Провожая ребёнка в школу…
статья по теме

Шахова Любовь Валерьевна

 

Воспитать    будущего   ученика — значит прежде всего привить ему определенные навы­ки и умения. С чего начинать и как вести та­кую работу с ребенком? Каждый взрослый сам когда-то был первоклассником. И нужно ли объяснять, какое значение в жизни школьника имеют такие качества, как дисциплинирован­ность, исполнительность, усидчивость, внима­тельность, старательность, или, как ее назы­вали раньше, прилежание. Немаловажную роль, наконец, играет и умение ребенка жить в коллективе, ладить с товарищами, считаться с ними, соизмерять свои желания с другими. Задача взрослых и заключается в том, чтобы выработать у малыша эти качества как мож­но раньше и прочно закрепить их в его харак­тере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provozhaya_rebyonka_v_shkolu.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Провожая ребёнка в школу…

Многие родители считают, что приготовить малыша к знаменательному событию в его жизни — посвящению в ученики — значит снабдить его школьной формой, портфелем, письменными принадлежностями. И в этом они видят свою главную родительскую обязанность.

Между тем то, с чего взрослые нередко начинают подготовку своего малыша к школе, должно являться заключительным этапом. Настоящая подготовка ребенка к учебе состоит вовсе не в его экипировке. Ее следует начинать еще задолго до первого звонка, когда ребенок еще только начинает познавать окружающий мир.

Воспитать    будущего   ученика — значит прежде всего привить ему определенные навыки и умения. С чего начинать и как вести такую работу с ребенком? Каждый взрослый сам когда-то был первоклассником. И нужно ли объяснять, какое значение в жизни школьника имеют такие качества, как дисциплинированность, исполнительность, усидчивость, внимательность, старательность, или, как ее называли раньше, прилежание. Немаловажную роль, наконец, играет и умение ребенка жить в коллективе, ладить с товарищами, считаться с ними, соизмерять свои желания с другими. Задача взрослых и заключается в том, чтобы выработать у малыша эти качества как можно раньше и прочно закрепить их в его характере.

Некоторые считают так: вот пойдет мой Сережа в школу, там его всему и научат. Школа, она для того и существует, чтобы учить. Подобная точка зрения глубоко ошибочна. И тот, кто упорно придерживается ее, приносит большой вред собственному ребенку. Школьные программы предполагают прежде всего обогащение ученика знаниями, а благоприятные условия для их усвоения, благодатная почва для этих знаний должны быть созданы заранее. И чем раньше родители уделят этому серьезное внимание, тем лучше, ведь речь идет о формировании черт характера. Если нужные в этом плане задатки ребенок не получит до пяти лет, потом их привить будет гораздо труднее, а еще труднее перевоспитать, искоренить вредные привычки.

Дисциплина — это подчинение установленному порядку. Для маленького ребенка таким порядком является режим, твердый распорядок дня — время умывания, завтрака, гуляния, игр и сна. Если взрослые не придают значения режиму, не стремятся соблюдать его, дают ребенку конфеты перед самой едой, снисходительно смотрят на нежелание умываться утром, мыть ноги перед сном, разрешают засиживаться вечером и т. д., то он вырастает несобранным, неорганизованным. Всякое выполнение правил будет для него тягостным.

Беспрекословное выполнение домашнего режима — верный залог дисциплинированности в школе. Такому ребенку далеко не безразлично, придет ли он на занятия вовремя или опоздает, потому что и дома он раньше никогда не залеживался в постели и не садился за стол позже всех.

В то же время воспитать дисциплинированность — вовсе не значит запугать ребенка, внушить ему страх перед наказанием за неисполнительность или — того хуже — применять физическое воздействие. Есть родители, которые воспитывают детей в страхе, за малейшую провинность обрушиваются с криком, а то и вовсе хватаются за ремень. Запугать маленького человека легко. Труднее вызвать у него внутреннее стремление к аккуратности, трудолюбию, добру и благородству. Но охотники действовать попроще и побыстрее, к сожалению, еще есть.

