Конспект практического занятия «Играем вместе» (для родителей детей младшего возраста)
методическая разработка (средняя группа) по теме

Мекта Ирина Евгеньевна

Проведение родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanyatie_igraem_vmeste.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ »ДС»Солнышко»

ЯНАО Пуровский район  

п.Ханымей

Конспект практического занятия

«Играем вместе»

(для родителей детей младшего возраста)



                                                              Подготовила  воспитатель:

                                                             Мекта Ирина Евгеньевна

2013 год

Практическое занятие «Играем вместе»

(для родителей детей младшего возраста)

Цели:

- наладить контакт с родителями, заинтересовать совместной работой;

- помочь родителям осознать потребности малыша, показать значение и возможности совместной игры взрослого и ребенка для развития последнего.

  1. Приветствие

Педагог – психолог:

Добрый вечер уважаемые родители! Нашу встречу, мы с вами начнем с приветствия.

Игра «Приветствие»

Цели: установить контакт с родителями, формировать положительный настрой.

Родители сидят в кругу, у каждого в руках плюшевая игрушка. Каждый участник представляется, дотрагиваясь своей игрушкой до игрушки соседа, и говорит небольшой комплимент.

2. Основная часть

а) Информационный блок

Мини-лекция «Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ» (приложение 1)

Мини-лекция «Игра в жизни ребенка» (приложение 2).

б) Практический блок

Далее предлагаются игры, позволяющие родителям организовать интересное общение с ребенком, помогут улучшить внутрисемейные отношения, сплотить семью, а также в игровой форме будут способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи, и творческих способностей малыша.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие восприятия ребенка.

Родителям предлагается, не глядя, определить, какой предмет находится в мешке.

После проведения игры необходимо объяснить, что трехлетнего ребенка надо предварительно хорошо познакомить с содержанием мешочка (дать потрогать, рассмотреть). Количество предметов должно быть ограничено.

Упражнение «Придумай игру»

Цель - помочь родителям осознать разрушительное воздействие агрессивных (военных) и безобразных  (мутантов, страшных масок, роботов-убийц т др.) игрушек на детскую психику.

Инструкция. Родителям раздаются подобные игрушки и предлагается придумать игру с ними.

После демонстрации игр обсуждаются впечатления от этой игры. Ведущий стремится подвести обсуждение к следующему выводу: выбирая игрушку для ребенка, необходимо учитывать несколько моментов:

- чему научит эта игрушка и что разовьет у ребенка;

- ребенок вживается в образ той игрушки, которая у него в руках, эмоционально переживает его, поэтому игрушку нужно выбирать так, чтобы эмоции ребенка были позитивными;

- игрушка должна соответствовать общепринятым представлениям о красоте. Необходимо, чтобы образы игрушек были светлыми. (приложение 3)

«Рисуем на песке»

Цель - познакомить родителей с игрой, направленной на развитие тактильной чувствительности, визуализации понятия «Я»

Родителям предлагается следующее упражнение для развития мелкой моторики детей: «Насыпьте манку на поднос и покажите малышу, как можно рисовать на этом «листе» пальчиком. Пусть ребенок рисует точечки, кружочки, палочки, сделает отпечаток ладошки. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик…

Можно насыпать гречку, или рис в кастрюлю и спрятать в ней маленькие предметы (пуговички, фигурки, горошинки) и предложить крохе попробовать отыскать их там. Интерес и веселье ребенка гарантирован!»

«Рвем салфетки на кусочки»

Цель – познакомить родителей с игрой, направленной избавление от негативных эмоций, развитие творческих способностей.

Родителям даются  салфетки из мягкой бумаги, и предлагается разорвать их на мелкие кусочки. Создать панно.

«Игры с тестом»

Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие восприятия ребенка, творческого мышления, мелкой моторики.

Заранее готовится тесто по следующему рецепту: 2 стакана муки,1 стакан соли, 1 стакан подкрашенной воды, 2 столовые ложки растительного масла.

Родителям необходимо объяснить, что сначала ребенку предлагается просто мять пальцами полученное тесто, потом следует обратить его внимание на то, как тесто меняет форму в руках. Взяв маленькую скалочку, ребенок может раскатывать тесто, а затем резать его пластмассовым ножом, вырезать из него формочками «печенье» и т.п.

