консультация для родителей
методическая разработка на тему

Геворкян Наира Альбертовна

консультация для родителей "Музыка и дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon музыка и дети330 КБ

Предварительный просмотр:

     Все родители желают своим детям благополучной и счастливой жизни, хотят, чтобы она была наполнена богатыми и интересными событиями, и чтобы в ней непременно было место музыке.

     Над этой задачей работают музыкальные руководители в детском саду, бьются учителя музыки в школе, но чаще всего их усилия не приводят к ожидаемому результату. Очевидно, что только детский сад и школа (в том числе музыкальная) не в состоянии решить проблему приобщения ребенка к музыке, развития его музыкальности. Более половины успеха музыкального воспитания ребенка, развития его музыкальных способностей зависит от участия в этом процессе родителей. С чего же следует начать? Когда появляются предпосылки музыкальности ребенка?

       Уже в первые месяцы жизни ребенок трепетно относится к звукам окружающего мира.  Он радостно реагирует на голос матери, улыбается, услышав пение взрослого. Уже в 3-4 месяца малыш способен различать звуки колокольчика, дудочки, отыскивает звучащий предмет взглядом, расстраивается, если слышит грубые, резкие интонации, подражает любимым голосам.                              

     Такая чуткость к звукам обусловлена особенностями нервно-психического развития младенца. Психологи выделили периоды, в которые активно развивается музыкальный слух ребенка первого года жизни:

  1. с  1 до 3 мес;
  2. с 4 до 6 мес;
  3. с 9 до 11 мес.

    Как следует стимулировать музыкальные способности малыша в эти периоды?

    С самого рождения необходимо как можно больше петь ребенку. Ведь даже самые лучшие музыкальные игрушки не заменят нежные и ласковые интонации, красоту маминого голоса. Так ребенок получает первые музыкальные впечатления, значимость которых трудно переоценить. В русской народной культуре существует множество попевок, потешек и частушек, которые не трудно разучить взрослым и исполнять на мотив широко известных народных песен: «Во поле берёзка стояла», «Пойду ль я, выйду ль я», «Трава моя, трава», «Я на речку шла», «Ладушки» и др. Попробуйте сами придумать несложные мелодии, поэкспериментируйте. Это очень занимательный процесс, сближающий всех членов семьи. Главное – не комплексуйте, общаясь с ребенком при помощи пения. Помните, что качество исполнения меньше всего интересует вашего малыша: он увлечен

Родным и самым комфортным для него тембром голоса, эмоциональностью его звучания. Пение должно сопровождать самые разные действия взрослых по отношению к ребенку.

    В 2-3 месяца по восторженной улыбке своего чада вы сможете определить, какие песенки ему нравятся, а к каким он равнодушен.  В этот период жизни обогащайте слуховой опыт ребенка нежными, ласкающими слух, приятными музыкальными звуками, извлекаемыми при помощи детских музыкальных инструментов, извлекаемыми при помощи детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек (колокольчики, бубенчики, деревянные кубики, маракасы) Обращайте внимание на то, как ребёнок реагирует на разные звуки, какие его радуют, веселят. Вложите в руку ребенка погремушку и понаблюдайте, что он будет с ней делать, как отреагирует на звук, впервые извлеченный самостоятельно. Активные минуты жизни малыша следует сопровождать музыкальными произведениями, например лучшими образцами мировой музыки, мелодичными народными песнями, музыкой для детей и о детях.

     Малыш растет, устойчивее становится его интерес к звукам, музыке, пению. Родители продолжают петь ему, но уже варьируя этот процесс. Можно петь тихо или громко, выделить сильную или слабую доли песенки интонационно. Можно исполнить песню высоким голосом или низким, ритмично, как марш, или плавно и лирично, как вальс или романс. Одна и та же песенка способна быть грустной или веселой.

                                   

                                                                           

     Хорошо включать в общение с малышом игры «Где музыка?», «Музыка грустит, музыка смеётся». Организовать их очень просто. Взрослый при помощи детского музыкального инструмента, например,  колокольчика, извлекает звук и говорит: «Вот звучит музыка, красивая, весёлая. Где она звучит?» Ребенок показывает, откуда раздаются звуки. Затем местоположение взрослого меняется, и игра повторяется.

     Усложнение игры происходит, когда ребенку исполняется 6 месяцев. Колокольчики можно спрятать в коробку или накрыть платочком. Взрослый просит ребенка отыскать колокольчик – источник звука. Ребенок выполняет задание.

