Главные вкладки

    КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
    статья (младшая группа) по теме

    Красова Марина Валериевна

    Департамент образования города Москвы

    Северо - Западное окружное управление образования

    Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение г. Москвы

    средняя общеобразовательная школа №1489

    дошкольное отделение «Росинка»

     

    125430  г. Москва, ул. Митинская, 52, корп. 3 

    Телефон (факс):751-69-47, 753-38-05.

    Адрес электронной почты: dou2192@szouo.ru

     

    Консультация для родителей

    «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ».

    Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

     

    Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

    Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

    Причины могут быть самыми разными: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.

    Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

    Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

    Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

    В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

    Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

    Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

    Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

    С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.

    Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.

    Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

    Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

     

    О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.

    В 1 год 6 месяцев ребенок:

    - держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);

    - отрицательно относится к нарушению опрятности;

    - сообщает о физиологических потребностях;

    - спокойно относится к умыванию.

    В 1 год 9 месяцев ребенок:

    - самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;

    - самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);

    - обращает внимание на грязное лицо и руки;

    - контролирует физиологические потребности;

    - проявляет стремление к самостоятельным действиям;

    - знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.

    В 2 года ребенок:

    - ест аккуратно, не облизываясь;

    - при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;

    - самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается;

    - знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;

    - пользуется носовым платком (при напоминании);

    - контролирует физиологические потребности.

    В 2 года 6 месяцев ребенок:

    - одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;

    - расстегивает и застегивает од ну-две пуговицы.

    В 3 года ребенок:

    - одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;

    - складывает свою одежду перед сном (возможна помощь взрослого);

    - застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки (возможна помощь взрослого);

    - знает назначение многих предметов и их местонахождение;

    - выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);

    - умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;

    - замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;

    - регулирует свои физиологические потребности;

    - вытирает обувь при входе в квартиру;

    - аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;

    - не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;

    - говорит слова благодарности, здоровается, прощается.

     

    УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

    Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

    1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

    Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

    Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

    Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

    Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

    Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

    Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).

    Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

    Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

    Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

    2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

    Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

    Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

    В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

    3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок — взрослый” и "ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.

    Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

     

    Используемая литература:

    1.Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.

    2.Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Как помочь ребенку в период адаптации"

    Консультация "Как помочь ребенку в период адаптации" Игры в период адаптации....

    ОПЫТ РАБОТЫ Тема: "Как помочь ребенку в период адаптации"

    Данный материал помогает воспитателю в самый тяжёлый адаптационный момент помоч ребёнку....

    Памятка для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду"

    В данном материале представлены советы родителям , которые помогут им наиболее "безболезнено" пройти вместе с ребенком такой сложный жизненный период, как адаптация в ДОУ...

    Как помочь ребенку в период адаптации

    Адаптация дошкольников к условиям детского сада протекает у всех детей по-разному, поэтому возникает необходимость тщательного учета всех факторов, способситвующих адаптации ребенка к ДОУ....

    Консультация для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации в ДОУ"

    Данная консультация поможет родителям пережить период адаптации своих детей в первом для них социльном учреждении. Условия уверенности и спокойствия ребёнка — это систематичность, ритмичность и повтор...

    Консультация для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации"

    Проблема адаптации ребенка в детском учреждении всегда занимало умы научных и практических работников. Оформляя ребенка в дошкольное учреждение, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ...