Нужна ли дома волшебная палочка?
материал на тему

Радионова Елена Ивановна

Воспитание ребенка - трудный и кропотливый процесс. дети требуют к себе внимания, понимания, заботу. Но они очень быстро и точно понимают наши сильные и слабые стороны. Как не ошибиться в применении тех или иных приемов воспитания? Как сделать процесс воспитания не откровенно тяжелой работой или повинностью?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nuzhna_li_doma_volshebnaya_palochka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

НУЖНА ЛИ ДОМА ВОЛШЕБНАЯ

ПАЛОЧКА?

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

         Воспитание ребёнка в семье - трудный и кропотливый процесс. Наши дети требуют к себе внимания, понимания, заботы, но они очень быстро и точно понимают наши сильные и слабые стороны, чутко реагируют на наши поступки и действия. Иногда они ведут себя не так, как нам хотелось бы. Что это значит? Что они пытаются этим сказать? Возможно такое поведение – это результат взаимодействия с нами, взрослыми, как результат родительского поведения, как результат нашего отношения к жизни и к ребёнку непосредственно. Но не спешите себя ругать. Вы любите своего малыша, вы ему помогаете, защищаете. Самое главное - дать почувствовать ребёнку, что он самый нужный, любимый, сильный, решительный, свободный, самостоятельный. Но как не оказаться в роли любящего родителя, который может стать угрозой для развития ребёнка. Есть такая древняя мудрость: « Предупреждён - значит вооружён! «Давайте рассмотрим с вами основные фундаментальные заблуждения и предрассудки относительно природы детства. Иначе - кем не должен стать ребёнок в семье, чтобы он избежал печальные последствия в воспитании. Есть идея английского философа Ф. Бэкона об идолах разума (идолы воды, пещеры, площади, театра…) – источников заблуждения человечества. Семейство наук о детстве тому не исключение. Ситуация обостряется тем, что здесь разрушающее влияние идола испытывает на себе ребёнок. Философ выделяет 5 направлений.

  1. «СВЯЩЕННАЯ КОРОВА». Здесь ребёнок выступает лишь как символ любви и единения тех, кто его породил. Новорожденный вызывает тем больший восторг и умиление, чем больше он обнаруживает черты внешнего сходства с мамой, папой, бабушкой или дедушкой. Главное направление в воспитании и развитии ребёнка: он будет таким, как мама или папа, он будет делать всё так же.
  2. «ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ» Всё и вся поставлено на службу нуждам, чаяниям, интересам, устремлениям любимого чадо. Он наделяется неограниченными правами - вплоть до права выбирать, командовать и руководить взрослым. Центр - я так хочу!
  3. «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ» Речь идёт здесь о якобы свободе выбора ребёнка и о некотором пространстве возможностей развития, в котором предстоит самоопределиться ребёнку. Но это пространство выбирает для ребёнка взрослый. Вот тебе разнообразные темы, но заниматься ты будешь тем-то и тем-то, то есть это игра с заранее предрешённым исходом.
  4. «МЕССИЯ» Любой взрослый независимо от уровня своего развития, образованности, компетентности изначально имеет абсолютное преимущество даже перед самым талантливым ребёнком. За его плечами стоит общечеловеческая традиция, коллективный опыт, взрослый является представителем того социального миропорядка, который ребёнок застаёт перед рождением. И взрослый, вооружённый своим опытом, начинает отстаивать перед ребенком, прежде всего общественный интерес и закон, добиваясь точного выполнения его без учёта личности ребёнка. Взрослый хочет быть полномочным представителем общества, а также посредником ребёнка перед лицом общества 5
  5. «СПАСИТЕЛЬНАЯ ИДЕЯ» - Мессия без санкционированной идеи сверху- не Мессия. Отсюда и под лозунгом обогащения развития выдвигаются и разворачиваются любые кампании: от ясельной компьютеризации до предметного обучения в детских садах, как в школе. Например: в духе современных тенденций выдвинута идея гуманизации образования, а способы иногда предлагаются самые нелепые. (Пример, - в какой позе ребёнок должен заниматься) В образовании не может быть спасительная идея. «Существует только идея образования - это всеобщее условие способ освобождения человека»- так сказал Гегель. 

       Есть ли какие-нибудь универсальные способы в воспитании ребёнка? Конечно, нет. Но есть определённые правила и рекомендации. И ели вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос достойным человеком в широком смысле этого слова, то постарайтесь ими воспользоваться.

1.НЕ КРИТИКОВАТЬ. Дать грамотную не так-то просто. А дети ждут от нас другого - понимания, участия, одобрения. Сейчас мы их будем критиковать, а через определённое время они начнут критиковать нас, и плохи будут дела у тех, кто не сможет этой критике противостоять. Если уж так хочется покритиковать, так лучше сказать: « Мне твоя предыдущая работа понравилась больше».

2. НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ. Любовь к деятельности несовместима с насилием. Никогда ни один ребёнок не будет делать ни одного дела на первоначальном энтузиазме. Нужно иметь терпение. Силой вы ничего не добьётесь.

3. НЕ УКОРЯТЬ. Наверняка кто-то из других детей делает что-то лучше вашего ребёнка. Ну и что? Вы же не очень переживаете, если такое случается в вашем окружении. Тактично и настойчиво учите своего ребёнка делать правильно.

4.НЕ УПРЕКАТЬ. Выражения - а я в твои годы, а мы вот раньше делали так,-                       не актуальны. Другое время - другие песни. Можно рассказать, как вы жили, и как по-другому мы живём сейчас.

