Готовим ребенка к школе
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Марчук Ирина Ивановна

Рекомендации родителям, чьи детки идут в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл готовим ребенка к школе288.53 КБ

Предварительный просмотр:

Готовим ребёнка к школе: практические советы родителям!


Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но все-то проблемы в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.

Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать.


Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе можно буквально с рождения; и все, чему вы научите ребенка в раннем детстве, а главное - чему он научится сам, окупится сторицей. 

Ваш ребенок не только достаточно двигается (бегает, прыгает, играет), но и выполняет специальный комплекс утренней гимнастики, закаляется. Вы научили его основным гигиеническим навыкам. Если что-то упущено, то еще не поздно наверстать.

Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Но если вы отмахнетесь от них, не ответите раз, два - ребенок замкнется и перестанет спрашивать.

Хвалите и поощряйте ребенка


Как бы вы ни устали, как бы ни были заняты, найдите время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое-нибудь задание. Например, в осенний день вы собираетесь в лес. Попросите малыша понаблюдать, что изменилось в лесу с лета. И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа; и в то же время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь. "О чем вы разговариваете с мамой на прогулке?" - спросили мы как-то одного малыша. Он ответил: "Ни о чем. Она только замечания делает - не ходи, не трогай, не лезь". О какой пользе от прогулки здесь может идти речь? В лучшем случае на треть от возможной: от свежего воздуха да от движения (и то все время пресекаемого мамой). А общение, а знания об окружающем мире, которых у мамы наверняка больше? Зачем же обделять ребенка?

Итак, больше рассказывайте детям, но и спрашивайте их, закрепляйте правильное и четкое произношение, расширяйте запас слов. Если вы обнаружили, что речь вашего ребенка недостаточно хорошо развита, беден словарный запас, он неправильно строит предложения и плохо различает звуки, нужно немедленно увеличить разговорную часть вашего общения. Чаще задавайте ребенку разнообразные вопросы и отвечайте на все его "Почему?" и "Зачем?".

Дети любят рифмовать, придумывать новые слова и играть "в слова". Новые слова, выражения, речевые обороты дети узнают чаще из книг или из телевизора; но взрослым обязательно надо пояснять значения незнакомых слов.


Детям 6-летнего возраста уже следует уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Играя, проверьте эти знания ребенка (например, кладите игрушку под подушку, перед лампой - и просите сказать, где она находится). Если малыш что-то путает, спокойно объясните - и повторяйте время от времен подобные игры. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший). Для тренировок вовсе не обязательны специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни. Так, малыши обычно любят помогать маме на кухне, накрывая на стол, расставляя посуду. Кстати, спросите: что такое посуда? Вот и можно потренироваться в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник и т. д.). При этом обязательно следите за правильным употреблением и произношением слов.

Обсудите, почему так называется: сахарница, мыльница, вешалка... В следующий раз поговорим об овощах, фруктах: попросите принести 3 свеклы, 2 моркови и 2 луковицы, попробуйте их посчитать, а потом разберитесь, какого они цвета.

Вы хотите приготовить кашу и набрали нужную вам меру крупы - прекрасный повод объяснить ребенку, меняется ли количество крупы, если возьмем две больших чашки или четыре маленьких. Такие занятия можно проводить где угодно и с чем угодно, было бы желание. Лучше, если при этом вы будете объяснять только самое существенное, а малыша будете спрашивать. Дети очень любят, когда их спрашивают, как взрослых: "Как ты думаешь...", "Почему это...", "Интересно, что это?.."

Или вы идете вместе в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое молочные продукты: кефир, творог, сметана. Сегодня у вас поездка за город (на дачу, на огород) - нет лучше способа рассказать об овощах и фруктах, посмотреть, как они растут, попросить ребенка найти, чем похожи и чем различаются морковь, репа и свекла, салат и щавель. Хорошо, если это будет не просто рассказ; пусть малыш сам выкопает морковку, очистит стручок зеленого горошка, сорвет огурец и т. п.

Сейчас издается много разнообразных альбомов. Для раскрашивания. Там овощи и фрукты, цветы и птицы, домашние животные и дикие, и многое другое, что можно с успехом использовать не только для раскрашивания. Они пригодятся и для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты ягоды, домашние и дикие животные и т. д.). А потом поиграть: "Кто быстрее выберет фрукты?" или "Кто найдет больше диких зверей?". Впрочем, вариантов игры может быть много; пофантазируйте - и обязательно найдете то, что интереснее вашему ребенку.

