Как учить ребенка читать
материал по теме

Шадрина Елена Александровна

рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_rebenka_chitat.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Как учить ребенка читать?

Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен уметь читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?

Прежде всего, ребенок должен уметь правильно  соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка. Перечислим их.

        Зрительное, пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.

Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности.

Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:

  1. Услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
  2. Соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
  3. Правильно подобрать букву к звуку, который сам теперь произносит или произносит про себя;
  4. Написать букву и правильно прочитать.

Способность к языковому анализу и синтезу помогает:

  1. Выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;
  2. Слог из слова;
  3. Слово из предложения;
  4. Соединять звуки в слог;
  5. Составлять из слогов слово;
  6. Из слов предложения.

Для успешного обучения приведем несколько советов.

1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и называют – гласные. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные. Попробуйте пропеть, протянуть звуки [п], [д]. Эти звуки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют – согласные. Названия букв произносите коротко, без призвука «э», как звуки – Б [б], М [м], Н [н], а не Бэ, Мэ, эН.

2.Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.

Задания и вопросы

  1. Хлопни, когда услышишь звук [а] среди других звуков.
  2. Хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук.
  3. Найди и назови картинки, в названиях которых ты услышишь заданный звук.
  4. Хлопни, когда услышишь в слове заданный звук.
  5. Какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?
  6. Кто больше назовет слов на звук [а]?

И так со всеми звуками.

3.Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим и пишем.

Задания и вопросы

  1. Какой звук я произнесла?
  2. Как ты определил, что это звук [а]?
  3. Да, ты его услышал. Это буква А, которая обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?
  4. Давай, слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.
  5. Сколько и каких палочек нужно для буквы А?
  6. Одинаковой длины или разной?
  7. Найди и покажи эту букву среди других букв.
  8. Зачеркни все буквы А.

И так со всеми буквами.

4.Учите слушать и определять место звука в слове. Объясните, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина, конец слова). Гласный звук можно обозначить красным квадратиком.

Задания и вопросы

  1. Произнеси слово АИСТ.
  2. Какой первый звук в этом слове? Звук [а].
  3. Какой это звук? Гласный.
  4. Обозначаем его красным квадратиком. Куда мы положим квадратик в нашем слове? В начале слова.

  1. Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.

Задания и вопросы

  1. Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки [п ], [пь]?
  2. Как произносится первый звук? Твердо.
  3. А как второй? Мягко. Можно послушать, как произносятся твердые и мягкие звуки в словах Петя – Паша.

Согласные твердые звуки мы будем обозначать синим квадратиком, они такие же твердые как лед. Согласные мягкие мы произносим мягко, они такие же  мягкие, как травка, обозначим их  квадратиком зеленого цвета.

        Поиграйте с этими звуками. Вспомните  слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом – мягкий (лук – люк).

  1. Мы знаем, что согласные бывают твердыми, как лед, и мягкими, как травка.

 Задания и вопросы

  1. Послушай звуки, прижав тыльную сторону ладони к горлышку [ п ] – [ б ],  [с – з].
  2. Когда произносишь первый звук, что ты чувствуешь? Ничего. Горлышко не дрожит, молчит.
  3. Мы знаем, что он согласный, твердый, теперь знаем, что он еще и глухой звук  (п, с, к, т, ш, ф)
  4. Когда произносишь второй звук – горлышко дрожит, как будто звенит колокольчик,  значит этот звук звонкий согласный.

Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов.

  1. Обратите внимание ребенка на разницу в произнесении слов и отдельных звуков. Расскажите, что в нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга. Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассыпаются, а произносятся слитно.

Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «Произнеси первый звук и, потянув его, произнеси сразу второй – АП».

При открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук и сразу произноси второй – ПА. Тяни первый звук до тех пор, пока не соединишь его со вторым, как будто нанизываешь буквы на бусы, поешь их».

  1. Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками [а], [о], [у], [ы], [э], они, кроме [ч], [щ] – твердые, когда они «дружат» с гласными и, е, е, ю, я, кроме [ж], [ш], [ц] – мягкие.

Без согласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слова на слоги (части), отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).

  1. Все гласные второго ряда е, е, ю, я  произносите кратко, не растягивая.

Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребенку, как с помощью гласных согласные из твердых превращаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.

  1. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.

  1. Читая с ребенком, первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного. Спрашивайте и, при затруднении, объясняйте ребенку значение слова.

12. Обучая детей чтению, учитывайте очень важный момент – развитие мелкой моторики необходимо для успешного обучения ребенка письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Как правильно учить ребенка читать"

Консультация для родителей как правильно учить ребенка чтению, какие методы, приемы и учебную литературу можно использовать....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?"

Современные родители хотят видеть малыша умным, ода­ренным, способным покорить воображение близких, знако­мых, умением читать и счи­тать чуть ли ни с младенче­ства. Сегодняшняя школа диктует свои усло...

Как учить ребенка читать?

Зачем ребенку читать? Ответ, в общем, очевиден: для того, чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком. Поэтому вполне понятно ж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как учить ребенка читать?»

Надо ли учить ребёнка читать? Наверно да: чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком. Поэтому вполне, понятно желание ро...

ФГОС не будет учить ребенка читать и писать, он научит его учиться

Работа логопеда удивительна и уникальна... корректируя речь, логопед возвращает ребенку роскошь человеческого общения, дает ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в ш...

Учим ребенка читать «Как хорошо уметь читать!»

Рекомендация и консультация для родителей....

"Учить или не учить ребенка читать?"

         Учить или не учить ребенка в дошкольном возрасте читать? Почти все родители дошкольников рано или поздно сталкиваются с таким вопросом. К сожалению, далеко не ...