Консультация для родителей «Учить играючи и с любовью»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Еськина Валентина Геннадьевна


 

   Консультация для родителей  «Учить играючи и с любовью»
 


 

Дорогие родители!

Вы первые и самые важные учителя Вашего ребён­ка. Первая его школа Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы сможете подарить своему ребёнку на всю жизнь: одна - корни, другая - крылья!

Сколько бы мы ни прожили, постоянно возвращаем­ся к опыту детства - к жизни в семье: даже убелённый сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец», «чему учили меня дома». Интересно, что люди, добившиеся ус­пеха в жизни, отмечают значимость того, что даётся ребёнку родителями.

«Годы чудес» - так называют исследователи до­школьное детство. Закладываемое в это время эмоцио­нальное отношение к жизни и людям, равно как и наличие либо отсутствие стимулов к интеллектуальному раз­витию, оставляют неизгладимый след на всём дальней­шем поведении и образе мыслей человека.

Радуйтесь Вашим детям, даруя им как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь.

И первостепенное внимание следует уделять раз­витию устной речи как необходимой предпосылке умения читать, писать, да и всего остального учения.

Подстёгивайте любопытство ребёнка, разжигай­те в нём желание поговорить о том, что он лично видел, узнал и испытал. Ведь только Вы можете постоянно общаться с ребёнком лицом к лицу как с личностью.

Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки. Не готовьтесь к будущей школьной жизни, а живите настоящей жизнью ребёнка уже сейчас

Речь детей шестого года жизни

На этом возрастном этапе продолжается совершенствова­ние всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произноше­ние, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явле­ниях, но и начинает устанавливать причинно-следственные свя­зи между ними, временные, пространственные, возрастные от­ношения. Имея достаточно развитую речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. При описании предметов и явлений он делает попытки передать своё эмоцио­нальное отношение. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и бо­лее критичное отношение к речи сверстников.

Обогащение и расширение словаря осуществляется за счёт названий частей, деталей предметов, а также за счёт овладения навыками словообразования (с помощью приставок, суффик­сов). К концу шестого года жизни ребёнок более тонко диффе­ренцирует собирательные существительные (не просто «живот­ные» , а «дикие» и «домашние»). Дети используют отвлечённые существительные, прилагательные и глаголы. Хорошей провер­кой и показателем полноценного овладения словарём является умение подбирать антонимы (длинный - короткий, высокий - низкий и т.д.); синонимы (ходить - идти - топать - вышаги­вать); определения (дождь холодный, сильный, грибной, мел­кий). В рассказах детей наблюдаются неточности в употребле­нии союзов, предлогов (между - в середине).

Практически установить точный прирост словаря за год от 5 до 6 лет очень трудно. За год словарь увеличивается примерно на 1000 - 1200 слов. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году дети пользуются достаточно свободно многими грамматическими категориями. Например, чаще чем прежде употребляется правиль­но родительный падеж множественного числа (окон, карандашей, ламп); легче образуются новые слова (учит - учитель, железо - железный, ходить - выходить - переходить - обходить).

Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зави­сит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, тактично исправляют их (не «грушев», а «груш», не «на пианине», а «на пианино», не «ложить» , а «класть»).

В диалоге с кем-то ребёнок использует как краткие, так и развёрнутые ответы. Совершенствуется монолог. Многие дети могут без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма; описать те или иные события, свидетелем которых они были. Дети в общении должны пользо­ваться умеренной громкостью голоса; они способны передавать различную интонацию. К данному возрасту мышцы артикуляци­онного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.

Однако у некоторых детей ещё только заканчивается пра­вильное усвоение шипящих звуков, «Л», «Р» ,«РЬ». С их усвое­нием дети начинают чётко и внятно произносить слова различ­ной сложности. Однако не все шестилетние дети владеют нор­мированным произношением звуков. Может встречаться горло­вой или одноударный «Р», межзубные свистящие, боковые ши­пящие, двугубный «JI». Ясность, внятность речи зависит от того, как быстро говорит ребёнок. Дети с ускоренным темпом речи часто не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, «проглатывают» даже целые слова. У них воз­никают запинки в речи, что может привести к заиканию. Смена молочных зубов в 5 - 6 лет на постоянные нередко отражается на произношении, дикции. Если у ребёнка дефект прикуса или укороченная подъязычная связка, то родителям рекомендуется консультирование у ортодонта или хирурга-стоматолога.

