Главные вкладки

    Детская ложь и Детские фантазии
    консультация (старшая группа) на тему

    Самсонова1 Наталия1 Викторовна1

    "Папа, я не вру!" - уверенно заявляет ребенок, однако, вы убеждены, что это не так, что вашего ребенка захватила в свой плен Детская Ложь. Действительно, дети уже в маленьком возрасте способны к осознанной лжи, которая может использоваться ребенком по различным причинам, в том числе и для собственной выгоды. Понимание самой сути этого явления у всех детей наступает в различное время и как правило сопряжено непосредственно с воздействием внешних факторов. В качестве примера можно рассмотреть банальную ситуацию, когда ребенок в беседе со своими родителями искренне им повествует, ожидая простой поддержки и (или) совета от самых близких ему людей, о совершенном с его стороны нехорошем поступке, но неправильная реакция родителей выражающаяся в категоричной критике действий малыша и отрицательной его оценке как личности, порождает в сознании ребенка в будущем стремиться скрыть любую подобную ситуацию самыми различными способами, в том числе и посредством применения осознанной лжи. Такая детская ложь является ни чем иным как ответной реакцией ребенка на непонятное для него поведение окружающих. Еще одной близкой по происхождению с указанной выше и достаточно распространённой причиной детской лжи является страх перед возможным наказанием. Особенно таким наказанием, которое ребенку кажется не справедливым и не оправданным, ведь зачатую родители перегибают палку используя тот или иной способ, который по своей степени явно не соответствует содеянному. Этот вид лжи называется Ложь от страха. Во избежание возникновения детской лжи в данном направлении необходимо последовательно применять справедливую и разумную систему порицаний и поощрений для ребенка. Существуют и другие виды детской лжи, которые хоть и проявляются в следствие специфики окружающих отношений, однако не связаны с собственной выгодой или страхом. К таким можно отнести: "Ложь во спасение". В одном случае ребенок может лгать с целью сокрытия проступка, совершенного его близким, чтобы спасти его от наказания. В другом - с целью спасения отношений в семье, когда между двумя ее членами существует ссора и ребенку приходиться лавировать между ними, выдумывая разные небылицы, лишь бы один из родителей не узнал о том, что о нем говорит другой. Ребенок в такой ситуации становиться невольным заложником разборок родителей, что очевидно не способно обеспечить ребенку счастливого детства, со всеми вытекающими от сюда негативными последствиями. "Соревновательная ложь". Такая считается самой безобидной и больше характеризуется как способность проявить хитрость. Особенно актуальна для детей возраста от пяти лет и применяется исключительно для одержания обеды в каком-нибудь состязании или игре, с целью приобретения статуса лидера в определенной группе или же для самоутверждения. Иногда дети начинают врать без какой-нибудь определенной цели, просто копируя поведение окружающих их людей (Стереотипы поведения). Особым же случаем представляется "Ложь из чувства вины". Проявляется в признании ребенком вины за проступок, который не совершал. Такое поведение явно указывает на неблагоприятную атмосферу в семье, что может способствовать раннему проявлению комплекса неполноценности. Не смотря на то, что любая ложь по меньшей мере не характеризует человека с положительной стороны, на самом деле далеко не всегда то, что выглядит не правдой, является ею на самом деле. Сталкиваясь с так называемой детской ложью, следует помнить, что дети склонны к фантазированию и часто попросту реализуют эту свою склонность. И поэтому, не вся не правда - это вранье детей. Особенно это прослеживается у детей с хорошо развитым воображением, такие дети будут сочинять всевозможные истории постоянно. А поскольку игра для детей имеет первостепенное значение в жизни, такие ребятишки могут фантазировать даже в совершенно неуместной для этого ситуации. Иногда ребенок, вступая в диалог с благодарным слушателем, способен выдумать и наговорить все что угодно, и даже сам способен поверить в то, что говорит. Ребенку будет приносить радость, ситуация когда он призывает посредством шутки чрезмерно эмоциональных родителей к помощи, которые бросив все свои дела стремительно несутся посмотреть что же случилось. Здесь достаточно одного раза чтобы ребенок вкусил смысл причины и следствия забавного для него поведения взрослого, которое будет его заводить. Как правильно реагировать взрослым в подобных ситуациях? Конечно же, ни в коем случае не ругать малыша за его так называемое "враньё", а учить думать о последствиях. Указывать ребенку, на то, что от его некоторых выдумок даже может кто-нибудь пострадать. Например если ребенок будет регулярно и без причинно или в качестве развлечений призывать к помощи, то к этому могут привыкнуть и не отреагировать тогда, когда эта помощь понадобится в реальности. К фантазированию ребенка нужно отнестись с пониманием, извлекая пользу для самого же малыша. Следует помнить, что сочинять и фантазировать отличительная способность человека, присущая не каждому, поэтому правильнее будет развивать ее с детства, открывая маленькому Чаду путь к творческому самовыражению. Запреты и наказания здесь будут не уместны и в конце концов поломают ребенка и закроют ему путь к развитию этого замечательного качества. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти подходящий способ творческого самовыражения. Как вариант, сочиняйте с ребенком разные истории, сказки и т.д. Если же ребенок действительно лжет, и делает это для собственной выгоды, то это плохо, и есть повод для беспокойства. Намеренная детская ложь также может быть следствием непонимания малышом причины, по которой ему отказали исполнить его просьбу. Поэтому нам следует доходчиво и объективно объяснять малышу смысл своих запретов. Что же касается моральной стороны вопроса - "врать плохо" - то, здесь следует исходить из возраста ребенка и если фантазёр еще совсем маленький, то в силу своего возраста он мало что об этом способен понять. Ребенок может чувствовать, что его поступок неправильный, но последствия такого поступка заранее представить себе пока не может. Мы же, со своей стороны, всегда можем оказать неоценимую помощь малышу, чтобы разобраться в столь сложном пока еще для него вопросе. Нужно всего лишь рассмотреть ситуацию вместе с ребенком так, чтобы ему стало понятно, почему все - таки обманывать - это очень плохо!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kosultatsii.docx121.26 КБ

