Выступление. Впитывающий ум ребёнка в методике Марии Монтессори
материал по теме

Хрустова Елена Ивановна

В основе педагогики Марии Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, что ребенок обладает важным свойством - "абсорбирующим (впитывающим) умом", умением запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_slaydam.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»

филиал « Набережночелнинский дом ребенка

специализированный»

        

Выступление

«Впитывающий  ум»  ребенка в понимании Марии Монтессори

                                                                                                         Воспитатель:

Хрустова Е. И.

г. Набережные Челны

2011 год

     1. «Впитывающий  ум»  ребенка в понимании М. Монтессори

Мир души ребёнка подобен айсбергу: взрослые видят лишь то, что на поверхности. А органы чувств малыша ежесекундно совершают многотрудную работу, помогая  ему познавать мир и себя.

      2.«Ребенок – сокровище, в котором заключена вся любовь».
      В основе педагогики Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, что ребенок обладает важным свойством - "абсорбирующим (впитывающим) умом", умением запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать.

 Монтессори выделяла две фазы "впитывающего ума":

  • от рождения до 3-х лет - бессознательное "впитывание";
  • от 3-х до 6 лет - осознанное "впитывающее мышление"

В своей книге "Впитывающее сознание" она писала:

" Самый важный период в жизни - не время обучения в университете, а самый ранний, период от рождения до шести лет. Потому что это возраст, в котором формируется интеллект человека, его важнейшее орудие. И не только интеллект, но и все возможности его психики: Ни в каком другом возрасте ребенок так не нуждается в интеллигентной, квалифицированной помощи. И любое препятствие, мешающее его творческой продуктивной работе, снижает его шансы достичь совершенства."

  1. «Впитывающий разум» 

      Так перевели с итальянского, термин введенный Марией Монтессори, обозначающий особенный тип мышления, присущий детям. Хотя по большому счету речь идет даже не о типе мышления как таковом, а о способе восприятия, усвоения информации. Ребенок, по описанию Монтессори, впитывает информацию как губка воду - быстро, полностью, и не разбирая, что это за вода, холодная или теплая, чистая или грязная, полезная или вредная, необходимая или ненужная…

Правомерность этой метафоры подтверждается целым рядом примеров, которые может привести любой родитель, или педагог. Дети действительно впитывают все, что видят, слышат, чувствуют, все, что с ними происходит. Именно это и позволяет ребенку научиться практически всему тому, что он умеет, в фантастически короткие сроки.

Всего за год ребенок из практически неподвижного кулька, способного лишь есть, спать и криком привлекать к себе внимание взрослых, вырастает в маленького человечка, который умеет удерживать равновесие и ходить, пользоваться по назначению некоторыми "взрослыми" инструментами и приспособлениями, понимает обращенную к нему речь и иногда может произнести что-то сам.

Если бы не эта потрясающая особенность детского сознания новорожденному понадобились бы десятилетия чтобы сесть, встать, пойти и заговорить.

Ребенок не учится тогда, когда нам этого хочется или когда мы специальным образом это организуем - он учится всегда, для него урок - это вся его жизнь. А это значит, что нам нужно быть очень внимательными к тому, что происходит с нашими детьми и вокруг них.

Не стоит забывать, что дети учатся у нас не только родной речи или навыкам самообслуживания, но и моделям поведения, способам общения, отношению к другим людям и жизни вообще.

Нам кажется, что наш ребенок будет вежливым и воспитанным, если мы сто раз повторим ему «скажи спасибо», «извинись» и т.п. Но это не так, и если мы хотим чему-то научить своего ребенка, нам достаточно просто следить за собой. Хотя это самое «достаточно» только говорится легко, а вот достигается, увы, непросто. Но, поверьте, если у вас получится, то ваш ребенок без проблем и нареканий научится всему тому, что вы ему «покажете», от чистки зубов до вежливого обращения с окружающими.

4. Монтессори выдвигала идею о том, что человек рождается с уже организованной структурой впитывающего ума, который формируется опосредованно с помощью особых движущих сил жизни и под влиянием окружающей ребенка среды.

В период от 0 до 3 лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Через средовое окружение его разум на уровне бессознательного без устали вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движения человека, культуру, религию, отношения к нему людей (прежде всего, родителей, братьев и сестер).

В период от 3 до 6 лет ребенка можно назвать активным строителем самого себя. Малыш хочет трогать предметы, которые он видит, и слышать, как их называют взрослые. Он хотел бы много и разнообразно двигаться, работать руками. Он неустанно разговаривает с другими людьми, пополняя свой словарный запас (дети 4-6 лет способны воспринять в неделю до 250 новых слов материнского языка). Малыш сам хотел бы выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять независимость от взрослого.

От 6 до 9 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Происходит ориентация на мир посредством собственной деятельности, создание с помощью воображения его целостной картины. Этот период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми, близкими и далекими. Ребенка интересуют явления окружающего мира, он готов к решению проблемных задач, способен интегрировать, сопоставлять и дифференцировать.                                                                        

5. «...Есть две формы жизни: жизнь взрослого и жизнь ребенка, обе очень отличны, прямо-таки противоположны».

Различия в уровне развития взрослого и ребенка очевидны и определяются тем, что взрослые — уже сложившиеся люди, а ребенок — нет.

Характер работы взрослого и ребенка различаются. Оба они действуют с предметами внешнего мира. Взрослый сознательно преобразует окружающий мир с целью приспособления его для своих нужд. Ребенок действует зачастую бессознательно, его работа является проявлением природной потребности развития, и цель ее — в развитии разнообразных функций и построении собственной личности. Если взрослого интересует результат работы, по достижении которого он прекращает деятельность, то для ребенка важен сам процесс работы, и он повторяет действия многократно, пока не удовлетворит внутреннюю потребность в них.

Монтессори отмечает, что ребенок обладает другой формой разума, отличной от разума взрослого и названной ею «впитывающим мышлением». Взрослые получают знания с помощью своего  ума, в то время как ребенок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно.

6. Понятие «сенситивные периоды»

 является у Монтессори одним из ключевых для представления процесса развития ребенка. Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности. Они длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, следующие возможности:

- знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;

- предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент.  

      Эти периоды универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей. Но они индивидуальны по времени возникновения и длительности у конкретного ребенка.

7. Сенситивный период восприятия порядка.

Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. «Истинная сущность разума состоит в придании порядка» хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира.

Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет.
 В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях с взрослыми.

8. Сенситивный период сенсорного развития

Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует на вкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится ведущим. Монтессори - среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов.

9. Сенситивный период восприятия маленьких предметов.

Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы как, Перекладывание бусин, фасоли, Нанизывание мелких бусин на шнурок, Мозаика, Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, Перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сенситивного периода.

10. Сенситивный период развития движений и действий

Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.

11. Сенситивный период развития речи и языка

Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет. В возрасте от рождения до 4,5 месяцев ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное.

Дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней – прекрасное свидетельство начала тренировки мышц речевого аппарата.

Ребенок начинает самостоятельно располагать произносимые им звуки друг за другом, вслушиваясь в мелодию родного языка.

    В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово. Он хочет говорить, но пока не может из-за нехватки слов. С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка. Только из-за нехватки слов создается впечатление специфического «детского» языка.  Отсюда запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй  - образцов хорошего стиля, разных жанров.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги

Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.

Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.

Для эффективного усвоения понятия необходим так называемый «чувственный опыт». В зоне языка малыш знакомится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, тематические пазлы, карточки  книги и т.д. – все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое.

12. Сенситивный период развития социальных навыков

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т.д.

13. Концовка

В процессе развития разум ребенка постепенно трансформируется в разум взрослого. Становясь сознательным существом, «человеком разумным», ребенок теряет уникальную способность мышления естественно и без усилий абсорбировать знания о внешнем мире. «Он бессознательно вбирает в себя все, постепенно переходя от бессознательного к сознательному, по пути полному радости и любви»

 ...Человеческое сознание представляется нам большим достижением. Стать сознательным, значит приобрести человеческий разум! Но за это приобретение мы должны дорого заплатить, потому, что как только мы приобретаем сознание, каждое новое знание стоит нам тяжкого труда и усилий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "О методике Марии Монтессори"

Педагогика Монтессори - это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубжепонять себя и ребенка, прояв...

Пять зон раннего развития по методике Марии Монтессори.

Пять зон развития ребенка, выделенных Марией Монтессори....

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"

Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....