Консультация психолога для родителей и педагогов: "Как помочь ребенку овладеть наукой расставания"
материал по теме

Суханова Татьяна Борисовна

Консультация для педагогов и родителей с целью сопровождения процесса адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_ovladet_naukoy_rasstavaniya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку овладеть наукой расставания

Советы родителям.

  1. Разделите чувства ребенка, примите его страх как данность и не уверяйте в том, что «ничего страшного нет».
  2. Не вините, не ругайте и не наказывайте ребенка за страхи.
  3. Проанализируйте свое поведение и собственные чувства в ситуации расставания: дети как барометр эмоционально улавливают наше эмоциональное состояние и откликаются на него. Ваше тревожное состояние передается ребенку.
  4. Попробуйте выяснить дома, почему ребенок боится идти в группу, это можно сделать с помощью игры в «детский сад», где та или иная игрушка олицетворяет самого ребенка, а взрослый наблюдает, как игрушка поступает, что она говорит и делает. Спросите, что ей нравится или не нравится в детском саду, какое у нее заветное желание.
  5. Обязательно побеседуйте с воспитателями группы и узнайте, не произошло ли чего-нибудь неприятного для ребенка – упал, подрался, обидели дети, опрокинул горшок или посуду, плохо и крайне избирательно ест, долго не засыпает, ударился и т.п.
  6. Если возможно, проконсультируйтесь с психологом детского сада, попросите его выйти в группу и понаблюдать за ребенком и его взаимоотношениями.
  7. Объясните ребенку на доступном языке, почему вы оставляете его в детском саду, что полезного и интересного его там ждет.
  8. Дайте в детский сад ребенку его любимую игрушку – она станет оберегом (вы ее об этом «попросите»), или «мамину» вещь, например, пахнущий мамиными духами платочек, в который можно уткнуться, если ребенок заскучает, небольшую игрушку.
  9. После 1-3 дней присутствия в группе с ребенком научитесь мягко, но коротко расставаться с ним. Не затягивайте эту процедуру, но и не отрывайте ребенка резко от себя, попросите воспитателя помочь вам переключить его внимание на что-нибудь интересное.
  10. Если страх ребенка и отношения психологической зависимости при расставании с матерью длятся более трех недель, смените того, кто приводит ребенка в детский сад, - это может привести к достаточно быстрому положительному эффекту. Хорошо, если ребенка провожает более уравновешенный и спокойный взрослый (чаще папа, иногда тети или дядя, старшие братья или сестры).

Как помочь ребенку овладеть наукой расставания

Советы воспитателям.

  1. Несмотря на отношение ребенка к вам , ненавязчиво проявляйте к нему любовь и заботу, оказывайте помощь, утешайте и поддерживайте. Ребенок, который боится разлуки с мамой, может долго сторониться воспитателя, не признавать и не принимать его – в этом нет ничего страшного и странного.
  2. Помните, что некоторые особенности вашего облика могут вызывать у ребенка неприятие или страх: высокий рост, громкий голос, резкие движения, излишняя активность или суетливость, длинные острые ногти или некоторые другие детали одежды. Учитывайте  и по возможности минимализируйте их влияние на детей.
  3. Заботьтесь о создании благоприятного для ребенка взаимодействия с новыми взрослыми, оно должно быть эмоционально положительным, ярким и доверительным.
  4. Чаще давайте ребенку ощущение безопасности, находите способы, вселяющие в него уверенность, чувство успешности в разнообразных действиях, помогайте справляться с бытовыми делами. Ребенку нужен веселый, оптимистичный. Сочувствующий и соучаствующий взрослый, умеющий эмоционально и физически поддержать его.
  5. Старайтесь понимать потребности ребенка, предугадывайте его желания – это вызывает у детей чувство радости и прилив сил.
  6. Говорите с ребенком о доме, его маме, акцентируя внимание на том, какая она хорошая, заботливая, думает о своем сыночке или дочке, обязательно  вечером придет и чем-нибудь порадует.
  7. Старайтесь использовать косвенные методы воздействия – переключение внимания с острых переживаний, приведение в пример поведение других детей, стихи, потешки, песенки.
  8. Чаще используйте телесный контакт – поглаживания, объятия, прикосновения, усаживания на колени и пальчиковые игры.
  9. Встречайте радостно каждого ребенка, особенно испытывающего страх: «Дети, посмотрите кто к нам пришел! Мы давно ждем тебя, будем играть вместе».
  10.  Используйте в общении с детьми яркие игрушки, занятия с ними помогают стабилизировать эмоциональное состояние тревожного ребенка, вовремя и к месту подобранные игрушки помогают отвлечь от грустных переживаний, организовать деятельность, привлечь к ребенку внимание других детей.
  11. Правильно реагируйте, если ребенок пришел со своей домашней игрушкой или любимым предметом-«талисманом», помните, что ребенку так легче справляться со своим страхом или просто с неважным настроением.
  12. Не настаивайте на игровом общении с вами или другими детьми, если ребенок боится, не может успокоиться, но при этом не теряйте малыша из виду. Если возможно, привлекайте его в общие подвижные игры, где вы выступаете в роли мамы: мама-кошка, мама-курочка, мама-коза – это создает дополнительную опору для того, чтобы дождаться маминого прихода.
  13. в конце дня, когда придет мама ребенка, порадуйте ее успехами малыша, его хорошим настроением, сообщите о предстоящем на следующий день интересном деле, которое ждет ребенка («Без тебя никак не справимся», «С тобой будет веселее, интереснее»).
  14. Ни в коем случае:
  • Силой не отрывайте ребенка от мамы
  • Не игнорируйте страх малыша, его плач, нытье и хныканье;
  • Не стремитесь к быстрому установлению контакта;
  • Не заставляйте ребенка насильно делать то, что другие,- есть, спать, играть с другими детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет для родителей и педагогов "Как помочь ребенку подготовиться к школьной жизни"

В предшкольный период родители должны обратить внимание на формирование у ребенка таких качеств, которые помогут ему адаптироваться в школьной жизни, наладить общение со сверстниками и учителями...

Как помочь ребенку овладеть наукой расставания

Материал по адаптации ребенка к ДОУ....

Консультация психолога для родителей и педагогов "Почему дети себя "плохо" ведут или эффективное воспитание без наказаний"

Психологи утверждают, что применение наказания не решает проблему "плохого поведения", а лишь вызывает у ребёнка желание найти способы отплатить обидчикам капризами и непослушанием. Кроме то...

Консультация психолога для родителей и педагогов "Готовность к школе. Развитие памяти и внимания"

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Безу...

Консультация для родителей и педагогов "Как помочь ребенку разговаривать". Младшая группа

Консультация для родителей и педагогов "Как помочь ребенку разговаривать" Младшая группа....

Рекомендации педагога-психолога для родителей воспитанников ДОУ "Как помочь ребенку стать увереннее в себе?"

Описание основных причин детской неуверенности. Рекомендации для родителей воспитанников ДОУ направленные на воспитание ребенка, способного проявлять свои способности и знания в детском коллективе. Оп...