Главные вкладки

    Консультация для родителей "Кризис трёх лет"
    материал по теме

    Екимова Галина Дмитриевна

    Консультация для родителей "Кризис трёх лет"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon krizis_tryoh_let.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ

    К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как – то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

    Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.

    Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.

    Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

    Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:

    1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
    2. Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
    3. Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
    4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
    5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
    6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);
    7. Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

    Что могут сделать родители:

    1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
    2. Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
    3. Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат..
    4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении
    5. Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
    6. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
    7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
    8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

    Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

    1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

    1. достигнуто не своим трудом.
    2. не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
    3. из жалости или желания понравиться.

    2. НАДО ХВАЛИТЬ:

    1. за поступок, за свершившееся действие.
    2. начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
    3. очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
    4. уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

     1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

    1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
    2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
    3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
    4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
    5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
    6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
    7. когда вы сами не в себе.

    7  ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

    1. наказание не должно вредить здоровью.
    2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
    3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
    4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
    5. надо наказывать и вскоре прощать.
    6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
    7. ребёнок не должен бояться наказания.

    Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

    Я сам!

    Я негативен и упрям,

    Строптив и своеволен,

    Средою социальной я

    Ужасно недоволен.

    Вы не даете мне шагнуть,

    Всегда помочь готовы.

    О боже! Как же тяжелы

    Сердечные оковы.

    Система «Я» кипит во мне,

    Хочу кричать повсюду:

    Я – самость, братцы, я живу,

    Хочу! Могу! И буду!

    (Булдакова Л. А.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей " Кризис трёх лет"

    Я сам! Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Ужасно недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О боже! Как же тяжелы Сердечные оковы. Система «Я» кипит...

    Консультация для родителей: "Кризис трёх лет".

    Кризис трёх лет - один из наиболее сложных периодов в жизни ребёнка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения собственного "Я". Ребёнок отделяется от взрослых, п...

    Консультация для родителей младших дошкольников «Кризис трёх лет» (в форме круглого стола)

    Консультация для родителей младших дошкольников «Кризис трёх лет»...

    Консультация для родителей "Кризис трёх лет "

    Кризис трёх лет — (греч. krisis - решение, поворотный пункт) - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой ...

    Консультация для родителей на тему: "Кризис трёх лет"

    К трём годам у ребёнка появляются и свои собственные желания,непосредственно не совподающие с желаниями взрослых....

    Консультация для родителей " Кризис трёх лет "

    Консультации для родителей«Кризис трех лет» К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родит...

    Консультация (младшая группа) по теме: Консультация для родителей «Кризис трёх лет»

    Плякова Е Ю воспитатель МДОУ  ДС №20 Алёнушка.г Будённовск Консультация (младщая группа) по теме:Консультация для родителей«Кризис трёх лет»Многие родители не  знают как над...