Детям, не усвоившим фо­нологическую систему родного языка, занятия языком ино­странным не рекомендуются. Помните, пожалуйста, что в разви­тии Вaшeгo ребёнка не бывает мелочей. Дарите ему своё посто­янное внимание и участие.

 Речь детей седьмого года жизни

Ребёнок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту.

При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (не просто машина, а легковая, грузо­вая; не просто обувь, а зимняя и летняя). Ребёнок всё шире поль­зуется словами, указывающими на профессиональную принад­лежность, отмечая при этом действия и операции, которые со­вершают взрослые в процессе труда, качество их работы, ис­пользует эти слова в своей игре. Ребёнок чаще начинает упот­реблять в своей речи отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами (золотая осень), понимать метафоры (море смеялось). У ребёнка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребёнок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением; умеет подбирать синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая их сходство и различие (белый, как снег); всё чаще пользуется сложными предложениями, употребляет прича­стные и деепричастные обороты. Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей доста­точности словарного запаса ребёнка и умения правильно поль­зоваться им.

Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребёнка, их умение правильно пользоваться раз­личными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки.

На седьмом году жизни речь детей становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнутой, ло­гически последовательной. При пересказах, описаниях отмеча­ется чёткость и завершенность изложения.

Ребёнок способен самостоятельно дать описание картин­ки, предмета, пересказать содержание небольшого литературно­го произведения, придумать сказку, рассказ, передать свои чув­ства и впечатления. Совместные игры нуждаются в объяснении правил – ребёнок начинает пользоваться объяснительной речью.

Произносительная сторона речи достигает довольно высо­кого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; говорят в зависимости от ситуации громко, тихо и даже шёпотом; могут изменять темп речи с учётом содержания высказывания; пользоваться интонационными средствами выра­зительности; следовать нормам литературного произношения.

Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки, сходные по артикулятор­ным или акустическим признакам); владеют началами звукового анализа (умеют выделять звуки из начала слова, подбирать слова на заданные звуки); делят слова на слоги, что имеет исключи­тельное значение для усвоения грамоты.

Однако и в этом возрасте некоторые дети имеют

про­блемы речевого плана. Вот лишь некоторые из них:

 

  • вместо точного называния предмета – описание его, использование родовых понятий вместо видовых («дерево» вместо «дуб», «ель»);

  • нечеткое или неверное проговаривание окончаний слов;

  • неправильное произношение звуков (горловое «р», межзубные свистящие, двугубный «л»). Пока ребёнок не овладеет правильным произношением на родном языке, нельзя учить его языку иностранному;

  • недостаточная дифференциация таких звуков, как «ч» и «ть», «с» и «ц», «ц» и «ть», «ч» и «ц», «ч» и «щ», «сь» и «щ», «р» и « л» и др.;

  • трудности воспроизведения слов сложной слоговой структуры (балерина, милиционер, регулировщик, велосипедист, чистильщик, экскурсовод и др.)

В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грам­матически правильной речи, совершенствование речи связной - все эти процессы будут продолжаться и в школе. И здесь глав­ными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл va.odt396.39 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Учим стихи играючи"

Народная поговорка гласит: Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память". Не случайно мамы и папы гордятся своими детьми, которые читают наизусть К. И. Чуковского, С. Марш...

Консультация для родителей "УЧИМ РЕБЁНКА ОБЩАТЬСЯ И… УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С НИМ!"

Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но…...

Консультация для родителей "Учусь думать - учусь говорить"

Консультация "Учусь думать - учусь говорить" поможет родителям правильно подготовить ребенка 6-7 лет к обучению в школе....

Консультация для родителей "Учим ребенка общаться...и учимся вместе с ним..."

Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться, и в этом процессе набивает собс...

Консультация для родителей "Учим математику дома" (5-6 лет) «Учиться можно только весело»

Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложны...

Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»

Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружно...

Консультация для родителей "Учим стихи ...играючи" .Средняя группа

Оказать помощь родителям в разучивании стихов с детьми. Познакомить с  легкими и простыми приемами разучивания....