консультации для родителей
статья на тему

Бохан Юлия Ивановна

 

 

"Агрессивность дошкольника"

 

ДОСТОЙНАЯ   АЛЬТЕРНАТИВА   ТЕЛЕВИЗОРУ

 

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультации для родителей70 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
"Агрессивность дошкольника"

 "Ребёнка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает её.
Если ничего не дать, ничего в ответ
и не получишь"
Р.Кэмпбелл


 
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: "Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?" Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются.

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ?

   Ласковый и улыбчивый Миша, едва научившись ходить, начал толкать сверстников, отнимать у них игрушки. Дома и на улице мальчик кричит и топает ногами, когда ему что-то запрещают или не дают.
Трёхлетняя Таня ужасно злится, если у нее что-то не получается, в сердцах бросает вещи, но от помощи отказывается, упорно пытается сделать все самостоятельно.
  Десятилетний Никита с первого класса имеет репутацию драчуна и забияки. Он очень любит командовать, не выносит критики и все споры решает с помощью кулаков.
  Елена очень хочет поступить в престижный вуз, она отличница в школе, много занимается дополнительно. Она никогда не подсказывает своим одноклассникам на уроках, не дает им списать, ни с кем не поддерживает близких отношений. Одноклассники считают Елену очень жестоким человеком.

   Всех этих ребят объединяет одно похожее качество - они стремятся настоять на своем, правда, разными способами. В поведении каждого из них присутствует определенная доля агрессии.

  Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательное переживание, состояние напряженности, страха, подавленности).

Существует несколько видов детской агрессии.

   Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица или объекта;
   Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятье, ругань);
 
Аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений.

   Ребёнок бьёт окружающих.

   Каждый ребёнок в своей жизни хоть раз толкнул или стукнул другого. Следует иметь в виду, что желание драться - это далеко не всегда признак плохого воспитания. Источники такого поведения могут быть разными.
Рукоприкладство на детской площадке надо пресекать сразу, терпеливо объясняя ребёнку, почему не следует толкаться или вырывать из рук игрушки. Следует с самых первых "выходов в свет" учить ребёнка социально приемлемым способам разрешения конфликтных ситуаций.
  Драки между старшим и младшим ребёнком в семье - это привычное и почти неизбежное явление. Чем меньше родители будут реагировать на ссору или драку своих детей, тем лучше, за исключением тех случаев, когда дети могут пораниться. Часто в отсутствие взрослых дети забывают про ссоры и дружно играют. Но в результате вмешательства родителей любая ссора приобретает значение важного события.

   Если ребенок считает, что агрессия является единственным способом добиться своего, или бьёт слабых и беззащитных, чтобы самоутвердиться, то необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Ребёнок портит вещи

  Самый "разрушительный" период у малышей начинается после года и продолжается примерно до двух лет. В этом возрасте ребенок обычно действует незлонамеренно - он творит, конструируя новую реальность, меняя своими действиями привычное положение вещей. Но уже годовалый ребенок стремится что-то сломать, когда сердится на родителей или обижен. Или устав от бесконечных запретов взрослых, рвет на части свою тряпочную зверушку, срывая на ней свою злость на родителей.
  Еще одна причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать, кроется в зависти и стремлении самоутвердиться.
  Родителям не следует сразу же заменять сломанные ребенком вещи новыми, лучше оставить повсюду обломки, чтобы малыш видел последствия своего поведения. В доме всегда должны быть игрушки, которые можно разобрать и собрать, чтобы удовлетворит свое любопытство.
  Если ребёнок, например, что-то сломал в чужом доме, нужно извиниться перед хозяевами при малыше и объясните, почему все не одобряют его поступок.

   Если никак не реагировать на такие поступки, то ребенок может принять попустительство за молчаливое ободрение. Но и силой принуждать малыша к повиновению не стоит, иначе можно вызвать у него стремление еще больше ломать.

Важно помочь ребенку адаптироваться к окружающей обстановке, почувствовать себя любимым, и тогда его желание ломать и разрушать пройдет само собой.

Ребёнок ругается

Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?

  • Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обычно "излучает" безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение.
  • Во-вторых, узнав, что говорить такие слова можно только взрослым, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, непременно начнет употреблять запрещенные выражения в своей речи.
  • В-третьих, видя, что такие слова шокируют взрослых, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить родных. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести.

   Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательство еще более привлекательным в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы это не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от воспитателей или учителей.

   Следует объяснять ребёнку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова неприлично. Во избежание раннего проявления ругательства в лексиконе ребёнка взрослым необходимо следить за собственной речью. В противном случае, если ребёнок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, что вы искренне раскаиваетесь, и впредь постараетесь держать себя в руках.      Например, одна учительница предложила своим пятиклассникам использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов. Можно обозвать наступившего на ногу одноклассника диплодоком или кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но менее грубо.

Ребёнок причиняет себе боль

   Подобное явление вызвано неуверенностью в себе, порождаются недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: мол, вот как мне плохо или вот как я мало ценю себя. В любом случае лучше как можно раньше обратиться за консультацией к клиническому психологу или психиатру.

Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности:

  • Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша.
  • Адекватно оценивайте возможности ребенка.
  • Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказать малышу необходимую помощь.
  • Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам.
  • Умейте идти на компромисс.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе - быть родителем - не бывает выходных.
  • Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны папа и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.

Желаем счастья вам и вашим детям!

Консультация для родителей

ДОСТОЙНАЯ   АЛЬТЕРНАТИВА   ТЕЛЕВИЗОРУ

1. Танцуйте и пойте под музыку вместе с малышом. Энергичный зажигательный танец – это прекрасный способ релаксации!

2. Обустройте детскую комнату так, чтобы она стимулировала ребенка к физической активности. Оборудуйте комнату малыша боксерской грушей, спортивным уголком, баскетбольным кольцом и дартсом. Купите большой надувной мяч для фитнеса (футбол) и небольшие гири.

3. Для совсем маленьких детей подбирайте игрушки, которые можно катать: машинки, коляски, лошадки.

4. Поиграйте с малышом в мыльную «перестрелку», пуская пузыри из игрушечных пистолетов.

5. Если дома тепло, то разрешите ребенку ходить босиком, а также можете немного «погонять» его по квартире, опрыскивая из брызгалки для цветов – это приводит детишек в восторг и к тому же закаливает. Позвольте малышу потом «погонять» и вас. Только наливайте теплую воду и в небольшом количестве! Условьтесь с малышом: закончилась вода – закончилась игра.

6. Устройте состязания по конструированию или рисованию с закрытыми глазами, по игре в мяч или в кубики. Можно, например, забрасывать их в ведро либо ловить сочком, набрасывать кольца на ножки табуретки или ловить их на пластмассовую палку. С помощью удочки и магнитных рыбок устройте рыбалку «на скорость», а если к каждой рыбке приклеить еще и цифры, то заодно малыш усвоит и навыки счета.

7. Когда вы идете играть на улицу, не пользуйтесь лифтом, поднимайтесь или спускайтесь по лестнице.  

Игры- зарядки в стихах

1. Ходим и бегаем                                    2. Веселая зарядка

Идем мы чуть потише                                    Все на зарядку! Становись!

           Как косолапый Миша                            Раз! – руки вверх,

Потом пойдем на пятках,                             Раз! – руки вниз,

              А после – на носках,                             Теперь нагнись и разогнись -

Потом быстрее мы пойдем,                             Мы к вам пришли с поклоном!

                    Раз-два, раз-два,                     Кто целый день сидит как пень,

А после к бегу перейдем,                             (можно приседать или прыгать)

                   Раз-два, три...                            Кто говорит «одень», «раздень»

                                                            Кому ходить и бегать лень,

                                                            Не станет чемпионом

Консультация для родителей

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ

 

 Запретные фразы.

 

  Исключите из своего словаря фразы, ничего не значащие для вас, но наносящие травму ребенку. Чего же нельзя говорить ребенку?

   Самое страшное, что может услышать малыш от родителей – фраза «Я тебя не люблю». Ребенок воспринимает такую фразу однозначно: «Я плохой, мама меня не любит. Значит, я ей не нужен». В любом случае это травма для ребенка. Поэтому очень важно говорить своему карапузу, как вы его любите и что никогда не оставите его наедине с его проблемами, даже если вам кажется, что это само собой разумеется.

   Не менее травматичным для ребенка может стать широко известный способ утихомирить детские страхи: «Да кому ты нужен», мол, в темноте  тебя не собирается похищать ни Фредди Крюгер, ни какой – либо другой ужастик. Какую информацию может почерпнуть ребенок из этой фразы? «Я делаю тебе одолжение, что живу с тобой, потому что, кроме меня, ты никому не нужен». После подобных высказываний  у ребенка может сформироваться заниженная самооценка, снижение социальной активности, он неохотно идет на контакт и плохо сходится с людьми. Неудивительно, что у такого малыша нет друзей или их мало: «Я никому не нужен значит, со мной дружить не будут». Столкнувшись с детским страхом, подчеркните, что ни за что не отдадите своего малыша ни одному воображаемых им страхов: «Ты мне слишком дорог, чтобы я позволила какому-нибудь слоноплотаму тебя забрать. И даже если он прейдет, ты ведь всегда можешь меня позвать и папу на помощь, и он нас испугается и убежит!»

   Есть, наоборот, родители, которые, расписавшись в собственном педагогическом бессилии, пугают детей: «Не будешь есть кашу, придет Баба-яга (Кощей и т.д.) и заберет тебя», «Ты опять себя плохо ведешь? Ну, смотри, за тобой уже милиция едет!». В лучшем случае дети с юмором и крепкими нервами просто перестают реагировать на запугивания и делают то, что считают нужным. А более тревожные малыши могут пострадать куда серьезнее. Они бояться оставаться дома одни, боятся в одиночку выходить на улицу, боятся засыпать без света (где уж там, если в каждом углу по нечисти, только того и ждущие!)      

