Главные вкладки

    Консультация психолога для родителей и педагогов: "Как помочь ребенку овладеть наукой расставания"
    материал по теме

    Суханова Татьяна Борисовна

    Консультация для педагогов и родителей с целью сопровождения процесса адаптации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_ovladet_naukoy_rasstavaniya.doc32.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как помочь ребенку овладеть наукой расставания

    Советы родителям.

    1. Разделите чувства ребенка, примите его страх как данность и не уверяйте в том, что «ничего страшного нет».
    2. Не вините, не ругайте и не наказывайте ребенка за страхи.
    3. Проанализируйте свое поведение и собственные чувства в ситуации расставания: дети как барометр эмоционально улавливают наше эмоциональное состояние и откликаются на него. Ваше тревожное состояние передается ребенку.
    4. Попробуйте выяснить дома, почему ребенок боится идти в группу, это можно сделать с помощью игры в «детский сад», где та или иная игрушка олицетворяет самого ребенка, а взрослый наблюдает, как игрушка поступает, что она говорит и делает. Спросите, что ей нравится или не нравится в детском саду, какое у нее заветное желание.
    5. Обязательно побеседуйте с воспитателями группы и узнайте, не произошло ли чего-нибудь неприятного для ребенка – упал, подрался, обидели дети, опрокинул горшок или посуду, плохо и крайне избирательно ест, долго не засыпает, ударился и т.п.
    6. Если возможно, проконсультируйтесь с психологом детского сада, попросите его выйти в группу и понаблюдать за ребенком и его взаимоотношениями.
    7. Объясните ребенку на доступном языке, почему вы оставляете его в детском саду, что полезного и интересного его там ждет.
    8. Дайте в детский сад ребенку его любимую игрушку – она станет оберегом (вы ее об этом «попросите»), или «мамину» вещь, например, пахнущий мамиными духами платочек, в который можно уткнуться, если ребенок заскучает, небольшую игрушку.
    9. После 1-3 дней присутствия в группе с ребенком научитесь мягко, но коротко расставаться с ним. Не затягивайте эту процедуру, но и не отрывайте ребенка резко от себя, попросите воспитателя помочь вам переключить его внимание на что-нибудь интересное.
    10. Если страх ребенка и отношения психологической зависимости при расставании с матерью длятся более трех недель, смените того, кто приводит ребенка в детский сад, - это может привести к достаточно быстрому положительному эффекту. Хорошо, если ребенка провожает более уравновешенный и спокойный взрослый (чаще папа, иногда тети или дядя, старшие братья или сестры).

    Как помочь ребенку овладеть наукой расставания

    Советы воспитателям.

    1. Несмотря на отношение ребенка к вам , ненавязчиво проявляйте к нему любовь и заботу, оказывайте помощь, утешайте и поддерживайте. Ребенок, который боится разлуки с мамой, может долго сторониться воспитателя, не признавать и не принимать его – в этом нет ничего страшного и странного.
    2. Помните, что некоторые особенности вашего облика могут вызывать у ребенка неприятие или страх: высокий рост, громкий голос, резкие движения, излишняя активность или суетливость, длинные острые ногти или некоторые другие детали одежды. Учитывайте  и по возможности минимализируйте их влияние на детей.
    3. Заботьтесь о создании благоприятного для ребенка взаимодействия с новыми взрослыми, оно должно быть эмоционально положительным, ярким и доверительным.
    4. Чаще давайте ребенку ощущение безопасности, находите способы, вселяющие в него уверенность, чувство успешности в разнообразных действиях, помогайте справляться с бытовыми делами. Ребенку нужен веселый, оптимистичный. Сочувствующий и соучаствующий взрослый, умеющий эмоционально и физически поддержать его.
    5. Старайтесь понимать потребности ребенка, предугадывайте его желания – это вызывает у детей чувство радости и прилив сил.
    6. Говорите с ребенком о доме, его маме, акцентируя внимание на том, какая она хорошая, заботливая, думает о своем сыночке или дочке, обязательно  вечером придет и чем-нибудь порадует.
    7. Старайтесь использовать косвенные методы воздействия – переключение внимания с острых переживаний, приведение в пример поведение других детей, стихи, потешки, песенки.
    8. Чаще используйте телесный контакт – поглаживания, объятия, прикосновения, усаживания на колени и пальчиковые игры.
    9. Встречайте радостно каждого ребенка, особенно испытывающего страх: «Дети, посмотрите кто к нам пришел! Мы давно ждем тебя, будем играть вместе».
    10.  Используйте в общении с детьми яркие игрушки, занятия с ними помогают стабилизировать эмоциональное состояние тревожного ребенка, вовремя и к месту подобранные игрушки помогают отвлечь от грустных переживаний, организовать деятельность, привлечь к ребенку внимание других детей.
    11. Правильно реагируйте, если ребенок пришел со своей домашней игрушкой или любимым предметом-«талисманом», помните, что ребенку так легче справляться со своим страхом или просто с неважным настроением.
    12. Не настаивайте на игровом общении с вами или другими детьми, если ребенок боится, не может успокоиться, но при этом не теряйте малыша из виду. Если возможно, привлекайте его в общие подвижные игры, где вы выступаете в роли мамы: мама-кошка, мама-курочка, мама-коза – это создает дополнительную опору для того, чтобы дождаться маминого прихода.
    13. в конце дня, когда придет мама ребенка, порадуйте ее успехами малыша, его хорошим настроением, сообщите о предстоящем на следующий день интересном деле, которое ждет ребенка («Без тебя никак не справимся», «С тобой будет веселее, интереснее»).
    14. Ни в коем случае:
    • Силой не отрывайте ребенка от мамы
    • Не игнорируйте страх малыша, его плач, нытье и хныканье;
    • Не стремитесь к быстрому установлению контакта;
    • Не заставляйте ребенка насильно делать то, что другие,- есть, спать, играть с другими детьми.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей и педагогов: "Как повысить самооценку ребенка"

    В предложенном материале Вы можете найти подборку игр, напрвленных на повышение самооценки детей дошкольного возраста....

    буклет для родителей и педагогов "Как помочь ребенку подготовиться к школьной жизни"

    В предшкольный период родители должны обратить внимание на формирование у ребенка таких качеств, которые помогут ему адаптироваться в школьной жизни, наладить общение со сверстниками и учителями...

    Консультация для родителей и педагогов: "Как помочь развитию у ребенка диалоговой речи?"

    Данная консультация  поможет развить у ребенка диалоговую речь?...

    Как помочь ребенку овладеть наукой расставания

    Материал по адаптации ребенка к ДОУ....

    Консультация для родителей и педагогов "Как помочь агрессивному ребенку"

    Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное дест...

    Консультация для родителей и педагогов: «Как отвлечь детей от неприятной ситуации и помочь им переключится на другой вид деятельности».

      Если вам предстоит общаться с группой детей (на празднике, в гостях или другой обстановке) обязательно держите в запасе простые, короткие, веселые игры и забавы. Это поможет занять минут...