5.НЕ ФОРСИРОВАТЬ. У каждого ребёнка свой путь развития и скорость по этому пути. Например: дочь спрашивает: «Мама, что тебе сделать в подарок?» Отвечайте: «Что хочешь?» Придумывая задание, вы можете не рассчитать силы ребёнка.

6.НЕ БОРОТЬСЯ. Ребёнок мечется, что- то не получается в его деятельности: начинает- бросает, опять начинает. Это не всегда плохо. А вдруг у ребёнка проявляется творческое дарование. Пусть самостоятельно найдёт выход.

7.НЕ ШАНТАЖИРОВАТЬ. Никогда ни при каких обстоятельствах не употребляйте выражение: с твоими- то способностями и не умеешь, с твоей- то внешностью, с твоим- то ростом и так далее. От этого может выработаться комплекс неполноценности.

Ребёнок - творческая личность, он в постоянном поиске, решает сложные для его возраста задачи. Нужно помогать ему, направлять его деятельность, поощрять интересы. Большую роль в этом играет организация детского уголка дома, так называемой развивающей среды. Мы живём в разных жилищных условиях, но всё же выделит детский уголок не сложно.

  1. ЭТО ЗЕРКАЛО. Приучайте ребёнка смотреть на себя в него. В идеале зеркало всегда находится в прихожей. Уходя, ребёнок учится приводить себя в порядок, вернувшись с прогулки, он осматривает себя опять. Видя себя в зеркале, он ещё и осознаёт своё «Я». Его внутреннее «Я» находит отражение во внешнем облике. Желательно наличие и обувной щётки и ложки для обуви. Такие детали формируют у детей навыки самообслуживания, самостоятельность, трудолюбие.
  2. « МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ» Обыкновенный, но яркий с аппликацией или вышивкой. А рядом поставьте коробочку с мелкими предметами. В течение недели за каждое доброе дело помещайте в мешочек мелкий предмет, а в выходной день – подведите итог.
  3. «КОВРИК ЗЛА» Ребёнок раздражён, нервный, агрессивный. Пусть он выплеснет свой негатив на коврике, вытирает ноги до тех пор, пока не успокоится, пока всё зло и раздражение не уйдёт с него на коврик.
  4. «ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» - попробуйте её создать. В небольшом ящичке соберите ему нужные предметы для деятельности.
  5. «ШКАФ НАХОДОК» - в этот шкаф можно класть любую вещь, которая представляет интерес: веточка, красивый листок, фантик – а потом все вместе обсудите находки и попробуйте что-нибудь из них сделать. Так можно развивать любознательность, учить сравнивать, развивать воображение, речь.
  6. «КНИЖНЫЙ УГОЛОК» К нему нужно отнестись очень серьёзно. Книги необходимо подбирать в зависимости от возраста. Маленький ребёнок- наличие книжек- картинок, старший - литература познавательного характера. Когда соберётся библиотека, её лучше систематизировать: разложить по темам, по видам - сказки, рассказы, энциклопедии. Вместе с ребёнком можно придумать название библиотеки. Отдельно желательно сделать занимательный уголок, где собрать книги с головоломками, ребусами, шарадами. Эти книги помогут развить у ребёнка сообразительность, гибкость ума, быстроту реакции - мыслительную способность.
  7. ДЕТСКИЕ ПЛЕЧИКИ. Они просто необходимы для развития привычки бережно относиться к своим вещам, воспитывают аккуратность и собранность.
  8. ПРИДУМЫВАНИЕ СЮРПРИЗОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Найти подарок по особым приметам, использование сказочных персонажей для поощрения ребёнка.
  9. КАК УЗНАТЬ, ЧЕМ БОЛЬШЕ ЛЮБИТ ЗАНИМАТЬСЯ ВАШ РЕБЁНОК? Попробуйте узнать путём проб. Приобретите ребёнку несколько альбомов и предложите собирать в них открытки, картинки животных, машин, кукол. Через какое-то время вы сможете увидеть, чему ребёнок отдаст предпочтение. Такая работа оставит положительный след. Ведь «собирать по теме» - это значит систематизировать, обобщать, углублять познания детей, что очень важно в дальнейшем школьном обучении.

ПОКАЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

А теперь давайте попробуем порассуждать: НУЖНА ЛИ ДОМА ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА., КОТОРАЯ БУДЕТ ВСЁ ДЕЛАТЬ ЗА НАС В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

ВЫВОД: почаще говорите своему ребёнку

Я уверена в твоих силах; я знаю, что ты сделаешь правильно; ты подумаешь и примешь правильное решение. Хвалите ребёнка за каждый уверенный шаг, за каждую победу. И тогда вам будет не нужна волшебная палочка.

Зачитать памятку Дороти Ло Нилт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Какую музыку нужно слушать дома с детьми?»

Консультация«Какую музыку нужно слушать дома с детьми?»...

Консультация "Упражнения для детей, которые нужно делать дома"

Родители могут познакомиться с физическими упражнениями, которые несложно выполнять дома с детьми....

Какие игрушки нужны ребёнку дома

             Консультация для родителей  «Какие игрушки нужны ребёнку дома»....

Памятка "какие игрушки нужны ребенку дома"

Разработана пямятка для родителей, где представлены игры. которые необходимы детям  дома....

Какую музыку нужно слушать дома с детьми

Консультация содержит  информацию для родителей воспитанников, а также будет интересна  педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, педагогам дополнительного ...

Какую музыку нужно слушать дома с детьми

Консультация содержит  информацию для родителей воспитанников, а также будет интересна  педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, педагогам дополнительного ...