Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: "Речевые игры со стихами"
    статья на тему

    Кромская Алла Ивановна

    Родителям предлагается поиграть со своими детьми, вспомнив знакомые детские стихи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rechevye_igry_so_stihami.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевые игры: что это такое и как в них играть

    Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.

    Я предлагаю вам — мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.

    Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.

    Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было

    КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

    Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.

    А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

    Выступая в самых разных ролях, — бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, — ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом — играть.

    Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальней- ' шей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

    Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке — текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике — грубоватым голосом; о мышонке — тоненько, высоким голоском; о бычке — низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

    А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и... читайте, придумывайте и играйте вместе с нами.

    «Аты-баты, шли солдаты»

    (модель И. Бодраченко по народной потешке)

    Аты-баты,                 Дети маршируют.

    Шли солдаты.            Прикладывают правую руку к голове —«отдают честь».

     Аты-баты,                 Маршируют.

    На базар.                 Указывают левой рукой в сторону базара —«вон там базар».

    Аты-баты,                 Маршируют.

    Что купили?              Разводят руки в стороны — вопросительнаяинтонация —                                 «спросить ручками».

    Аты-баты,                 Маршируют.

    Самовар.                 Расставляют ноги, слегка приседают, рукиупирают в бедра,                                 локти в стороны — «я самовар».

    Аты-баты,                 Маршируют.

    Сколько стоит?          Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед —                                 вопросительная интонация.

    Аты-баты,                 Маршируют.

    Сто рублей!               Поднимают руки, пальцы растопыривают —«много денег».

    Аты-баты,                 Маршируют.

    Заходите,                 Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой —

                            пригласительный жест,ласковая интонация.

    Выпьем чаю              Раскрытую ладонь левой руки держат передсобой — «блюдце».

    Поскорей!                 Соединяют большой и указательный пальцыправой руки — над                                 «блюдцем» держат«чашечку».

    Считалка «Мы сидели на печи»

    (слова и модель И. Бодраченко)

    Мы сидели на печи,      Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях,                                                 опираются руками в бедра — «сидят на         печке».

    Ели булки,                Выставляют правую руку в сторону —

                    «держат на ладони булку».

    Калачи.                Выставляют левую руку в сторону —

            «держат на ладони калач».

    Бабка Ежка                 Расставляют слегка ноги, пружинят — «сидят на помеле»,     прилетела,                        слегка сжимают правую руку в кулак перед собой —                                         «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые                                 движения в воздухе — «ветерок от полета».

    Все бараночки поела        Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки                                         —  «бараночки», говорят с обидой в голосе — «забрали                                         наши бараночки».

    Нам остался лишь         Вытягивают руки перед собой —«держат длинный    батон,                         батон», говорят с сожалением в голосе.

    Кто не съел,                 Кладут обе руки на живот.                                 

    Тот вышел вон!                Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем

                                    указывают на «выход».

    Речевая игра «Как у бабушки Наташи»

    (слова народные)

    Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

    Ели вкусную мы кашу.              Соединяют ладони перед собой — делают                                                         «тарелку»,          показывая ее всем, стоящим справа и                                                 слева.

    Каша пшенная с дымком,            Над раскрытой ладонью левой руки — «тарелка»;                                                 указательным пальцем правой руки                                                                 рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей                                                 каши и поднимающийся вверх, поэтому текст                                                 произносят нараспев, «глиссандируя».

    Каша пшенная с дымком,          Повторяют те же движения, но

                                            с правой рукой — «тарелка», с левой — «дымок».

    С хлебом,                                 Выставляют правую руку перед грудью, локоть в                                                 сторону, внутреннюю сторону ладони вниз —                                                         «ломоть хлеба».

    С маслом,                                 Левую ладонь кладут на правую сверху — «слой                                                 масла».

    С молоком.                         Соединяют запястья, кончики пальцев рук и                                                         поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка».

    Взяли мы большие ложки,            Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх                                         и разводят в стороны — две «ложки».

    Съели все до самой                 Попеременно то правой, то левой«ложкой» едят крошки!                                «кашу», поднося «ложки» ко рту.

    Вот какая каша                         Снова делают «тарелку» и показывают ее всем,                                                 стоящим справа и слева.

    У бабушки Наташи!                 Снова берутся за воображаемые концы платочка,                                                 говорят по-старушечьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему:Речевые игры для детей 5-6 лет

    Описание дидактических речевых игр для родителей....

    Консультация для родителей на тему: «Речевые игры по дороге в детский сад и домой».

    В консультации представлены речевые игры, в которые дети и родители могут играть в любом месте....

    Консультация для родителей на тему: «Речевые игры по дороге в детский сад и домой».

    Консультация для родителей на тему: «Речевые игры по дороге в детский сад и домой»....

    Консультация для родителей на тему: «Речевые игры для детей 4-5 лет».

    Консультация для родителей на тему: «Речевые игры для детей 4-5 лет»....

    Консультация для родителей на тему: «Речевые игры по дороге в детский сад»

    Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад....

    Консультация для родителей на тему: «Речевые игры дома»

    Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интерес...