Главные вкладки

    Детская ложь и детская фантазия
    статья по теме

    Тихонова Наталья Викторовна

    Психологическая страничка для родителей и педагогов.  Очень трудно отличить детскую ложь от детской фантазии, но необходимо уметь это, чтобы не нанести вред ребёнку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психологическая страничка

    Детская ложь и Детские фантазии

    «Папа, я не вру!» - уверенно заявляет ребенок, однако, вы точно знаете, что это не так.

    Многие дети способны к осознанной и продуманной лжи уже в младшем дошкольном возрасте, и зачастую первый обман ребенка производит на родителей большое впечатление. Мама и папа привыкают к забавной наивности поведения ребенка, и вдруг выясняется, что ребенок может быть нечестен в чём-то.

    Многие родители сразу начинают думать, что ребенок «испортился», что они упустили какие-то моменты в воспитании, кто-то просто наказывает ребенка.

    Между тем, это совершенно обычное явление, свидетельствующее о нормальном интеллектуальном развитии ребенка, нужно только правильно воспринять новый опыт во взаимоотношениях с ребенком и постараться понять причины, подтолкнувшие его к обману.

     Беспричинной лжи не бывает, исключения составляют лишь случаи патологических отклонений, требующих психотерапевтического лечения.

    Детскую ложь можно разделить на несколько категорий, в соответствии с причинами, вызвавшими её.

    1. Ложь ради самоутверждения. Ребенок приукрашивает свои качества, рассказывает о героических поступках, которых он на самом деле не совершал, выдает желаемое за действительное, приукрашивает. Иногда такая ложь случается просто в силу темперамента - к ней склонны «артистические натуры», дети -экстраверты. Как правило, таким образом, ребенок просто хочет привлечь к себе внимание. Также подобные поступки характерны для детей с заниженной самооценкой, неуверенных в себе.
    2. Ложь из страха. Зачастую дети лгут потому, что взрослые не готовы принять неприятную правду - ещё одно следствие привычки многих родителей к идеализации. Типичная ситуация - ребенок признается в каком-либо проступке или действии, взрослый характеризует его негативно, но переносит само действие на ребенка, например, говорит «какой ты плохой, что так сделал». Всё, дальше ребенок, элементарно в целях самозащиты, будет стараться что-то выдумать, солгать, чтобы не получать негативных оценок и быть в глазах родителей как прежде «хорошим». 
    3. Отдельная категория-ложь из чувства вины. Это те ситуации, когда ребенок берет на себя вину за поступок, который он не совершал. Если такое поведение замечено уже в младшем дошкольном возрасте, значит, что-то в семье не так, и психологический микроклимат далек от идеального. Подобное поведения свидетельствует о ранних проявлениях комплекса неполноценности.
    4.  Дурной пример. Здесь все понятно - ребенок просто копирует модели поведения взрослых или сверстников.
    5. Ложь во спасение. Проявляется в виде «корпоративной», групповой этики - например, ребенок не выдает совершившего проступок товарища и лжет чтобы спасти того от наказания. Также это характерно для ситуаций, когда между членами семьи натянутые отношения, и ребенку приходится лавировать (ситуации, когда два члена семьи в ссоре, и ребенок не рассказывает одному, что о нем думает другой, лжет, чтобы спасти отношения).

      6.
      «Соревновательная ложь». Проще говоря- когда ребенок жульничает, например в игре. Характерна для возраста 5-6 лет, так как именно в это время складываются и укрепляются различные групповые отношения -в семье, в детском саду. Ребенок приобретает статус в каждой из групп. Чтобы повысить статус, стать лидером, ребенку приходится идти на всяческие ухищрения, подчас нечестные, с точки зрения морали.

      7.
      Настоящая, продуманная и осознанная ложь встречается все-таки у маленьких детей не так часто. Если же ребенок в раннем возрасте часто и продуманно лжет, это свидетельствует об определенных психологических проблемах.

    Проблеме детской лжи посвящено немало трудов и исследований. Например, советский ученый Л.С Выготский, классик психологии, много времени посвятил изучению мышления ребенка и пришел к выводу, что детская ложь представляет собой форму продуктивной творческой активности.

    Далеко не всегда то, что выглядит не правдой, является ею на самом деле. Сталкиваясь с так называемой детской ложью, следует помнить, что дети склонны к фантазированию и часто попросту реализуют эту свою склонность. И поэтому, не вся не правда – это вранье детей.

    Особенно это прослеживается у детей с хорошо развитым воображением, такие дети будут сочинять всевозможные истории постоянно. А поскольку игра для детей имеет первостепенное значение в жизни, такие ребятишки могут фантазировать даже в совершенно неуместной для этого ситуации.