Ремень, шлепки, подзатыльники — плохие помощники в воспитании. Они говорят лишь об отсутствии у родителей авторитета, неумении найти к ребенку правильный подход. Наказания не укрепляют сознание ребенка, а калечат его психику. Если родители наказывают ребенка, значит, они что-то упустили, когда он был еще совсем маленьким. Приучать ребенка нужно с самого начала к дисциплине сознательной. Для этого ваше поручение или требование должно быть разумным и обоснованным.

Не требуйте от малыша слепого подчинения, грозя ему лишением сладкого или радостной прогулки. Он должен делать так, как вы того хотите, всегда сознательно. Если же ребенок в своем поведении руководствуется только страхом, то, выйдя из-под контроля или будучи уверен в безнаказанности, он поступит все-таки по-своему, вопреки вашим распоряжениям.

Не менее важно своевременно научить малыша усидчивости. Конечно, ребенок чрезвычайно подвижен, удержать его на месте очень трудно. Он то и дело отвлекается, внимание его рассеивается, переключается с одного предмета на другой. Такова природа детей. Важно побуждать ребенка доводить начатое дело до конца. Только так можно постепенно приучить его к усидчивости. Вот он взялся строить дом, пусть «подведет» его под крышу. Он попросил почитать ему — пусть дослушает этот маленький рассказ до конца.

С усидчивостью тесно связаны старательность и аккуратность. Непоседа обычно все делает кое-как. Ему всегда некогда. Не окончив одно, хватается за другое. Поэтому важно, чтобы ребенок, занявшись чем-то, например складыванием кубиков или мозаики, раскрашиванием, делал это старательно и аккуратно. Покажите ему, как это надо делать, и предложите сделать так же.

Часто учителя говорят родителям: —«У вашего мальчика есть способности, и он мог бы хорошо заниматься. Только вот невнимательный…»

Да, внимательность — важное условие успешной учебы. Но она не появляется у ребенка сама по себе, как, скажем, постоянные зубы вместо молочных. Внимательность нужно воспитывать. Спросите у малыша после прогулки, что он видел на улице. Прервите чтение и предложите дочке рассказать, о чем сейчас шла речь. Давая задание или поручение, требуйте повторить его. Дайте посмотреть рисунок, а затем пусть ребенок перечислит, что там изображено.

И еще о чем нельзя забывать — это наблюдательность. ведь основным источником всех человеческих знаний является наблюдение.  Именно опыт повседневных наблюдений позволил человечеству установить ряд закономерностей, имеющих огромную ценность.

Не каждый ребенок станет в будущем великим ученым, но, чем бы он ни занимался, в какой области ни стал бы работать, став взрослым, такое качество, как наблюдательность, ему всегда пригодится и будет даже необходимо. Вот почему надо развивать и тренировать в ребенке это качество уже с детства. Такое стремление надо всячески поддерживать и поощрять. Действуя с предметами, ребенок знакомится с окружающим миром. Он познает свойства предметов, знакомится с их названиями. Учите малыша обращать внимание на цвет, форму, запах, находить в предметах сходство и различие.

В развитии у малышей наблюдательности большую роль играет растительный и животный мир, сезонные изменения погоды. Природа— это отличный материал для работы с ребенком.

Помимо воспитания навыков, необходимые будущему ученику, ребенка   нужно еще готовить к пониманию и усвоению учебного материала, иными словами, развивать умственно, тренировать память.

Если бы каждый класс был по составу однородным и все ребята одинаково успевали в учебе, это было бы идеально. О большем преподаватели и мечтать не смели бы. Но так никогда не бывает. Уже в первом классе начинают проявляться и способности, и наклонности учеников. Одни усваивают материал легко и быстро, что называется, на лету схватывают, другим он дается с трудом и требует огромного напряжения сил.

Умственное развитие ребенка должно начинаться как можно раньше. Откладывать такую работу с ним на потом ни в коем случае нельзя. Наверстать упущенное бывает трудно, а порой и невозможно.