    Предварительный просмотр:

     Детская ложь и Детские фантазии

    "Папа, я не вру!" - уверенно заявляет ребенок, однако, вы убеждены, что это не так, что вашего ребенка захватила в свой плен Детская Ложь.

    Действительно, дети уже в маленьком возрасте способны к осознанной лжи, которая может использоваться ребенком по различным причинам, в том числе и для собственной выгоды. Понимание самой сути этого явления у всех детей наступает в различное время и как правило сопряжено непосредственно с воздействием внешних факторов.

    В качестве примера можно рассмотреть банальную ситуацию, когда ребенок в беседе со своими родителями искренне им повествует, ожидая простой поддержки и (или) совета от самых близких ему людей, о совершенном с его стороны нехорошем поступке, но неправильная реакция родителей выражающаяся в категоричной критике действий малыша и отрицательной его оценке как личности, порождает в сознании ребенка в будущем стремиться скрыть любую подобную ситуацию самыми различными способами, в том числе и посредством применения осознанной лжи. 

    Такая детская ложь является ни чем иным как ответной реакцией ребенка на непонятное для него поведение окружающих.

    Еще одной близкой по происхождению с указанной выше и достаточно распространённой причиной детской лжи является страх перед возможным наказанием. Особенно таким наказанием, которое ребенку кажется не справедливым и не оправданным, ведь зачатую родители перегибают палку используя тот или иной способ, который по своей степени явно не соответствует содеянному. Этот вид лжи называется Ложь от страха. Во избежание возникновения детской лжи в данном направлении необходимо последовательно применять справедливую и разумную систему порицаний и поощрений для ребенка.

    Существуют и другие виды детской лжи, которые хоть и проявляются в следствие специфики окружающих отношений, однако не связаны с собственной выгодой или страхом.