   Угрозы создают атмосферу страха и заставляют ребенка чувствовать, что он живет в недружелюбном и неспокойном мире.

   В данном случае стоит строить свой авторитет не на страхе своих детишек, а постараться завоевать его более достойными и ценными для ребенка способами.

   Родители для ребенка – самые первые и самые важные помощники, осуществляющие его связь с внешним миром. Именно они помогают ему усвоить язык, традиции, модели поведения в обществе. Но почему же так часто капризничающие детишки слышат от мамы или папы: «Будешь плохо себя вести, я уйду» Фраза «Ты останешься один» звучит как приговор, означающий: «я лишаю тебя своей поддержки, справляйся сам, мне все равно, что с тобой будет». Когда малыш слышит подобное от мамы и папы, его оплота, его маленького, но стабильного мира, истерика – самая возможная реакция. Вот почему стоит подумать, прежде чем произносить подобное, на первый взгляд совершенно невинные слова.

ОНИ НЕ ПЛОХИЕ!

 

    Фраза «Ты плохой!». Психологи всегда говорили, что нельзя осуждать ребенка, можно лишь осуждать его поступки. Помните: в нежном возрасте дети безоговорочно верят всему, что им говорят родители. И если им постоянно внушать, что они лентяи, грязнули, жадины они в итоге начинают в это верить и вести себя соответственно. Говорите не «ты плохой», «ты плохо поступил», не «ты вредина», а «сейчас у тебя период повышенной вредности, я подожду, когда он пройдет, ладно?».

   Не делайте общих выводов из конкретных ситуаций, предъявляйте ребенку конкретные требования: не «ты неряха», а «на твоем столе разбросаны карандаши, собери их, пожалуйста».

   «Упадешь! Не трогай, разобьется! У тебя ничего не получится, дай, я сама все сделаю!» - вот набор стандартных фраз родителей. Но подобными высказываниями, сами того не желая, вы программируете своего малыша на неудачу.

   Постепенно у него складывается мнение, что он неловкий, неуклюжий, неудачник, и вообще у мамы все получается гораздо лучше. Ребенок перестает верить в себя, делает все неохотно, без инициативы, ведь все его начинания рубились на корню.

   Поэтому, если малыш проявит интерес к какому-либо домашнему занятию или на вашу попытку помочь ответит «Я сам!», проявите немного терпения и понимания и не забудьте похвалить его за самостоятельность!

   Другая типичная крайность родителей – желание вырастить слишком самостоятельных и независимых детей. Продуктом подобного воспитания становятся эдакие маленькие боевики, живущие по законам «не верь, не бойся, не проси». Часто это касается слабых, физически неразвитых детей или детей с физическими недостатками. Стараясь предупредить и трудности, которые могут возникнуть у их детей, родители часто делают акценты на том, чтобы они не ждали сочувствия от окружающих: «Надейся только на себя, в мире мало добрых людей, тебя могут обидеть». Реакцией на подобные фразы может стать агрессия ребенка (лучшая защита нападение!). В последствии такие дети становятся настороженными, недоверчивыми, замкнутыми, у них возникают проблемы в общении с людьми. Поэтому важно помнить , что у ребенка позитивный взгляд на мир и только не правильное воспитание может настроить его против окружающих.

   Отдельное место в запретных темах в разговоре с малышом занимает критика. Одним из наиболее популярных видов критики является сравнение: «Ну почему ты не можешь вести себя так же спокойно как твоя сестра ?! Почему у Пети ни одной четверки за четверки за четверть, а у тебя одни замечания?» Дети очень болезненно относятся к сравнениям их с другими детьми, особенно с братом или с сестрой, т.к. в этом случае между ребятами возникает чувство нездорового соперничества. Малыши особенно рано осознают себя личностями, и им крайне важно знать что вы их любите и принимаете такими, какие они есть. Уязвить самолюбие можно и завышенными требованиями. «Как так получилось, что ты занял  лишь второе место? А почему у тебя только четверка?» подобные реплики дают ребятам понять, что они никогда не будут хороши для своих родителей. Для очередной порции ласки надо брать новые вершины, а родители предъявляют все больше и больше требований. Малыши целиком зависят от оценок родителей. С их помощью дети понимают, хорошие они или плохие, умные или не очень, любимы или нет. Ребенку крайне важно ваше одобрение, особенно если у него что-то не клеится. «Второе место? И замечательно! Значит, есть еще над, чем поработать! А вообще, я тобой горжусь!»

   Поддержка родителей – лучшая мотивация в достижении дальнейших успехов.    

ВНИМАНИЕ: критика далеко не всегда бывает конструктивной!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...