Для развития речи у детей существуют специальные приемы и методы. Если замечаются недостатки произношения, принять меры к их устранению с помощью врача-логопеда. Ничто так не мешает умственному развитию ребенка, его учебе, особенно овладению русской речью и письмом, как дефекты речи, когда он картавит, шепелявит, нечетко произносит отдельные звуки. Отражается это и на психике ребенка, делает его стеснительным, замкнутым, ожесточает.

Большое значение имеет постоянное обогащение словаря ребенка. Это достигается путем называния окружающих предметов и действий, чтением книг, разучиванием стихов. Полезно приучать ребенка к так называемому проговариванию, когда каждое слово-действие он сопровождает словами. Это учит правильно применять слова и рассуждать вслух. Чаще спрашивайте у малыша, что он делает, просите рассказать. Вначале обычно бывает так: ребенок делает, родители поясняют. Но если в первые годы такое «разделение труда» бывает закономерным, то в пять-шесть лет оно тормозит умственное развитие.

Хорошо практиковать игру в слова. В одном случае можно предложить назвать вещи, находящиеся в комнате, в другом — перечислить овощи или фрукты, инструменты или растения, птиц или рыб, домашних или диких животных. А может быть, еще и так: нужно придумать новое слово на ту букву, которой оканчивается предыдущее слово, или все слова на одну букву.

Нужно знакомить ребенка и с простейшими случаями многозначности слов (люди, трамваи, часы идут), со словами сходного и противоположного значения (идет — шагает, плетется — бежит). Интерес вызывает у детей игра «А как можно назвать еще?». Вы называете первое слово, например «ребенок», и предлагаете назвать другие знакомые слова, обозначающие то же самое: малыш, карапуз, крошка, чадо и т. д. Желательно, чтобы новое, подсказанное вами слово подкреплялось примером из художественной литературы, знакомой ребенку. Например, «кроха» и «карапуз» есть в стихотворении В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Одновременно формируется и умение связно рассказывать. Для этого тоже нужны систематические занятия. Ребенок может составлять рассказы по картинкам,   по впечатлениям от прогулок, экскурсий, игр, встреч с товарищами. Сперва это может быть вопросно-ответная форма. Но постепенно ребенка нужно подводить к последовательному рассказу от начала до конца: «Расскажи, Гена, что ты видел на даче, о чем был фильм, что вы делали в детском саду». Все это научит ребенка сознательному употреблению слов, построению сложных фраз, логическому мышлению, иными словами, научит и в школе давать ясные и правильные ответы. А то ведь и так бывает, что ученик что-то знает, а четко и вразумительно ответить не может.

Часто родители с умилением рассказывают, что их Володя знает все марки автомобилей. Считают подобную осведомленность признаком большого ума. Но в том-то и дело, что малыша можно научить еще и множеству других названий. Он их свободно запомнит и даже будет точно увязывать с каким-то определенным предметом. Но это будет механическим заучиванием, которое не имеет ничего общего с развитием ума и сообразительности. Для ребенка было бы гораздо полезнее, если бы он умел ответить, какую роль играют в машине те или иные части, например руль, колеса, фары, что служит топливом в автомобиле, самолете, паровозе, почему у троллейбуса дуги, у трамвая рельсы, а у автобуса нет ни того ни другого. При этом маленького ребенка совсем не обязательно посвящать во все технические тонкости. Достаточно сказать о предметах лишь в общих словах и тем самым обратить внимание на их отличительные черты. В дальнейшем такие знания позволят ребенку самому классифицировать то новое, с чем он столкнется.

Относится это и к природе, которую К. Д. Ушинский считал самым важным источником развития мышления и речи детей. Все дело только в том, как преподносить ребенку факты из этого благодатного и неиссякаемого источника. Можно знакомить с внешними признаками животных и растений: рыба покрыта чешуей, птицы — перьями, животные — шерстью, рассказать о пользе животных для человека: корова дает молоко, куры — яйца, овцы — шерсть. Это расширит кругозор ребенка. В то же время сами по себе такие сведения еще не дают ему правильного представления об особенностях животного или растительного мира, их различии. Мало давать запас знаний. Надо еще заботиться и о развитии умственных способностей.