Если у ребенка есть нарушения в звукопроизношении, не откладывайте встречу с логопедом; скорее всего, вашему ребенку необходимы индивидуальные занятия под его руководством.


Если по какой-то причине вы не можете получить консультацию логопеда, постарайтесь помочь ребенку, упражняя его в правильном звукопроизношении. Помните, что ваша речь, конечно, если она четкая, выразительная, правильная,- это образец, на который он равняется. Можно играть "в слова": разбивать слова на звуки, складывать из звуков слова, замечать слова с определенными звуками. "А ну-ка, попробуй найти пять названий предметов в своей комнате (на кухне, на столе, среди игрушек), в которых есть звук л (любой, но чаще тот, который ребенок хуже узнает или произносит). И (это сложнее) - такие-то звуки в начале, в конце, в середине слов... Учите подчеркивать нужный звук голосом, растягивая его, форсируя звук. Дети этого возраста внимательны к звуковой стороне мира, любят подражать жужжанию мухи, скрипу двери, кваканью лягушки - всему живому и неживому, что звучит. Из этого можно сделать множество веселых и полезных забав. Читайте вслух стихи, сказки, рассказы.

Трудные звуки обычно сразу не поддаются; их надо повторять снова и снова. Будьте очень терпеливы и обязательно хвалите ребенка за малейшие успехи. Никаких упреков, насмешек, недовольств!


Даже если ребенок правильно произносит все звуки, для дальнейшего обучения грамоте ему надо еще уметь выделять и различать их. Поэтому с 5-6-летними детьми не только можно, но и необходимо проводить занятия по звуковому анализу. Звуковой анализ - это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие). Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут вам выявить невидимую трудность - фонетико-фонематическое недоразвитие. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее - во втором, третьем классе.
Начнем со слов более простых - трехзвучных {дом, лес, год и т. п.). 
Затем объясним: гласные звуки - особенные, волшебные, их можно тянуть, петь (ооо-ууу-ааа, ы-ы-ы, и-и-и, э-э-э). Рот при произнесении открыт, воздух выходит, язык, зубы и губы не мешают.

После того как дети освоятся с трехзвучными словами, можно перейти к четырехзвучным. Здесь особое внимание уделим особенностям произнесения твердых и мягких звуков (где язычок, сжаты ли губы). Попросите ребенка дать определение мягким звукам ль (ласковый), нь (тоненький) и твердому звуку т (строгий). Это довольно сложно, поэтому не торопитесь, не возмущайтесь непонятливостью, не настаивайте, если ребенок не хочет заниматься. Ищите варианты игры! Если занятия по звуковому анализу идут трудно - вы видите, что ребенок упорно путает, скажем, звуки б-п, д-т, з-с (хотя произносить их он может очень чисто) - обязательно обратитесь за помощью к логопеду!

Для развития координации движений пальцев, кисти, всей руки, умения правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные (отличать правый и левый наклон) линии, соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой. Для этого можно попросить ребёнка скопировать фигуру.

Обратите внимание на точность копирования (величину, соотношение штрихов, взаимное расположение), ровность линий (наличие тремора - дрожащих линий). Если ребенок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если есть неуверенные, дрожащие линии, если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена конфигурация, то необходимо специально позаниматься.

Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но все-то проблемы в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.

Точно координировать движение пальцев, кисти, всей руки нам помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка из хендгам, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).


В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании шнурков. И не удивляйтесь, если при приеме в школу у вашего ребенка спросят, умеет ли он завязывать шнурки...

Внимание! При выполнении любых графических заданий (раскрашивании, штриховке) cледите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, пальцы - чуть расслаблены.

До тех пор пока наш ученик не научился правильно держать ручку, правильно сидеть - не давайте сложных заданий. Задания могут быть очень простыми, можно выполнять их на листах, разлинованных в клетку: обведи клетку, проведи пунктирную линию (объясните, что такое пунктир), продолжай по образцу и т. п. Когда ребенок уже будет свободно держать ручку, можно переходить к следующим заданиям. Будем учить его правильно располагать на парте (столе) лист (тетрадь). А как - правильно? Наклонив его влево так, чтобы нижний левый угол был напротив груди. Еще надо помнить: левой рукой необходимо придерживать лист при рисовании и письме. Учить детей до школы написанию письменных букв не стоит. Письмо - довольно сложный процесс; и лучше, если этим займется учитель. А вот выполнение специальных графических заданий может быть очень полезно!