     Начиная с 3-4 месяцев можно привязывать детские музыкальные инструменты (бубенчик, колокольчик) к ножке или ручке ребенка, чтобы двигаясь, он реагировал на музыкальные звуки, извлекаемые самостоятельно. Это интересно детям, пробуждает в них интерес к движению, к исследованию, к общению и, конечно, к музыке.

     Элементарный слушательский опыт позволяет малышу к полугоду сосредотачиваться на звучащей музыке, внимательно слушать её в течение 20-30 секунд.  Слушая музыку совместно с ребенком, не забывайте о подвижных играх. Они должны быть с активизацией движений рук и ног малыша. Сгибайте и разгибайте его ручки и ножки под музыку и пение.

В 7-9 месяцев ребенка можно посадить перед собой и наклонять в

стороны в такт музыке или пению.

Можно потанцевать под звучащую мелодию, держа малыша на руках и выделяя её ритмический рисунок, темп. Важно, чтобы ребенок почувствовал их в процессе движения.

     Через пение следует знакомить ребенка с другими родственниками. Игра «Кто пришел?» предполагает, что каждый член семьи, появляющийся в поле зрения ребенка, должен спеть ему приветственное слово. Например, дедушка или бабушка споют: «Здравствуй, внучек мой любимый!» или «Здравствуй, моё солнышко!» Коротенькое музыкальное приветствия следует придумать братьям и сестрам, дядям и тетям. При таком общении ребенок очень быстро начнет узнавать членов семьи по голосу.

       Самым любимым занятием детей этого возраста становятся игры со звучащими предметами, поэтому чем больше их будет, тем лучше. Подойдут для таких игр крышки от небольших кастрюлек, деревянные дощечки, брусочки и палочки разных размеров, фольга, погремушки. Пусть ребенок бросает эти предметы, извлекает из них звуки, самостоятельно осваивает процесс звукосочетания. Легко изготовить звучащие игрушки самостоятельно. Для этого возьмите пустые пластиковые флаконы из-под шампуня или крема, наполните их фасолью, горохом, манной крупой, сахарным песком, мелкими камешками и т.п. Крышки бутылочек следует плотно завинтить или посадить на безопасный (нетоксичный) клей. Получаются интереснее и занимательные игрушки, которые обогащают слуховой опыт малыша. Необходимо покупать ребенку звучащие игрушки, музыкальные мячи, каталки, молоточки и др. При покупке обратите внимание на качество издаваемого игрушкой звука, его мелодику. Он должен не раздражать, а ласкать слух. Приобретите какой-нибудь детский музыкальный инструмент: металлофон, ксилофон или виброфон.

   

     Наигрывайте на нем детям простые мелодии. Освоить процесс игры на этих инструментах крайне просто: ноты соотносятся с цифрами, а в комплекте к игрушке содержатся цифровым способом набранные музыкальные партитуры.  Постепенно музыка начнет сопровождать ребенка в новых проявлениях: в физических упражнениях, танцах, игровых упражнениях. Особенно интересна детям музыкальная игра «Ладушки». Сначала взрослый поет песенку, показывает,  как играть в «Ладушки».  Затем берет малыша за ручки и выполняет движения совместно с ним. Потом ребенок самостоятельно выполняет их под пение взрослого, который тоже делает хлопки в ладоши.    

      К 9 месяцам жизни младенец откликается на пение взрослого гулением,  он пытается подпеть ему, старается приобщиться к этому процессу. Обязательно заметьте этот момент, похвалите ребенка. Для активизации речевых проявлений малыша используйте русские народные мелодии: «Агу-агу!», «А-а! А-а!», «Баю-бай!», «Дудочка», «Бубен», «Колокольчик» и др.

      Приближаясь к первому году жизни, малыш приобщается к музыке, проявляет интерес к музыкальным игрушкам и инструментам, звучащим предметам, играет с ними. Он испытывает потребность в новых музыкальных впечатлениях, требует исполнения старых и новых фольклорных произведений: попевок, потешек, песенок.

     Радость от прослушивания музыкального произведения выражается не только в эмоциях, но и в элементарных танцевальных движениях. Это один из первых показателей эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку.

     Несложная организация общения  ребенка с музыкальным искусством в семье позволит вам увидеть в конце первого года жизни ребенка очень яркий результат – потребность в музыке.

     

                                                                 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...