    К таким можно отнести:

    "Ложь во спасение". В одном случае ребенок может лгать с целью сокрытия проступка, совершенного его близким, чтобы спасти его от наказания. В другом - с целью спасения отношений в семье, когда между двумя ее членами существует ссора и ребенку приходиться лавировать между ними, выдумывая разные небылицы, лишь бы один из родителей не узнал о том, что о нем говорит другой. Ребенок в такой ситуации становиться невольным заложником разборок родителей, что очевидно не способно обеспечить ребенку счастливого детства, со всеми вытекающими от сюда негативными последствиями.

    "Соревновательная ложь". Такая считается самой безобидной и больше характеризуется как способность проявить хитрость. Особенно актуальна для детей возраста от пяти лет и применяется исключительно для одержания обеды в каком-нибудь состязании или игре, с целью приобретения статуса лидера в определенной группе или же для самоутверждения.

    Иногда дети начинают врать без какой-нибудь определенной цели, просто копируя поведение окружающих их людей (Стереотипы поведения).

    Особым же случаем представляется "Ложь из чувства вины". Проявляется в признании ребенком вины за проступок, который не совершал. Такое поведение явно указывает на неблагоприятную атмосферу в семье, что может способствовать раннему проявлению комплекса неполноценности.

    Не смотря на то, что любая ложь по меньшей мере не характеризует человека с положительной стороны, на самом деле далеко не всегда то, что выглядит не правдой, является ею на самом деле. Сталкиваясь с так называемой детской ложью, следует помнить, что дети склонны к фантазированию и часто попросту реализуют эту свою склонность. И поэтому, не вся не правда - это вранье детей.

    Особенно это прослеживается у детей с хорошо развитым воображением, такие дети будут сочинять всевозможные истории постоянно. А поскольку игра для детей имеет первостепенное значение в жизни, такие ребятишки могут фантазировать даже в совершенно неуместной для этого ситуации.

    Иногда ребенок, вступая в диалог с благодарным слушателем, способен выдумать и наговорить все что угодно, и даже сам способен поверить в то, что говорит. Ребенку будет приносить радость, ситуация когда он призывает посредством шутки чрезмерно эмоциональных родителей к помощи, которые бросив все свои дела стремительно несутся посмотреть что же случилось. Здесь достаточно одного раза чтобы ребенок вкусил смысл причины и следствия забавного для него поведения взрослого, которое будет его заводить.

    Как правильно реагировать взрослым в подобных ситуациях? Конечно же, ни в коем случае не ругать малыша за его так называемое "враньё", а учить думать о последствиях. Указывать ребенку, на то, что от его некоторых выдумок даже может кто-нибудь пострадать. Например если ребенок будет регулярно и без причинно или в качестве развлечений призывать к помощи, то к этому могут привыкнуть и не отреагировать тогда, когда эта помощь понадобится в реальности.

    К фантазированию ребенка нужно отнестись с пониманием, извлекая пользу для самого же малыша. Следует помнить, что сочинять и фантазировать отличительная способность человека, присущая не каждому, поэтому правильнее будет развивать ее с детства, открывая маленькому Чаду путь к творческому самовыражению. Запреты и наказания здесь будут не уместны и в конце концов поломают ребенка и закроют ему путь к развитию этого замечательного качества.

    Необходимо приложить все усилия, чтобы найти подходящий способ творческого самовыражения. Как вариант, сочиняйте с ребенком разные истории, сказки и т.д.

           Если же ребенок действительно лжет, и делает это для собственной выгоды, то это плохо, и есть повод для беспокойства. Намеренная детская ложь также может быть следствием непонимания малышом причины, по которой ему отказали исполнить его просьбу. Поэтому нам следует доходчиво и объективно объяснять малышу смысл своих запретов.