Предлагаем некоторые варианты таких заданий. Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными). Перед началом объясните ребенку цель занятий: "Мы немного потренируемся, попробуем, готов ли ты учиться писать*. Покажите строчки, на которых расположены графические элементы, объясните: точки обозначают начало движения, а стрелки - направление. Шестилетнему ребенку гораздо проще провести длинную линию, чем короткую, а тем более - начать и закончить ее в определенной точке. Поэтому особое внимание обратите на точку начала движения ("Начинаем отсюда") и направление движения - стрелку ("Ведем руку сюда"). Прошли путь от точки до точки - рука и пальцы расслабляются, отдыхаем; потом пишется следующий элемент. Эти задания.для шестилеток, которые в этом году пойдут в школу.

Прежде, чем тренироваться в выполнении достаточно сложных графических заданий, можно дать что-то попроще. Если задания не получаются, рука идет "не туда", штрихи неровные, неуверенные, если ребенок неловок, напряженно держит ручку или карандаш (обычно в таких случаях он отказывается от работы, ищет любые причины увильнуть), не настаивайте, а тем более не ругайте, не стыдите, не грозите: "Пойдешь в школу - будут двойки"; постарайтесь разобраться, в чем беда. Понаблюдайте, как играет ребенок, умеет ли манипулировать мелкими предметами. (Дайте, например, пакет с пуговицами и попросите отделить большие от маленьких, а потом нанизать их на леску или шнурок - отдельно маленькие, отдельно большие). Внимательно посмотрите, как он рисует. Быть может, и там он так же неловко держит карандаш, крутит лист вместо того, чтобы повернуть руку, не может аккуратно заштриховать даже небольшую поверхность. Попросите нарисовать и заштриховать домик - и вы все увидите. Не получается? Значит, выполнять графические задания рано.

Необходимо уделить больше внимания общему развитию движений руки, кисти, пальцев. Лепка и вязание, скручивание толстой синтетической нити, мозаика, конструктор, раскладывание карточек из картона (размеры могут быть разными: 2x2, 3х3, 4x4 см). Очень полезны и такие упражнения: перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками гладкий брусок (сначала использовать все пальцы а потом только по два справа и слева, меняя их). Не менее важна тренировка пространственного восприятия. Понятия верх, низ справа, слева, впереди; сзади и т. п. достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: играем вдвоем, ты бросаешь правой рукой мне к правой руке (или левой). Ребенок со всем этим вскоре начинает справляться, но важно, чтобы он осознанно увидел пространственные соотношения. Если ребенок путается (особенно часты нарушения пространственного расположения у леворуких детей), не нервничайте, а терпеливо объясняйте, и не один раз.

Не так просто бывает сформировать пространственное расположение частей (деталей) на плоскости. Для этой цели можно применить пуговицы разного цвета, размера и любые плоские фигуры (карточки, картинки).

Возьмем чистый лист бумаги, на середину листа положим карточку, а вокруг нее будем располагать пуговицы (нам нужна одна карточка, 4 больших пуговиц и 8 маленьких). Сначала большие: одну над карточкой, в середине (объясняем, что такое середина и заодно положим пуговицу на место), затем другую под карточкой, тоже в середине; далее справа в середине, а последнюю слева в середине.

Внимание! Не спешите, не переходите к следующему занятию, пока ребенок не понял и не сделал правильно предыдущее. Учтите: по ходу всех заданий ребенок получает от вас и общие навыки учебной работы - умение внимательно слушать инструкцию, сосредоточиваться на задании, работать без отвлечений.

Теперь найдем место для маленьких пуговиц: одну в верхнем правом углу (объясняем, где этот угол - справа, вверху; если ребенок вообще плохо представляет себе, что такое угол, объясняем отдельно); вторую - в верхнем левом углу; третью - в нижнем правом углу; четвертую - в нижнем левом углу. Если все выполнено правильно и не вызывает затруднений, то дадим более сложное задание: пятую - над большой пуговицей, которая лежит над карточкой; шестую - под большой пуговицей, которая лежит под карточкой; седьмую - справа от большой пуговицы, которая лежит справа у карточки; восьмую - слева от большой пуговицы, которая лежит слева у карточки. Вместо пуговиц можно использовать вырезанные из картона различные геометрические фигуры (круги, овалы, треугольники, прямоугольники).

