонематического слуха;
  2. умение членить слова на слоги;
  3. умение членить простые предложения на слова;
  4. умение составлять предложения из   3-4 слов;
  5. умение пользоваться обобщающими понятиями;
  6. умение составлять рассказ по серии картинок;

Развитие элементарных математических представлений:

  1. счет и отсчет предметов заданного количества;
  2. владение прямым и обратным счетом в пределах 10;
  3. знание состава чисел первого десятка;
  4. умение соотносить цифру и число предметов;
  5. способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  6. знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
  7. умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

  1. уметь назвать домашний адрес, полные имена родителей и состав семьи;
  2. общие понятия о различных видах деятельности взрослых;
  3. знать правила поведения в общественных местах и на улице;
  4. иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях;
  5. знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

Успехов вам, уважаемые взрослые, в подготовке ребенка к

школе.



Предварительный просмотр:

Работа по преодолению слюнотечения

Слюнотечение (гиперсаливация) встречается у детей с дизартрией.

Прежде всего необходимо научить таких детей хорошо жевать (вначале с запрокинутой головой). 

Во время еды напоминать им, чтобы шире раскрывали рот и почаще проглатывали пищу (на этом этапе к работе обязательно подключить воспитателей и родителей).

Затем нужно учить детей подсасывать слюну и глотать почаще. (Следует некоторое время потратить на это, так как кое-кто из ребят не чувствует слюнотечения.) Когда течет слюна, ребенок должен глотать ее одним толчком.

Перед выполнением любого упражнения ребенку следует сначала проглотить слюну.

Неплохой успех достигается при помощи упражнения йогов: вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну. Если работать по этой общей схеме, то гиперсаливация в течение месяца значительно уменьшится.

Преддверие рта


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...