    Что же касается моральной стороны вопроса - "врать плохо" - то, здесь следует исходить из возраста ребенка и если фантазёр еще совсем маленький, то в силу своего возраста он мало что об этом способен понять. Ребенок может чувствовать, что его поступок неправильный, но последствия такого поступка заранее представить себе пока не может. Мы же, со своей стороны, всегда можем оказать неоценимую помощь малышу, чтобы разобраться в столь сложном пока еще для него вопросе. Нужно всего лишь рассмотреть ситуацию вместе с ребенком так, чтобы ему стало понятно, почему все - таки обманывать - это очень плохо!

                                  Аккуратность и порядок

    Аккуратный ребенок – мечта каждого родителя. Аккуратность отличительная черта личности и не просто отличительная, а характеризующая человека исключительно с положительной стороны.

    Любовь к порядку, точность и тщательность в делах, исполнительность и пунктуальность – качества, которые свойственны отнюдь, и, к сожалению не каждому, а сопровождающиеся еще и внешней опрятностью, вообще встречаются крайне редко. Но мы-то с вами хотим, чтобы наши детишки были именно такими, а потому их нужно приучать к аккуратности с самого раннего детства.

    Конечно, если вы с ребенком идете поиграть на уличную детскую площадку, где он будет кататься с горки и капаться в песочнице, не нужно одевать его в белый костюмчик, и затем строго следить чтобы ребенок, вдруг нечаянно не испачкался. Не забывайте, что дети это дети, им хочется и побегать и поиграть. А вот на концерт во Дворец культуры и в Театр оденьте ребенка красиво, чтобы он чувствовал себя поистине королевой или королем. Одевать детей следует соответственно обстоятельствам, это очень важно.

    Приучая ребенка быть аккуратным, чаще подчёркивайте при беседах с ним, что красота это первое на что с чувством восторга обращают внимание окружающие, а красивым может быть только очень аккуратный ребёнок. Не расчесанная девочка, никогда не станет обладать красотой принцессы, а не умытый мальчик не будет выглядеть настоящим рыцарем.

    Особое внимание следует уделить эстетике и прививать детям чувство вкуса с самого раннего возраста.

    Если мы будем изначально одевать девочек в оранжевые юбки с синими ленточками, зеленые колготки и красные туфли, то нечего будет удивляться и когда им исполнится 15 лет, они также будут ходить в совершенно нелепой одежде, да еще и с душераздирающим макияжем. Для мальчиков в качестве одежды также не следует подбирать кирзовые сапоги и красные рубахи, это мода уже в далеком прошлом. Дети с детства должны понимать, что такое хорошо выглядеть.

    Кроме этого, посвящайте детей в секреты чистоты одежды, расскажите им, что вещи, сами по себе снова чистыми и красивыми не становятся, для этого их нужно стирать. И обязательно давайте ребенку попробовать постирать какую-нибудь вещь самостоятельно, это может быть и детский носовой платочек и одежда кукол. А после прогулки приучайте малыша протирать тряпочкой свою обувь, даже если она не испачкана.

    Аккуратность в быту – следующий не маловажный момент. Уже с трехлетнего возраста следует приучать малыша поддерживать порядок в своей комнате, убирать игрушки, карандаши, краски, цветную бумагу и т.д. и т.п. Чтобы этот процесс стал ребенку интересным и не напрягал его, придумайте для этого какую-нибудь игру и тоже принимайте в наведении порядка участие. Здесь будет важен не сам результат уборки, а непосредственно то, что малыш сам этим занимается изо дня в день. И тогда наведение порядка станет для ребенка вполне естественным занятием.

    Консультация на тему:
    «Ребенок и родитель»

    Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ним связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственную ценность человека.

    Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

    Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. Из за наблюдаемых в последнее время среди молодежи жестокости, повышенной агрессивности, имеющих свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

    Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети учатся речевому общению, наблюдая за старшими, слушая и подражая им. У младшего школьника, в отличие от старших, мышление более конкретное. Он хорошо усваивает то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Дети постоянно изучают то, что наблюдают, и понимают гораздо больше, чем могут сказать. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером. Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное. Родителям следует уделять своим детям больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие (когнитивные, т. е. познавательные навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению) и приобщение ребенка к жизни общества - являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым. Педагоги, родители, бабушки и дедушки, старшие сестры и братья должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворять его важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

    В дошкольном возрасте малыш лишь нащупывает способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.

    Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать»

    Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас могут и умеют по настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Но большое значение имеет и способность слушать и понимать и самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми. И всему этому детям нужно учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.

    «Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»

    Щедрые и жадные дети

    Слово «Мое!» у детей появляется примерно одновременно со словом «Я». Ребенок уделяет моменту собственности особое значение: «моя игрушка, мой братик, моя ложка, мой стул» и все, что ребенок обозначает этим словом, входит в его личное пространство и является продолжением его личности. Именно поэтому ребенок с особой эмоциональностью относится к тому, если кто-то возьмет его игрушку, сядет на его стульчик или залезет на руки к его папе.

    Когда ребенок совсем еще маленький о жадности как черте личности не может быть и речи. И поэтому не следует его в этом винить и дразнить – «жадина – говядина». Малышу важно знать, что он – личность и его трогать нельзя. Также нельзя брать и его вещи.

    Не маловажным является и тот факт, что в то же самое время ребенок начинает осознавать и что такое «чужое». Малыш начинает рассуждать: «Это папина рубашка, это бабушкины очки» и т.д. и т.п. И это время будет самым подходящим моментом, чтобы научить малыша спрашивать разрешение, прежде чем взять чужую вещь, что брать чужие вещи без разрешения нельзя.

    Вскоре повзрослев, дети сами начнут изъявлять желание поделиться с друзьями игрушкой. Им будет намного интереснее поиграть с кем-нибудь вместе и сообща. Именно в это время отношения с окружающими выходят на первый план. При совместных играх как раз, кстати, воспитывать в ребенке щедрость - умение делиться.

    Для этого нужно стараться использовать любой удобный случай. Например, осталось несколько конфет в вазе, а ребенок хочет их доесть все. Неплохо будет в этот момент аккуратно напомнить ему, что и вы не против выпить чашечку чая с конфеткой, да и братику надо оставить несколько штук. Сосчитайте вместе с ребенком все конфеты и поделите их на всех поровну.

    Конечно, чтобы малыш стал по настоящему душевно щедрым человеком, делиться конфетами и игрушками недостаточно. Здесь важно, чтобы ребенок видел, что вы, как живой пример, всегда находите время для внимания и помощи родным и близким. И главное, чтобы малыш понимал, что вы это делает с радостью. Тогда и он глядя на вас научится быть по настоящему душевно щедрым


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Круглый стол" для родителей "Детская ложь"

    Текст выступления педагога знакомит родителей с причинами появления лжи, показывает важность этой проблемы, помогает отличить ложь от детской фантазии, даёт рекомендации и советы, как избежать этой пр...

    детская ложь

    Ложь и ребенок...

    Ложь или детская фантазия!

    Когда мы впервые сталкиваемся с ложью собственный детей, это почти всегда становится для нас потрясением. Исчезает бывшее ранее безграничным доверие. У этой ситуации существует две вероятные причины.....

    Детская ложь и детская фантазия

    Психологическая страничка для родителей и педагогов.  Очень трудно отличить детскую ложь от детской фантазии, но необходимо уметь это, чтобы не нанести вред ребёнку....

    КАК ОТЛИЧИТЬ ДЕТСКУЮ ЛОЖЬ ОТ ФАНТАЗИИ

    Все дети любят фантазировать. Иногда фантазировать лю­бят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размол­вок и крупных ссор. Где в т...

    Материал из опыта работы консультация для родителей: «Детская ложь и фантазия» .

    Консультация поможет родителям разобраться в подсознании своего ребёнка и понять самое главное - фантазёр или лжец ребёнок, в той или иной ситуации....

    Детская ложь - фантазия или обман.

    Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос хорошим, честным человеком, однако рано или поздно в той или иной мере взрослые сталкиваются с детской ложью. Узнав о том, что ребенок обманывает...