Такие занятия пригодятся и для формирования понятий о геометрических фигурах, их сочетаниях и соотношениях. Например, можно разрезать прямоугольник на восемь частей и попробовать из разбросанных в беспорядке треугольников сложить маленькие прямоугольники, а затем всю фигуру (можно раскрасить маленькие прямоугольники разным цветом).

А вот еще задание, развивающее пространственное восприятие: попробуйте собрать из прямоугольников, квадратов, треугольников и кругов несколько простых фигур по своему воображению. Выполняя эти задания, можно заодно дать малышу понятие о целом и части: о круге и половинках круга, о четырехугольнике и его половинках и т. п. Задание можно сформулировать так: "Собери фигуру из деталей".

Дети обычно любят возиться с конструктором. Но и к этим занятиям надо присмотреться и оценить, как работает ребенок, когда ему интересно, и насколько точно он выполняет ваши задания. Если видите, что ребенок без отвлечений работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро ее забывает,- не успокаивайте себя тем, что подрастет и "поумнеет". Надо, значит, упростить задачу: подразделить инструкции на ряд самых несложных действий - и осваивать их по очереди. Но не проводите такие занятия, если ребенок устал, перевозбужден или не оправился после болезни.

Гораздо легче удержать детское внимание и повысить ценность таких занятий, если работа будет не одноразовой, а с "продолжением". Например, с девочками можно кроить одежду для кукол, собирая гардероб, а с мальчиками - строить флот.

Старайтесь избегать укоряющего тона, грубых окриков и таких вот руководящих указаний: "Сколько раз повторять одно и то же", "Опять ты делаешь не то... не так...". Не забудьте похвалить ребенка за правильно выполненную работу, даже если сделано не все и не совсем так: "Сегодня уже лучше, но вот ты забыл...". Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

При оценке готовности к обучению вы проверили память ребенка. Неблагоприятным показателем являются "скачущие" результаты: то запомнил 5 слов, то - 2. Это одно из свидетельств быстрой истощаемости нервной системы. Как правило, такие результаты бывают у детей болезненных, ослабленных, чрезмерно возбудимых. И в этом случае нужна не тренировка памяти (как считают многие), а улучшение общего состояния ребенка! Кстати, психологические исследования показывают: механическая память от тренировки практически не улучшается...

Но что же делать: ведь в процессе учебы запоминать придется многое? 

Психологи рекомендуют задавать материал как можно более мелкими порциями.


Наибольшую трудность обычно вызывает запоминание стихотворений. Рекомендуем сначала разобрать смысл всего стихотворения, пересказать, выделить смысловые части. А учить по одной-две строчки, на опыте определяя время, когда лучше всего заучить следующую часть (кому-то лучше через час, кому-то - через три). Многие дети хорошо вспоминают утром то, что несколько раз читалось перед сном. Если удалось определить эти особенности памяти ребенка, не забудьте перед школой рассказать об этом учителю - и не требуйте от ребенка выучить "все сегодня".

Теперь вы знаете, где слабое звено или звенья у вашего ребенка и работаете над этим, вы видите продвижение - и есть надежда, что к школе все будет в порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание - Готовим ребенка к школе

Данный материал поможет педагогам рассказать родителям на собраниях об основных программах, которые есть в школах. Как выбрать школу, какая программа для ребенка будет доступной, что необходимо знать ...

Готовим ребенка к школе.

Консультация для родителей, как подготовить ребенка к школьному обучению дома....

Буклет для родителей "Готовим ребенка к школе"

Знакомство родителей с понятием психоогической готовности ребенка к школе....

Готовим ребенка к школе. Что должен знать и уметь завтрашний первоклассник.

Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, как правило, бывают готовы к школе. Они уже знают буквы, цифры, владеют навыками самообслуживания. Даже при сегодняшних кадровых проблемах в детских сад...

Готовим ребенка к школе

В чем заключается готовность ребенка к школе? На этот и многие вопросы при подготовке ребенка к школе найдутся ответы в содержании данного материала, как информации на родительском собрании "Готовим р...

Консультация для родителей "Готовим ребенка к школе"

Уважаемые родители!Ваш ребенок находится на последней ступеньке перед школой. Мы советуем обращать внимание на словарь ребенка, на то, как включаются в него новые слова. Но теперь вас должны инт...

Консультация для родителей "Готовим ребенка к школе. преемственность между детским садом и школой"

В материале представлены особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Подробно разбираются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть дети перед поступленеим в школу и объясняется,...


 

Комментарии

Марчук Ирина Ивановна

Родителям на заметку