Все это будет способствовать тому, что ребенок постепенно привыкнет к спокойным занятиям. Кроме того, подобные игры способствуют развитию мелкой моторики, речи, восприятия. А когда ребенок подрастет, он уже по-настоящему сможет помогать

Игра "Справа" и "слева"

Цель – познакомить родителей со способами развития у детей ориентировки в пространстве.

Родителям следует рассказать, что понятия "правый" и "левый" относятся к числу наиболее трудно постигаемых. Необходимо, чтобы малыш постиг их как можно раньше. Ребенок, не умеющий различать их, столкнется с большими трудностями в овладении письмом, чтением, счетом; будет плохо ориентироваться в пространстве.

Уже с полутора лет, собираясь с малышом на прогулку, приучайте его к понятиям "правый" и "левый".

— Теперь наденем свитер. Дай мне твою правую руку! — сжимаете правую руку.

— А теперь дай левую! — ее не сжимаете. Так много раз. То же с обувью.

Список использованной литературы:

  1. Л.Н.Попова, М.Н.Гонтаревская, М.О.Киселева. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы.
  2. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ/ Под ред. Е.А.Каралашвили
  3. Н.В.Иванова, О.Б.Кривовицына, Е.Ю.Якупова. Социальная адаптация малышей в ДОУ.

Приложение 1

Мини-лекция

«Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ»

  1. Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
  2. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  3. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  4. Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  5. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  6. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  7. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
  8. Скорее всего ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни!

Приложение 2

Мини-лекция

«Игра в жизни ребенка»

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются его естественным состоянием, потребностью детского организма. Малыш всегда играет по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса игры.

Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность. Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах развиваются способности, и формируется личность ребенка.

Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи.

Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им.

Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.

Приложение 3

Памятка для родителей

«Примерный перечень развивающих игрушек и игр для детей 2-5 лет»

Дидактические игрушки:

- пазлы или разрезные картинки;

- кубики с рисунками, узором;

- конструкторы «Лего», «Веселый городок» и др.;

Детское лото «Животный мир», «Геометрические фигуры;

Наборы в мешочках «Овощи», «Фрукты»;

- музыкальные игрушки;

- пирамидки;

- вкладыши.

Для развития сюжетной игры:

- одна-две куклы (мальчик/девочка) высотой 30-40 см с сезонной одеждой;

- кровать и коляска с бельем;

- посуда;

- прочный кукольный дом

- одна-две большие машинки;

- поезд с открытыми вагончиками;

- фигурки домашних и диких животных;

- ролевые наборы «Доктор», «парикмахер» и т.п.;

- одна ширма;

- лоскуты однотонных тканей разных размеров и плотности4

- предметы-заместители природного происхождения для игры в магазин (шишки, каштаны и т.п.);

- корзины, коробочки и шкатулки с крышечками и без них;

 - шнуры и прищепки.

Для развития мелкой и крупной моторики:

- краски для рисования пальчиками;

 Мячи разной формы и цвета;

- кольцебросы;

- воздушные змеи;

- велосипед;

- самокат.

Понятно, что невозможно перечислить и иметь все полезные малышу игрушки. Помните, что даже обыкновенная палка может стать незаменимым развивающим материалом, тренажером, если к игре ребенка присоединяется любящий родитель.

Участвуйте в играх детей, и ваш ребенок обязательно удивит вас!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект встречи с родителями детей младшего возраста : «Воздействие малых форм фольклора на развитие речи ребенка».

Форма: «Фольклорные посиделки».Педагоги и родители ответили на важный вопрос: Как же влияет на развитие речи детей применение малых форм фольклора в повседневной жизни?...

Консультация для родителей детей младшего возраста "Влияние музыкального искусства на всестороннее развитие ребенка младшего возраста".

Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним ...

Родительский клуб "Растём вместе" для родителей детей раннего возраста

С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит ряд серьезных изменений: безукоризненное соблюдение режима дня, отсутствие близких людей, постоянный контакт со сверстниками и пр. Приспособление к ...

Занятие-игра по физической культуре для детей младшего дошкольного возраста

Занятие -игра состоит из подвижных игр - это помогает в проведении и удержании интереса малышей!...