Дети дошкольного возраста способны понять и усвоить, в каких отношениях находятся растения и животные с окружающей средой и как она сказывается на строении их тела и образе их жизни. Например, у хищников когти для хватания добычи, густая шерсть защищает зверей от холода. Заяц зимой становится белым, чтобы легче укрываться от врагов. Растения без воды и солнца погибают. Вот пошел дождь. «Это нам тучка дождик принесла,— говорит мама.— Много в ней капелек собралось. Тяжело ей стало, а помочь некому. Вот она их на землю и уронила».

Такое объяснение для маленьких. Ребенку пяти, шести лет можно показать известный опыт, подержав тарелку с холодной водой над паром, и таким образом наглядно продемонстрировать, что дождь образуется в результате охлаждения паров воды.

Вот прыгает с ветки на ветку красногрудый снегирь, а вот шустрая синичка. «Это зимующие птицы,— говорит отец сыну.— Они на юг не улетают. Живут возле человеческого жилья. Здесь для них всегда есть пища».

Важно и деловито стучит дятел клювом  по стволу дерева. «Это он долбит кору,— объясняет отец.— Под корой на зиму спрятались личинки вредных насекомых, а дятел их достает и съедает. У него зимой всегда много корма, и поэтому он тоже не улетает в теплые края».

Ребенка нужно научить выделять живую и неживую природу, дать представление о различных состояниях вещества (пар, вода, лед).

Раньше всего дети начинают считать и узнавать цифры. На вопрос «сколько?» они уже не отвечают лукаво: «много», а называют точное число. Целесообразно научить ребенка и простейшим арифметическим действиям в пределах десятка. В форме игры как бы невзначай он усвоит это легко. Для обучения счету используют, как правило, палочки, а то и вовсе пальцы. Но это допустимо лишь на первых этапах. Важно, чтобы ребенок как можно скорее научился считать в уме, потому что устный счет способствует развитию более высокой формы мышления — абстрактной. В одной семье хитроумно использовали для этого зимние прогулки с ребенком. На улице руки девочки были в варежках, и она не могла загибать пальчики и видеть их, чтобы ответить на вопросы, которые ей задавала мама.

Одновременно не следует забывать и о первом знакомстве с геометрическими фигурами.  Ребенок должен иметь ясное представление что такое квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, куб, шар, уметь различать их и на ходить в окружающей жизни.

В педагогической литературе часто говорят о ста тысячах «почему?», которые задают дети. Их любознательность и пытливость нужно конечно, поощрять и удовлетворять. Но, думается, следует противопоставлять этому потоку вопросов и собственные «почему?», чтобы таким образом заставить ребенка и самого по

думать, сообразить, догадаться, научить его радоваться собственным открытиям, результатам своих размышлений, тем самым увлечь конкретными и яркими примерами, казалось бы, незримой и беззвучной работы мозга, чтобы он видел ее результаты так же отчетливо, как работу шофера, летчика, строителя.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо занимался в школе, создает ему для этого необходимые условия: только учись. Но при этом хочется напомнить, что важной предпосылкой успешного усвоения учебного материала служит своевременное развитие у ребенка мышления. Приучать человека к этому надо с раннего детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника " Детский сад провожает ребят в школу"

Сценарий выпускного праздника в детском саду...

Выпуск в школу 2015г «Домовёнок Кузя провожает детей в школу»

Выпуск 2015 г «Домовенок Кузя провожает детей в школу»...

Занятие ФЭМП "Провожаем Филеньку в школу"

Занятие для подготовительной группы...

"Пеппи провожает детей в школу!" - Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной к школе группы

На Выпускной бал к детям приходит Пеппи - озорная девочка. Дети показывают ей, как они умеют танцевать, складывать из букв слова и умеют считать. Так же они учат Разбойников правильно себя вести. В за...