Особенности психического развития детей с ОНР
статья по теме

Никитина Виктория Борисовна

В статье рассказано о проблемах в развитии психических процессов детей с ОНР и об основных направлениях коррекционной работы в этой сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_psihich.problemam_detey_s_onr.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психического и личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Служба психологической помощи функционирует в логопедических садах с 1994 года. На фоне углубленного изучения речи и неречевых процессов со стороны логопедов необходимо отметить, что работа психолога имеет особую важность в сфере профилактики и коррекции нарушений личностного развития.

У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделит следующие характерные проблемы:

 2.При ограниченности речевого опыта  и несовершенстве речевых средств у детей с ОНР недостаточно удовлетворяется потребность в речевом общении. Разговорная речь бедная, тесно связанная с той ситуацией, в которой ребенок в данный момент находиться. Связная и монологичная речь развивается трудно.

2.Существует значительное отставание в развитии психических процессов:    

-неустойчивость и быстрая истощаемость внимания

-сниженный объем слуховой и зрительной памяти

-несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.      

-недостаточное развитие базового слухового восприятия, и как следствие нарушение фонематического  слуха и фонематического восприятия.

-бедность и нестойкость зрительных представлений. Отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.      

3.Детям с ОНР свойственны трудности при ориентировке в пространстве, дифференциации   понятий «право», «лево», а также сложности при ориентировке в собственном теле. Последнее хорошо заметно при выполнении двигательных упражнений и  во время изобразительной деятельности.  В процессе рисования образа человека такие дети  склоняются к схематическому рисунку,  не изображают некоторые части тела, редко прорисовывают детали.

4.Отставание в развитии двигательной сферы, плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения  При этом наибольшие трудности появляются при  выполнении детьми движений по словесной инструкции ( без показа).

7.Состороны личностного развития у детей с ОНР возникают проблемы  в социальной адаптации и взаимодействию с социальной средой. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений  ребенка с окружающими и на формировании его самооценки.

-Если говорить о характере взаимоотношений  ребенка с окружающими, то из-за несформированности средств общения нарушается развитие и коммуникативных функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте , не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, обладают скудной палитрой эмоций.

- Что касается самооценки, то у детей с ОНР она обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

 В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания ребенком речевого дефекта детей с ОНР можно разделить на три группы:

1. Дети, которые не демонстрируют переживания речевого дефекта и не проявляют трудностей при осуществлении контакта с окружающими ( как взрослыми , так и сверстниками), широко используя при этом невербальные средства общения.

2. Дети, демонстрирующие умеренное переживание речевого дефекта и имеющие определенные трудности при установлении контакта  с окружающими. Они обычно не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи. В игре прибегают к невербальным средствам общения.

3.Дети, остро переживающие речевой дефект.  Им свойственен речевой негативизм, что выражается  в отказе от общения, замкнутости, агрессивности, заниженной самооценке.  Такие дети, как правило, избегают общения со взрослыми и сверстниками,  сторонятся коллективных игр, на занятиях в речевой контакт вступают только после длительной стимуляции.

Психокоррекционные занятия, имеющие целью помощь в разрешении данных проблем детям  с ОНР, проходят в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.  

Реализуемые задачи:

- отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества.

-развитие взаимной эмпатии ( умения сопереживать).

- снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности .

-коррекция агрессивных и иных негативных проявлений, препятствующих общению.  

-создание положительного эмоционального фона в группе.

-развитие у детей способности регулировать свои эмоциональные состояния.

-работа над пластикой тела, над координацией движений и развитием токтильного восприятия.

Каждое занятие состоит из

-вступительного этапа ( сплочение группы, раскрепощение участников, установление доверительных отношений и снятие негативного настроения)

- коррекционного этапа ( основное содержание  работы по плану)

-релаксационного этапа(  снятие мышечных зажимов, развитие воображения, развитие чувства собственного тела, снижение психо-эмоциональног напряжения и тревожности).

-заключительного этап ( подведение итогов, закрепление полученных навыков, получение обратной связи)

Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю и длятся от15 до 30 минут.  Содержание и организационные формы занятий определяются этапом работы и психологическим настроем группы. Эффективность усвоения детьми навыков определяется возможностью их переноса в повседневную жизнь, а потому психокоррекционная работа по преодолению личностных проблем у детей с ОНР должна осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями и родителями ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет"

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 3-4 лет (общение, игровая деятельность, психические процессы, эмоциональная сфера, самооценка)....

"Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет"

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 4-5 лет (возраст "Почемучек")....

"Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет"

В данном материале содержится  сжатая психологическая характеристика ребнка 5-6 лет (взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, появление познавательной мотивации в общении, развитие эмоциональ...

"Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет"

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика на ребёнка 6-7 лет (произвольность, психические процессы, переход от ведущего вида деятельности - игры к учению)....

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...

Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП): особенности личности

Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение сп...