    Иногда ребенок, вступая в диалог с благодарным слушателем, способен выдумать и наговорить все что угодно, и даже сам способен поверить в то, что говорит.

    Как правильно реагировать взрослым в подобных ситуациях? Конечно же, ни в коем случае не ругать малыша за его «враньё», а учить думать о последствиях. Указывать ребенку, на то, что от его некоторых выдумок даже может кто-нибудь пострадать.

    К фантазированию ребенка нужно отнестись с пониманием, извлекая пользу для самого же малыша. Следует помнить, что сочинять и фантазировать отличительная способность человека, присущая не каждому, поэтому правильнее будет развивать ее с детства, открывая маленькому чаду путь к творческому самовыражению. Запреты и наказания здесь будут не уместны и в конце концов поломают ребенка и закроют ему путь к развитию этого замечательного качества.

    Постарайтесь найти подходящий способ творческого самовыражения. Как вариант, сочиняйте с ребенком разные истории, сказки и т.д.


    Враньё Р. Сеф

    У льва и тигра когти,

    Как острые клинки.

    У льва и тигра в пасти

    Ужасные клыки.

    А у вранья -ни пасти,

    Ни спрятанных когтей,

    Но в целом белом свете

    Нет ничего страшней.

    СКАЗКА ПРО ЧЕСТНЫЕ УШКИ

    Наступила зима. Засыпал снег в лесу все дорожки.

    Пошла Ойка-капризуля погулять. Озябла. Да ещё варежки потеряла. Идёт, на пальцы дует.

    Вдруг видит — стоит под самой сосной заячий домик. Выглянула из окна Зайчиха.

    — Ойка, Ойка иди в дом! Погрейся у печки, — позвала Зайчиха. Вошла Ойка в заячий домик. Усадила её Зайчиха на лавку поближе к печке.

    — Сиди, Ойка, грейся, — сказала Зайчиха. - А я пойду своего сыночка зайчонка поищу. Вон какой холодище в лесу. Озябнет он, простудится.

    Накинула Зайчиха на плечи тёплый платок из заячьего пуха и пошла своего сыночка искать.

    Смотрит Ойка — стоит на полке банка с вишнёвым вареньем. Очень захотелось Ойке сладкого варенья попробовать. Забралась Ойка на стул. Хотела взять банку с вареньем, да задела локтем чашку. Чашка красивая, нарисованы на ней морковка и кочан капусты. Упала чашка и разбилась.

    Тут как раз вернулась Зайчиха с зайчонком.

    — Кто разбил мою чашку? — огорчилась Зайчиха.

    — Ой, она сама разбилась, — сказала Ойка. — Эта чашка очень плохая. Она любит драться. Чашка взяла ложку и стала бить чайник. А чайник рассердился и толкнул её. Чашка упала с полки и разбилась.

    - Ай-ай-ай! — покачала головой Лесная Птица. Она сидела на ветке под окошком и всё видела. — А ну-ка, скажи, Ойка, почему у тебя ушки красные?

    — Ой, не знаю, — прошептала Ойка, а сама уши руками закрыла.

    - А я знаю, — сказала Лесная Птица. — Потому что ты врунишка, а ушки у тебя честные. Им за тебя стыд но, вот они и покраснели. У врунишек всегда ушки красные.

    — Ой! — закричала Ойка. — Не хочу, чтобы у меня ушки были красные! Это я чашку разбила!

    - Вот и хорошо, что призналась, — улыбнулась Зайчиха. — Садись с нами за стол. Будем пить чай с вишнёвым вареньем.

    - А я твои варежки нашла, - сказала Лесная Птица. - Вот они, Ойка, держи. Больше не теряй. Зима пришла, пальчики отморозишь.

    С. Прокофьева


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ложь или детская фантазия!

    Когда мы впервые сталкиваемся с ложью собственный детей, это почти всегда становится для нас потрясением. Исчезает бывшее ранее безграничным доверие. У этой ситуации существует две вероятные причины.....

    Детские фантазии. Выдумка и ложь.

    Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь...

    Детские фантазии или ложь.

    Практические советы...

    Детские фантазии или ложь.

    Практические советы...

    Детская ложь и Детские фантазии

    "Папа, я не вру!" - уверенно заявляет ребенок, однако, вы убеждены, что это не так, что вашего ребенка захватила в свой плен Детская Ложь. Действительно, дети уже в маленьком возрасте способны к осозн...

    Детские фантазии; выдумка или ложь

    Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь...


     

    Комментарии

    Тихонова Наталья Викторовна

    Очень трудно отличить детскую ложь от детской фантазии, но необходимо уметь это, чтобы не нанести вред ребёнку.